Научная статья на тему 'Формирование общего образовательного пространства государств — членов ЕврАзЭС: состояние, проблемы и перспективы'

Формирование общего образовательного пространства государств — членов ЕврАзЭС: состояние, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общего образовательного пространства государств — членов ЕврАзЭС: состояние, проблемы и перспективы»

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОСУДАРСТВ — ЧЛЕНОВ ЕврАзЭС: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

И. П. Лотова

XXI век, в который мы вступили, называют веком науки. Новые реалии ставят мировое сообщество и любое государство мира перед необходимостью реформирования системы образования. Бурный рост знаний охватил все сферы человеческой деятельности. Процессы глобализации стирают социальные, культурные, экономические границы, и под влиянием нарастающего темпа, смены идей и типов мышления, способов жизнедеятельности кардинально изменяется роль и место образования в современном обществе. Понимание роли образования в развитии мирового сообщества привело к значительному росту числа студентов университетов. Достаточно сказать, что с 1996 г. по 2000 г. численность студентов во всем мире увеличилась с 13 млн. до 83 млн. человек, т. е. в шесть раз. В высшие учебные заведения в развитых государствах поступает около 60 % выпускников средних школ. В США эта цифра достигает 84 %. В развивающихся странах за указанный период количество студентов увеличилось в 11 раз. За этот же период число учащихся школ увеличилось в мире с 91 млн. до 382 млн. человек. В развивающихся странах число получивших среднее образование возросло в 7,1 раза.

Обеспечение устойчивого экономического и социального развития государств — членов ЕврАзЭС в новом веке, укрепление их позиций в мировом сообществе и на мировых рынках напрямую зависит от отношения к уровню подготовки современных высококвалифицированных специалистов, развития образования в целом. Это возможно лишь при условии создания наиболее эффективных школ и высших учебных заведений, способствующих максимальному развитию интеллектуального потенциала граждан. Международное сотрудничество наших государств в области образования осуществляется на основе национальных законодательств, международных договоров, соглашений, конвенций. Государственная политика стран Сообщества в области образования со дня обретения странами независимости строится на основе решения двух взаимосвязанных проблем.

65

Это, с одной стороны, сохранение всего положительного в области образования, что было накоплено за годы, когда страны входили в состав Советского Союза, а с другой стороны — создание новой модели образования, адекватной происходящим политическим, экономическим, социальным изменениям в мире.

Сотрудничество стран ЕврАзЭС в формировании единого образовательного пространства проявилось в разработке ряда соглашений. Кроме Соглашения о взаимном признании эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, которое было подписано еще в 1998 г. (в 2002 г. к нему протоколом присоединилась Республика Таджикистан), есть еще два соглашения, очень серьезных. Это Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств на поступление в учебные заведения, подписанное в 1998 г., и Соглашение о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений государств Сообщества. Как уже было отмечено, работает профильный Совет по образованию. Несколько слов о моей позиции по этому вопросу. Сейчас уже существует профильный совет по образованию при Интеграционном Комитете очень высокого уровня. В его состав, в частности, входят руководители на уровне министров и их заместителей. Я соглашусь с этим только частично: что, по всей видимости, чтобы подчеркнуть, что деятельность данного органа выходит за рамки просто решения проблемы эквивалентности и взаимного признания документов об образовании, и придать ему больший вес, нужно поменять его название на «Совет по образованию» — и только. Создавать еще один профильный Совет при Интеграционном Комитете, пожалуй, смысла особого нет.

Хочу особо отметить, в чем состоит сегодня переход к плоскости рассматриваемых проблем в рамках Сообщества. Согласно решению Совета (это заседание проходило в 2002 г.), определено, что дипломы о высшем образовании, выдаваемые в странах Сообщества, признаются сторонами эквивалентными, при поступлении на работу в соответствии с указанной в документах специальностью, профессией, и если организации образования, выдавшие диплом, прошли государственную аккредитацию. Для реализации этого решения мы очень серьезно работали два года над Соглашением по единому требова-

66

нию к порядку проведения аттестации и аккредитации учебных заведений, открываемых на территории Сообщества. Работа над документами шла кропотливая, трудоемкая, и он был внесен по согласованию с Советом на рассмотрение органов ЕврАзЭС в апреле этого года в Душанбе. И с чем же мы столкнулись? Я подхожу к проблеме присоединения к Болонскому процессу.

Российская Федерация при внесении этого вопроса в повестку дня настояла на снятии его с рассмотрения по той простой причине, что она не может согласиться с основополагающим положением этого документа на том основании, что в сентябре 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию. И в этой связи я хочу, по возможности, подробно остановиться как на положительных сторонах, так и на проблемах, которые возникают у наших государств в связи с присоединением России к Болонскому соглашению как состоявшейся данностью, а также в связи с тем, что министерствами образования Кыргызской Республики, Республики Казахстан тоже взят вектор на присоединение к Болонскому процессу.

Сегодня пять государств, входящих в Сообщество, очень различаются по уровню и состоянию образования. Достаточно сказать, что оборудование, материально-техническая база большинства вузов не соответствует требованиям существующих стандартов. Количество библиотек в различных вузах очень разнится, не все вузы имеют выход в глобальную библиотечную информационную сеть и к другим источникам информации. Самая сложная проблема, с которой столкнулись вузы сейчас — это непредоставление им финансовой свободы. Перевод вузов на рельсы самофинансирования, инициированный на разных уровнях, носит декларативный характер. Увеличение числа студентов и расширение сети вузов в значительной степени происходит за счет активного развития негосударственных, частных учебных заведений. Число негосударственных, частных вузов на начало 1999/2000 учебного года составило почти 40 % от общего числа вузов в странах Сообщества. Численность обучающихся в них — свыше 10 % от общей численности студентов. Однако в России этот закономерный рыночный процесс, при недостаточном совершенствовании правовой базы в области образования и

67

ослаблении контроля со стороны государства, принес негативные результаты. Появился целый ряд вузов, не соответствующих требуемому статусу. Недостатком негосударственного сектора высшей школы является то, что вузы зачастую ставят целью своей деятельности получение прибыли и стараются реализовать ее за счет массовости студентов при отсутствии оптимальных условий для осуществления качественного образовательного процесса. Отмечено снижение качества образовательных услуг, и в этой связи становится реальной угроза девальвации образования.

Теперь несколько слов о Болонском процессе. В июне 1999 г. министрами образования 29 европейских стран была подписана Болонская декларация. В настоящее время Болонское соглашение подписано уже 30 странами. Организация Болонского процесса преследует нижеперечисленные цели: создание системы сопоставимых степеней; переход на двухуровневую систему' подготовки - «бакалавр — магистр»; создание единой системы кредита часов; устранение препятствий на пути эффективной мобильности и т. д. В настоящее время часть европейских вузов, следуя фундаментальным принципам со времен Великой хартии, принятой в Болонье, уже приступили к построению общеевропейского пространства. Около 800 университетов на сегодняшний день подписали Болонскую декларацию, признав таким образом высокий уровень образования и дипломы о высшем образовании. Российская Федерация подписала данную декларацию в сентябре прошлого года. Немного раньше, в 2002 г., подписал Болонскую декларацию Международный университет Кыргызстана, присоединившись к общеевропейскому процессу и тем самым совершив прорыв в мировое общеобразовательное пространство. Сегодня высшими учебными заведениями Республики Казахстан и Кыргызской Республики и министерствами образования на основе Концепции, разработанной до 2010-2015 гг. соответственно, взята стратегия на присоединение к Болонскому процессу.

Теперь подробнее остановлюсь на анализе проблем, которые в этой связи стоят перед нашими государствами Во-первых, переход на двухуровневую систему. Вместо европейской двухуровневой системы «бакалавр — магистр» в наших странах принята трехуровне-

68

вая система «бакалавр — специалист — магистр». В вузе можно учиться 4, 5 и 6 лет. Конечно, российская высшая школа выгодно отличается фундаментальным характером образовательных программ, но для того чтобы пользоваться этим преимуществом и привлекать студентов из других стран, необходимо участвовать в общеевропейской системе. Ряд университетов перешли на систему «бакалавр — магистр», однако переход совершен по отдельным направлениям и специальностям. Предстоит, по сути, разработать целый ряд программ с учетом европейских стандартов образования. Важно, чтобы в этой ситуации четырехлетнюю программу бакалавра не втиснули, грубо говоря, в пятилетнюю программу специалиста и не растянули на шесть лет, включая подготовку' магистра. Немаловажной задачей является и включение понятия «бакалавр» в Трудовой кодекс, так как отсутствие такого понятия в ряде национальных законодательств затрудняет трудоустройство.

Выгода перехода на двухуровневую систему подготовки кроется в том, что вузы получают шанс привлекать дополнительное количество внебюджетных средств за счет обучения иностранных граждан. Расширяются связи с зарубежными вузами, и увеличиваются шансы получать гранды в зарубежных организациях. Кроме того, выгода перехода на двухуровневую систему подготовки кроется в экономии одного года обучения. По статистике, в зарубежных государствах продолжают обучение в магистратуре 15-20 % бакалавров. Важным аспектом экономии средств и показателем развития образования является соотношение числа студентов и преподавателей. В экономически развитых государствах соотношение студентов и преподавателей составляет примерно 15:3. В Италии, Испании, Швейцарии, Турции — 20:1. В среднем, соотношение студентов к преподавателям колеблется от 28:5 (в Италии) до 29:7 (в Венгрии). Исключение составляет Австрия — 5:7.

О введении системы кредита часов. Система кредита часов обозначает недельную учебную нагрузку студентов и предусматривает значительное увеличение времени самостоятельной работы студентов с уменьшением времени аудиторной нагрузки. С получением времени для самостоятельной работы студентам требуется доступ

69

к источникам информации, то есть наличие достаточного количества учебников, учебных пособий, компьютеров, достаточный доступ к Интернету, а также подготовка преподавателей к новой технологии обучения. Важно, что переход к системе кредита часов не ограничивается простым сокращением учебной нагрузки. В то же время аудиторные занятия должны включать в себя дискуссии, деловые игры, которые в сочетании с самостоятельной работой студентов должны способствовать развитию деловых качеств, ответственности, предприимчивости и т. д. Но есть стартовая проблема.

Болонская модель, кроме двух уровней структур высшего образования, как уже отмечалось, предполагает две базовые вещи: модульный подход и кредиты. Модульная система означает отказ от предметного преподавания и введение целенаправленных расширенных образовательных программ, в которых дисциплинарные границы расширены и рассматриваются совсем иначе, чем в архаичных традиционных формах. Кредиты — в данном случае лишь вспомогательный инструмент для расширения такой задачи. Это коллективное поэтапное продвижение к усвоению образовательной программы в целом. Здесь возникают опасные «ножницы». Если вдуматься, переход на модульный принцип организации учебного процесса оказывается на сегодня невозможным: он противоречит стандартам, утвержденным в России, которые составлены попредметно и приняты в качестве базовых для государств — членов ЕврАзЭС. И здесь потребуется перестройка всей системы довузовского образования, что вообще до сих пор упускается из вида. Пути решения направления, стыковки не найдены. И следом возникает другая серьезная проблема: социальная, кадровая, если хотите, поскольку штатное расписание университетов ни в коей мере не соответствует новому содержанию образования. Примерно на одну треть придется сокращать состав преподавателей, а это, согласитесь, не для всех простая — а порой и просто болезненная — операция.

Хочу обратить внимание и на тот факт, что Болонский процесс не является на данный момент окончательно всеми признанной данностью в Европе. Европейские элитарные вузы, такие как Кембридж, Парижский институт политической науки и другие, отказа-

70

лись участвовать в этом процессе. Это означает, что Европейский союз строит нерегламентированную сферу образования для «обычных» людей, но остается нормальной сферой образования для элиты. Надо изучать все эти процессы, безусловно, так как наши государства взяли ориентацию на присоединение к ВТО, а присоединение к Болонскому процессу является одним из обязательных условий. Но отсюда и вопросы: что такое государственные услуги, государственные обязательства перед своими гражданами? Где кончается государство и начинается рынок? Как образование превращается в рыночную ценность? Для решения столь сложной проблемы, возникающей перед нашими государствами в связи с присоединением рада из них к Болонскому процессу, в корне должны поменяться тактика и стратегия по формированию общеобразовательного пространства или поиск стыковки, хотя бы по принципиальным позициям наших государств в этой сфере. Я соглашусь с предложением создания комиссии, куда должны войти не только представители Межпарламентской Ассамблеи, парламентарии наших стран, специалисты ведущих органов исполнительной власти, но и ученые, представители вузов для серьезнейшей проработки. И это должно быть сделано в кратчайшие сроки, потому что мы можем просто не успеть за процессом, и уже сейчас, вдогонку, нужно успеть сделать хотя бы несколько предупредительных шагов, которые должны выразиться в принятии серьезных рамочных документов. Потому что можно поставить под сомнение все ранее принятые международные документы и перспективность разработки документов в рамках ЕврАзЭС, работа над которыми сейчас ведется. Надеюсь, что конструктивная дискуссия, идущая в рамках настоящего форума, будет не только на пленарном заседании, но и в рамках секционных. Мы должны не только поставить эти вопросы и обозначить проблемы, но и ответить, найти пути выхода из очень сложной ситуации, перед которой оказалось образование наших государств.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.