Научная статья на тему 'Проблемы развития системы высшего образования республики Таджикистан и интеграции в мировое образовательное пространство'

Проблемы развития системы высшего образования республики Таджикистан и интеграции в мировое образовательное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
810
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития системы высшего образования республики Таджикистан и интеграции в мировое образовательное пространство»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Х.Р. Шомурадов

Сегодня в Республики Таджикистан происходит смена образовательно-педагогических формаций, так как именно образование становится ведущим фактором, определяющим развитие человека, тех его качеств, которые обеспечивают решение кризисных проблем общества, создают качественно новый общественный интеллект. Эти процессы заставляют не только работников системы образования, но и политиков рассматривать образование как высший приоритет в достижении государственных целей. Формировать и проводить политику в области образования приходится в условиях конвергенции официальной светской и радикальной, ортодоксальной идеологий.

Находясь в фокусе геополитических интересов соседних Восточно-Азиатских и супердержав дальнего зарубежья, Республика Таджикистан испытывает их влияние на сферу образования и культуры. Министерство образования Республики Таджикистан активно сотрудничает с Министерством образования и науки Российской Федерации в области стандартизации образования, развития механизмов оказания платных образовательных услуг, внедрения арендной формы использования учебников, обеспечения русскоязычных учащихся школ учебниками, художественной литературой и т.д. [1].

Государственные стандарты образования Республики Таджикистан опираются на образовательные стандарты Российской Федерации, при этом включают в себя национальный компонент. Есть некоторый опыт и в области подготовки специалистов в российских вузах, например национальных педагогических кадров, по тем специальностям, по которым не ведется подготовка в вузах Таджикистана.

В Республике Таджикистан «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования», «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки студентов и государственный классификатор направлений и специальностей высшего образования» приняты на основе действующих стандартов Российской Федера- 85 ции [1].

Действующая в Республике Таджикистан система стандартов высшего профессионального образования предусматривает:

• преимущественное развитие многоуровневой системы подготовки кадров по направлениям, специальностям, позволяющим гибко реагировать на потребности рынка труда специалистов и на прогнозы их изменений;

• интеграцию профильных средних учебных заведений с вузами, что приводит к созданию новых траек-

1 / 2007

Преподаватель XXI

ВЕК

торий образовательной карьеры и повышению качества образования;

• развитие академической мобильности, предполагающей проводить подготовку специалистов на разных уровнях в соответствии с познавательными и другими индивидуальными особенностями обучаемых;

• возможность продолжения учебы по избранному направлению (специальности), включая послевузовское образование, в университетах и вузах ближнего и дальнего зарубежья.

Это особенно значимо для Республики Таджикистан, где подготовка кадров осуществляется по ограниченному количеству специальностей.

В настоящее время в вузах Республики Таджикистан подготовка специалистов осуществляется по двум параллельным ветвям: по традиционной системе со сроком обучения 5 лет и выдачей диплома специалиста; по двухуровневой ветви с 4-летним обучением с выдачей диплома степени (квалификации) бакалавра и с 6-летним обу-уц чением с выдачей диплома степени (квалификации) магистра.

Квалификация дипломированный специалист и степень магистра соответствуют полному высшему образованию и дают возможность продолжить образование в системе послевузовской подготовки, соответственно в аспирантуре и докторантуре вузов республики.

Для практической реализации государственного стандарта высшего профессионального образования решением Правительства Республики Таджикистан № 443 от 12.08.1995 г. ряд средних специальных учебных заведений был введен в структуру вузов в качестве колледжей с изменением

их правовых основ. Это позволило в структуре вузов республики обеспечить непрерывность в получении высшего образования разного уровня (младший специалист, бакалавр, дипломированный специалист, магистр), исходя из потребностей не только экономики Таджикистана, но и потенциальных возможностей и других индивидуальных особенностей обучаемых [2].

Подобная академическая свобода появляется за счет того, что фундаментальная подготовка высшего профессионального образования с нормативным сроком 2 года в вузе и колледже осуществляется по единым учебным планам, а также за счет внедрения рейтинговой системы оценки знаний, предусматривающей непрерывную текущую оценку знаний студентов, по результатам которых беспрепятственно принимают решение по переводу или прекращению учебы студентов на каждом уровне обучения.

Во всех вузах республики открылись факультеты довузовской подготовки, лицеи, лицейские классы, гимназии, который позволяют за счет кадрового потенциала вузов значительно улучшить подготовку абитуриентов для последующей учебы в вузе.

Наряду с этим высшее образование республики сталкивается с очень серьезными проблемами:

• недостаточное финансирование не позволяет организовать учебный процесс в соответствии с современными требованиями, а низкая заработная плата способствует оттоку профессорско-преподавательского состава из вузов;

• слабо используется интеллектуальный потенциал университетов в проведении серьезных научных

ПреподавательШ_

ВЕК

1 / 2007

исследований и для оказания образовательных услуг;

• наличие очевидных проблем в развитии многих отраслей промышленности и экономики Таджикистана порождает серьезные трудности, связанные с трудоустройством выпускников, их целевой подготовкой по договорам, особенно специалистов в области строительства, транспорта, машиностроения, текстильной и химической промышленности, и это притом, что республика остро нуждается в развитии данных отраслей;

• сегодня очень актуальна переориентация молодежи на ценности, связанные с интеллектом, культурой, знаниями. Необходимо добиться понимания того, что выход из экономического кризиса, реализация конкурентоспособных технологий требует высококвалифицированных специалистов. Слабая подготовка выпускников средних школ существенно тормозит их обучение в вузе;

• хотя в республике, разработаны национальные образовательные стандарты, однако потенциал Таджикского научно-исследовательского института педагогических наук оказался недостаточным для трансформации этих стандартов в учебно-методические пособия. Особенно сложно обстоят дела в области подготовки учебных планов, программ, учебников, лекционных пособий по таким наукам, как педагогика, психология, в технических науках и т.д.

Здесь необходимо объединение

общих усилий, осуществление совместной работы по подготовке методически обновленных учебников и програм-

мно-методических материалов не только по естественно-научным дисциплинам, но и по русскому и иностранным языкам, а также для национальных диаспор, которые проживают теперь во всех странах СНГ

Анализ последних пятнадцати лет показывает, что в Республике Таджикистан наблюдается постоянно возрастающий спрос на высококвалифицированных специалистов и осознание их решающей роли в социально-культурном и экономическом развитии общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шомурадов Х.Р. Деятельность высших учебных заведений по развитию международного сотрудничества. - Душанбе, 1999.

2. Рахмонов Э.Ш. Образование есть основа укрепления государства и спасения нации. - Душанбе, 2006.

3. Каримова И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования в таджикских школах. - Душанбе, 2000.

4. Шарипов А.А. Международные связи высших учебных заведений Таджикистана. - Душанбе, 1999.

87

1 / 2007

Преподаватель XXI

ВЕК

Э.Н. БУРДЖАЛОВ: ЕГО ВКЛАД В ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ И ОБРАЗОВАНИЕ

Э.М. Щагин

Формирование и деятельность научных школ в системе высшего образования является важнейшим условием преемственности в развитии как мировой, так и отечественной научной мысли. История возникновения и роли их в общественном прогрессе применительно к каждой области научного знания изучены пока явно недостаточно. Особого внимания требует выяснение вклада вузовской науки в лице ее маститых представителей, авторов инновационных для своего времени решений в сфере гуманитарных и ественнонаучных исследований. В свете этого привлекает внимание творческая биография Э.Н. Бурджалова, который свыше 17 лет своей жизнедеятельности отдал работе сначала доцентом, а затем профессором кафедры истории СССР МГПИ им. В.И. Ленина.

88 Эдуард Николаевич Бурджалов связал свою жизнь и научно-педагогическое подвижничество со славной историей нашего вуза в сравнительно зрелом возрасте, будучи к этому времени не только известным в составе сравнительно влиятельного партийно-государственного звена советской элиты 30-50-х гг. прошлого века общественно-политическим деятелем, но и вполне сложившимся исследователем-историком советского общества, успешно защитившим в 1938 г. в Совете Московского государственного института истории, философии, литературы диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических на-

ук. В его научном багаже к этому времени уже имелись две книги о Первом Всероссийском съезде Советов и о 26 бакинских комиссарах, циклы лекций по истории России с начала XIX века и по период Великой Отечественной войны включительно и лекций, прочитанных Эдуардом Николаевичем в ВПШ при ЦК КПСС, а также ряд статей, опубликованных в центральных исторических журналах: «Вопросы истории», «Пролетарская революция» и др.

Выходец из семьи служащего частной рыбопромышленной фирмы (его отец сначала работал бухгалтером фирмы, а с 1912 г. заведовал ее бакинским отделением известного нефтяного магната Лианозова) в юношеском возрасте связал свою жизнь с новой, Советской, властью и ее общественностью - комсомолом, а с 1925 г. -большевистской партией. Еще в 1919 г. 13-летним юношей он поступил техническим секретарем на службу в пересыльный пункт Калмыцкого военного комиссариата и тогда же вступил в ряды комсомола.

С установлением в 1920 г. советской власти в Азербайджане переехал работать в Баку в ее органах, а затем занялся организационно-пропагандистской деятельностью в комсомоле, работая инструктором и завагитпропом комсомольских райкомов, а с 1923 г. заместителем заведующего агитпропом Бакинского городского комитета КСМ. Накануне ленинского призыва, как активист бакинской комсомолии, стал кандидатом в члены ВКП(б) и направлен на учебу в Москву. Работая

ПреподавательШ_

ВЕК

1 / 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.