Научная статья на тему 'СЖАТИЕ ТЕКСТА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ'

СЖАТИЕ ТЕКСТА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
общая компетенция / профессиональная компетенция / межпредметные связи / сжатие информации / пересказ / инструктаж / common competition / professional competition / intersubject communication / informational-compressing / retelling / briefing

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова М.А., Иванов А.Ю.

Авторы пытаются использовать гуманитарный предмет для формирования общих и профессиональных компетенций работников технических профессий посредством вырабатывания у них навыков сжатия информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPRESSION TEXTS AS INSTRUMENT OF FORMATION L COMPETENTIONALS THE WORKERS OF MUNUFACTURING

The authors trying to use humanitaniol discipline in tonmins of common of professional workers competantions of technological professions trough development of skills of compression an information.

Текст научной работы на тему «СЖАТИЕ ТЕКСТА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ»

Герасимова М.А.

преподаватель русского языка и литературы Санкт-Петербургского Государственного бюджетного профессионального образовательного

учреждения «Электромашиностроительный колледж»

Иванов А.Ю. преподаватель специальных дисциплин Санкт-Петербургского Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Электромашиностроительный колледж», канд. пед. наук

СЖАТИЕ ТЕКСТА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ РАБОТНИКОВ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

COMPRESSION TEXTS AS INSTRUMENT OF FORMATION L COMPETENTIONALS THE

WORKERS OF MUNUFACTURING

Gerasimova M.

teacher of Russian language and literature Saint-Petersburg State budget professional education institution "Electromachine building college"

Ivanov A.

Saint-Petersburg State budget professional education institution "Electromachine building college", PhD

АННОТАЦИЯ

Авторы пытаются использовать гуманитарный предмет для формирования общих и профессиональных компетенций работников технических профессий посредством вырабатывания у них навыков сжатия информации.

ABSTRACT

The authors trying to use humanitaniol discipline in tonmins of common of professional workers competan-tions of technological professions trough development of skills of compression an information.

Ключевые слова: общая компетенция, профессиональная компетенция, межпредметные связи, сжатие информации, пересказ, инструктаж.

Keywords: common competition, professional competition, intersubject communication, informational-compressing, retelling, briefing.

В основе нашего эксперимента были заложены идеи профессора А.Г. Соколова [5] и его учеников [4] о межпредметных связях. Российские ученые предложили и развили «планетарную» концепцию организации межпредметных связей, когда роль ядра («звезды») играет производственное обучение, окончательно формирующее специалиста. А вокруг него находятся «планеты» (общеобразовательные, общепрофессиональные и специальные дисциплины), связанные между собой и «центральным светилом» общеосновными и инструментальными связями.

Так в нашей Солнечной системе небесные тела связаны силами гравитации. Эти исследователи были убеждены, что законы гармонии являются общими для всего нашего космоса и обязательны как для физики, так и для педагогики или любой другой науки. Это движение научной мысли лежит в генеральном направлении развития русской космологии, основы которой заложил В.И. Вернадский [1], разработав, признанную сегодня во всем мире, теорию ноосферы - сферы разума, объединяющую природу и человека (человека как неотъемлемую часть природы) и утверждающую, что гармоничный разум человека является природоорганизую-щей силой. Но чтобы разум человека стал гармоничным, он должен вобрать в себя знания многих наук. Но его информационная емкость ограничена.

Мы уверены, что выход в формировании у человека способности сжимать информацию, постигая только суть проблемы.

Поясним кратко идеи А.Г. Соколова и его учеников [4, 5]. Например, умение считать, выработанное на уроках математики, пригодится при изучении физики (инструментальная связь). Строение атома изучается на уроках физики и химии, но по-разному (общеосновная связь).

В настоящей статье мы хотим рассказать о том, как преподаватель общеобразовательного предмета (в нашем случае литературы) может участвовать в формировании у будущего работника важнейшей для его профессиональной деятельности общей компетенции (ОК 2 в соответствии с ФГОС) «Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности».

Рассмотрим, как эти идеи применимы в изучении общеобразовательной дисциплины «Русский язык». Современная педагогика - это педагогика сотрудничества! Сотрудничества педагогов и учеников, и педагогов друг с другом.

То есть мы создаем одновременно и общеосновную и инструментальную межпредметную связь. Текст, в нашем случае, является и объектом

изучения на разных предметах (общеосновная связь), так и инструментом для изучения одного предмета другим (инструментальная связь). На уроках литературы мы учимся анализировать и «сжимать» текстовую информацию, на уроках специальной технологии и учебной практики предъявлять технологическую информацию в сжатом виде своим коллегам. Идея сжатия информации была позаимствована из трудов ученого З.И. Калмыковой [3].

В кратком изложении суть нашей методики такова:

1. Выделяем главную идею исследуемого текста (их может быть несколько).

2. Излагаем в письменном виде ее в краткой форме простым языком (не более 20 строк), избегая сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, причастных и деепричастных оборотов.

3. Находим ошибки, неточности и противоречия в исследуемом тексте (они есть и у классиков).

4. Публично в устной форме излагаем текст перед аудиторией, устранив неточности и противоречия.

5. Убеждаемся посредством беседы, что слушатели нас поняли.

6. Делаем работу над ошибками.

7. Предъявляем исправленную работу преподавателю для оценивания (критериями оценки являются краткость и точность пересказа, содержащего минимально необходимую и достаточную информацию, необходимую для понимания замысла автора текста).

Мы опирались в нашем исследовании на труды советских педагогов, доказавших, что навыки сжатия и структурирования информации является важным профессиональным и личностным качеством специалиста. Мы утверждаем, что учитель--гумани-тарий может участвовать в формировании не только общих, но и профессиональных компетенции своих учеников. Например, рабочий, владеющий профессией 151902 «Наладчик станка и оборудования в механообработке» обязан обладать профессиональной компетенцией (ПК 3.2) «Проводить инструктаж оператора станка с программным управлением». Наладчик должен в сжатой форме за несколько минут объяснить оператору весь технологический процесс изготовления конкретной детали, не вдаваясь в технологические и материало-ведческие подробности.

Сам наладчик или технолог, безусловно, должен понимать, сколько углерода в стали 45, какую роль играют легирующие присадки вольфрам (прочность) и хром (коррозиоустойчивость). Оператору же, чтобы сделать конкретную деталь, достаточно уметь установить заготовку в приспособление, установить инструмент в резцедержатель, определить положение точки отсчета перемещений режущего инструмента, ввести в систему числового программного управления программу и все необходимые корректоры. Он должен уметь это сделать, понимать стратегию, разработанную наладчиком или технологом, контролировать

The scientific heritage No 13 (13),2017 технологический процесс и ответственные размеры изделия.

Проводить краткие и точные инструктажи должен уметь каждый инженер, руководитель производства, менеджер, армейский или флотский офицер. То есть, общеобразовательный предмет, в нашем случае «Русский язык», является межпредметным инструментом для формирования не только общей, но и профессиональной компетенции. Поэтому, мы надеемся, что наш опыт будет полезен и школьным учителям, которые надеются, что их ученики продолжат свое образование в высших и средних учебных заведениях и займут, впоследствии, руководящие позиции в промышленности, бизнесе, государственном управлении и т.д.

Здесь уместно упомянуть и об идеях Е.Н. Ка-бановой-Меллер [2], которая разрабатывала метод переноса знаний, умений и навыков, полученных при изучении одного предмета, на другую дисциплину. Так умение считать (математика) пригодится на уроке по физике. Вот и мы учим переносить навыки сжатия информации, приобретенные на уроках русского языка и литературы, на уроки специальной технологии и учебной, производственной практики.

Умение точно и кратко давать производственные команды часто являются залогом не только коммерческого успеха предприятия, но и безопасности людей. Нам известен случай, когда в результате неграмотно проведенного предполетного инструктажа (пилот не знал, что радиовысотомер показывает расстояние не до земли, а до дна оврага перед посадочной полосой) погибло руководство дружественной России страны и экипаж воздушного судна.

В отечественной педагогике наработаны методики написания изложений, когда учащийся кратко пересказывает в письменном в виде, продиктованный учителем литературный текст. Мы лишь попытались перенести этот педагогический опыт в профессиональную сферу.

Мы уверены, что разработанный нами педагогический механизм лежит в рамках учения русского космизма [1], утверждающего, что человек является природоорганизующей силой, которая делает техносферу частью сферы разума и природы. А формирование совершенной личности специалиста, ее формирующую, невозможно без синтеза гуманитарных и специальных знаний на основе сжатия информации различных наук, необходимого в силу ограниченных информационных возможностей человеческого мозга, при его безграничных творческих возможностях.

Мы считаем, что качество образования - это качество сознания человека. При возрастании сложности современной техники в любой области его продуктивной деятельности (машиностроение, энергетика, транспорт, военное дело и т.д.) качество образования работника (обслуживающего технику персонала) является не только залогом производственно-экономического успеха предприятия (учреждения, военной части и пр.), но и условием обеспечения безопасной жизнедеятельности людей

и сохранности окружающей среды. Для этого, в числе прочих условий, необходимо тесное сотрудничество и «педагогов-физиков» и «педагогов-лириков». Мы убеждены, что умение устанавливать действенные межпредметные связи в ближайшее время станет одним из признаков педагогического профессионализма.

Конечно, в небольшой статье мы не смогли раскрыть все стороны, поднятой нами проблемы, осуществления взаимосвязей общего и профессионального образования. Мы попытались рассмотреть лишь один ее аспект и привлечь к ней внимание наших коллег, приглашая педагогов общего и специального образования к широкой дискуссии.

Список источников

1. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере. Успехи современной биологии" - М.: N0. 18, вып. 2, стр. 113- 120, 1944 г

2. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее технологии. - М.: АПК и ППРО, 2002, - 254 с..

3. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981, 200 с.

4. Иванов А.Ю. Разработка и практическое применение компьютерных технологий профессионального обучения. - СПб.: ИПК СПО, 2006. - 65 с.

5. Соколов А.Г. Концепция и практика системного управления профессиональными учебными заведениями. - СПб., 2000. - 270 с

Таможська 1.В.

кандидат педагоггчних наук старший викладач кафедри мовно1 пгдготовки Центру м1жнародно'1 освти Харювський нацгональний утверситет 1мет В.Н. Каразта

ТЕОРЕТИЧН1 I МЕТОДИЧН1 ЗАСАДИ ДОБОРУ НАУКОВО-ПЕДАГОГ1ЧНИХ КАДР1В В УН1ВЕРСИТЕТ1 СВ. ВОЛОДИМИРА В ПЕР1ОД 1884 - 1900 рр. (З ДОСВ1ДУ МЕДИЧНОГО

ФАКУЛЬТЕТУ)

THEORETIC AND METHODICAL BASES OF ACADEMIC AND TEACHING STAFF SELECTION AT SAINT VOLODYMYR UNIVERSITY DURING 1884-1990 (EXPERIENCE AT MEDICAL FACULTY)

Tamozhska I. V.

candidate ofpedagogical sciences, senior teacher in the department of language training

in the Center of the international education Kharkiv National University named by V. N. Karazin

АНОТАЦ1Я

У статп висвгглеш теоретичш i методичш засади вщбору кандидатур приват--доценпв на вакантш кафедри медичного факультету в Ушверситеп Св. Володимира в перюд 1884 - 1900 рр. B^MiHeHO, що мало мюце як об'ективного, так i необ'ективного ставлення до кандидапв тд час виборiв на вакантш кафедри, зокрема щодо оцшки !хнього наукового досвщу, якосп пробних лекцш.

ABSTRACT

The theoretical and methodical bases of privat-docents candidates selection for vacant departments at medical faculty at St. Volodymyr University during 1884-1900 are illustrated in the article.

It is noticed that the objective and subjective reasons for candidates were presented during an election for vacant departments particularly to evaluate their scientific experience like test lectures.

Ключовi слова: Ушверситет Св. Володимира медичний факультети, теоретичш i методичш засади, приват-доценти.

Keywords: St. Volodymyr University, medical faculties, theoretical and methodical bases, privat-docents.

На початок 1884 р. в Ушверситеп Св. Володимира працювали 8 приват-доценпв: на юторико-фь лолопчному факультепв - С. I. Бех, В. I. Пьор, на юридичному - Р. I. Базшер та Л. М. Казанцев, на медичному - Е. Х. Мандельштам, Й. Е. Мiфле, О. К. Флейшер, М. М. Жук [3, с. 129-131]. До шнця 1884 р. !х чисельшсть збшьшилася до 16. Це пояс-нюеться тим, що набрав чинносп новий ушверси-тетський статут, за яким лжвщовувалася посада доцента. А це значило, що частина штатних доценпв перейшла на посади приват--доценпв. Таким мапс-трам, як Ю. А. Кулаковський, М. П. Шхно, Л. М. Казанцев, П. Я. Армашевський, з часом надали звання екстраординарних професорiв. П. Я. Арма-шевському навiть довелося для цього брати вщгуки

в професорiв П. В. Сремеева й О. П. Каршнського, а також в академжа П. В. Кокшарова.

19 серпня 1884 р. попечитель навчального округу I. П. Новшов одержав ввд Мiнiстерства народно! освгги листа, у якому висловлював занепоко-ення тим, що за минулий академiчний рiк в ушвер-ситеп лише двое осiб стали докторами медичних наук, а один - мапстром росiйськоi iсторii. Мiнiстр народно! освгга I. Д. Делянов прохав уточнити цi данi.

4 счня 1885 р. попечитель Кшвського навчального округу С. П. Голубцов доповiв мшстру народно! освгга про те, що чисельшсть приват--доценпв в Ушверситеп Св. Володимира була незначною, до

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.