Научная статья на тему 'Правовые основы регулирования процессов образования и науки в Кыргызской Республике'

Правовые основы регулирования процессов образования и науки в Кыргызской Республике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
323
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА / ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осмонбаева Камелия Маликовна

В статье рассматриваются международные и административно-правовые основы регулирования процессов образования и науки в Кыргызской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Осмонбаева Камелия Маликовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы регулирования процессов образования и науки в Кыргызской Республике»

Правовые основы регулирования процессов образования и науки в Кыргызской Республике Осмонбаева К. М.

Осмонбаева Камелия Маликовна / Osmonbaeva Kameliia Malikovna - старший преподаватель,

Высшая школа магистратуры,

Международный университет Кыргызстана, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются международные и административно-правовые основы

регулирования процессов образования и науки в Кыргызской Республике.

Ключевые слова: образование и наука, процессы образования и науки.

В эпоху глобализации образовательные процессы оказались вовлеченными в мировое образовательное пространство. Кыргызская Республика заключила, ратифицировала и присоединилась к значительному количеству международных документов в сфере образования. В соответствии со ст. 6. п. 3 Конституции Кыргызской Республики, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики. Это же положение воспроизводится в ст. 2 Закона Кыргызской Республики «Об образовании». Таким образом, в Кыргызской Республике нормы образовательного права состоят из международных (международные договоры и соглашения, конвенции) и национальных (законы и подзаконные акты в сфере образования).

Сегодня можно говорить о сформировавшемся блоке международно-правовых актов в сфере образования и науки. К ним относятся: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята в г. Париже 14.12.1960 на 11-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО); Соглашение о содействии распространению в международном плане наглядно-звуковых материалов образовательного, научного и культурного характера (заключено 10.12.1948); Соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера (заключено в Лейк-Саксессе, Нью-Йорк 22.11.1950); Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы (заключена в Париже 21.12.1979 г. Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций (ETS N 32) (заключено в Париже 14.12.1959); Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты (подписана в Париже 11.12.1953); Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых (заключено в Москве 17.01.1997), Соглашение о сотрудничестве в области образования (заключено в Ташкенте 15.05.1992); Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области образования и науки (Утверждено постановлением Правительства КР от 4 июня 2007 года № 209); Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании (Ратифицировано Законом КР от 7 июля 2006 года №103); Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях; Соглашение между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях (Утверждено постановлением Правительства КР от 26 апреля 2006 года № 300).

Международно-правовой блок становится эффективно функционирующим элементом механизма нормативно-правового регулирования отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования. Его роль возросла особенно заметно в связи с вхождением Кыргызстана в Болонский процесс и активизацией сотрудничества в сфере образования в рамках ЕврАзЭС.

Национальное законодательство в области образования и науки представлено Конституцией Кыргызской Республики; Законом Кыргызской Республики от 30 апреля 2003 года № 92 «Об образовании»; Положением о структуре и условиях реализации профессиональных образовательных программ профессионального образования в Кыргызской Республике; Положением о государственных образовательных стандартах профессионального образования в Кыргызской Республике; Положением о документах среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования Кыргызской Республики; Положением о филиалах образовательных организаций высшего профессионального образования Кыргызской Республики; Положением об образовательной организации высшего профессионального образования Кыргызской Республики; Положением об образовательной организации среднего профессионального образования Кыргызской Республики; Положением о дополнительном профессиональном образовании в Кыргызской Республике; а также рядом иных подзаконных актов в сфере различных уровней образования.

По мнению Е. Н. Щербак, изменения, связанные с глобализационными тенденциями в области высшего образования, и вызванная в связи с этим необходимость в международно-правовом регулирования деятельности на мировом образовательном рынке, напрямую затрагивают законотворческий процесс, связанный с принятием внутригосударственных нормативных актов, регулирующих отношения в области

высшего образования1. Соглашаясь с мнением Е. Н. Щербак, отметим, что, несмотря на значительное количество ратифицированных международных актов в сфере образования, внутреннее законодательство по-прежнему не приведено в соответствие с международным. Так, Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана, ратифицированная Постановлением ЗС Жогорку Кенеша КР от 8 июня 1995 года 3 № 125-1, Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе (ETS № 165) (Лиссабонская Конвенция), ратифицирована Жогорку Кенешем 09.03.2004 г., предполагают абсолютное признание дипломов о высшем образовании стран-участников Конвенции. В то время как Положение о документах среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования (Утверждено постановлением Правительства Кыргызской Республики от 3 февраля 2004 года N 53) устанавливает, что документы об образовании, выданные высшими и профессиональными средними учебными заведениями других государств, признаются на территории Кыргызской Республики на основе соответствующих международных договоров или соглашений о признании или после аккредитации учебного заведения в Кыргызской Республике. В случае отсутствия международных договоров или соглашений о признании Министерством образования и культуры Кыргызской Республики в индивидуальном порядке проводится экспертиза документов об образовании отдельных зарубежных государств на соответствие уровня профессионального образования и выдается справка об их признании (п. 21, 22).

Кроме того, необходимо отметить, что в действующее законодательство до сих пор не имплементированы основные понятия Болонского процесса (система зачетных баллов по типу ECTS, мобильность студентов и т. д.), и это несмотря на то, что с 2012 года высшее образование в Кыргызской Республике переведено на двухуровневую систему: бакалавр-магистр, всем государственным ВУЗам выданы лицензии на двухуровневую подготовку студентов.

Как отмечает А. Н. Козырин, сегодня источники международного права, регулирующие интеграционные процессы в отдельных сферах образования, становятся международными стандартами, обязательными для законодательной власти государства, участвующего в интеграционных процессах, при принятии актов внутригосударственного права1 2 3.

Е. Н. Щербак рассматривает регулирование отношений в области высшего образования в условиях сближения международного и национального права в двух подходах. Основу первого подхода составляет первоначальная гармонизация и унификация национальных административных законодательств в области высшего образования, с целью унификации основных образовательных стандартов применительно к требованиям рынка труда. Результатом проведенного сближения национальных законодательств является принятие межгосударственных соглашений, составляющих единое административного законодательство в области высшего образования. Такой подход, к примеру, заложен в основу создания единого европейского административного законодательства в области высшего образования в связи реализацией Болонского соглашения.

Второй подход не затрагивает основ национальных правовых режимов в области высшего образования. Основу второго подхода составляет установление правовых режимов: «национального режима» или «режима наибольшего благоприятствования» для иностранных учреждений высшего образования. Именно второй подход характерен для международных норм-принципов, регулирующих отношения в области высшего образования, содержащихся в Генеральном соглашении о торговле услугами Всемирной торговой

3

организации .

Итак, международные акты, подписанные Кыргызстаном, и нормативно-правовые акты, содержащие административно-правовые нормы, регулирующие отношения в области высшего образования, взаимодействуют друг с другом, что соответствует общим закономерностям воздействия международного права на национальное право, и наоборот. Подобное воздействие вызывает необходимость в систематической коррекции внутригосударственного законодательства путем внесения изменений и дополнений в законы, регулирующие административные отношения в области образования и науки.

Литература

1. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 г.

2. Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 г.

3. Барабанова С. В. Правовое положение вузов в российской Федерации (административно-правовой аспект):

Дисс. ... канд. юр. наук. — Казань, 1996. С. 76.

4. Кирилловых А. А. Проблемы и перспективы совершенствования системы высших учебных заведений:

правовой аспект // Юридическое образование и наука. 2008. № 2.

1 Щербак Е. Н., Административно-правовые проблемы управления в области высшего образования в условиях глобализации // Теория и практика административного права и процесса. (Материалы VI Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием - Часть I) - М., 2011 с. 236.

2 Козырин А. Н. Нормативно-правовое регулирование высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации: к вопросу о системе источников российского образовательного права // Образовании и право. 2007. № 2. С. 3-10.

3 Щербак Е. Н. Указ. соч. с. 237.

5. Козырин А. Н. Нормативно-правовое регулирование высшего и послевузовского профессионального образования в Российской Федерации: к вопросу о системе источников российского образовательного права // Образование и право. 2007. №2. С. 3-10.

6. Маскин В. В. Нормативно-правовое обеспечение образовательных учреждений в условиях модернизации: Сборник документов и материалов. - М., 2004.

7. Щербак Е. Н. Административно-правовые проблемы управления в области высшего образования в условиях глобализации // Теория и практика административного права и процесса. (Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - Часть I), - М., 2011. С. 236-241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.