Научная статья на тему 'Формирование общего образовательного пространства Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Казахстан'

Формирование общего образовательного пространства Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / КЫРГЫЗСТАН / КАЗАХСТАН / ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТЫ / СТРАТЕГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / RUSSIA / KYRGYZSTAN / KAZAKHSTAN / EDUCATION / STANDARDS / STRATEGY / CONCEPT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Спартак Геннадьевич, Черноус Татьяна Федосьевна

Статья посвящена проблемам гармонизации образования Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Казахстан. Анализ проведен на основе сопоставления образовательных стандартов третьего поколения. Выявлены различия в послевузовском профессиональном образовании стран

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Спартак Геннадьевич, Черноус Татьяна Федосьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of general educational space of the Russian Federation, the Kyrgyz Republic and the Republic of Kazakhstan

Article is devoted to the problems of harmonization of education in the Russian Federation, the Kyrgyz Republic and the Republic of Kazakhstan. The analysis is carried out on the basis of comparison of educational standards of the third generation. Distinctions in postgraduate professional education of these countries are revealed

Текст научной работы на тему «Формирование общего образовательного пространства Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Казахстан»

С. Г. Иванов, Т. Ф. Черноус

(Бишкек, Кыргызская Республика)

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Статья посвящена проблемам гармонизации образования Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Казахстан. Анализ проведен на основе сопоставления образовательных стандартов третьего поколения. Выявлены различия в послевузовском профессиональном образовании стран

Необходимость гармонизации общественных процессов, порядка и механизмов их протекания в информационной, образовательной, экономической сферах жизнедеятельности новых независимых постсоветских государств очевидна. После «величайшей геополитической катастрофы XX века» вопросы такой гармонизации решались в рамках Содружества независимых государств (СНГ], Евразийского Экономического Сообщества ЕврАзЭС, Таможенного Союза (ТС], Единого Экономического Пространства (ЕЭП). Будут они стоять и в целях, задачах и повестках дня будущих евразийских интеграционных объединений в рамках Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС), Евразийского Союза (ЕАС), Межпарламентской Ассамблеи (МПА] ЕАС, Евразийского Парламента.

Непосредственно и достаточно эффективно вопросами гармонизации занимаются сегодня МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС. В структуре МПА СНГ вопросами образования ведает комитет по образованию и науке. В формате МПА ЕврАзЭС этим занимаются Совет по образованию при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС и постоянная комиссия МПА ЕврАзЭС по социальной политике.

Только за период с 2002 по 2011 год МПА СНГ было разработано 23 модельных законодательных акта в сфере образования. С их учетом в Кыргызстане было принято 5 национальных законов. Действующий перспективный план модельного законотворчества «В сфере науки и образования», подготовленный постоянной комиссией по науке и образованию МПА СНГ [1], предполагает разра-

ботку до 2015 года 25 модельных законодательных актов. План МПА ЕврАзЭС [2] по гармонизации образования в государствах-участниках предполагает разработку до 2015 года 4 документов.

«Концепция формирования единого (общего] образовательного пространства СНГ» была принята 17 января 1997 года [3]. Она предполагала «согласование государственных образовательных стандартов всех уровней».

В 2008 году были разработаны Рекомендации МПА СНГ «О модельных образовательных стандартах высшего профессионального образования», но только в «области лингвистики и межкультурной коммуникации».

Модельный законодательный акт «Об образовательном стандарте высшего профессионального образования» должен быть разработан постоянной комиссией по науке и образованию МПА СНГ в соответствии с планом модельного законотворчества «В сфере науки и образования» в этом году.

В соответствии с «Концепцией Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании» от 28 мая 2004 года [4] государства-участники ЕврАзЭС приняли на себя обязательство сформировать единое образовательное пространство в рамках Сообщества и унифицировать государственные образовательные стандарты. Государствами Сообщества должны быть установлены единые и профессиональные образовательные программы.

Однако в соответствии с ныне действующим «Планом МПА ЕврАзЭС по гармонизации образования в государствах-участниках» Рекомендации по гармонизации стандартов

профессионального образования в государствах-членах ЕврАзЭС должны быть разработаны постоянной комиссией по социальной политике только в 2013 году.

Очевидна как высокая эффективность работы МПА в части разработки модельных законодательных актов, так и их значительная роль в разработке и принятии законодательных актов Кыргызстана в различных областях образования нашей республики. Однако за последние два года произошли достаточно серьезные изменения в сфере образования Российской Федерации (РФ], Республики Казахстан (РК] и Кыргызской Республики (КР], что, безусловно, вызвало к жизни ряд проблем. Хотелось бы остановиться на наиболее значимых из них.

В 2010 году Кыргызско-Российский Славянский университет (КРСУ) получил федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (ФГОС), разработанные МОиН РФ в целях улучшения качества образования. Уже второй год университет работает именно по ним. Безусловно, сами стандарты вызвали далеко не однозначные оценки. В первую очередь смущает смещение акцентов с аудиторной, живой работы с обучающимися в сторону их самостоятельной подготовки. Мотивировалось такое смещение стремлением повысить качество подготовки.

Здесь приходит аналогия с ситуацией в школьном образовании КР. С этого года школьная часовая нагрузка в Кыргызстане сокращена на 30%: с 1200 часов до 800. Мотивация идентична - необходимость улучшения качества. Алогичность утверждения о том, что чем меньше обучающийся будет работать в непосредственном контакте с преподавателем, тем качественнее он усвоит знания дома, очевидна.

Фактически, Кыргызстан сегодня находится в тяжелейшей экономической ситуации. В этом году дефицит бюджета достиг небывалой ранее цифры в 23 миллиарда сомов. Это примерно 7% от ВВП. В то же время назрела необходимость повышения заработной платы учителям. И политическое руководство страны обещало это сделать. Средства были изысканы, хотя и частично, но как раз за счет сокращения часовой нагрузки.

Новые ФГОСы РФ привели к сокращению часовой нагрузки примерно на те же самые 30%, что вызвало сокращение как фактических доходов преподавателей, так и сокраще-

ние педагогического коллектива. Безусловно, это не вызвало особого энтузиазма со стороны профессорско-преподавательского состава. Тем более, что если преподавателям - гражданам России на территории РФ в ходе своей предвыборной компании Президент РФ В. В. Путин обещал повысить заработную плату до средней по экономике регионов, то к нам это никак не относится.

23 августа 2011 года принято Постановление Правительства КР «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в Кыргызской Республике» [5]. В Кыргызстане, вслед за РФ, была установлена двухуровневая структура высшего профессионального образования, а также начался процесс разработки макетов Государственных образовательных стандартов (ГОС] нового поколения. Некоторые стандарты не доработаны до сегодняшнего дня. Например, отсутствуют стандарты по направлению подготовки Международные отношения для квалификации магистров.

КРСУ обязан соблюдать требования стандартов и РФ и КР. Университет выдает дипломы государственного образца обеих стран. Соответственно, стандарты должны если не совпадать, то хотя бы предполагать возможность создания некоего варианта, отвечающего основным требованиям министерств образования двух государств. Что же мы имеем сегодня?

Нашим Учебно-методическим управлением проведен тщательный сравнительно-сопоставительный анализ образовательных стандартов РФ и КР. Анализ достаточно наглядно показывает расхождения по количеству часов, составу курсов, объему аудиторной нагрузки в неделю и т.д.

В РФ для представления рабочих учебных планов направлений и специальностей ВПО в Информационно-методический центр аттестации образовательных организаций (ИМЦА) для проверки их на соответствие государственным стандартам высшего профессионального образования используется компьютерный программный комплекс «GosInsp».

Если в учебных планах КРСУ будут учтены все требования макетов национальных ГОСТов и требования и ФГОСов РФ, программа покажет несоответствие требованиям, что будет основанием для МОиН РФ для отказа в выдаче университету лицензий. Каким образом сегодня решается этот вопрос? КРСУ

руководствуется российскими ФГОСами, а в МОиН КР предоставляются Индивидуальные учебные планы, которые министерство утверждает без каких-либо препятствий. Таким образом происходит гармонизация стандартов в нашем университете.

Что представляет собой система высшего профессионального образования КР сегодня? Это прежде всего МОиН и вузы КР. Министерство вследствие уже названных причин экономического характера сокращено до минимума. Выполняет в основном контролирующие и организационные функции. При проведении лицензирования, а также при разработке вопросов, требующих экспертных знаний, создаются комиссии. В их состав кроме представителя министерства входят представители ведущих вузов.

В целях диверсификации, создания поли-культурного образовательного пространства в Кыргызстане действуют кыргызско-российские вузы, Американский университет, турецкие вузы, вузы, придерживающиеся положений Болонской декларации (ИСИТО, ИМОП] и т.д. В Кыргызстане насчитывается более 50 высших учебных заведений, в которых обучается более 220 000 студентов. Это один из самых высоких показателей среди стран СНГ.

Имеются значительные отличия в их образовательных процессах. К примеру, макеты Кыргызских стандартов сегодня предполагают недельную нагрузку в 30 часов (как в США]. В РФ максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной] учебной работы, максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю в очной форме обучения составляет 36 академических часов. Для магистрантов - 24 часа. В РК объем не должен превышать 36 часов. Трудоемкость одного казахстанского кредита теоретического обучения с учетом аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающегося в бакалавриате составляет 45 часов. В Европе 32 часа.

Сегодня в КР действуют Положения «О порядке присуждения ученых степеней» [6] и «Об аспирантуре» [7]. Основные проблемы гармонизации послевузовского профессионального образования КР и РФ:

- в РФ утверждены паспорта по номенклатуре специальностей. В КР паспортов нет со всеми вытекающими отсюда последствиями;

- в 2002 году МОиН РФ утвердило Времен-

ные требования к основным образовательным программам послевузовского профессионального образования. В этих документах формализована вся работа аспирантов. В КР таких документов нет;

- изменилась номенклатура специальностей и в РФ и в КР. В результате под одним и тем же шифром идут разные специальности. К примеру, шифр 10.02.01 - в КР это Кыргызский язык; в РФ - Русский язык. Шифр 10.01.01 в КР это Кыргызская литература. В РФ это Русская литература. Несовпадение шифров специальностей также вызывает значительное количество проблем;

- в Кыргызстане отсутствует программа по Истории и философии науки. В результате кандидатский минимум по Истории и философии науки сдается по программе Философии;

- есть отличия в национальных Положениях об аспирантуре РФ и КР в части сроков утверждения научного руководителя. В КР научный руководитель по кандидатской диссертации утверждается за 2 года до защиты. По докторской - за три года.

Из вышесказанного очевидны масштабы предстоящей работы двух стран по гармонизации систем послевузовского профессионального образования.

Если говорить о системе послевузовского профессионального образования Республики Казахстан, то, мы считаем, вопрос перешел в политическую плоскость. PhD в РК невозможно адаптировать с учеными степенями в остальных странах СНГ, ибо это принципиально разные подходы. Кроме того, магистратура в РК переведена в разряд послевузовского профессионального образования. Соответственно, сегодня ни о каком взаимном признании послевузовских профессиональных дипломов с РК речь не идет.

Хотелось бы провести небольшой сравнительно-сопоставительный анализ образовательных Стратегий и Концепций РФ, КР и РК, послуживших основанием для разработки новых стандартов 3-го поколения.

В 2010 году приказами Минобрнауки России, зарегистрированными в Минюсте России, были утверждены ФГОСы.

Очевидно, что новые ФГОСы ориентированы на компетентностный подход. Однако они предполагают возможность включения в вариативную часть и в разделы «Дисциплины по выбору» предметов, направленных на развитие личностно ориентированного образования.

Кыргызстанцы благодарны РФ за Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях» [8].' В соответствии со ст. 1. п. 2 «на территории РФ признаются документы об образовании и квалификации, выданные иностранными государствами, подпадающими под действие международных договоров РФ». С КР договор был подписан 27 сентября 1999 года. То есть для граждан КР нострификация документов об образовании не нужна.

Соглашение «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях» [9] было подписано еще 24 ноября 1998 года. В соответствии с ним признаются дипломы бакалавра (ст. 7), магистра (ст. 10), дипломы кандидата наук и доктора наук (ст. 11), аттестаты доцента и профессора (ст. 12) и т.д.

На сайте МОиН КР размещены Проекты «Кодекса об образовании» и «Стратегии развития образования на 2012-2020 годы» [10]. Несмотря на то, что это только проекты, уже сегодня в республике система образования реформируется в полном соответствии с ними. В соответствии с Кодексом «Об образовании» в КР устанавливаются государственные образовательные стандарты на все уровни основного образования. Макеты государственного образовательного стандарта разрабатываются министерством и утверждаются Правительством КР. Компетенции государства в управлении образованием состоят в установлении макета (рамочных требований) государственных образовательных стандартов.

В 2012 году на заседании Правительства КР был обсужден вопрос о стратегических направлениях развития системы образования КР. Обсуждены «Концепция развития образования до 2020 года», «Стратегия развития образования в КР на 2012-2020 годы» и «Среднесрочная программа развития образования КР на 2012-2014 годы [11]. Основополагающей особенностью проекта Стратегии является утверждение компетентностного подхода.

В Стратегии сказано, что ее задачей является внедрение компетентностного подхода к обучению, направленного на формирование: умения учиться; ориентироваться в ситуации неопределенности и принимать решения на основе анализа информации; коммуникативных способностей; аналитических навыков и

критического мышления, а также переход на кредитную систему обучения, обеспечивающую гибкость и мобильность студентов, позволяющую совмещать работу и учебу в высшем учебном заведении (в соответствии с положениями Болонского и Лиссабонского соглашений].

В рамках модернизации содержания высшего профессионального образования в 2009 году был разработан и принят к обсуждению макет Государственного образовательного стандарта (ГОС] нового поколения. ГОС предусматривает усиление профессионального компонента в образовательных программах, ориентирован на формирование профессиональных компетенций выпускника вуза. В рамках проекта «Разработка пилотных ГОС ВПО на основе компетентностного подхода» разработаны «Методические рекомендации по разработке моделей выпускников и проектированию учебных планов в вузах Кыргызской Республики на основе компетентностно-го подхода» [12].

Результаты, которые ожидаются от введения компетентностного подхода в течение 2012-2014 годов, состоят в том, что будет выстраиваться система компетентностного обучения (смена парадигмы знаний на парадигму компетенций]. Соответственно, впоследствии главным критерием продуктивности системы образования будет являться выпускник, обладающий компетентностями, соответствующими экономическим, социокультурным и политическим потребностям страны.

К 2020 году ожидается «внедрение компе-тентностного подхода к обучению - образование ориентировано на результат на всех его уровнях» и «создание основ инклюзивного, поликультурного и многоязычного образования».

Закреплены и расходы на реализацию стратегии, которые должны быть покрыты за счет доноров. Кыргызстан берет на себя поддержку инфраструктуры, выплату зарплаты и оплату коммунальных услуг. На это необходимо более 18 миллиардов сомов. Донорское участие в секторе образования КР представлено в виде финансовой поддержка Всемирного банка, правительства США, проекта Европейской комиссии «Поддержка сектору образования в КР», ЮНИСЕФ.

В действующей «Концепции развития образования РК до 2015 года» от 2004 сказано, что она «развивает основные принципы образовательной политики Казахстана, опреде-

ленные рекомендациями Совещания министров образования европейских стран в Болонье». Для реализации поставленных задач необходимо «изменить содержание образования - от знаниецентристского к компетент-ностному, ориентированному на результат», и «обеспечить переход к новым технологиям обучения, ориентированным на углубление и развитие профессиональной компетентности».

В соответствии с Концепцией «послевузовское образование является высшим уровнем системы непрерывного образования и включает магистратуру и докторантуру (PhD). В высшем и послевузовском образовании произойдет присоединение Казахстана к Болонскому процессу, будет осуществлен полный переход на целостную систему подготовки кадров (бакалавриат - магистратура-докторантура), поэтапный отказ от аспирантуры, традиционной докторантуры, открытие на базе ведущих вузов программы подготовки докторов PhD совместно с ведущими зарубежными вузами, имеющими соответствующую международную аккредитацию» [13].

Таким образом, в РФ компетентностный подход лежит в основе стандартов, принятых МОиН. В КР и РК ориентация на компетентностный подход прописана в Концепциях и Стратегиях развития образования.

В 2010 году разработаны и представлены в виде проектов на общественное обсуждение Доктрина, Концепция и Стратегия развития образования РК (2010-2030 годы]. Эти документы предусматривают системное разрешение существующих проблем в образовании на основе фундаментального переосмысления места и роли образования в процессе функционирования общества на современной стадии его развития [14].

В Стратегии сказано: «Мы не можем слепо копировать подходы, теории и принципы организации образовательного процесса, используемые в США или странах Западной Европы. Переживаемый этими странами в настоящее время глубокий социальный кризис в значительной степени является следствием неспособности образования обеспечить процесс формирования современной личности, ошибочности избранных ценностей и производных от них целей».

Отмечено, что «содержание процесса образования должно включать не только знания, но также ценности, интересы, мотивы, уста-

новки, морально-этические нормативы, разнообразные внутриличностные и коммуникативные механизмы, а также способности, умения, навыки и др. Некритическое заимствование и систематическая трансляция по образовательным социальным «каналам» так называемых индивидуалистических ценностей привели к деформации и частичному разрушению ценностного ядра отечественной культуры и породили катастрофическую по масштабам дезориентацию личности в социальном пространстве. Образовательные учреждения не только оказались неспособными противостоять данной тенденции, но сами в значительной степени явились ее проводниками. Ярко выраженную негативную роль играют так называемые семиотические проблемы. Систематическая подмена, смешение, смещение, инфляция смыслов понятий приводят к закономерному снижению качества межличностной коммуникации, а в конечном счете и уровня взаимопонимания» [14, с. 177-186].

Как считают в Казахстане, «обширный круг теоретико-методологических проблем связан с тем, что в настоящее время осуществление образовательной деятельности как процесс не имеет под собой единой, конвен-циально одобряемой теоретической основы. Нет не только отвечающей требованиям современных научных стандартов общей теории образовательного процесса, но также и соответствующей теории личности. Остаются неописанными природа, законы, принципы и методы образовательной деятельности. С необходимой научной строгостью, точностью и логико-математической корректностью до сих пор не определены основополагающие понятия педагогики. По этим причинам донаучный характер имеют организация образовательного процесса и оценка его результатов. Вследствие этого наблюдается опасная как для отдельной личности, так и для общества в целом практика произвольного, субъективного толкования бесконечно разнообразных и чрезвычайно сложных явлений, относящихся к сфере образования. Все это порождает неприемлемую для современной стадии развития общества, неподкрепленную истинным научным знанием пестрот используемых подходов, «теорий», принципов, методов, технологий, методик и т.п. Сегодня существуют сотни так называемых образовательных технологий, научная верификация

которых, по сути дела, невозможна ввиду отсутствия базисной теории» [14].

Особо подчеркивается, что «индивидуально-личностные и общесоциальные последствия подобного экспериментирования сегодня практически не исследуются. Прямым следствием описанного положения являются наиболее отчетливо осознаваемые научно-педагогическим сообществом проблемы определения содержания образовательного процесса. Оно систематически выхолащивается и обедняется. Отказ от парадигмы личностно ориентированного образования, основным смыслом которой являлось создание благоприятных условий для развития личности во всей ее системной сложности, привел сегодня к крайне узкому пониманию образовательного процесса как процесса трансляции знаний. При этом наблюдается закономерное и неизбежное замещение в структуре содержания фундаментальных знаний массой разрозненных, теоретически необобщенных фактов и сведений. Ничего не может принципиально изменить внедряемый сегодня так называемый компетентностный подход. Содержание компетенций, которые предполагается формировать в рамках данного подхода, представляет собой лишь часть содержания личности. Несостоятельность и неэффективность компетентностного подхода с очевидностью доказывается кризисом западной системы образования и культуры в целом, не признавать наличие которого невозможно. Вряд ли целесообразно избирать путь, бесперспективность которого очевидна».

В Стратегии РК предполагается завершить разработку общей теории личности как базисной теории, опираясь на которую должна развиваться система образования; опираясь на основные постулаты общей теории

личности, осуществить переработку образовательных программ на всех уровнях процесса образования. Ключевыми задачами в Стратегии являются создание аксиосферы и семи-осферы.

Развитие информационного пространства, обмена, общества, глобального социума уже сегодня приводит к малообъяснимым явлениям. Совершенно очевидно, что советский, знаниецентристский подход в образовании устарел и вследствие этого должен быть пересмотрен.

Компетентностный же подход представляет собой практическую реализацию теорий индивидуализма в процессах социализации личности (обучении], являющихся составной частью теоретического базиса западного неолиберализма.

Протекающие сегодня евразийские интеграционные процессы базируются на евразийской идеологии, являющейся составной частью политической философии неоевразийства (А. Дугин]. Неоевразийство, в свою очередь, основано на идее цивилизационной общности народов стран ЕврАзЭС. Аксиосфе-ра, как целостное ценностное пространство, отличающееся ярко выраженными свойствами устойчивости и воспроизводимости, есть цель и практическое воплощение цивилизационной общности народов стран, стремящихся к созданию Евразийского союза. Таким образом, целям создания единого образовательного пространства стран СНГ, ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП и будущего ЕАС в наибольшей степени отвечает проект Стратегии развития образования РК (2010-2030 годы], который может и должен лечь в основу будущей евразийской стратегии в области образования. Стратегии, предполагающей личностно ориентированный подход к образованию.

Литература

1. В сфере науки и образования : раздел Перспективного плана модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств на 2011-2015 годы // Межпарламентская ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств : [официальный сайт]. - Режим доступа : URL: http://www.iads. ru/activities/long_ term_plan/

2. Программа законотворческой деятельности Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества на 2012 и последующие годы : утверждена Постановлением МПА ЕврАзЭС от 16 мая 2012 года №14-7 ; Приложение к постановлению МПА ЕврАзЭС от 16 мая 2012 года. № 14-7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://www.evrazes.com/docs/base/

3. Концепция формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств : утверждена Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств о Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года ; Решение Совета глав правительств СНГ «О Концепции формировании единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств». - Москва, 17 января 1997 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа : URL: http://www.conventions.ru/view_base.php? id=1478/

4. О Концепции Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств и с учетом положений Болонской декларации, 1999 года) : постановление Бюро Межпарламентской Ассамблеи Евразийского Экономического Сообщества от 28 мая 2004 года № 9 ; Приложение 1 к постановлению Бюро МПА ЕврАзЭС от 28 мая 2004 года № 9 : Концепция Основ законодательства ЕврАзЭС об образовании [Электронный ресурс]. -Режим доступа : URL: http://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn =16560 ; требуется регистрация (дата обращения 02.08.2013).

5. Постановление Правительства КР «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в Кыргызской Республике» от 23 августа 2011 года № 496 (с изменениями и дополнениями от 04.07.2012 г.) // Параграф : информационные системы : [кыргызстанский портал правовой информации]. - Режим доступа : URL: http://online.zakon.kz/Docu-ment/?doc_id=31052346#sub_id=1 ; требуется регистрация (дата обращения 15.05.2013).

6. Положение «О порядке присуждения ученых степеней» №42, №52 : утверждено Постановлением Президиума НАК КР от 27 июля 2002 года №7 д/с 314.

7. Положение «Об аспирантуре» : утверждено Приказом МОиН КР, ВАК КР, НАН КР 09 ноября 1995 года №8 с/с - 3 - 2 ; Приказ НАН КР от 08 октября 2001 года №1-п.

8. Федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур признания документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях» от 3 декабря 2011 года № 385-ФЗ : вступил в силу 1 февраля 2012 года.

9. Соглашение «О взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях» от 24 ноября 1998 года» : протокол от 26 февраля 2002 года : вступило в законную силу 27 сентября 1999 года.

10. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года ; Стратегия развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы ; План действий по реализации Стратегии образования в Кыргызской Республике на 20122014 годы в качестве первого трехлетнего плана по реализации Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы // Официальный сайт Министерства образования и науки Кыргызской Республики. - Бишкек, 2012. - Режим доступа: URL: http://edu.gov.kg/images/str_ru.pdf

11. Среднесрочная программа развития образования КР на 2012-2014 годы : Постановление Правительства КР от 23 марта 2012 года // Официальный сайт правительства Кыргызской Республики. - Бишкек, 2012. - Режим доступа: URL: http://www. gov.kg/

12. Сирмбард С. Р., Джаналиев А. Ф., Фишер-Зуйков Уте. Методические рекомендации по разработке моделей выпускников и проектированию учебных планов в высших учебных заведениях Кыргызской Республики на основе компетентностного подхода. // Проект «Разработка пилотных ГОС ВПО на основе компетентностного подхода». - Бишкек, 2009 [Электронный ресурс]. -Режим доступа : URL: http://soros.kg/wp-content/uploads/2011/ 02/recomendations_competent. pdf/

13. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. - Астана, 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://www. unesco.kz/rcie/data/koncepciya. htm

14. Политика развития образования Республики Казахстан // Информационное общество 2030 : проект к обсуждению. - Алматы, 2010. - 244 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа : URL: http://aspandau.kz / upload/userfiles/file/pro_2030.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.