Научная статья на тему 'Формирование нравственно-экологической культуры учащихся средствами литературы (на примере повести г. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо»)'

Формирование нравственно-экологической культуры учащихся средствами литературы (на примере повести г. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3022
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ / РОЛЬ ПЕЙЗАЖА / ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРСОНАЖ / ANALYSIS OF THE EPISODE / ARTISTIC PART IN A LITERARY WORK / THE ROLE OF THE LANDSCAPE / EXPRESSIVE MEANS OF THE LITERARY CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кашина Наталья Валентиновна

В статье представлен опыт работы по формированию духовно-нравственной личности учащихся. Особое внимание уделено обучению анализу литературного произведения, в частности расширению представления учащихся о роли художественной детали в раскрытии авторской позиции, а также развитию навыков аргументированной устной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кашина Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MORAL AND ECOLOGICAL CULTURE OF THE STUDENTS BY MEANS OF LITERATURE (ON THE EXAMPLE OF THE STORY by G. TROEPOLSKI «WHITE BIM BLACK EAR»)

The article presents the experience of work on the formation of spiritual and moral personality of students. Special attention is paid to training the analysis of a literary work, in particular the expansion of students ' ideas about the role of artistic details of the disclosure of the author's position, as well as the development of skills reasoned speech.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственно-экологической культуры учащихся средствами литературы (на примере повести г. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо»)»

УДК 372.882.161.1 ББКЧ426.83-0

Н. В. Кашина

п. Троицкий, Россия

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Г. ТРОЕПОЛЬСКОГО «БЕЛЫЙ БИМ ЧЁРНОЕ УХО»)

Аннотация. В статье представлен опыт работы по формированию духовно-нравственной личности учащихся. Особое внимание уделено обучению анализу литературного произведения, в частности расширению представления учащихся о роли художественной детали в раскрытии авторской позиции, а также развитию навыков аргументированной устной речи.

Ключевые слова: анализ эпизода, художественная деталь в литературном произведении, роль пейзажа, выразительные средства, литературный персонаж.

N. V. Kashina

Village Troitsky, Russia

FORMATION OF MORAL AND ECOLOGICAL CULTURE OF THE STUDENTS BY MEANS OF LITERATURE (ON THE EXAMPLE OF THE STORY BY G. TROEPOLSKI «WHITE BIM BLACK EAR»)

Abstract. The article presents the experience of work on the formation of spiritual and moral personality of students. Special attention is paid to training the analysis of a literary work, in particular the expansion of students ' ideas about the role of artistic details of the disclosure of the author's position, as well as the development of skills reasoned speech.

Key words: analysis of the episode, artistic part in a literary work, the role of the landscape, expressive means of the literary character.

«Сеять разумное, доброе, вечное», — к этому обязывает профессия педагога. Учитель должен формировать духовно развитую, нравственно здоровую личность. Среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существование, природе принадлежит одно из первых мест. Взаимоотношения человека и природы всегда были предметом напряжённых размышлений в литературе. Писатели раньше других поняли, что природа — это не только среда обитания, что отношением к природе определяется в человеке духовное начано, а безнравственное отношение к природе ведёт к разрушению самого человека.

Художественные произведения позволяют воздействовать на эмоциональный мир детей, глубже почувствовать красоту природы. На мой взгляд, к экологической культуре надо идти от экологии души. Экологическое воспитание должно опираться на эмоции, чувства: удивление и восхищение, уважение и желание помочь природе. Одним словом, природу надо не только понять умом, но и возлюбить душой. А душу ребёнка надо растить осторожно, внимательно и с любовью.

Современные образовательные технологии требуют от учителя творчества, важно не просто «дать урок», а создать урок воздействующий, который останется надолго незабываемым, а может быть, будет продолжаться и после звонка. Именно такой урок состоялся в 6 классе по повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо» на тему «Мы в ответе за тех, кого приручили». Урок не только позволил осуществить единство в формиро-

вании нравственно-экологической культуры учащихся, но и взволновал сердца детей, ученики пережили своеобразное внутреннее очищение — катарсис, стали щедрее, участливее друг к другу и «братьям нашим меньшим». Урок проводился после чтения повести, просмотра кинофильма по повести, знакомства с биографией писателя. За неделю до урока учащиеся получили индивидуальные и групповые задания по тексту повести, выпустили фотогазету о домашних питомцах. Хочу поделиться с коллегами опытом проведения данного урока, надеюсь, что материалы конспекта урока будут востребованы и учителями естественнонаучных дисциплин.

Мы в ответе за тех, кого приручили, (урок по повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо»)

Цели:

1. Обучение анализу литературного текста;

2. Воспитание личности духовнонравственной, умеющей сострадать;

3. Развитие нравственных качеств: доброты, ответственности за себя и других, совесть, долг.

Задачи:

1. Создать эмоциональную атмосферу на уроке;

2. Способствовать формированию у детей гуманного отношения к животным;

3. Расширить представления учащихся о роли детали и изобразительно-выразительных средств в раскрытии авторской позиции;

4. Способствовать развитию устной речи учащихся, умения давать развёрнутые аргументированные ответы на вопросы.

Оборудование: текст повести, ОУО для просмотра фрагмента из кинофильма по повести, компьютер, проектор для демонстрации презентации к уроку, иллюстративный материал, фотогазета о домашних животных, выполненная учащимися.

03:

1. Лучшие минуты жизни Бима и его хозяина.

2. Суровый мир, с которым столкнулся Бим.

3. Кто и как помогал Биму? Что объединяет этих персонажей?

4. Роль пейзажа в повести.

5. Какой след на земле оставил после себя Бим?

Эпиграфы к уроку:

«Верил Бим в доброту человека. Великое благо — верить. И любить» (Г. Н. Троепольский).

«Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными» (Л. Н. Толстой).

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя:

Мы с вами прочитали повесть Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо», познакомились с биографией писателя, посмотрели фильм по повести, пора поговорить о книге. Автор этой книги неравнодушный человек, и его книга — это обращение ко всем людям, в том числе и к нам. Исторически так сложилось, что животные всегда были рядом с человеком, приносили не только практическую пользу, но и согревали человека своей лаской, бескорыстной привязанностью. Но человек почему-то зачастую остаётся равнодушным к этой «идеальной любви». Наверное, поэтому тема жестокого отношения человека к братьям нашим меньшим одна из самых популярных в литературе: «Му-му» И.С.Тургенева, «Каштанка» А.П.Чехова, «Белый пудель» А.И.Куприна и др. Мысль о том, как жестоки мы, люди, по отношению к четвероногим существам нашла отражение и в книге Г.Н.Троепольского. Эта книга, написанная в 1971 году, приобрела успех сразу после выхода в свет. Она выдержала большое количество переизданий, переведена более чем на 15 языков мира, в американских колледжах входит в обязательную программу по литературе и даже названа одной из лучших книг для слепых детей, пользующихся шрифтом Брайля. В 1975 году автор книги был удостоен Государственной премии СССР.

Повесть Троепольского актуальна, так как всё больше увеличивается количество беспризорных собак, бездомных, бродячих, брошенных людьми.

II. Беседа по книге:

(Обращение к результатам предварительной индивидуальной и групповой работы)

1. Одна из групп работала над темой: «Лучшие минуты жизни Бима и его хозяина». Послушаем рассказ о том, как складывались взаимоотношения Бима и его хозяина, как зарождалась и крепла дружба и любовь между ними. Узнаем, к каким выводам пришли ребята, анализируя эпизоды на эту тему.

(Выступление группы)

Учитель: «Каждый понимал каждого и не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа и соль дружбы». «Друзья все больше и больше понимали друг друга, любили и жили на равных — человек и собака».

(Просмотр фрагмента фильма о счастливых минутах жизни Бима и его хозяина).

2. Так бы и жили два друга в полном взаимопонимании и любви. Но жизнь подвергла их тяжёлым испытаниям. Иван Иванович заболел. Осколок с войны стал беспокоить сердце.

(чтение отрывка из главы: «Прощание с другом»)

Итак, черноухий сеттер долго ждёт и тщетно ищет своего хозяина, и в этих скитаниях одни из встречных преследуют его, другие помогают, стараются выручить из беды. И перед нами возникают человеческие лица с их самобытными чертами, неповторимые характеры, своеобразные судьбы. Все истории персонажей так или иначе причастны к судьбе черноухого сеттера, отношением к нему они будут проверяться автором на человечность.

Послушаем выступление группы, которая работала над темой: «Суровый мир, с которым столкнулся Бим». Группе было предложено выделить в тексте эпизоды, в которых рассказывается об испытаниях, выпавших на долю Бима. Дать характеристику персонажам повести по их отношению к Биму. Выписать ключевые слова, характеризующие отношение каждого персонажа к Биму. Сделать выводы.

(Выступление группы)

Учитель: О людях, оказывается, можно судить по их отношению к животным.

Среди этих героев произведения нет ни одного настоящего человека. Они жестоки, они предают, но самое страшное — они равнодушны, (обращение к словам ЛН.Толстого; см. эпиграф). На протяжении повести они постепенно теряют человеческий облик, и это автором подчёркнуто многочисленными деталями: у тётки нет имени, до конца повести она остаётся тёткой; глаголы, которые использует автор, чтобы передать действия этого персонажа, тоже подчёркивают её нечеловеческое лицо: тётка «крикнула», «стрекотала», «затрещала», «завопила». Подобные действия приписаны и Климу: «заорал», «рыкнул», «кричал дико», «рычал». Разве можно назвать человеком того, кто не осознаёт своей ответственности за живое рядом.

3. Книга Троепольского — это стремление помочь всем нам, помочь стать человечнее, милосерднее. Давайте примем эту помощь и будем учиться по книге доброте и верности. А в книге есть, у кого этому поучиться. Поговорим о тех, кто помогал Биму. (Выступление группы)

Учитель: Добрых людей много. Но всё-таки больше их среди детей. Так считает автор книги о Биме. Троепольский уверен, что детей, равнодушных к природе, нет. Толик — настоящий человек, он подарил радость общения Биму, он заставил Бима вновь поверить в верность и дружбу. (чтение отрывка из главы: «Маленький друг»)

“Эх, если бы Бим был человеком!”- сказал однажды Толик. А ведь Бима называют в повести человеком. Когда? В эпизоде на железной дороге. Давайте посмотрим этот эпизод. Это один из самых волнительных эпизодов в повести. (просмотр фрагмента фильма).

Человек. Друг. Так называет Бима машинист. А ведь Бим действительно обладает редкими человеческими качествами: любовью, добротой, верностью. И не каждый человек заслуживает, чтобы ему поставили памятник. Памятники ставят людям выдающимся, которые имеют огромные заслуги перед Отечеством. А Бим заслужил.

В 1998 году в Воронеже на родине писателя перед входом в местный Театр Кукол главному герою книги Биму был установлен памятник, (обращение к иллюстрации памятника).

Это скромный памятник, но он останавливает прохожих и заставляет ощутить волнение, нежность, тревогу. Бим отлит в металле сидящим в позе, в которой обычно добрые, умные и верные собаки ждут отошедшего на время хозяина. У скульптуры нет пьедестала: Бим сидит прямо на земле. И детвора нежно гладит его, словно он живой.

А он действительно кажется живым. Когда смотришь на скульптуру, чувствуешь на себе его тревожный и преданный взгляд, словно спрашивающий: где же мой хозяин?

4. Учитель: Вернёмся к книге. У книги Троепольского есть одна очень важная особенность: одним из главных героев является сама природа. В описаниях природы Троепольский ювелирно тщателен. Через понимание природы писатель учит нас уважать в себе человеческое и побеждать скверное. В тексте много описаний природы, пейзажных зарисовок, и у каждого из них своя роль.

(Выступление группы по теме «Роль пейзажа в повести».

Учитель: Обычно весна радует человека, вызывает в нём подъём жизненных сил. Но в жизни человека бывают разочарования, утраты. У такого человека весна может вызвать другие чувства. Например, Ивана Ивановича весна заставляет уйти в мир

воспоминаний, светлых воспоминаний о Биме. (чтение отрывка из главы: «Лес вздохнул»).

5. Бима уже нет. Он умер, (просмотр фрагмента фильма о последних минутах жизни Бима). Сравните, каким Бим был и каким стал, благодаря людям. Он многое пережил, и ему остались считанные мгновенья до встречи с хозяином, но он умер. Почему?

(От тоски, одиночества и безысходности). Иван Иванович вернулся, но он опоздал, (чтение отрывка из главы: «Встречи в поисках»).

Степановна в повести скажет: «У каждой собаки своя судьба». Но эта судьба напрямую зависит от человека. Не может быть собака без хозяина. Их в природе не должно быть.

Собака давно приручена человеком. Бим погиб, но он оставил свой след на земле. Какой след на земле оставил после себя Бим? (выступление группы).

А в вашей душе остался след Бима?

6. Бим умер. Но жизнь продолжается. Не забывайте, что Белый Бим Чёрное Ухо — это всего лишь литературный герой. А сколько таких бимов настоящих, реальных. И когда говоришь о Биме, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного существа. И писатель, страстно защищая всё живое, обращается к нам, читателям, с верой и надеждой на то, что в нашей жизни всё-таки больше добрых и отзывчивых людей. (просмотр заключительных фрагментов фильма).

7. (Обращение к фотогазете). Когда вы фотографировали своих питомцев, они смотрели на вас. А теперь вы посмотрите на них с этих фотографий. Как преданно они смотрят на вас. Они вам верят. Они ждут от вас ласки и любви. Давайте их просто любить, потому что мы в ответе за тех, кого приручили.

III. Домашнее задание: сочинение на тему: «Какой след оставил Бим в моём сердце».

ЛИТЕРАТУРА

Троепольский Г.Н. Белый Бим Чёрное ухо. — М. : Худож. лит., 1990. — 360 с.

Лейдерман Н.Л. Та горсть земли: Литературнокритические статьи. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1988. — 240 с.

Липин С.А. Человек глазами природы. — М.: Сов. писатель, 1985. — 232 с.

Сохряков Ю.И. Природа и человек: По страницам современной литературы. — М.: Знание, 1990. — 64 с.

Данные об авторе

Наталья Валентиновна Кашина — учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ «Троицкая СОШ №5» (п. Троицкий)

Адрес: 623620, Россия, Свердловская область, Талицкий район, посёлок Троицкий, ул.Фабричная, 27 E-mail: kashina69@mail.ru

About the author

Natalya Valentinovna Kashina — Teacher of highest qualification category, the Russian language and literature teacher, school 5 (village Troitsky);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.