Научная статья на тему 'Развитие нравственно-моральных ценностей у студентов'

Развитие нравственно-моральных ценностей у студентов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРНОСТЬ / LOYALTY / ПРЕДАННОСТЬ / DEVOTION / ДОБРОТА / KINDNESS / ДОВЕРИЕ / TRUST / БЕЗРАЗЛИЧИЕ / INDIFFERENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чиркунова Инна Васильевна

В статье анализируется произведение Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». На примере этого произведения рассматривается гуманное отношение не только к животным, но и к людям. Раскрывается смысл фразы «Мы в ответе за тех, кого приручили». Показано, что без воспитания ответственности за окружающих нас, без сострадания к их бедам нельзя стать человеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Students Moral Values

This article analyzes the work of G. N. Troepols’kogo «White Bim Black ear». On the example of this book, it is discussed a humane treatment not only to animals but also to humans. It reveals the meaning of the phrase «You become responsible forever, for those who were tamed». It is shown that without education of responsibility for surrounding us, without compassion to their troubles it is impossible to become the person.

Текст научной работы на тему «Развитие нравственно-моральных ценностей у студентов»

общая психология

УДК 378:172

И. В. Чиркунова

развитие нравственно-моральных ценностей

у студентов

I. V. Chirkunova. Development of students Moral Values

В статье анализируется произведение Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». На примере этого произведения рассматривается гуманное отношение не только к животным, но и к людям. Раскрывается смысл фразы «Мы в ответе за тех, кого приручили». Показано, что без воспитания ответственности за окружающих нас, без сострадания к их бедам нельзя стать человеком.

ключевые слова: верность, преданность, доброта, доверие, безразличие

контактные данные: 198095, Санкт-Петербург, Балтийская ул., д. 35

This article analyzes the work of G. N. Troe-pols'kogo «White Bim Black ear». On the example of this book, it is discussed a humane treatment not only to animals but also to humans. It reveals the meaning of the phrase «You become responsible forever, for those who were tamed». It is shown that without education of responsibility for surrounding us, without compassion to their troubles it is impossible to become the person.

Keywords: devotion, loyalty, kindness, trust, indifference

Contacts: Baltiyksaya Str. 35, St. Petersburg, Russian Federation, 198095

На данном этапе развития нашего общества перед любым профессиональным учебным заведением, будь то среднего или высшего звена, стоят задачи максимально обеспечить подготовку специалистов, готовых не только решать непосредственно производственные задачи, но и проявлять активную жизненную позицию и готовых самостоятельно повышать свой образовательный уровень.

Поэтому педагоги нашего учебного заведения, реализуя требования Федерального образовательного стандарта, стремятся на уроках по своим дисциплинам формировать у студентов не только профессиональные, но и общие компетенции (ОК). Мы руководствуемся в своей деятельности учением об вертикальных и горизонтальных, инструментальных и общеосновных межпредметных связях, разрабатываемых российскими учеными-педагогами с начала 1970-х гг. [1; 2]. Суть этой теории, с нашей точки зрения, заключается в том, что учебные дисциплины взаимосвязаны. И эта связь может быть научно обоснована.

Инструментальные связи обусловлены, в нашем понимании, тем, что знания, полученные студентом или школьником на занятиях по одному предмету, могут

Инна Васильевна Чиркунова — преподаватель Петровского колледжа (Санкт-Петербург). © И. В. Чиркунова, 2017

быть инструментом для изучения другого (инструментальные связи). Так, знания, полученные на уроках по математике, помогут учащемуся на занятиях по спецтехнологии токарного дела или физики.

Общеосновные связи, в нашем понимании, помогают учащемуся сформировать целостное научное мировоззрение, рассматривая один и тот же объект или явление с разных сторон при изучении различных дисциплин. Так, атом исследуется на уроках химии и физики, но по-разному.

Межпредметные связи бывают горизонтальные (предметы изучаются параллельно) и вертикальные (последовательно) [Там же].

В настоящей статье я рассказываю о том, как преподаватель информатики может участвовать в формировании у будущего специалиста по земельно-имущественным отношениям важнейшей для его профессиональной деятельности общей компетенции (ОК 2) «Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности». Важность этой компетенции ни у кого не вызывает сомнения, так как деятельность таких работников относится к типу «человек — человек» и несет в себе большую гуманистическую составляющую.

Суть предложенной мной методики: используя навыки в области информационных технологий (текстовые редакторы, сеть Интернет), учащиеся высказываются (статьи, рефераты и пр.) по интересующим их (и выбранным ими самостоятельно!) проблемам нравственного характера, реализуя общеосновные связи с дисциплинами «Литература», «История», «Обществознание» и другими гуманитарными предметами [1]. В связи с этим данный подход оказывает положительное влияние не только на мотивацию к изучению учебного материала, но и на понимание студентами сущности изучаемых ими информационных технологий и возможности применения их в своей профессиональной деятельности. Представленная методическая система обучения позволяет построить индивидуальную траекторию обучения для каждого студента на основе системно-деятельностного подхода.

Я полагаю, что в данном случае речь идет о новом типе межпредметных связей — междисциплинарных, т. е. связей между разными дисциплинами (естественнонаучными, гуманитарными и пр.). Они могут быть и вертикальными, и горизонтальными. Их я пока не могу классифицировать как инструментальные, или общеосновные. Скорее всего, они носят некий интегрированный характер. Надеюсь, что это станет предметом дальнейших исследований мной и моими коллегами.

Я предположила, что любой учебный предмет должен быть связан со всеми учебными предметами и служить образованию человека как формированию позитивного образа окружающего мира в его сознании. Далее я попыталась проиллюстрировать это предположение на примере преподавания дисциплины «Информатика» на специальности среднего профессионального образования (СПО) «Земельные и имущественные отношения», не предполагая мой опыт универсальным, а лишь приглашая коллег к дискуссии по названной проблеме.

В программе по информатике из 150 часов часы по самостоятельной работе составляют 50 часов. На этих занятиях уделяется большое внимание умению студентов подобрать материал по выбранной теме, систематизировать его, отформатировать в соответствии с требованиями того или иного заведения и самостоятельно подвести итог.

Данный разработанный и апробированный подход к выполнению самостоятельных работ может быть использован в учебной, внеклассной и воспитательной деятельности профессионального образовательного учреждения: в процессе обучения, контроля знаний, поиска информации, информационного обмена, организации

процесса самообразования, проектной деятельности и внеаудиторных мероприятий, в системе среднего основного и общего образования, для дистанционного и инклюзивного обучения.

Я предлагаю литературное исследование студентки первого курса. Тема была выбрана по ее желанию и интересам. Произведение Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» не оставляет равнодушным ни одно поколение читателей. Работа была приурочена к Году российского кино.

Передаю слово студентке. Ее анализ художественного произведения, с моей точки зрения, может представлять интерес для педагогов и быть ими использован в их практической деятельности.

«...Читатель, друг! ...Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла — это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать. Если писать только о серьезно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом — СЛОВО» [3].

«Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о ее верности, чести и преданности».

Так начинается повесть Г. Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Повесть, которая не оставляет равнодушным ни одного ребенка, да что там ребенка, ЧЕЛОВЕКА, если он действительно человек, вот уже несколько десятилетий.

«...Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души — само собой разумеющееся состояние».

«...Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, „незаметные" и „маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, — доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле... »

Есть произведения не только русской, но и советской литературы, не прочитать которые — значит очень серьезно себя обделить. Такие книги надо читать, причем неоднократно и в разном возрасте. Они заставляют задуматься о вечных истинах и непреходящих человеческих ценностях. Повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» рассказывает о судьбе собаки, о ее верности, чести и преданности и трагической гибели. Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель — говорить о доброте, доверии, искренности, преданности» [2].

По сюжету это история об умном псе, которого взял к себе охотник и писатель, о его жизни с хозяином. Повесть ведется как бы от лица трех рассказчиков: хозяина, самого Бима и автора. Причем впечатления Бима тоже передает автор, но стиль повествования при этом кардинально меняется. Детство, охота, общение с мудрым и беззаветно любимым человеком — вот счастливая жизнь Бима до заболевания хозяина. Этот пес и есть Белый Бим Черное ухо. Бим ищет своего дорогого хозяина и погибает буквально за несколько часов до того, как того выписывают из больницы. Если не читать книгу «Белый Бим Черное ухо», краткое содержание не поможет посочувствовать Биму, он так и останется одной из собак, которым просто не повезло.

«Мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил, мертвые только не стареют, оставаясь в сердце живых такими, какими они ушли».

По повести снят фильм с Вячеславом Тихоновым в роли Ивана Ивановича, хозяина Бима. В роли Бима принимали участие две собаки породы английский сеттер: Стив (он же Степа) и его дублер Денди. Напряженный ритм съемок подорвал здоровье Стива, и через несколько месяцев он скончался от сердечной недостаточности. С собаками работал кинолог В. Сомов. Надо признать, что режиссер неоднократно применил распространенные мелодраматические приемы. Фильм — душещипательная история, тогда как книга, если вчитаться, еще и повествование о советском обществе. Много ведь таких: потерялись, оказались бездомными, брошенными из-за гибели хозяев или по их безответственности. Не все из «потеряшек», конечно, умны так, как Бим, понимают слова, настолько интеллигентны, но все они смотрят на мир с таким же доверием, как и он. В книге Бим, конечно, сильно очеловечен, он мыслит и действует не по инстинктам, а как человек. Именно это и вызывает такую сильную эмоциональную реакцию. Автор ярко показывает, что доброта и чуткое внимание пробуждают взаимность и даже любовь, а не преданность, которую мы видим во всем, чего бы ни коснулась эта повесть. Также присутствуют в этой повести и отрицательные персонажи, которые выпячивают своими поступками, образом жизни и мышлением все самое негативное: жадность, корыстолюбие, зависть, злость, и самое страшное — это безразличие к окружающей жизни. Один из отрицательных персонажей, до глубины своей черной души, это человек, который придумал себе хобби собирать таблички с ошейников собак. Иван Иванович, как человек предусмотрительный и любящий своего питомца, специально для Бима изготовил табличку из металла, на которой указал: как зовут собаку и как найти хозяина. Он рассчитывал на порядочность людей, которые не сочли бы за труд вернуть животное и увидеть радость при встрече «потеряшки» с хозяином.

Но Биму не повезло, он встретился с чудовищем в человеческом обличии, ведь такое хобби по существу своему буквально обрекло Бима на бездомность. Но хороших людей все же больше, это видно, когда Биму зажало лапу между рельс. Смерть казалась неминуемой, но нашелся человек, который из любви ко всему живому пренебрег служебными обязанностями, остановил поезд.

Даже жестокосердие вынужденного нового хозяина, который не мог понять тоски Бима, по простым и открытым человеческим отношениям, пытаясь изменить его жизнелюбие, не пробудило в Биме отцами заложенные гены охотника, убийцы. Все злоключения, которые преследовали Бима в повести, не озлобили его нрав, а наоборот укрепили в нем беззаветную любовь и преданность к человеку, который увидел и воспитал эти качества в нем. Как человек без воды, так и Бим без Ивана Ивановича не представлял свою жизнь.

Гавриил Николаевич Троепольский в своей повести не только призывает людей к защите природы, но и поднимает философские темы через мир познания собаки. Например, о деньгах и человеческой жадности: «...иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!». Также людской жестокости: «Трижды выстрелил... Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добил его двумя зарядами...». Ведь действительно в нашем современном мире огромное количество жестокости, от нее Иван Иванович ищет спасение в тихом лесу — это место, наверное, где природу еще не испортил человек. А нам где искать спасение? Я думаю, что в самих себе, в своих сердцах. Пока мы не поймем важность и значимость природы в жизни человека, мы не сможем относиться ко всему живому так же, как и к себе, к родителям, к другу. Относиться с искренней любовью и преданностью.

К сожалению, жестокое обращение с животными остается не только на бумаге, но и в современной жизни. Жестокость по отношению к животному — проблема гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Недоброе отношение к людям можно понять, так как люди могут и заслуживать определенной реакции на свое поведение. Люди — это мыслящие, сознательные существа, которые в силах подавлять и искоренять в себе все дурное и развивать лучшее. От животных ждать чего-то подобного не приходится. Они, как представители природы, изначально не имеют никаких злых замыслов, они — непосредственное проявление прекрасного в этом мире. Сегодня можно заметить, как люди рады попугать котов, погонять голубей и получить удовольствие от других «невинных» развлечений. Приходя в гости к кому-то, у кого имеется домашнее животное, гости считают интереснейшим занятием поиздеваться над братьями меньшими. Почему бы не заставить собаку нервничать, чтобы она показала всю мощь своего голоса? Сила голоса собаки заставляет всех испугаться — дополнительная доза адреналина. И тогда все повторяется еще и еще, сложно остановиться. А когда надоест — можно и стукнуть собаку, а то «разгавкалась». А как же котов не потягать за хвост, не попугать, не засунуть в коробку, не кинуть поближе к собаке? Сейчас это считается абсолютно нормальным, люди даже не задумываются о том, приятно это животному или нет. Все это говорит о нравственном воспитании человека, о его моральных качествах. Истоком злого отношения может служить воспитание или недовоспитание по отношению к окружающему миру. Но винить во всем этом родителей нельзя, так как на этапах взросления человек должен сам воспитывать в себе отношение к окружающему миру, более осознанному.

«Жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь» [3].

В заключение хочу сказать, что «Белый Бим Черное ухо» — это далеко не единственное произведение о природе, учащее человека любить, охранять и уважать окружающую среду, ведь природа — это частичка нас самих, нашей души. Это Родина, и ее надо любить всем сердцем.

Из вышеизложенного видно, что студентка не только грамотно воспользовалась информационными ресурсами (нашла в Сети фильм, литературное произведение и сумела связать их), смогла сформировать свою нравственную позицию, но и оформить свои взгляды с помощью компьютерной технологии (текстовый редактор).

Я надеюсь, что мои педагогические наблюдения будут полезны для учителей информатики, которые, как и все педагоги, ответственны не только за техническое, но и за нравственно-психологическое развитие своих воспитанников, а их предмет может стать важнейшим инструментом воспитания учащихся [1].

Я убеждена, что информатика является межпредметной дисциплиной и в силу вовлеченности современной молодежи в мир информационных технологий может служить «мостом» между другими предметами, в том числе и гуманитарного цикла. Преподаватель информатики сегодня — один из ведущих воспитателей молодежи. Он вместе с другими педагогами формирует у нее профессионально значимые и общечеловеческие нравственные качества. Самостоятельная работа учащихся, предусмотренная Федеральным государственным образовательным стандартом, по нашему мнению, может служить мощным ресурсом для решения этой задачи.

Подведем итог. В моей статье я предложила лишь один из примеров решения указанной задачи. Я надеюсь, что мои коллеги — преподаватели информатики и информационных технологий подключатся к обсуждению этой темы и предложат свои примеры и подходы решения задачи установления горизонтальных межпредметных связей информатики и гуманитарных дисциплин. Война «фи-

зиков» с «лириками» давно закончилась. Но для реализации идей гуманизации образования, о которой сегодня много говорят, необходима работа по укреплению межпредметных и междисциплинарных связей, педагогика сотрудничества. Сотрудничества не только между учащимся и педагогом (как это понимается сегодня педагогическим сообществом), но и между педагогами разных предметов, учебных циклов и дисциплин, и «технарей» и «гуманитариев».

литература

1. Нванов А. ю. Разработка и практическое применение компьютерных технологий профессионального обучения. СПб.: ИПК СПО, 2006. 65 с.

2. соколов А. Г. Концепция и практика системного управления профессиональными учебными заведениями. СПб., 2000. 270 с.

3. троепольский Г. н. Белый Бим Черное ухо: Повесть, М.: Детская литература, 1985. 222 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.