Научная статья на тему 'Образовательно-квалификационные уровни высшего и послевузовского образования'

Образовательно-квалификационные уровни высшего и послевузовского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / РАМКА КВАЛИФИКАЦИИ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ УРОВНИ / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / POST-GRADUATE EDUCATION / EDUCATIONAL STANDARDS / QUALIFICATION FRAMES / QUALIFICATION STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таштобаева Бурул Эшимбековна

В статье описана система высшего и послевузовского образования в Кыргызской Республике в настоящее время. Анализирются стандарты третьего поколения, реализация которых началась в Республике с 2012/13 учебного года. Рассмотрена необходимость разработки национальных и отраслевых квалификационных рамок в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таштобаева Бурул Эшимбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Qualificational Levels of Higher School and Post-Graduate Education

The author describes in her article the system of higher and post-graduate education in the Kyrgyz Republic at the present time. She analyzes the standards of the third generation whose realization started in the Republic since 2012/13 academic year. The necessity of an elaboration of national and branch qualification frames in the country is touched upon as well.

Текст научной работы на тему «Образовательно-квалификационные уровни высшего и послевузовского образования»

— 242-е НОМАИ донишгох

Б. Таштобаева

ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ УРОВНИ ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, послевузовское образование, стандарты образования, рамка квалификации, квалификационные уровни

Для эффективного развития всего общества нужно обеспечить необходимый человеческий потенциал.

Формирование более мобильного, конкурентоспособного типа личности рассматривается в Болонской декларации. В настоящее время в Кыргызстане все вузы, подписавшие Болонскую декларацию, стремятся к приведению в соответствие с европейскими требованиями программы и формы обучения, тем самым обеспечивая возможность академической мобильности преподавателей и студентов, а также взаимное признание дипломов. Всё это позволит выпускникам найти лучшую работу, как в стране, так и за рубежом. При этом вузы стремятся сохранить свои основные преимущества - традиции, фундаментальность, связь с наукой и практикой, воспитательный потенциал. Но, всё же, качество образования в вузах не может в полной мере обеспечить выполнение современных требований потребителей образовательных услуг.

Качество образования с точки зрения образовательных учреждений понимается как соответствие стандартам, а с точки зрения потребителя (студента, работодателя, родителей и др.) как соответствие образовательных услуг их запросам.

Качество образования включает востребованность выпускников учебного заведения, их служебную карьеру, оценку с точки зрения работодателей и связи "вуз"-производство». В современной концепции образование рассматривается как непрерывный, гибкий, целенаправленный, демократичный процесс получения знаний на протяжении всей жизни человека (3,61).

г УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ~ ~ 243 ~

В 2011 году постановлением Правительства Кыргызстана введена двухуровневая система обучения и приняты ряд нормативных документов:

• Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением выпускнику академической степени «бакалавр»;

• Перечень направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением выпускнику академической степени «магистр»;

• Перечень специальностей высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением выпускнику квалификации «специалист»;

• Макеты государственных образовательных стандартов для академических степеней бакалавра, магистра и квалификации специалиста.

Учебно-методическими объединениями при Министерстве образования и науки, в состав которых входят представители ведущих вузов и рынка труда, разработаны новые государственные образовательные стандарты, учитывающие современные требования к образованию: компетентностный подход, использование кредитов ЕСТБ (европейская система накопления кредитов) в качестве показателя трудоемкости вместо часов и недель и др.

С 2012/13 учебного года в вузах начали реализовывать стандарты третьего поколения. Однако в новых стандартах есть некоторые недостатки, которые заключаются в отсутствии системного подхода к разработке пакета стандартов по направлениям как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, та ки при обосновании требований к результатам освоения основных образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций. Образовательные стандарты разрабатывались в два изолированных этапа, в связи с чем компетенции бакалавров и магистров в большинстве направлений подготовки дублируются. Кроме этого, многими учебно-методическими объединениями не проведен анализ требований рынка труда вследствие сжатых сроков разработки стандартов. Такие недостатки должны быть устранены послеразработки национальных и отраслевых квалификационных рамок.

Рамка квалификаций - системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. С помощью рамок квалификаций проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, сертификатов об образовании и обучении (2, 8). Квалификация -

— 244 - НОМАИ донишгох _.)

официально признанное/подтвержденное (в виде диплома/сертификата) наличие у лица компетенций, соответствующих требованиям к выполнению трудовых функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности (требований профессионального стандарта или требований, сложившихся в результате практики), сформированных в процессе образования, обучения или трудовой деятельности (обучения на рабочем месте). Квалификация подтверждается квалификационным сертификатом.

Создание механизма, позволяющего соотносить квалификацию с принятым обещегосударственным (национальным) уровнем квалификации, будет способствовать повышению доверия потребителей (граждан, образовательных учреждений, работодателей и других организаций, предлагающих образовательные услуги) системе квалификаций, действующей в стране. С этой целью национальная рамка квалификаций используется для приведения в соответствие других систем квалификаций, которые иногда дублируют друг-друга и конкурируют за учащихся и образовательные организации (4, 23). Национальная квалификационная рамка основывается на уровнях. Квалификационная рамка учитывает все уровни квалификаций: начального среднего и полного среднего образования, все ступени профессионального образования, а также послевузовского образования.

Квалификационный уровень/уровень квалификации - установленная и описанная в квалификационных рамках совокупность требований к компетенциям работников, дифференцированная по параметрам знаний, умений, сложности, нестандартности трудовых контекстов, ответственности и самостоятельности (2,10). Таким образом, каждый уровень имеет собственный индикатор.

В Европе любая рамка, состоящая из уровней, должна учитывать уровни или циклы, разработанные в рамках Болонского процесса по гармонизации высшего образования на территории 41 страны Европы, подписавших Болонское соглашение. В соответствии с соглашением выделяются три цикла, которые соответствуют: первой степени (степени бакалавра), степени магистра и степени доктора наук. Для этих трех циклов разработаны соответствующие результаты обучения. В большинстве существующих рамок квалификаций, включая европейскую рамку квалификаций, эти уровни соответствуют трем высшим уровням образования.

В структуру высшего образования Кыргызстана входят следующие образовательно-квалификационные уровни: бакалавр.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

V245-

специалист, магистр (рис. 1). Послевузовское образование включает в себя аспирантуру, PhD и докторантуру.

Продолжительность обучения по программам подготовки специалиста составляет 5 лет (10 семестров) на основе полного общего среднего образования и 6 лет (12 семестров), если форма обучения дистантная. Общая трудоемкость образовательной программы специалиста - 300 кредитов ECTS. Выпускникам, успешно прошедшим государственную аттестацию присваивают квалификацию инженера (для технических специальностей) и выдают диплом специалиста, дающий им право на осуществление профессиональной деятельности, а также право на поступление в магистратуру, аспирантуру или в докторантуру по программам PhD.

Подготовка бакалавров также осуществляется на основе полного общего среднего образования. Нормативный срок обучения обычно составляет 4 года и увеличивается на один год в случае обучения по дистантной форме. Выпускники, успешно прошедшие государственную аттестацию, получают диплом бакалавра, дающий право на осуществление профессиональной деятельности и право вступления на программу подготовки магистра. Общая трудоемкость основной образовательной программы бакалавра -240 кпегтитов ECTS

Г

Маг*С троту СЮ

Cn»W*Q'*HOC ть

Лсп<^»туро

knOAOipHOT Досторомтуро (PhD)

|| | »1 Ч ■■ М

До«*оромтуро

Рис. 1. Образовательные уровни и траектория обучения в КР

Степень магистра приобретается на основе квалификации бакалавра или специалиста. Нормативный срок обучения в магистратуре составляет 2 года (2,5 -для дистантного обучения). Трудоемкость программы - 120 кредитов ЕСТБ. По требованиям

— 246-Г НОМАИ донишгох _

государственных образовательных стандартов выпускники должны публично защитить магистерскую диссертацию. Лицам, успешно прошедшим государственную аттестацию, выдают диплом магистра, дающий им право на осуществление профессиональной деятельности и право на вступление в аспирантуру или в докторантуру по программам PhD.

На сегодня в Кыргызстане сохранился послевузовский образова-тельныйуровень -обучениев аспирантуре. В аспирантуру могут поступить лица, имеющие степень магистра или квалификацию специалиста. Нормативный срок обучения в аспирантуре составляет 3 года. Получение степени кандидата наук предусматривает публичную защиту диссертации.

В систему образования с 2013 года экспериментально вводятся докторские программы (PhD) по нескольким образовательным программам. Так, Кыргызский государственный технический университет в 2013 г. получил лицензию на право экспериментального ведения образовательной деятельности в сфере послевузовского профессионального образования по направлениям «Машиностроение» и «Электроэнергетика и электротехника». Такие программы могут освоить лица, имеющие академическую степень «Магистр» или высшее профессиональное образование с присвоением квалификации «специалист». Также программу PhD могут выбрать по желанию лица, имеющие степень кандидата наук. Лицам, освоившим образовательную программу докторантуры и защитившим докторскую диссертацию, присуждается ученая степень доктора философии (PhD) в соответствии с Правилами присуждения ученых степеней и ученых званий, утвержденных МОИН КР. Обучение в докторантуре осуществляется только по очной форме на платной основе. Срок обучения составляет не менее трех лет. Реализация программы PhD предусматривает заключение соглашения о сотрудничестве в области образования и науки с зарубежными вузами. Одним из требований к докторской программе PhD является назначение научных консультантов в количестве не менее 2-х человек из числа докторов и кандидатов наук, докторов философии (PhD), один из которых, как правило, ведущий ученый из зарубежного вуза. Учет трудоемкости измеряется в кредитах ECTS, являющихся единицами измерения трудозатрат докторантов, необходимых для достижения конкретных результатов обучения (1,7).

Срок докторантуры на общих условиях не превышает 3 лет.

С УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ~ J - 247 -

Доктор наук является высшей научной степенью. Получение степени доктора наук предусматривает проведение оригинальных научных исследований, получение научных результатов, имеющих значительную научную новизну и практическое значение, их публикацию в научных изданиях, а также публичную защиту диссертации.

Рассмотренные здесь уровни образования обязательно должны учитываться при разработке национальных квалификационных рамок Кыргызстана, что является основной целью Темпус -проекта «QUADRIGA: Квалификационные рамки в Центральной Азии: Болонские принципы и региональная координация».

ЛИТЕРАТУРА:

1. Временный регламент реализации пилотных докторских программ послевузовского профессионального образования (PhD). -Б., 2013

2. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева A.A. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. - М.: РИО ТК им. А.Н. Коняева, 2009

3. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб./под ред. А.П.Егоршина, Н.Д. Никандрова. - Н.Новгород: НИМБ, 2004

4. Муравьева A.A., Олейникова О.Н., Коулз М. Принципы и процедуры разработки национальной рамки квалификаций. - М.: Центр изучения проблем профессионального образования, 2006

Образовательно-квалификационные уровни высшего и послевузовского образования

Б. Таштобаева

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, послевузовское образование, стандарты образования, рамки квалификации, квалификационные уровни

В статье описана система высшего и послевузовского образования в Кыргызской Республике в настоящее время. Анализирются стандарты третьего поколения, реализация которых началась в Республике с 2012/13 учебного года. Рассмотрена необходимость разработки национальных и отраслевых квалификационных рамок в стране.

— 248-^ HOMAH JOHHIUrOX )

Educational - Qualificational Levels of Higher School and Post-Graduate Education

B. Tashtobayeva

Key words: higher professional education, post-graduate education, educational standards, qualification frames, qualification standards

The author describes in her article the system of higher andpost-graduate education in the Kyrgyz Republic at the present time. She analyzes the standards of the third generation whose realization started in the Republic since 2012/13 academic year. The necessity of an elaboration of national and branch qualification frames in the country is touched upon as well.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.