Научная статья на тему 'Болонский процесс: основные вехи на пути к «Европе знаний»'

Болонский процесс: основные вехи на пути к «Европе знаний» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Болонский процесс: основные вехи на пути к «Европе знаний»»

Ф ОБРАЗОВАНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ АСПЕКТ

А.Г. Грязнова

Ректор Финансовой академии при Правительстве РФ

БОЛОНСКИЙ процесс: основные вехи НА ПУТИ К «ЕВРОПЕ ЗНАНИЙ»

В сентябре 2003 г. Россия официально присоединилась к Болонской конвенции. Этому исключительно важному для высшей школы событию предшествовал длительный период поиска европейскими странами оптимальных путей создания единого европейского

образовательного пространства.

Процессы экономической

интеграции, на протяжении десятилетий идущие в странах Старого Света, подключение к этим процессам в последние годы в той или иной степени ряда государств Восточной и Центральной Европы неизбежно должны были поставить на повестку дня интеграцию в сфере образования.

Между тем именно образование оставалось в течение длительного времени наиболее разобщенным сектором шедшей к единению Европы. Многие страны Старого Света, ссылаясь на накопленный веками опыт и традиции, отстаивали своеобразие

национальных систем

образования, добиваясь

сохранения давно

сформировавшихся и

выдержавших испытание временем структур.

Y Одной из первых вех на пути к европейской интеграции в сфере образования стала совместная работа представителей государств - членов Европейского Союза, а также других стран этой части света, включая Россию, по подготовке особого международноправового документа, призванного «состыковать» национальные системы образования европейского региона через сопоставление их основных уровней и,

соответственно, дипломов. Итогом этой большой и весьма трудоемкой работы явилась принятая в мае 1997 г. в Лиссабоне конвенция «О признании относящихся к высшему образованию

квалификаций в регионе Европы». Юридическое оформление участия России в Лиссабонской конвенции заняло несколько лет и завершилось в 2001 г.

Лиссабонская конвенция заложила основы развития тесного взаимодействия между

государственными образовательными структурами и отдельными высшими учебными заведениями, находившимися в различных «зонах» некогда

разделенной Европы. В процессе работы над конвенцией у ее участников и академической

общественности сложилось новое понимание роли, задач и

перспектив развития образования, его огромных возможностей для строительства европейского дома, для современного и будущего мироустройства. Лиссабонская конвенция выявила мощный ресурс европейской интеграции. Речь идет о новой парадигме в сфере подготовки кадров, о повышении эффективности

профессионального образования в общеевропейском масштабе.

По мере реализации положений Лиссабонской конвенции

сформировались международные общественные и

межправительственные структуры, способные осуществить работу по подготовке и проведению реформы национальных систем

образования.

Переориентировалась на

интеграцию деятельность

европейских международных

организаций в сфере образования. Окрепла молодая Европейская ассоциация международного

образования - European Association of International Education (EAIE), ежегодный форум которой стал

своеобразным «Давосом» по вопросам развития образования.

Так был запущен сложный механизм общеевропейских

реформ в сфере высшей школы.

Y Следующий важный шаг на пути европейской интеграции в этой сфере был сделан в мае 1998 г. в Париже. Собравшиеся там по случаю 800-летия Сорбонны министры образования

Великобритании, Германии, Италии и Франции подписали декларацию «О гармонизации архитектуры европейского высшего

образования». В ней отразилось растущее понимание европейцами того, как важна единая «платформа знаний», опирающаяся на прочную интеллектуальную, культурную и технологическую основу.

Главенствующей идеей

Сорбоннской декларации было формирование в Европе открытой системы высшего образования. В представлении авторов декларации такая система смогла бы, с одной стороны, сохранить и сберечь культурное своеобразие отдельных стран, а с другой - способствовать созданию единого пространства

преподавания и обучения,

пространства, открывающего

возможность свободного

передвижения студентов и

преподавателей. Декларация предусматривала также введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавр-магистр) и единой системы зачетных единиц. И наконец, в декларации

провозглашалась равная

доступность высшего образования для всех с учетом способностей каждого.

Стоит ли говорить, что широкое празднование 800-летия Сорбонны явилось исключительно

подходящим поводом для призыва к европейским странам присоединиться к процессу гармонизации высшего

образования на всем пространстве Старого Света!

Y Этот призыв был услышан во всех уголках Европы. Уже в следующем, 1999 г. представители правительств 29 стран собрались в итальянском городе Болонье на подлинно историческую для судеб образования в Европе, да и в мире в целом, встречу. Во время этой встречи 19 июня 1999 г. была подписана ныне широко известная Болонская декларация. Это положило начало эпохе глубоких и масштабных преобразований национальных систем высшей школы в странах Европы. Синхронизированные реформы по созданию европейской зоны высшего образования, которые намечено осуществить до 2010 г., получили название Болонского процесса.

Какие же конкретно меры предусматривает Болонская

декларация? Что составляет суть и основное содержание Болонского процесса?

Первое. Переход на программы высшего образования, выраженные

формулой «3-5-8», отражающей минимально необходимые сроки подготовки специалистов на всех уровнях. Имеется в виду обучение от 3 до 4 лет для получения степени бакалавра, около 5 лет для получения степени магистра и около 8 лет для получения «докторской» степени (РИй)*. При этом допускаются различия в сроках обучения, устанавливаемых законодательством каждой страны. Здесь важно подчеркнуть, что выявившаяся тенденция к некоторому сокращению сроков обучения в высшей школе обусловлена весьма длительными (12-13 лет) сроками школьного образования в европейских странах и, как правило,

профилированием в старших классах, что позволяет освободить вузовскую учебную программу от ряда общеобразовательных

дисциплин.

Второе. Переход национальных систем образования на близкие или совпадающие двухуровневые программы высшего образования (бакалавр-магистр).

Третье. Создание и внедрение общей системы зачетных единиц (так называемых кредитов) и их перевода (из одной национальной системы в другую); это позволит по-новому строить

образовательный процесс, широко *

Степень РИО не имеет аналога в отечественной системе высшего образования и по отношению к российским степеням кандидата и доктора наук занимает промежуточное положение.

применяя, в частности, модульное построение учебных планов.

Четвертое. Совершенствование дистанционных форм образования на основе новейших

информационных технологий с целью обеспечения доступа граждан Европы к образовательной подготовке, переподготовке и повышению квалификации в течение всей жизни.

Пятое. Развитие механизмов и инструментов обеспечения

качества образования с ориентацией образовательных программ на оценку «конечного

продукта», иными словами, на их соответствие требованиям рынка труда. Использование таких процедур обеспечения качества образования, как внешняя (международная) оценка качества, аккредитация независимыми

организациями, публичность

(«прозрачность») результатов оценки качества и др.

Шестое. Создание условий для обеспечения мобильности всех

категорий обучающихся и

преподавателей, что открывает новые возможности формирования европейского рынка труда и единого технологического

пространства.

Седьмое. Введение единого «европейского» приложения к диплому и принятие системы

общепринятых и сопоставимых национальных документов о высшем образовании в целях максимального облегчения

процедуры их взаимного

признания.

В своей совокупности комплекс мер, намеченных Болонской декларацией, нацелен на приумножение образовательного потенциала европейских стран, максимальное приближение

образования к запросам общеевропейского рынка труда и повышение международного

престижа высшего европейского образования, его

конкурентоспособности.

Важно отметить, что, провозглашая курс на интеграцию в сфере образования, участники Болонской встречи вместе с тем со всей определенностью высказались за сохранение культурного и

языкового разнообразия,

специфики национальных систем образования, автономии высших учебных заведений.

Болонская декларация поставила фактически перед всеми ее участниками достаточно сложные задачи. Ведь речь идет о внесении за короткое время существенных коррективов в образовательный процесс по сути дела каждого европейского высшего учебного заведения. Каким-то странам легче приспособиться к новым реалиям, каким-то труднее, но проблема радикального реформирования национальной образовательной системы до 2010 г. стоит перед каждой страной.

И тем не менее, несмотря на все трудности, Болонский процесс интенсивно «заработал».

Y Очередной вехой в развитии этого процесса стала конференция европейских учреждений высшего образования в Саламанке (Испания) в марте 2001 г. Констатировав большое

разнообразие существующих в Европе высших учебных заведений и образовательных программ,

участники конференции____________в

Саламанке подчеркивали

необходимость уважительного отношения к национальным, лингвистическим и предметным различиям в системах высшего образования, их обязательного учета при формировании европейского образовательного пространства.

Особое внимание было уделено вопросам разработки

образовательных стандартов, обеспечения качества,

сертификации и аккредитации.

Примечательно, что большинство участников конференции не поддержали идею введения

общеевропейской

аккредитационной инстанции. Всеобщее одобрение получило «промежуточное» предложение -создание своего рода

общеевропейской платформы распространения полезного опыта различных органов аккредитации.

Аналогично этому в отношении качества образования

конструктивным был признан подход, предусматривающий

создание на европейском уровне механизмов взаимного признания результатов деятельности по обеспечению качества, а не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

передачу этого важнейшего вопроса в ведение некоего единого органа, насаждающего

универсальный набор стандартов.

На конференции в Саламанке было решено учредить Европейскую университетскую ассоциацию в качестве правопреемницы

Объединения ректоров

европейских университетов; новая ассоциация призвана объединить более 700 высших учебных

заведений государств Европы.

Y Знаменательным событием на пути европейской интеграции в сфере высшего образования стала встреча в мае 2001 г. в Праге, в которой наряду с министрами образования приняли активное

участие представители

академического сообщества -члены упомянутой выше

Европейской университетской ассоциации, а также студенты из национальных студенческих

союзов европейских стран. Такой состав пражской встречи создал благоприятные возможности для многоплановой и весьма плодотворной дискуссии, в центре которой находились первые итоги реализации положений Болонской конвенции и перспективы дальнейшего углубления

развернувшегося процесса.

В заключительном коммюнике Пражского форума акцент был сделан в первую очередь на следующих принципиальной

важности моментах:

д признание обучения

необходимости и повышения

образовательного уровня на протяжении всей жизни как отличительной черты европейского высшего образования, что предполагает, с одной стороны, создание соответствующих

социальных условий (равенство возможностей, повышение уровня жизни), а с другой - применение новых образовательных

технологий, их постоянное

совершенствование;

д инициативное участие самих студентов, прежде всего через студенческие организации, в

образовательном процессе, в котором они должны выступать как компетентные партнеры при разработке учебных программ и добиваться того, чтобы

качественное преподавание

сочеталось с развитием

практических навыков,

необходимых для успешного

трудоустройства;

д наличие соответствующих

механизмов, обеспечивающих должный уровень преподавания, аккредитацию и сертификацию

высших учебных заведений и отдельных образовательных

программ;

д повышение привлекательности европейского высшего образования в мире путем разработки вузовскими учеными совместных образовательных программ

различного профиля,

отличающихся актуальностью и

высоким уровнем

профессионализма, предложение этих программ на мировом рынке

образовательных услуг,

содействие развитию

транснационального образования.

Участники Пражской встречи руководствовались прежде всего стремлением вовлечь европейские страны в процесс интеграции в сфере образования.

Y Это стремление

материализовалось на

общеевропейской конференции министров высшего образования в Берлине в сентябре 2003 г., в ходе которой к Болонской конвенции присоединились еще семь государств, включая Российскую Федерацию. Таким образом, общее число участников Болонского процесса возросло до 40, а российская высшая школа вошла в сообщество созидателей единой европейской системы высшего образования.

На Берлинской конференции речь шла не столько о достижениях, сколько о проблемах и трудностях перевода национальных систем образования на «болонские рельсы». Тем не менее министры сочли возможным отметить, что взятое ими в Болонье обязательство о переходе на двухуровневую систему (бакалавр-магистр) уже воплотилось в развивающийся процесс

«всеохватывающей реструктуризации европейского ландшафта высшего

образования». И в дискуссиях, и в коммюнике, принятом на конференции, особое внимание было уделено следующим

аспектам интеграции в сфере высшей школы.

+ Выработка в рамках создаваемой двухуровневой

системы основы определения сравнимых и совместимых квалификационных требований, базирующихся на объеме учебной нагрузки, уровне знаний,

результатах обучения,

компетентности и специализации. Была особо подчеркнута важная роль Европейской системы перевода зачетных единиц,

которая постепенно становится основой национальных систем

зачетных единиц, что должно содействовать студенческой

мобильности и разработке

международных учебных программ.

+ Налаживание более тесной, органической связи между высшим образованием и научными исследованиями, между

европейским пространством

высшего образования и европейским пространством

научных исследований как двумя «столпами», на которых возводится «Европа знаний». По-прежнему

отдавая приоритет первым двум

уровням высшего образования

(бакалавр-магистр), собравшиеся в Берлине министры тем не менее сделали акцент на особой значимости третьего,

«докторского» (то есть РИй)

уровня. Примечателен их призыв ко всем участникам Болонского процесса развивать

сотрудничество в области научных исследований и подготовки

молодых научных кадров. Не

менее примечателен курс на международные программы

«двойного диплома» не только для уровней бакалавра и магистра, но и для «докторского» уровня.

+ Обеспечение высокого качества образования как средоточия всех усилий по созданию европейского пространства высшего

образования. Это требует согласованной совместной

разработки участниками

Болонского процесса

соответствующих критериев и методологии, на основе чего к 2005 г. должна быть достигнута «синхронизация» национальных систем обеспечения

соответствующего уровня высшего образования, что включает в качестве главных компонентов объективную оценку учебных программ и учебных заведений, аккредитацию, сертификацию, процедуры сопоставления

документов об образовании и пр.

+ Учет «социальной

составляющей» Болонского

процесса. Акцент был сделан, в частности, на преодоление неравенства по социальному и

половому признаку как на национальном, так и на общеевропейском уровне, на равной доступности высшего образования для всех с учетом

способностей каждого, на

содействие повышению

социального статуса и

материального положения

малоимущих студентов и т.д.

+ Усиление «привлекательности» и «открытости» европейского пространства высшего

образования, заинтересованность в транснациональных обменах с «третьими» странами, содействие развитию образовательных

программ и предоставление стипендий студентам из этих стран и т. д.

После Берлинской конференции Болонский процесс уверенно продолжает свое шествие, вобрав в себя почти все страны Старого Света.

Можно много говорить о Болонском процессе и спорить о различных его «измерениях». Очевидно одно: данный процесс необратим. Он явился результатом не чьих-то субъективных желаний или расчетов, а адекватной реакцией европейских стран на вызовы XXI века, среди которых в первую очередь следует выделить:

д интеграцию национальных

информационных пространств в единое мировое информационное пространство;

д развивающуюся глобализацию в финансово-экономической сфере и региональную интеграцию, прежде всего в Европе;

д интернационализацию образования, проявляющуюся в форме возрастающих потоков студентов в зарубежные вузы, во взаимных обменах профессорами и преподавателями, научными сотрудниками;

д рост конкуренции на мировом рынке образовательных услуг;

д изменение функций государства в образовательной сфере, тенденции к растущей автономии высших учебных заведений, превращению некоторых из них в транснациональные; д общий рост численности студентов на фоне изменений возрастной структуры населения.

Указанные факторы вызвали к жизни необходимость постоянного повышения качества образования; приобретения выпускниками

высших учебных заведений квалификации, открывающей

доступ на международные рынки труда; создания международной системы лицензирования,

сертификации и аккредитации вузов и программ, что призвано обеспечить высокое качество подготовки с учетом нарастания потоков межстрановых

перемещений специалистов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реализации концепции обучения в течение всей жизни и т.д.

Нетрудно заметить, что перечисленные выше факторы, настоятельно требующие

интеграции в сфере высшего образования, затрагивают и нашу страну. Поэтому и присоединение идущей по пути интеграции в мировую экономику России к Болонскому процессу - шаг вполне закономерный.

Вместе с тем это очень непростой шаг. Ведь если даже во многих странах Европейского Союза реформы, связанные с

присоединением к Болонскому процессу, идут порой болезненно, вызывая много разногласий (в особенности по вопросу о темпах интеграции, о сохранении тех или иных элементов национальных систем образования и т.п.), то что тогда говорить о нашей стране с ее бескрайними просторами, с региональной, национальной и культурной спецификой, с ее устоявшейся системой

образования и вместе с тем многочисленными нерешенными социальными, материальными и иными вопросами в этой сфере?

Но здесь надо отметить важное обстоятельство, на которое, в частности, неоднократно обращал внимание министр образования Российской Федерации В. М. Филиппов. Дело в том, что само внутреннее развитие российской высшей школы в последнее десятилетие вызвало к жизни комплекс мер, которые по своему содержанию перекликаются с задачами, провозглашенными в Болонской конвенции. В этой связи можно выделить три момента.

Первое. Вот уже многие годы в России сосуществуют как бы две системы: 5-летней подготовки

дипломированного специалиста и, как правило, годичной

магистратуры и наряду с этим - 4летнего бакалавриата и 2-летней магистратуры. К тому же на протяжении десятилетий, если не столетий, существует система 3-4-годичной подготовки научных кадров через аспирантуру. Все это уже сейчас в известной мере

напоминает болонскую формулу

«3, 5, 8».

Между тем внутренние

потребности рынка труда и

потребности отдельной личности в сочетании с интеграционными процессами в экономике и

образовании требуют дальнейшего сближения нашей образовательной системы с зарубежными аналогами. Но при этом

совершенно необязательно,

скажем, механически и

скоропалительно вводить 3-летний бакалавриат вместо 4-летнего,

поскольку последний реализуется у нас на базе 11-летнего школьного образования, тогда как в странах Европы на базе 12-13-летнего. Достаточно гибким в обозримой перспективе может остаться (с учетом российской специфики) и подход к срокам обучения в магистратуре - 1-2 года.

Второе. Система зачетных единиц. Казалось бы, это один из принципиальных элементов

Болонского процесса. Между тем в нашей стране уже идет разработка технологий введения этой системы фактически вне зависимости от европейских ориентиров. Это связано прежде всего с широким внедрением дистанционных форм образования и вытекающей отсюда задачи взаимного признания прослушиваемых в различных университетах курсов, что требует единообразной системы зачета изученных студентами дисциплин. В настоящее время проводится эксперимент по переходу отдельных вузов на систему

зачетных единиц (кредитов). Вместе с тем, однозначно высказываясь за развитие такой системы в Российской Федерации (причем в рамках реализации не только дистанционного

образования, но и

образовательных услуг вообще), министр образования В.М. Филиппов не торопится

отказываться от действующей

системы учета объема изученных дисциплин в часах, предлагая, например, в приложении к диплому после наименования дисциплины указывать как часы, так и зачетные единицы (кредиты).

Третье. Обеспечение качества высшего образования. И над этой проблемой идет интенсивная

работа в нашей стране, причем независимо от Болонского процесса. В России наряду с государственной системой

аттестации и контроля качества создается на уровне каждого высшего учебного заведения собственная система контроля качества образования. Такая система охватывает учебное заведение в целом - от курса до факультета - и предусматривает активное участие преподавателей, студентов, работодателей.

Начиная с 2004 г. наличие в вузе структуры контроля качества образования является

необходимым условием его заявки на очередную аттестацию и аккредитацию.

Рассмотренные моменты

показывают, что ключевые положения Болонской декларации

отнюдь не являются

искусственным изобретением идеологов европейской интеграции в сфере высшего образования, а представляют собой ответ (пусть не всегда адекватный и не во всем совершенный) на те реальные процессы, которые происходят на образовательном пространстве Европы и мира. Может ли Россия остаться в стороне от этих процессов?

Присоединение к Болонской конвенции обязывает систему высшего образования нашей страны до 2010 г. максимально сблизиться с европейской по качеству и организации. По условиям конвенции, к этому времени страны-участницы должны реформировать свои системы высшего образования по основным параметрам, о которых говорилось выше. В Министерстве

образования РФ считают, что проводимая в настоящее время модернизация отечественной системы высшего образования соответствует принципам

Болонского процесса, формируется также соответствующая

законодательная база.

Вместе с тем - и это вполне естественно - проблема присоединения России к Болонской конвенции продолжает вызывать острые дискуссии в наших академических кругах, прежде всего среди работников высшей школы. Дискуссии эти проходят в рамках различных всероссийских и локальных совещаний и семинаров, на страницах печати и

т.д. Их участников отличает в целом позитивное отношение к присоединению России к Болонскому процессу. Оно расценивается как один из поворотных моментов в истории российской высшей школы. И чем раньше и активнее наша страна включится в Болонский процесс, тем эффективнее будет работа по модернизации отечественной образовательной системы, тем более существенный вклад мог сможем внести в формирование единого европейского

образовательного пространства.

Наряду с этим участники дискуссий высказываются за максимально осторожный и взвешенный подход к интеграции высшей школы России в общеевропейское образовательное пространство. Стоит прислушаться в этой связи к словам ректора МГУ, президента Российского союза ректоров В.А. Садовничего. Отметив, что

противников интеграции системы образования России в

международное образовательное пространство нет, он заявил: «Есть

разница в подходах к ее осуществлению. Это процесс двусторонний. Мы можем не менее настойчиво предлагать партнерам брать на вооружение наш опыт. Мы должны защищать интересы

системы образования России. Почему нас призывают

добровольно уходить из тех секторов международного рынка образования, где Россия вполне

конкурентоспособна?» Одним словом, наши действия при вхождении в Болонский процесс должны быть предельно

компетентными.

О плюсах и минусах этого «вхождения» можно рассуждать бесконечно. Но одно несомненно: вызванное объективными

процессами в Европе и в самой России ее присоединение к Болонской конвенции, выход на европейский и мировой рынок образовательных услуг должны инициировать повышение качества российского высшего образования, признание во всем мире достижений отечественной

образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.