Научная статья на тему 'Содержание конституционного права на получение бесплатного высшего образования в современной России'

Содержание конституционного права на получение бесплатного высшего образования в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
681
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРАВОМОЧИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Деманова Светлана Владимировна

В статье дается авторское определение понятия и содержания конституционного права на получение бесплатного высшего профессионального образования в современной России, раскрываются правомочия данного права на основе анализа образовательного законодательства и правоприменительной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание конституционного права на получение бесплатного высшего образования в современной России»

16 От составителей // Дело Менделя Бейлиса... С. 42.

17 Там же. С. 43.

18 Грузенберг О. О. Вчера. Воспоминания. Париж, 1938. С. 128.

19 Блок А. А. Указ. соч. С. 331.

20 Падение царского режима. Т. 3. С. 358. Председательствующим на суде был Ф. А. Болдырев.

21 Блок А. А. Указ. соч. С. 331.

22 ГАРФ. Ф. 1467. Оп. 1. Д. 494. Л. 43.

23 От составителей // Дело Менделя Бейлиса. С. 44.

24 См.: Падение царского режима. Т. 2. С. 385-398.

25 Там же. Т. 5. С. 286-295.

26 Там же. Т. 3. С. 350-376.

27 Блок А. А. Указ. соч. С. 330.

28 От составителей // Дело Менделя Бейлиса. С. 45.

29 Там же.

30 Там же. С. 47.

31 ГАРФ. Ф. 1652. Оп. 1. Д. 89. Л. 84об.

32 От составителей // Дело Менделя Бейлиса. С. 48.

33 Там же. С. 49.

34 Блок А. А. Указ. соч. С. 330-331.

35 От составителей // Дело Менделя Бейлиса. С. 49.

УДК 342.72/73(470+571)

СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

С. В. Деманова

Саратовский государственный университет E-mail: claire [email protected]

В статье дается авторское определение понятия и содержания конституционного права на получение бесплатного высшего профессионального образования в современной России, раскрываются правомочия данного права на основе анализа образовательного законодательства и правоприменительной практики. Ключевые слова: конституционное право на получение бесплатного высшего образования, правомочия, образовательная услуга, субъекты образовательного процесса.

Substance of Constitutional Law for Getting Free Higher Education in Contemporary Russia S. V. Demanova

The article deals with determination of concept and substance of constitutional law for receiving free higher professional education in modern Russia; reveals warrants of this law on the basis of analysis of educational legislation and law enforcement practice.

Key words: constitutional law for getting free higher education, warrants, educational service, subjects of educational process.

Право на образование является основным естественным правом человека и гражданина, из которого следуют производные: право на дошкольное образование; право на основное общее образование; право на среднее профессиональное образование; право на высшее образование1.

Право на высшее образование относится к позитивным правам, что предполагает активное участие в обеспечении его государством. Другими словами, для реализации данного права от государства требуются значительные материально-финансовые затраты и административно-организационные ресурсы.

Право на высшее образование зафиксировано в Конституции РФ: «Каждый вправе на конкурс-

ной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (п. 3 ст. 43), однако следует заметить, что в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»2 и Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»3 такое образование носит название «высшее профессиональное образование». В целях уточнения терминологии считаем необходимым в нашей статье использовать термин «высшее профессиональное образование».

Правовое регулирование права на высшее профессиональное образование следует рассматривать на двух уровнях: международном и внутригосударственном4. Среди международных документов, а также принципов и норм международного права, которые являются частью российской правовой системы, необходимо отметить Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. (ч. 1 ст. 26)5; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (п. с ч. 2 ст. 13)6; Конвенцию о правах ребенка (п. 1 ст. 28)7 и др. Внутригосударственный уровень предполагает правовое регулирование на уровне Российской Федерации и ее субъектов, так как общие вопросы образования, социальной защиты, включая социальное обеспечение, относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. 1е, ж ст. 72 Конституции РФ).

На федеральном уровне вопросы высшего профессионального образования регулируются Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»8, Федеральным законом от 22 августа

(©Деманова С. В., 2012

1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»9 и др. На региональном уровне также могут приниматься законодательные акты, регулирующие отношения в сфере высшего профессионального образования10. Кроме законов на государственном уровне принимаются стратегические документы, цель которых - обосновать основные направления политики государства в сфере образования. К ним относятся: Национальная доктрина образования до 2025 года11; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы12; национальный проект «Образование»; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020

13

года13.

Мы позволим себе согласиться с мнением А. Н. Козырина, который считает, что нормативные акты, регулирующие отношения в сфере высшего профессионального образования, можно разделить на следующие группы с учетом федеративного устройства Российского государства: «профильные» федеральные законы, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования14; «непрофильные» законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере высшего профессионального образования15; подзаконные нормативные акты16.

Прежде всего необходимо определиться с понятием конституционного права на получение бесплатного высшего профессионального образования. По нашему мнению, конституционное право на получение бесплатного высшего профессионального образования - это возможность каждого получить высшее профессиональное образование, обеспечиваемая финансированием образовательной услуги и материальной поддержкой обучающегося за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъектов Российской Федерации, местного), а также использованием материально-технической и информационной базы вуза без какой-либо оплаты.

Исходя из сформулированного понятия, можно выделить следующие правомочия права на получение бесплатного высшего профессионального образования:

- право на бесплатное для лица получение высшего профессионального образования, то есть получение его за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъектов Российской Федерации, местного);

- право на получение стипендии и иные формы материальной поддержки;

- право на бесплатное пользование библиотеками и информационными фондами;

- право на бесплатное пользование инфраструктурой высших учебных заведений (учебные кабинеты, лаборатории, концертные залы, физкультурно-спортивные сооружения, оздоровительные учреждения, базы отдыха и др.);

- право на обеспечение жилой площадью в общежитии бесплатно или за минимальную плату.

Рассмотрим каждое из правомочий права на получение бесплатного высшего профессионального образования на основе анализа образовательного законодательства и правоприменительной практики.

Право на бесплатное для лица получение высшего профессионального образования, то есть получение его за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъектов Российской Федерации, местного).

Согласно словарю С. И. Ожегова, термин «бесплатный» означает «такой, за который не взимают платы»17. Следовательно, бесплатное высшее профессиональное образование - это такое образование, за которое не взимают платы с потребителя образовательных услуг. Бесплатность высшего образования заключается в возможности получения образовательной услуги за счет бюджетных средств. Как отмечает Г. Д. Шкарлупина, в законодательстве отсутствует законное определение образовательных услуг. Образовательная услуга возникает непосредственно в процессе взаимодействия производителя и потребителя образовательных услуг18. В научной литературе существуют различные подходы к определению и содержанию понятия «образовательная услуга». Так, по мнению В. С. Потапенко, образовательные услуги - это отношения, возникающие между образовательными учреждениями, с одной стороны, и гражданами, с другой, для удовлетворения потребности в профессиональных знаниях, навыках, умениях. Образовательные услуги являются неотъемлемым элементом образовательной деятельности, целью которой выступают передача знаний и умений, а также формирование профессиональных навыков и освоение их об-учающимися19. По мнению Н. Ю. Гарифулиной и В. А. Гуртова, образовательная услуга высшего профессионального образования является видом государственной услуги, обеспечивает реализацию конституционных гарантий обучающихся в соответствии с уровнем высшего образования и требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и предполагает затраты

20

определенных экономических ресурсов20.

На наш взгляд, образовательная услуга в сфере высшего профессионального образования

- это деятельность21 учреждений высшего профессионального образования, финансируемая из средств соответствующего бюджета или за счет собственных средств обучающихся (или иных физических лиц), направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности, подготовку к профессиональной деятельности и решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности путем освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования и овладения соответствующими компетенциями.

Бюджетные расходы на оказание образовательной услуги - получение высшего профессионального образования - включают: выплату заработной платы работникам вуза с начислениями; проведение производственной, учебной и других видов практики; услуги связи; транспортные и коммунальные услуги; приобретение и обновление справочно-информационных баз данных и библиотечного фонда и др.22

Финансовое обеспечение образовательной услуги за счет средств соответствующего бюджета зависит от вида образовательного учреждения

- это университеты, академии, институты23, федеральные университеты24, национальные исследовательские университеты25. Образовательные учреждения могут быть государственными, учредителем которых является Российская Федерация (федеральное государственное образовательное учреждение) или субъект Российской Федерации, муниципальными, созданными муниципальным образованием, и негосударственными, учредителем которого является гражданин или юридическое лицо26.

Финансовое обеспечение образовательной услуги высшего профессионального образования производится исходя из размера государственного задания данному вузу. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового

положения государственных (муниципальных)

27

учреждений»27 изменил правовое положение государственных и муниципальных учреждений. Согласно новому закону, все учреждения, финансируемые из бюджета, могут иметь автономную, бюджетную или казенную форму. Для финансирования бюджетных учреждений предусмотрены субсидии из соответствующего бюджета, которые выделяются под выполнение государственного (муниципального) задания (госзадания). Выполнение госзадания для вузов - это контрольные цифры приема. Необходимо заметить, что финансовое обеспечение госзадания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, особо ценного движимого имущества, расходов на уплату налогов28. На наш взгляд, изменение механизма финансирования должно улучшить экономическое положение вузов, повысить конкуренцию и, как следствие, качество бесплатного высшего профессионального образования. Согласно статистическим данным, в

2009 г. число государственных и муниципальных вузов в России составляло 662, количество студентов - 6135,6 тыс. чел.29 Для сравнения: число негосударственных образовательных учреждений высшего образования составляло 452, в них обучалось 1283,3 тыс. чел. В 2010 г. число государственных и муниципальных учреждений высшего профессионального образования составляло 653, количество обучающихся - 5848,7 тыс. чел.30 (негосударственных - 462; обучающихся

- 1201,1 тыс. чел.31). Необходимо отметить, что прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования за счет бюджета всех уровней в 2010 г. составил 519,1 тыс. чел. и сократился по сравнению с 2009 г. на 40,7 тыс. чел. (7,3%).

Важным показателем, по мнению Н. Ю. Га-рифулиной и В. А. Гуртова, является то, что в общем объеме средств федерального бюджета, расходуемых на сферу высшего образования, доля средств на образовательную услугу в настоящее время составляет около 42% (67 тыс. руб.) на одного студента, тогда как общий объем финансирования, который включает расходы на содержание имущества (в том числе коммунальные платежи, социальные выплаты, налог на имущество и земельный налог, расходы, связанные с развитием сети национальных университетов, федеральные целевые программы, объекты капитального строительства и др.), составляет примерно 160 тыс. руб. на одного студента32. В 2010 г. объем средств федерального бюджета в сфере образования составил 416,4 млрд руб., что на 7,3% больше, чем в 2009 г., и на 26,3% больше, чем в 2008 г. По сравнению с 2009 г. на 14% увеличились расходы на высшее профессиональное образование (с учетом дополнительных расходов в размере 30 млрд руб. на поддержку ведущих российских университетов). Кроме того, в

2010 г. в полном объеме были сохранены бюджетные ассигнования на оплату труда, стипендию обучающимся в федеральных учебных заведениях. В 2011 г. объем средств федерального бюджета по разделу «Образование» составил 495,8 млрд руб., в том числе расходы на высшее профессиональное образование увеличились на 15% (индексация стипендиального фонда, оплаты труда, а также коммунальные расходы). Несмотря на увеличение бюджетного финансирования сферы высшего профессионального образования33, доля бюджетных расходов на оказание образовательной услуги остается недостаточной, кроме того, сокращается и прием на обучение в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования за счет бюджета всех уровней.

Право на получение стипендии и иные формы материальной поддержки.

Для обеспечения материальной поддержки студентов в соответствии с требованиями образовательного законодательства в вузе создается стипендиальный фонд, размер которого определяется с учетом контингента обучающихся за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъектов Российской Федерации, местного).

Стипендии, которые выплачиваются из средств федерального бюджета, подразделяются на следующие виды: стипендии Президента Российской Федерации34; специальные государственные стипендии Правительства Российской Федерации35;

государственные академические стипендии; государственные социальные стипендии; именные стипендии36.

За последние десять лет размер академической стипендии увеличивался несколько раз, а именно с 1 сентября 2003 г. размер стипендии составлял 400 руб.37; с 1 апреля 2005 г. - 500 руб. и с 1 сентября 2005 г. - 600 руб.38; с 1 сентября 2007 г.

- 900 руб.39 С 1 сентября 2008 г. государственная академическая стипендия студентам вузов выплачивается в размере 1100 руб.40 С 1 сентября

2011 г. стипендиальный фонд образовательных учреждений был увеличен на 9%41.

Особая категория граждан имеет право на повышенный размер академической стипендии (инвалиды I и II группы, сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, и др.)42.

Государственная социальная стипендия назначается студентам, нуждающимся в дополнительной финансовой помощи. В обязательном порядке данный вид стипендии назначается студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инвалидам I и II группы, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф, инвалидам и ветеранам боевых действий.

Необходимо отметить, что право студентов вузов субъектов РФ и муниципальных вузов на государственную академическую и государственную социальную стипендию на государственном уровне с 1 января 2005 г. не гарантировано43.

В особую категорию можно выделить именные стипендии, которые учреждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, которые и устанавливают размер таких стипендий. Финансирование данных стипендий осуществляется из средств бюджета субъектов Российской Федерации, местного бюджета, благотворительных организаций или из собственных внебюджетных средств высшего учебного заведения. Так, например, в целях поощрения студентов учреждений высшего профессионального образования за достигнутые успехи в области общественных наук утверждена стипендия имени П. А. Столыпина44.

Итак, адресное предоставление различных видов стипендий имеет определенные особенности и является важным элементом бесплатности высшего профессионального образования в части материальной поддержки обучающихся. Однако на практике размер таких выплат невелик, поэтому заслуживает внимания предложение министра образования и науки РФ об увеличении стипендиального фонда и изменении механизма распределения стипендий: «...должны оставаться социальные стипендии для тех, кто учится хорошо и плохо обеспечен, и академические стипендии для тех, кто учится блестяще»45. Кроме того, за-

служивает внимания проект федерального закона о повышении государственной академической стипендии до 4000 руб.46 В настоящее время на выплату стипендий государство тратит около 60 млрд руб. бюджетных средств, а для того чтобы стипендии достигли уровня минимальной зарплаты, которая составляет с 1 января 2009 г. 4330 руб. в месяц47, необходима сумма в 150-180 млрд руб.48

Помимо выплат различных видов стипендий из федерального бюджета выделяются дополнительные средства на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам49, которая выражается в следующем: выплате единовременной материальной помощи; компенсационных выплатах студентам, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям, стипендии обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям50; пособии по беременности и родам студенткам-матерям, обучающимся по очной форме обучения как за счет средств бюджета, так и с полным возмещением затрат51.

Федеральным бюджетом предусматриваются средства для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами, например проведения различных спортивных мероприятий (спортивных праздников, эстафет, олимпиад и др.), конкурсов, экскурсий, туристических походов и др.52 Ранее в образовательном законе было предусмотрено выделение дополнительных финансовых средств на санаторно-курортное лечение и отдых53. Затем из текста статьи было изъято положение «санаторно-курортное лечение и отдых». Следовательно, выделяемые дополнительные средства не предназначены для финансирования санаторнокурортного лечения и отдыха студентов, что является, на наш взгляд, совершенно обоснованным.

Итак, помимо выплат различных видов стипендий студентам очной формы обучения федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования выделяются дополнительные средства стипендиального фонда различного назначения.

Студентам, обучающимся в государственных и муниципальных вузах, также могут оказываться дополнительная материальная поддержка и устанавливаться дополнительные льготы за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.

Право на бесплатное пользование библиотеками и информационными фондами.

Студенты бесплатно могут пользоваться библиотеками и информационными фондами в государственных и муниципальных высших учебных заведениях54. Высшее учебное заведение должно обеспечивать каждого студента основной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса в соответствии с фе-

деральным государственным образовательным стандартом. Кроме того, вуз должен обеспечить каждому обучающемуся возможность доступа к современным информационным базам, в том числе к электронно-библиотечным системам55. Однако нужно заметить, что выделяемых бюджетных средств недостаточно, что позволяет только частично покрывать расходы на обновление и пополнение библиотечных фондов, поэтому многие вузы используют внебюджетные средства для приобретения учебной литературы. Одной из важнейших проблем является процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере высшего профессионального образования. Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг. предусмотрены мероприятия по созданию технических и технологических условий, которые позволят участникам образовательного процесса получить доступ к источникам информации, использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения56.

Право на бесплатное пользование инфраструктурой высших учебных заведений (учебные кабинеты, лаборатории, концертные залы, физкультурно-спортивные сооружения, оздоровительные учреждения, базы отдыха и др.).

Студенты высших учебных заведений имеют право бесплатно пользоваться услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом вуза57. Так, например, студенты Саратовского государственного университета им.

Н. Г. Чернышевского, в соответствии с уставом, имеют право на бесплатное пользование в университете при проведении мероприятий, предусмотренных учебно-воспитательным процессом, библиотеками, информационными услугами учебных, научных, лечебных и других подразде-лений58. Стоит отметить, что в настоящее время сохраняется проблема неудовлетворенной потребности высших учебных заведений в учебных площадях и в объектах социальной направленности. Необходимы реконструкция и строительство учебных и учебно-лабораторных корпусов, объектов физкультурно-оздоровительного назначения.

Так, например, число персональных компьютеров, используемых в образовательном процессе, в 2010 г. составляло всего 628 тыс. штук; на 100 студентов - 10 шт. (для сравнения: этот показатель в 2006 г. составлял на 100 студентов

- 8 шт.)59, доступ в Интернет имелся на 77,4% компьютеров60. На наш взгляд, объем финансирования высшего учебного заведения в современных условиях должен обеспечивать в полной мере потребность обучающихся в современной учебно-материальной базе с использованием новейшего лабораторного оборудования, инновационных методов обучения с применением информационных технологий.

Право на обеспечение жилой площадью в общежитии бесплатно или за минимальную плату.

В настоящее время в соответствии с образовательным законодательством размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги составляет менее 5% от размера стипендии61, что составляет примерно 55 руб. Проблема студенческих общежитий в последние несколько лет приобрела особую остроту. Во-первых, с 2009 г. прием на первый курс в высшие учебные заведения преимущественно осуществлялся по результатам Единого государственного экзамена, что привело к существенному увеличению числа студентов с периферии, поступающих в ведущие вузы не только столичных, но и областных центров. Во-вторых, жилищный фонд общежитий, созданный в основном 25-30 и более лет назад, нуждается в капитальном обновлении, реконструкции и ремонте. Необходимо отметить, что с 1996 г. практически полностью было прекращено финансирование расходов на проведение капитального и текущего ремонта, в том числе на оплату хозяйственных расходов и коммунальных услуг жилищного фонда общежитий. В 2009 г. построено 18 общежитий площадью 118,9 тыс. кв. м (примерно для 8,4 тыс. студентов), подведомственных Министерству образования62. Заметим, что в каждом студенческом общежитии, в соответствии со строительными нормами и правилами, организуются комнаты для самостоятельных занятий, отдыха, психологической разгрузки, досуга, интернет-комнаты, детские комнаты, спортивные залы, санатории-профилактории, изоляторы, помещения для бытового обслуживания и общественного питания (столовая, буфет с подсобными помещениями, душевые, умывальные комнаты, постирочные, гладильные комнаты и др.). Однако, по данным Федеральной службы государственной статистики, численность студентов, проживающих в общежитиях, составляет около 83% от числа нуждающихся, то есть выделяемых средств на строительство и ввод в действие общежитий пока недостаточно.

Итак, можно сделать вывод, что участники образовательных правоотношений, реализующих конституционное право на получение бесплатного высшего профессионального образования за счет средств соответствующего бюджета, имеют право на получение бесплатной образовательной услуги, различных видов стипендий и выплат, бесплатное пользование библиотеками, информационными фондами и инфраструктурой высших учебных заведений, а также право на обеспечение жилой площадью в общежитиях. Однако при общем увеличении бюджетного финансирования высшего профессионального образования существует и ряд проблем, а именно недостаточная обеспеченность учебными площадями, общежитиями и объектами социальной направленности. Требуются реконструкция и строительство учебных и учебно-лабораторных корпусов, объектов физкультурно-

оздоровительного назначения. Также необходимо и повышение академических стипендий, а механизм распределения стипендиального фонда требует законодательного совершенствования.

Таким образом, конституционное право на получение бесплатного высшего образования следует рассматривать как субъективное право каждого, которое носит комплексный характер и включает в себя следующие правомочия: право на бесплатное для лица получение высшего профессионального образования, то есть получение его за счет средств соответствующего бюджета (федерального, субъектов Российской Федерации, местного); право на получение стипендии и иные формы материальной поддержки; право на бесплатное пользование библиотеками и информационными фондами; право на бесплатное пользование инфраструктурой высших учебных заведений; право на обеспечение жилой площадью в общежитии бесплатно или за минимальную плату.

Примечания

1 Ряд авторов рассматривают их как правомочия (см.: Малько А. В., КолесниковЕ. В., КомковаГ. Н, Шудра О. В. Экзамен по конституционному праву / под общ. ред.

А. В. Малько. Саратов, 1998. С. 103).

2 Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30, ст.1797 ; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 6, ст. 793.

3 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135 ; 2011. № 6, ст. 793.

4 Такого мнения придерживается и А. Н. Козырин (см.: Козырин А. Н. Нормативно-правовое регулирование высшего образования в России (в свете вхождения России в Болонский процесс) // Юридическое образование и наука. 2006. № 4.

5 Всеобщая декларация прав человека (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Права человека. Сборник международных договоров. Нью-Йорк, ООН. 1978. С. 1-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Об экономических, социальных и культурных правах : международный пакт от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного суда РФ. № 12. 1994. Пакт ратифицирован Указом Президиума. ВС СССР от 19.09.1973 № 4812-Ш1. Пакт вступил в силу для СССР с 3 января 1976 г.

7 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI, 1993.

8 Об образовании : закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 02.02.2011) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30, ст. 1797 ; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 6, ст. 793.

9 О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 02.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135 ; 2011. № 6, ст. 793.

10 Например: Об образовании : закон Московской области от 30 апреля 2009 г. № 41/2009-ОЗ (принят Постановлением Московской областной думы от 23 апреля 2009 г. № 3/77-П) // Гарант. Информационно-правовой портал:

[официальный сайт]. ИИ1: // http://www.garant.ru/ hotlaw/mos_obl/196158/ (дата обращения: 23.05.2011).

11 О национальной доктрине образования в Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 04.10.2000. № 751 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 41, ст. 4089.

12 О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы : распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 9, ст. 1255.

13 О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489.

14 Об образовании : закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 02.02.2011) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30, ст.1797 ; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 6, ст. 793 ; О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон от

22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 02.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135 ; 2011. № 6, ст. 793 и др.

15 О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации: федер. закон от 07 августа 2000 г. № 122-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 33, ст.3348 ; 2009. № 52. Ч.1, ст. 6242 ; О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 13, ст. 1475 ; 2011. № 1, ст. 16 ; О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : федер. закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 52, ст. 5880 ; 2009. № 51, ст. 6152 и др.

16 См.: Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» / под ред. А. Н. Козырина. М., 2008. С. 18-19.

17 См.: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2004. С. 55.

18 См.: Шкарлупина Г. Д. Образовательные услуги и нормы права // Право и образование. 2009. № 1. С. 50.

19 См.: Потапенко В. С. Правовое регулирование социальной услуги в сфере образования : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 16.

20 См.: ГарифуллинаН. Ю., Гуртов В. А. Образовательная услуга в бюджетных расходах системы высшего образования // Финансы. 2010. № 11. С. 35.

21 «.государственные (муниципальные услуги) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) . государственными (муниципальными) учреждениями...» (см.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823 ; 2011. № 15, ст. 2041 ; «.1) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, . , - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполни-

тельной власти ., которая осуществляется по запросам заявителей ...» (см.: Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : федер. закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 31, ст. 4179 ; 2011. № 27, ст. 3873 ; «.3. Под услугами понимаются полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие определенные потребности граждан.» (см.: Приказ Росстата от 23.07.2009 №147 «Об утверждении Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя “Объем платных услуг населению”» // Вопросы статистики. 2009. № 12.).

22 Данная классификация устанавливается Приказом Минфина РФ от 22.10.2099 № 105 н «Об утверждении Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений»; см. также: Гарифуллина Н. Ю., Гуртов В. А. Указ. соч. С. 35.

23 По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2009 г. число государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования составило по видам: университеты - 345; академии - 177; институты - 140 (Российский статистический ежегодник - 2010 г.: [официальный сайт]. ИИЪ: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b10_13/IssWWW.exe/Stg/d2/07-53.htm (дата обращения:

01.10.2011).

24 На данный момент сформирована сеть из девяти федеральных университетов. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный госуниверситет получили право реализовывать образовательные программы высшего профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и выдавать собственные дипломы (см.: О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете : федер. закон от 10 ноября 2009 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 46, ст. 5418).

25 Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается Правительством РФ на

10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий (см.: ст. 2 п. 2.1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов : федер. закон от 10 февраля 2009 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 7, ст. 786.

26 См.: ст. 12. Об образовании : закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (ред. от 02.02.2011) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30, ст. 1797 ; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 6, ст. 793 ; ст. 3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-

ской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений : федер. закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 19, ст. 2291 ; 2011. № 7, ст. 900.

27 Закон вступил в силу с 1 января 2011 г., до 1 июля 2012 г. установлен переходный период. В переходном 2011 г. объем финансирования не может быть уменьшен по каждому образовательному учреждению по сравнению с 2010 г. (см.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 19, ст. 2291).

28 См.: ст. 9.2 п. 6. О некоммерческих организациях : федер. закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от

29.12.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145 ; 2011. № 1, ст. 49.

29 Численность студентов включает обучающихся за счет бюджета и с полным возмещением затрат на обучение.

30 Так же.

31 См.: Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник - 2010 г. : [офиц. сайт]. иЯЪ: http://www.gks.ru/bgd/regl/b09_01/ IssWWW.exe/Stg/d12/3-5.htm (дата обращения:

01.10.2011).

32 См.: Гарифуллина Н. Ю., Гуртов В. А. Указ. соч.

33 См.: Доклад директора Департамента организации бюджетного процесса и внедрения новых организационно-экономических механизмов Минобрнауки России

В. Юркина на заседании коллегии Министерства образовании и науки Российской Федерации 28 декабря 2010 года // Министерство образования и науки Российской Федерации : [офиц. сайт]. иЯЪ: http://mon.gov.ru/ (дата обращения: 27.01.2011).

34 Стипендии Президента РФ с 1 января 2007 г. выплачиваются в размере 1600 руб. студентам, слушателям и курсантам образовательных учреждений высшего профессионального образования (см.: Указ Президента Российской Федерации о стипендиях Президента Российской Федерации для студентов, аспирантов, адъюнктов, слушателей и курсантов образовательных учреждений высшего профессионального образования // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 25, ст. 3008).

35 С 1 января 2009 г. Правительство РФ устанавливает специальные государственные стипендии Правительства РФ, которые выплачиваются в следующих размерах: ... студентам - 1440 рублей. (О специальных государственных стипендиях Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования : постановление Правительства РФ от 23.04.2009 №364 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 18 (2 ч.), ст. 2253).

36 Например: персональные стипендии имени А. И. Солженицына (см.: Положение о назначении персональных стипендий имени А. И. Солженицына // Об учреждении персональных стипендий имени А. И. Солженицына для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 23.04.2009

№ 363 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 18 (2ч.), ст. 2252).

37 О внесении изменений в законы Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» : федер. закон от 07 июля 2003 г. № 119-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 28, ст. 2888.

38 О внесении изменений в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» : федер. закон от 21 апреля 2005 г. № 35-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 17, ст. 1481.

39 О внесении изменений в статью 3 закона Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: федер. закон от 13 июля 2007 г. № 131-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 29, ст. 3484.

40 О внесении изменений в статью 3 закона Российской Федерации «О минимальном размере оплаты труда» и статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: федер. закон от 15 июля 2008 г. № 119-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 29 (ч.1), ст. 3419.

41 См.: Об информации по увеличению стипендий: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 октября 2011 г. № ИБ-1168/08. Министерство образования и науки Российской Федерации : [офиц. сайт]. иИЬ: http://mon.gov.ru/dok/akt/8914/ (дата обращения: 15.10.2011).

42 См.: п. 3 ст. 16. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 02.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135 ; 2011. № 6, ст. 793 ; основания увольнения предусмотрены подпунктами «б»-«г» п. 1, подпунктом «а» п. 2 и п. 3 ст. 51. О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 13, ст. 1475 ; 2011. № 1, ст.16 ; п. 11 ст. 14; п. 4 ст. 18; п. 3 ст. 19 ; ст. 20. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС : Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (ред. от 24.07.2009) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21, ст. 699 ; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 30, ст. 3739.

43 О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. № 487 : постановление Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 605 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 46 (ч. 2), ст. 4527.

44 Об утверждении стипендии имени П. А. Столыпина (вместе с положением о стипендии имени П. А. Столыпина) : постановление Губернатора Саратовской области от 04 апреля 2002 г. № 67 (ред. от 08.10.2004) // СЗ Саратовской области. 2002. № 4, ст. 449.

45 Интервью Министра образования и науки РФ А. Фур-сенко 07.02.2011. иИЪ: http://mon.gov.ru/ press/smi/8243 (дата обращения: 07.02.2011).

46 См: Проект федерального закона № 489606-5. Внесен в Госдуму 20.01.2011 депутатами фракции ЛДПР. Пере-

чень важных документов на стадии принятия // Главная книга. 2011. № 3. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

47 О минимальном размере оплаты труда : федер. закон от

19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (ред. от 24.06.2008) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 26, ст. 2729 ; 2009. № 30, ст. 3739.

48 Интервью Министра образования и науки РФ А. Фур-сенко 07.02.2011.

49 См.: ст. 16. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 02.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135 ; 2011. № 6, ст. 793 ; см.: п. 32. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2001 г. № 487 (ред. от 23.08.2007) «Об утверждении типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 28, ст. 2888 ; 2007. № 35, ст. 4316.

50 См.: п. 9 ст. 6. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : федер. закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 52, ст. 5880 ; 2009. № 51, ст. 6152.

51 См.: п. 9. Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. № 1012н // Рос. газ. 2010. 27 янв.

52 П. 3 ст. 16. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. 02.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135 ; 2011. № 6, ст. 793.

53 О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 35, ст. 3607 ; 2011. № 7, ст. 900.

54 О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. 02.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135 ; 2011. № 6, ст. 793.

55 Приказ Минобразования РФ от 11.04.2001 № 1623 (ред. от 23.04.2008) «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечноинформационных ресурсов» // Вестн. образования. 2001. № 15 ; БМ РФ. 2008. № 7.

56 См.: О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы : распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 9, ст. 1255.

57 Ст. 16. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. 02.02.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135 ; 2011. № 6, ст. 793.

58 См.: п. 6.1.3. Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» : [офиц. сайт]. иЯЪ: http://www. sgu.ru (дата обращения: 01.11.2011).

59 Российский статистический ежегодник - 2010 г. Федеральная служба государственной статистики : [офиц.

сайт]. URL: http:IIwww.gks.ruIbgdIreglIb10_13IIssWWW. exeIStgId2I07-53.htm (дата обращения: 01.11.2011).

60 См.: Социально-экономическое положение России -2009 год. Федеральная служба государственной статистики : [офиц. сайт]. URL: II http://www.gks.ru/bgdlregll b09_01IIssWWW.exeIStgId12I3-5.html (дата обращения:

01.11.2011).

61 Ст. 16. п. 3. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. 02.02.2011) II Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 35, ст. 4135 ; 2011. № 6, ст. 793.

62 См: Федеральное агентство по образованию. Пресс-релиз 2 «Об итогах строительства студенческих общежитий в 2009 году» : [офиц. сайт]. URL: http:ll www.ed.gov.rulnewslobnewsl12190l9 (дата обращения:

11.02.2010).

УДК 341.6

ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ОТ ДИСКРИМИНАЦИИ В РЕШЕНИЯХ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

И. А. Кретова-Алешина

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

В статье анализируется практика рассмотрения дел о запрещении дискриминации Европейским судом по правам человека. Отмечается, что принятые решения в отношении принципа не-дискриминации обогащают практику российских органов власти. Ключевые слова: дискриминация, запрет дискриминации, Европейский суд по правам человека.

The Practice of Protection Against Discrimination in the Decisions of the European Court of Human Rights

I. A. Kretova-Aleshin8

This paper examines the case law on the prohibition of discrimination by the European Court of Human Rights. It is noted that the decisions taken in respect of the principle of non discrimination the practice of the Russian authorities.

Key words: discrimination, prohibition of discrimination, European Court of Human Rights.

Принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод означало не только закрепление основных прав человека, но и необходимость создания специального механизма их защиты. Ведь «Европейский суд - это именно тот независимый институт защиты прав человека, куда обращаются как в последнюю инстанцию в поисках справедливости и где получают прежде всего моральную компенсацию и создаются важные прецеденты»1.

Возрастание авторитета данного правозащитного органа, а также увеличение количества членов Совета Европы, повышение уровня правовой гра-

мотности населения европейских стран повлекли за собой увеличение количества жалоб, поданных в Европейский суд по правам человека: если в 2000 г. их было 10 500, то в 2010 г. - уже 61 3002. Все это вызвало необходимость реформирования деятельности Европейского суда по правам человека, что было оформлено принятием Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в Страсбурге 13 мая 2004 г. В соответствии с новым порядком для рассмотрения переданных ему дел Суд заседает в составе единоличного судьи, комитетов из трех судей, палат из семи судей и Большой палаты из семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты. Вначале Россия отказалась ратифицировать данный протокол, в результате фактически заблокировав реформу Европейского суда по правам человека, поскольку действие данного протокола возможно лишь при его ратификации всеми странами, подписавшими Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Это не могло не вызвать негативной реакции со стороны как стран

- членов Совета Европы, так и его органов. После многочисленных консультаций Федеральным законом от 4 февраля 2010 г. № 5-ФЗ «О ратификации Протокола № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящего изменения в Контрольный механизм Конвенции, от 13 мая 2004 года» Российская Федерация ратифицировала Протокол № 14 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод3. Данный протокол вступил в силу, в том числе и для России, 1 июня 2010 г.

© Кретова-Ллешина И. Л., 2Ol2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.