Керимли Ф. Болонская система и развитие высшего образования Азербайджана / Ф. Ке-римли // Научный диалог. - 2013. - № 2(14) : Педагогика. - С. 22-32.
УДК 378(479.24)+37.014.24
Болонская система и развитие высшего образования Азербайджана
Фидан Керимли
Рассматривается вопрос об интеграции азербайджанской системы образования в Болонский процесс и в Европейское образовательное пространство. Анализируются вопросы взаимного признания дипломов, процесс перехода к системе зачетных единиц, обучение студентов за рубежом, а также процесс студенческого и преподавательского обмена и иные формы взаимодействия между университетами.
Ключевые слова: Болонский процесс; Европейское образовательное пространство; Азербайджан; зачетные единицы; образовательные кредиты.
Образование - один из важных факторов, формирующих общество. Образование играет значительную роль в развитии государства, которое, в свою очередь, только благодаря действиям умных, способных, знающих людей может развиваться и достигнуть значительных успехов.
В Азербайджане сфере образования уделяется особое внимание. Был осуществлен отказ от системы советского образования, в рамках которой начиная с детского сада и заканчивая школой ограничивалась индивидуальная предприимчивость ребенка. В соответствии с тенденциями развития в глобализирующемся мире Азербайджан
за короткий отрезок времени сделал большие шаги в реформировании системы образования.
Самым важным шагом является включение системы высшего образования Азербайджана в Болонскую систему. В 2001 году Азербайджан, став членом Совета Европы, наряду с ускорением его интеграции по отношению к Европе, начал определять интеграцию образования в стране по отношению к европейским процессам.
25 мая 1998 года на конференции, посвященной 800-летию Парижского университета, министрами образования Германии, Италии, Великобритании и Франции была принята Сорбоннская декларация [ЭНуеу, 2010, s. 9]. В 1999 году министры образования 29 стран Европы, собравшись в Италии, приняли Болонскую декларацию. На данный момент Болонский процесс объединяет 45 стран. В Болонскую декларацию были включены положения, касающиеся двухуровневого образования, повышения качества образования, применения кредитной системы (системы зачетных единиц трудоемкости обучения), взаимного признания дипломов в европейских странах и др.
Для того чтобы присоединиться к этой системе, Азербайджан сделал свой первый шаг в 2004 году: по инициативе Генерального директората Совета Европы в городе Страсбурге на конференции министров образования с участием представителей государств Южного Кавказа была принята специальная декларация. Согласно ей для вхождения в Болонскую систему в 2004 году Министерством образования Азербайджана был подготовлен доклад и представлен на рассмотрение Европейской Комиссии.
19 мая 2005 года на конференции, которая проходила в норвежском городе Берген, министр образования Азербайджанской Республики подписал официальный документ о присоединении к Болонскому процессу.
Присоединившись к Болонской системе, Азербайджан автоматически взял на себя обязательства дальнейшего повышения каче-
ства образования, адаптации своей образовательной системы к образовательным системам европейских стран и принял ряд других обязательств [CELT Elmlar Akademiyasi..., 2011]
В Азербайджане возникла необходимость кардинальных реформ в сфере высшего образования. Для более тесного и эффективного интегрирования в образовательный процесс, охватывающий 45 стран, был разработан и утвержден приказом Министерства образования от 16 января 2006 года специальный План действий. В данный момент в системе высшего образования Азербайджана предпринимаются серьезные шаги в направлении реализации Болонских принципов. Указ Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева от 31 января 2008 года «О некоторых событиях, связанных с интеграцией Азербайджанской Республики в Европейское высшее образование» дал достаточно оснований для успешной реализации Болонских принципов [2643 nomrali sarancam, 2008].
Совместной рабочей группой, в которую входили эксперты из Европейской Комиссии, Совета Европы и ЮНЕСКО, была разработана Единая модель (образец) приложения к диплому об образовании.
Дополнение к диплому, подготовленное по этой модели, облегчает академическую мобильность студентов и начало их деятельности на рынке труда.
Учитывая все это, и в Азербайджане в соответствии с данной моделью было подготовлено «дополнение к диплому», утверждено приказом № 990 Министерства образования от 8 августа 2008 года и разослано всем вузам [Taqaudlar..., 2012].
В Азербайджане реализация новой системы образования впервые началась в 2006-2007 учебном году на первых курсах вузов. Теоретическая и правовая основа процесса изложена в принятом в 2006 году документе «Структура минимальных государственных требований, предъявляемых к уровню и содержанию подготовки бакалавра».
В соответствии с этим документом в высших учебных заведениях количество дисциплин и аудиторных часов сократилось, увеличилось на 5-20 % количество времени на дисциплины по выбору студентов. Кроме этого, количество недель теоретического обучения снизилось со 133 до 115, число аудиторных занятий в семестре уменьшилось с 17-18 до 15 недель, а срок педагогической практики увеличился до 18 недель. Число обязательных гуманитарных предметов сократилось с 10 до 3-х.
Одним из основных требований Болонского процесса является применение кредитной системы в высшем образовании. Она объединяет две основные функции, обеспечивая возможности студенческой мобильности и независимого определения индивидуальной траектории получения образования. В целях подготовки нормативной базы для исполнения этих требований в республике был подготовлен и утвержден «Образцовый регламент об организации обучения с кредитной системой в высших учебных заведениях».
По регламенту для тех, кто обучается по кредитной системе, было определено, что аудиторные занятия проводятся в течение 15 недель (один семестр), а объем аудиторной и внеаудиторной недельной нагрузки студентов был ограничен 45 часами ^еутс, 2012].
Один кредит (зачетная единица) был приравнен к 15 аудиторным или 22,5 общим часам. Каждый студент по всем предметам в каждом семестре может получить до 30 кредитов. На ступени бакалавра есть возможность заработать 200-250 кредитов. Еще одно условие: студент получит кредиты только в том случае, если на экзамене по этому предмету ему ставится оценка по правилам, применяющимся в высших учебных заведениях.
Переход на эту систему означает присоединение к европейской системе образования. Существующие в мире многочисленные стандарты образования, использующие систему зачетных единиц, проявляют себя более ярко и результативно.
Болонская система имеет много преимуществ. Здесь преподаватель должен быть более информированным, приходить в аудиторию подготовленным, должен опираться на факты и знания, отражающие инновационные технологии. Болонская система применяется для двухступенчатого (двухуровневого) образования, включающего ступени бакалавра и магистра. Студенту, получающему образование в магистратуре на основе болонской системы в течение двух лет, важно приобрести более глубокие знания в какой-то одной области.
Подписанный Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым указ о том, что до 2015 года 5 тысячам студентов предстоит получить образование за рубежом, дал импульс к ускорению процесса перехода к единым стандартам образования [МэМапоу, 2012, s. 7-9].
С точки зрения выбора профессии, получение глубоких знаний имеет свои преимущества. Этот переход в истории образования Азербайджана можно назвать прогрессивным процессом. Несмотря на то, что существовавшее прежде пятилетнее образование было объективно качественнее образования бакалавра, его нельзя считать достаточным, сели сравнивать с современной магистратурой. Эта система дает дополнительные возможности выпускникам учиться или работать в любом уголке мира.
Во время перехода на новую систему у преподавателей и студентов возникает определенное недовольство, так как не все готовы к переменам. Но рано или поздно этот переход должен был состояться. Поддержка государства позволила с минимальными трудностями осуществить процесс.
Но Болонская система не решает проблемы, которые существуют в образовании. Эта система лишь помогает развитию образования. Конечно, верно то, что опосредованно она имеет возможность повлиять на решение определенных проблем. Например, если раньше экзамены принимались в письменной форме, то после перехода
на Болонскую систему они проводятся в кодированной компьютерной форме. Это позволяет устранить недостатки письменной формы экзамена.
Несмотря на то, что для Азербайджана важной целью является интеграция образования в Европейскую систему образования, сложно сказать, когда можно будет считать этот процесс завершенным и сколько времени на это понадобится. Самая важная проблема - это признание диплома. На данный момент дипломы вузов Азербайджана не признаются в Европе без отдельной процедуры нострификации. Другая проблема - это устаревшая система организации деятельности университетов, где остается много трудностей: по-прежнему очень низкие количественные показатели соотношения числа преподавателей и студентов, функционируют ненужные факультеты, не ведется работа по установлению международных связей и развитию сотрудничества с зарубежными университетами, на практике отсутствует обмен опытом.
Если какое-то новшество не находит применения, оно приобретает уродливую форму. Есть множество своеобразных явлений, обусловленных азербайджанским менталитетом, которые не позволяют воплотить на практике Болонскую систему, использовав все ее преимуще ства
В этом контексте оценивает изменения преподаватель факультета журналистики Бакинского государственного университета Зей-нал Мамедов, считающий, что Азербайджан формально перешел на Болонскую систему образования: «Важным фактором в Болонской системе является то, что ректор и декан там становятся менеджерами. То есть они занимаются поисками возможностей финансирования образования, пытаются улучшить материально-техническую базу, создают конкурентную среду. В этой системе, если учитель и студент находятся на высоте, то ректор и декан оказываются ниже всех. В действительности Азербайджан придал Болонской систе-
ме уродливую форму. Было создано что-то бюрократическое. Неизвестно, какие предметы проходят, каким образом, не уточняются модули предметов» [Akifqlzl, 2012].
Преподаватель Института туризма, историк, автор книги «Болонский процесс в Европе и его перспективы в Азербайджане» Ибрагим Алиев придерживается другого мнения об этом. Он считает, что Азербайджан, перейдя на Болонскую систему, сделал важный шаг в направлении развития системы образования. По мнению Ибрагима Алиева, в течение 7 лет применения болонской системы в образовании были достигнуты некоторые успехи. Например, частично достигнуто взаимное признание дипломов с Европейскими странами, организован обмен преподавателями и студентами, увеличилось число источников информации у студентов и т. д. О других преимуществах внедрения Болонской системы И. Алиев писал: «Ничего так сразу не возникает. Кроме того, при проведении какой-либо работы надо учитывать реальность. Если в высших учебных заведениях Азербайджана разрешить свободное посещение, то в аудиториях никого не будет. Необходимо определенное время, чтобы Азербайджан воспользовался всеми преимуществами Болонской системы».
«Все вузы только на словах говорят об активном подключении к Болонской системе, в используемых ими программах с советского периода до сегодняшнего дня были сделаны незначительные изменения», - таково мнение Председателя Комиссии по образованию при Президенте, Главы Администрации Президента Азербайджана Рамизау Мехтиева. Он отметил, что на данный момент большая часть выпускников не в состоянии продемонстрировать по английскому языку и в сфере информатики знания, которые отвечают требованиям международных тестовых систем. По мнению Рамиза Мехтиева, все это говорит о существовании негативных явлений в сфере высшего образования [Akifqш, 2012].
Во всех высших учебных заведениях Азербайджана применяются принципы Болонской декларации. Система должна была быть направлена на развитие образования, взаимное признание дипломов, установление связей между университетами. Но эта система во всех университетах применяется по-разному. По мнению Гамлета Исаа-ханлы, учредителя Университета Хазар, эти различия заключаются в несовпадении требований вузов.
В подписанном Президентом Ильхамом Алиевым в 2009 году указе об утверждении в 2009-2013 годах Государственной программы реформы в системе высшего образования Азербайджанской Республики была также поставлена задача реорганизации содержания высшего образования в соответствии с Болонскими принципами. Но, по мнению экспертов, этот приказ не выполняется со стороны самого правительства. Как считают специалисты, для интеграции азербайджанской системы образования в систему образования Европы университетам нужно дать независимость, создать конкурентную среду [Нас1уеу, 2009].
Вузы Азербайджанской Республики имеют большой опыт и традиции в сфере подготовки кадров для иностранных государств. Начиная с 70-х годов ХХ века в высших учебных заведениях, имеющих мощную материально-техническую базу и большой потенциал, тысячи иностранных студентов со всего мира по различным специальностям получают тут образование. Эта традиция до сих пор продолжает успешно существовать.
В результате целенаправленной деятельности, которая охватывает сферу высшего образования, на данный момент в вузах Азербайджана получают образование 6173 иностранных студентов примерно из 50 стран. Такой результат был достигнут благодаря укреплению материально-технической базы высших образовательных учреждений и повышению качества образования, а наиболее важным фактором является созданная в пределах страны стабильная
и здоровая среда. В высших учебных заведениях Азербайджанской Республики иностранные студенты получают образование на уровне бакалавра, магистратуры, аспирантуры и докторантуры за счет государства или на платной основе.
Принимая во внимание то, что ведущие образовательные учреждения мира должны быть доступны для молодежи Азербайджана, Президент подписал указы от 19 октября 2006 года о Государственной Программе получения образования азербайджанскими студентами в иностранных государствах и от 16 апреля 2007 года об утверждении Государственной Программы по обучению азербайджанской молодежи за рубежом на 2007-2015 годы [Habibbayli, 2008, s. 5-9].
В последние годы увеличилось число азербайджанских студентов, получающих образование в зарубежных странах. В течение пяти лет ежегодно примерно 200 студентов по государственной линии за счет стипендиальных программ стран-партнеров отправляются за границу. Большая часть этих студентов получает образование в Турции, России, Китае, Египте, Чехии, Словакии и других странах. На данный момент 811 студентов на разных ступенях образования продолжают свое обучение в высших учебных заведениях зарубежья. Число студентов, обучающихся за свой счет, превышает эту цифру в несколько раз.
В данный момент, несмотря на все острые моменты и нерешенные вопросы, проводимые реформы являются серьезным шагом к интеграции системы высшего образования Азербайджана в Европейское образовательное пространство.
Литература
1. 2643 nômrali sarancam, 2008 - Azarbaycan Respublikasi Prezidentinin “Azarbaycan Respublikasinin ali tahsil müassisalarinin Avropa ali tahsil makanina inteqrasiyasi ila bagli bazi tadbirlar haqqinda” 31 yanvar 2008-ci il tarixli 2643 nômrali Sarancami.
2. Akifqizi Ü. Talabalarin çirin yuxusu : Baloniya sistemi / Ü. Akifqizi. -2012. - Режим доступа : http://www.azadliq.org/content/article/24458523. html.
3. dliyev Y. Ali tahsilda Baloniya prosesi : 5 illik tacrüba пэ gostarir / Y Oliyev // Azarbaycan müallimi. - 2010. - 25 iyun. - № 24. - S. 9.
4. CELT Elmlar Akademiyasi. Baloniya sistemi va Azarbaycan tahsili, 2011.
5. Haciyev §. Boloniya posesina keçid Azarbaycan tahsilinin daha da inkiçafina xidmat edir / §. Haciyev. - 2009. - Режим доступа : http://www.yap. org.az/region.php?lang=az &menu=1&sub=293&id=3163#.
6. Habibbayli І. Boloniya prosesi ali maktablarin hayatinda yeni marhala kimi / І. Habibbayli // Baloniya prosesi kontekstinda Azarbaycan tahsili : Elmi praktiki konfransin materiallari. - Baki, 2008. - S. 5-9.
7. MardanovM. Camiyyatinformalaçmasinda ali tahsilin rolu / М. Mardanov // Ali tahsil va camiyyat : elmi-metodik jurnal. - Baki, 2012. - № 1. - S. 7-9.
8. Sevinc. “Ali maktablarda tahsil almaq çatinlaçir” : Universitetlar isa bakalavr saviyyasi üzra kreditlarin sayinin artirilmasini dastaklamirlar / Sevinc. -19.04.2012. - Режим доступа : http://www.hafta-ichi.az/news.php?id=6919.
9. Taqaüdlar hesabina xaricda tahsil. - 2012. - Режим доступа : http:// www.edu.gov.az/view.php.
© Керимли Фидан Шариф кызы, 2013
Bologna System and Development of Higher Education in Azerbaijan
F. Kerimli
The article tackles upon the problem of the Azerbaijani education system's integration into the Bologna process and the European educational space. The author analyzes such issues as mutual recognition of diplomas, the process of transition to the credit system, studying abroad, the process of student and teacher exchange as well as other forms of interactions between universities.
Key words: Bologna process; European educational space; Azerbaijan; credits; educational loans.
Керимли Фидан Шариф кызы (Karimli, Fidan §arif kizi), аспирант, кафедра европейских исследований, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), [email protected].
Kerimli, F., post-graduate student, Department of European Studies, Institute of Social and Political Sciences, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg), [email protected].