Научная статья на тему 'Формы подготовительной работы и структура урока внеклассного чтения в старших классах СКОУ VIII вида'

Формы подготовительной работы и структура урока внеклассного чтения в старших классах СКОУ VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2234
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формы подготовительной работы и структура урока внеклассного чтения в старших классах СКОУ VIII вида»

ФОРМЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И СТРУКТУРА УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ СКОУ VIII ВИДА

Чебыкина Т. А.

В системе коррекционного обучения учащихся с нарушением интеллекта важная роль принадлежит внеклассному чтению. Внеклассное чтение - это педагогически организованное чтение учащимися детской литературы во внеурочное время, руководимое и контролируемое учителем. Педагог рекомендует ученикам для чтения книги, которые не вошли в программу классного чтения или частично изучаются на уроках чтения. Школьники самостоятельно усваивают содержание произведений с последующим обсуждением, обменом мнениями на уроке внеклассного чтения.

Цель внеклассного чтения - развитие у учащихся устойчивого интереса к книгам как источнику знаний и социального опыта, формирование читательской самостоятельности как свойства личности. Однако реализация данной цели в условиях коррекционного обучения протекает очень сложно.

Не случайно, организация внеклассного чтения является одним из наиболее трудных аспектов работы учителя русского языка специальной (коррекционной) школы. С одной

Екатеринбург

стороны, это обусловлено особенностями читательской самостоятельности детей с нарушением интеллекта. В исследованиях

A. К. Аксеновой, Т. Б. Башировой, В. Б. По-брейн, Л. М. Серовой, З. Н. Смирновой,

B. А. Щербаковой и др. выявлены несформи-рованность мотивов чтения, узость читательских интересов, низкий уровень познавательной активности, медленный темп чтения, недопонимание прочитанного данными учащимися, что значительно затрудняет для них самостоятельную работу с книгой во внеурочное время.

С другой стороны, недостаточностью методических рекомендаций по организации подготовительной работы и проведению уроков внеклассного чтения, что также отрицательно сказывается на деятельности учителя в плане развития у старшеклассников читательской самостоятельности. Данная публикация, обобщая накопленный опыт по организации внеклассного чтения, позволит в определенной мере восполнить пробел в коррекционном обучении учащихся с нарушением интеллекта

и оказать реальную помощь учителям-словесникам по приобщению детей к самостоятельной работе с книгой.

В соответствии с требованиями программы по русскому языку школы для детей с нарушением интеллекта уроки внеклассного чтения проводятся один раз в месяц, начиная с

5 класса. Проведению урока предшествует большая подготовительная работа в течение месяца: учащиеся читают рекомендованную учителем книгу, усваивают ее содержание, выполняют различные задания по тексту, после чего проводится урок, который выполняет функцию контроля над самостоятельным чтением. Однако главная цель уроков внеклассного чтения - это развитие читательских интересов, приобщение учащихся к миру книг, расширение их кругозора. Поэтому уроки внеклассного чтения значительно отличаются по содержанию и методике организации от повседневных уроков классного чтения.

Содержание уроков внеклассного чтения составляет: обсуждение одного произведения при достаточном количестве книг в библиотеке, обсуждение произведений разных авторов, объединенных одной темой, обсуждение разных произведений одного писателя, обсуждение произведений одного литературного жанра. В соответствии с рекомендованными программой списками литературы для внеклассного чтения, в зависимости от разнообразия и объема книжного фонда школьной библиотеки учитель определяет содержание урока и намечает его идейно-нравственную проблематику.

В организационно-методическом плане структура урока внеклассного чтения строго не регламентирована, не подчиняется какой-либо схеме. Организация урока предполагает широкое использование приемов внеклассной работы по литературе, таких как: декламация, драматизация, иллюстрирование текста, конкурсы на лучший рисунок, лучшего чтеца, привлечение творческих работ самих учащихся, технических средств обучения, а также произведений смежных видов искусства - живописи и музыки. Каждый урок - это творчество учителя и учащихся, и чем больше разнообразия, живости, педагогических находок, импровизации будет на этих уроках, тем большего успеха достигнет учитель в плане приобщения детей к книге, к самостоятельному чтению.

Вместе с тем, как указывает А. К. Аксенова, методика уроков внеклассного чтения должна подчиняться следующим принципам: подготовленность учащихся к урокам, предельная самостоятельность школьников на са-

мих уроках, праздничность уроков. Рассмотрим, каким образом эти принципы реализуются в практике коррекционного обучения.

Урок внеклассного чтения возможен лишь как итог большой предварительной работы учителя и самостоятельной работы учащихся с книгой во внеурочное время, поэтому проведению урока предшествует длительная подготовка в течение месяца. На данном этапе решающее значение приобретает руководящая роль учителя по координации подготовительной работы учеников класса с разумным учетом желаний, увлечений каждого. Деятельность учителя по руководству подготовкой учащихся к уроку многопланова. Она включает следующие направления: рекомендации по отбору книг в соответствии с индивидуальными возможностями детей, продумывание заданий к произведениям, их распределение между учащимися, подробные инструкции, советы по выполнению разных видов самостоятельной работы над содержанием, наблюдения за ходом подготовки к уроку, оказание своевременной помощи в случае возникших затруднений и т. д.

В первую очередь необходимо помочь ученикам осознать содержание рекомендованной для самостоятельного чтения книги. С этой целью А.К.Аксенова рекомендует составлять по содержанию произведения вопросник, который помещается в уголке внеклассного чтения. Вопросник помогает ученикам ориентироваться в содержании в процессе самостоятельной работы с книгой. Ученики по мере чтения текста находят ответы на вопросы, по которым будет проходить обсуждение произведения на уроке.

Следует помнить, что учащиеся с нарушением интеллекта в процессе самостоятельного чтения испытывают большие трудности в понимании как фактического плана произведения, так и внутриконтекстных смысловых связей, мотивов поступков героев. В связи с этим учитель периодически проверяет правильность понимания прочитанного учащимися по вопроснику, когда книга еще не дочитана до конца. Такая беседа позволяет педагогу вовремя выявить недостаточно понятые учениками моменты произведения, своевременно сделать необходимые пояснения. Это делает для них более доступным и интересным последующее чтение.

В условиях коррекционного обучения в классе могут встретиться ученики, не желающие читать во внеурочное время. В большинстве случаев это дети с плохой техникой чтения. К таким ученикам нужен индивидуальный подход: учителю необходимо заинтересовать

их содержанием произведения, найти посильное для них задание по тексту, убедить в большой пользе самостоятельного чтения для совершенствования техники чтения.

Подготовка учащихся к уроку не должна быть пущена на самотек, она должна активно контролироваться учителем. Заинтересованное отношение учителя к процессу подготовки учащихся к уроку значительно активизирует их, стимулирует проявление инициативы в выражении собственного восприятия произведения. Кроме этого, подготовительная работа способствует сплочению классного коллектива, установлению хорошего контакта и взаимопонимания между учениками и учителем.

Не менее важным условием организации внеклассного чтения является предельная самостоятельность школьников на самих уроках. В связи с этим на подготовительном этапе необходимо предусмотреть разнообразие видов деятельности учащихся на предстоящем уроке, что позволит им уверенно чувствовать себя на занятии, быть активными участниками обсуждения прочитанного.

С этой целью можно предложить ученикам по желанию подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода из текста. При этом учитель помогает школьникам определить границы смысловой части, провести графическую разметку текста: расставить паузы, логические ударения, определить интонацию, темп чтения в зависимости от содержания читаемого, а также прослушать и подкорректировать выразительность чтения ученика. Такой подход повышает ответственность учащихся за качество подготовки к уроку, является дополнительным стимулом для неоднократного перечитывания намеченного отрывка, что благоприятно отражается на технике чтения детей в целом.

Кроме этого, можно предложить ученикам подготовить сообщение биографических сведений об авторе или истории создания произведения, пересказ интересного эпизода, краткий пересказ главы или сюжета рассказа, комментирование иллюстраций, высказывание собственного впечатления о любимом герое и т.д. Такая организация работы позволяет избежать перегрузки: каждый готовит только один вопрос, но одновременно имеет представление о теме в целом и может принять участие в обсуждении других вопросов.

В подготовительный период к уроку ученикам предоставляется возможность выразить свое восприятие произведения различными средствами. Это может быть творческая

переработка текста: продолжение сюжетной линии, пересказ с изменением лица рассказчика, сочинение рассказа или сказки по аналогии, написание отзыва о книге и т.д. Подробнее остановимся на последнем виде работы с текстом. В соответствии с требованиями программы по внеклассному чтению в 5-6 классах рекомендуется коллективное составление отзыва о книге, ас 7 класса возможно самостоятельное написание учащимися отзыва о прочитанном. При этом учителю необходимо дать структуру написания отзыва, помочь ученикам выразить в словесной форме собственные мысли, впечатления, что всегда затрудняет учащихся с нарушением интеллекта в силу ограниченности их словарного запаса и несфор-мированности синтаксического уровня речи.

Интересной формой проявления творчества учащихся является графическое рисование, которое способствует более глубокому осознанию прочитанного. Ученики внимательно читают соответствующую часть текста и по желанию изображают наиболее интересный эпизод, действующих лиц, отдельные предметы. В случаях затруднения при создании рисунка ученикам необходимо дать трафареты для изображения людей, животных.

Более сложной формой графического рисования по тексту является «экранизация» содержания. Это творческая работа по коллективному созданию серии рисунков, отражающих последовательность развития сюжета произведения. Для этого главы произведения или основные эпизоды содержания распределяются между учениками по желанию и после предварительного чтения соответствующей части текста они делают к ней рисунок. В результате получается «диафильм» к содержанию, который учащиеся озвучивают на уроке, т.е. пересказывают изображенные на рисунках эпизоды произведения.

В другом варианте можно дать задание сделать обложку к произведению. Вначале внимание учеников обращается на оформление ранее прочитанных книг, чтобы они могли соотнести информационные элементы обложки с уже известным им содержанием. Затем предлагается сделать обложку к читаемому произведению. При этом с учеником предварительно обсуждается сюжет рисунка: какой момент из содержания, кого из героев лучше изобразить на обложке. Также необходимо уточнить расположение необходимых надписей (фамилии автора, названия книги, издательства и т.д.). После этого ученик делает вначале черновой набросок, затем окончательно оформляет обложку. Аналогично выполняются задания

по оформлению титульного листа или форзаца книги. Такая работа закрепляет представление учащихся об основных элементах книги, способствует лучшей ориентации детей в мире книг и формированию у них умения выбирать книгу в соответствии со своими интересами и возможностями.

Немаловажное значение для привлечения внимания школьников к книге имеет и праздничность уроков внеклассного чтения. Урок должен произвести на учащихся яркое впечатление, оставить в их душе радостное чувство и надолго им запомниться. Этому способствует праздничная обстановка при проведении урока.

Большое значение в этом плане имеет оформление класса: портрет писателя, украшенный в зависимости от времени года букетом цветов, веточками деревьев с распускающимися или разноцветными листьями, цветущим комнатным растением; выставка книг, фотоэтюдов, иллюстраций, соответствующих обсуждаемой теме; плакаты с яркими высказываниями автора, цитатами из его произведений, отзывами выдающихся людей о произведении и творчестве писателя и т.д. - всё это поможет создать праздничную атмосферу. Эмоционально дополнит праздничность урока негромкий музыкальный фон, представленный отрывками из произведений, которые любил слушать писатель при жизни.

Кроме этого, праздничной обстановке урока способствует использование нетрадиционных приемов работы, приемов внеклассной работы по литературе. Интересным является использование на уроке различных по сложности форм драматизации: чтение по ролям, постановка «живых картин», инсценирование отдельного эпизода, драматизация развернутой формы. Для этого нужно провести адаптацию произведения к постановке, т.е. создать сценический вариант произведения или его части: отобрать эпизоды, составить диалоги, разработать мизансцены (пространственное расположение героев), определить движения каждого персонажа, подобрать детали театрального реквизита, распределить роли.

При этом ученикам необходимо пояснить, что драматизация относится к искусству переживания. В связи с этим их внимание привлекается к присущим героям чертам характера, мыслям, эмоциональному состоянию, мотивам поведения. Важно, чтобы дети поняли, что в постановке нужно отразить внутренний мир действующих лиц, а не просто механически воспроизвести их поступки. Использование драматизации на уроке способствует более

глубокому пониманию прочитанного учащимися, осознанию собственного отношения к героям, обогащает жизнь школьников творческими волнениями и развивает у них эстетическое восприятие.

Кроме вышеперечисленного, на уроке целесообразно использовать литературный монтаж, небольшие викторины по биографии и творчеству писателя, различные игровые задания, демонстрацию слайдов, диафильмов, репродукций картин. Все это разнообразит и оживляет урок внеклассного чтения, делает его интересным и желанным для детей.

Подготовительная работа учащихся под руководством учителя в течение месяца завершается проведением урока внеклассного чтения. Уроки внеклассного чтения должны быть не только увлекательными по содержанию, но и разнообразными по форме. Урок может быть проведен в форме беседы, заочной экскурсии по памятным местам жизни писателя, викторины, КВН и т.д.

Урок-беседа относится к самому распространенному виду уроков внеклассного чтения. Данный урок позволяет создать условия для всестороннего обсуждения произведения, для обмена мнениями о прочитанном, охватить фронтальной работой всех учащихся класса. Обсуждением руководит учитель, который ориентируется на заранее составленный список вопросов по содержанию книги, рекомендованной ученикам для самостоятельного чтения.

В структуре урока-беседы можно выделить следующие основные этапы.

Подведение итогов внеклассного чтения. В начале каждого урока подводится итог самостоятельного чтения учащихся в течение месяца. В связи с этим выясняется, все ли ученики прочитали рекомендованную книгу до конца, или кто какие книги, рассказы прочитал, если было предложено прочитать несколько произведений одного жанра или писателя, а также произведений разных авторов на одну тему. Кроме этого, важно выяснить, какие рассказы дети прочитали по собственному желанию помимо рекомендаций учителя. При проявлении такой инициативы учителю необходимо предусмотреть меры поощрения, не скупиться на похвалу ученика перед классом. Основным элементом данной части урока являются свободные, непринужденные высказывания учеников о том, что им особенно понравилось, какое впечатление произвели герои, их поступки.

Однако восприятие художественного произведения учащимися с нарушением ин-

теллекта в процессе самостоятельного чтения зачастую остается на уровне поверхностноэмоциональных оценок. Поэтому после выяснения непосредственных впечатлений школьников о произведении проводится коллективный анализ его содержания, в процессе которого корректируется и углубляется первоначальное восприятие.

Вначале воспроизводится сюжетнособытийная линия произведения как основа для рассуждения над морально-этическими проблемами текста. Для этого используются различные приемы. Наиболее приемлемой является беседа, способствующая воспроизведению фактического содержания текста, последовательности событий произведения, внутри-контекстных смысловых связей.

Кроме этого, обязательным моментом каждого урока должно быть чтение содержания. Для этого в класс приносятся книги и ученикам дается возможность зачитать заранее подготовленные отрывки текста. В связи с этим вопросы беседы целесообразно перемежать чтением содержания, которое имеет характер цитирования отдельных мест произведения для доказательства той или иной мысли. На уроке используются самые различные виды чтения: выборочное чтение, чтение понравившегося эпизода по желанию учащихся, чтение отдельных мест текста по заданию учителя, чтение по ролям значимых диалогов персонажей, чтение наизусть важных в смысловом отношении отрывков текста и т.д.

Выборочное чтение используется для воспроизведения эпизодов, имеющих тонкий психологический подтекст, который трудно передать при пересказе произведения. Для воспроизведения содержания объемных эпизодов, требующих много времени для зачитывания, используется краткий пересказ, который ученики подготавливают заранее.

Хорошо разнообразит данный этап урока иллюстрирование содержания, когда ученики демонстрируют свои рисунки и рассказывают, какой эпизод или кого из персонажей они изобразили, при этом поясняя, почему именно этот момент или героя им захотелось нарисовать. Интересной формой воспроизведения содержания при активном участии всех учеников класса является «экранизация» произведения. В данном случае дети последовательно по ходу развития действия выставляют свои рисунки, пересказывая соответствующую часть текста. Этот прием позволяет закрепить связь слова и образа, что является важным для четкого представления содержания учащимися. Таким образом, в процессе сочетания раз-

личных форм работы с текстом: беседы, выборочного чтения, краткого пересказа, защиты рисунков и т.д. коллективно воспроизводится фактическое содержание произведения, восстанавливается последовательность развития действия, наиболее значимые поступки героев.

Однако урок внеклассного чтения не должен сводиться только к воспроизведению сюжета прочитанного произведения. Ориентация в фактическом содержании является необходимым, но недостаточным условием для осознания смысла произведения, его нравственных аспектов и главной мысли. Необходима целенаправленная аналитическая работа по осмыслению идейного содержания произведения, авторской позиции. В связи с этим после воспроизведения сюжетно-событийной основы текста организуется рассуждение учащихся над морально-этическими проблемами произведения.

Эпическое произведение по своей идейно-художественной природе многослойно, многопланово. Ограниченность времени на уроке и недостаточный уровень интеллектуального развития учащихся коррекционной школы не позволяет провести анализ произведения на всех уровнях. На уроках внеклассного чтения идейно-тематический анализ ведется в общем плане, без текстуального изучения каждой части произведения. Избирательному рассмотрению подлежат только те элементы произведения, которые наилучшим образом раскрывают его внутренний смысл.

На уроках внеклассного чтения в коррекционной школе решаются преимущественно воспитательно-эстетические задачи, которые состоят в общей оценке содержания, в выяснении главной мысли произведения, в формировании у школьников оценочного отношения к людям, их поступкам, в развитии нравственных и эстетических чувств учащихся.

Реализация этих задач осуществляется в процессе обсуждения произведения с учащимися. В связи с вышесказанным, учитель, исходя из содержания, намечает идейнонравственную проблематику урока и организует дискуссию между учениками. Это наиболее сложный этап урока внеклассного чтения. Для того чтобы данный этап урока прошел успешно, в вопроснике по содержанию текста следует предусмотреть вопросы, требующие вдумчивого чтения, побуждающие учеников к размышлению о поведении героев, мотивах их поступков, взаимоотношениях с другими персонажами. Предварительное обдумывание этих вопросов в процессе подготовительной работы позволит учащимся участвовать в об-

суждении идейно-нравственной стороны текста и аргументировать своё мнение.

В художественном произведении идея раскрывается через систему образов, поступки героев, их взаимоотношения между собой. Поэтому, чтобы подвести школьников к пониманию идеи, необходимо выявить внутриконтек-стные смысловые связи между эпизодами, героями, их поступками. Ведущее значение в этом плане имеют вопросы, способствующие выявлению мотивов поступков: важно не только что и как делает герой, но и почему, с какой целью он совершает тот или иной поступок. При выяснении мотива поступка необходимо учитывать историческую обстановку, социальное положение, сложившуюся ситуацию, в которой оказался герой, его мысли, намерения, эмоциональное состояние, цель, которой он руководствовался. Это дает возможность учащимся определить присущие героям черты характера, дать нравственную оценку их поступкам, взаимоотношениям между ними.

Для понимания идейно-тематической основы произведения необходимо привлекать внимание учеников к его названию, в котором автор концентрированно отражает тему и внутренний смысл произведения. Рассуждение над вопросом, почему автор так назвал свой произведение, одновременно является и размышлением над главной мыслью.

Успешность дискуссии на уроке напрямую зависит от уровня понимания учителем смысла произведения, умения доступно сформулировать для учащихся систему вопросов синтетического характера, ведущих к обобщению содержания и выделению главной мысли. Беседа не должна состоять только из одних вопросов, она должна сопровождаться пояснительными репликами и высказываниями самого учителя, помогающими ученикам разобраться в системе образов, внутриконтек-стных смысловых связях. Чутко реагируя на ответы учеников, используя их для направления дискуссии в нужное русло, помогая ученикам выразить свое мнение в словесной форме, подсказывая в случаях затруднения правильный ответ, учитель подводит детей к пониманию идейного содержания произведения, проблемы, поднятой в нем автором.

Кроме этого, полноценное понимание произведения предполагает аргументированное отношение читателя к героям, произведению в целом. В целях литературного развития школьников необходимо формировать их личностное отношение к прочитанному содержанию. В связи с этим в беседу следует включать вопросы, побуждающие учеников высказывать

собственное мнение о произведении, его героях с обязательным обоснованием своего суждения ссылками на текст.

Анализ содержания необходимо совмещать с развитием мотивационной стороны внеклассного чтения учащихся. Для этого учитель акцентирует внимание учеников на том, что нового, полезного они узнали для себя из книги, как эти сведения могут пригодиться в жизни. Такие замечания учителя привлекают учащихся к содержанию произведения и способствуют осознанию и расширению познавательных мотивов чтения. Помимо этого, важно развивать у школьников умение замечать прекрасное в произведении, взаимоотношениях героев, воспитывать у них эмоциональную отзывчивость, способность сострадать, представлять себя на месте персонажа, понимать его мысли, настроение, без чего просто невозможно взаимопонимание друг друга, так необходимое в жизни каждого человека. Все это помогает учащимся адекватно оценивать нравственные качества героев, определять своё отношение к ним, а также способствует возникновению эстетических и эмоциональных мотивов чтения, которые у детей данной категории слаборазвиты.

По ходу урока учитель активно привлекает приемы внеклассной работы по литературе, а также творческие работы учащихся, выполненные ими на подготовительном этапе. Это не только создает положительный эмоциональный фон урока, но и приносит ученикам радость и удовлетворение своей деятельностью, как в процессе подготовки, так и самого урока, активизирует их желание готовиться к следующему уроку внеклассного чтения.

В конце урока дается задание по внеклассному чтению на следующий месяц. Учитель объявляет список рекомендуемых книг и обязательно демонстрирует их ученикам, чтобы создать у них зрительные представления о произведениях, предназначенных для самостоятельного чтения. Кроме этого, для успеха будущего урока существенное значение имеет создание у школьников положительного эмоционального отношения к намеченному для обсуждения произведению, проблеме, отраженной в нем.

В целях привлечения внимания учеников к книге учитель может использовать различные приемы. Это может быть биографический комментарий об авторе, его увлечениях, некоторых эпизодах жизни, историческом времени, в котором жил и создавал свои произведения писатель.

В других случаях целесообразно побе-

седовать о том, какие произведения писателя ученикам уже известны, чему они посвящены, вспомнить главных героев, их поступки. После этого следует предложить прочитать новое произведение автора. Аналогично можно вспомнить, какие произведения учащиеся читали по той или иной теме, например: о дружбе человека и животного, гуманном отношении к природе.

Заинтересовывает детей изложение учителем своей читательской позиции о писателе: какие произведения в его творчестве особенно нравятся, или мнение учителя о главном герое, книге в целом, влиянии, которое произведение оказало на формирование его взглядов на жизнь.

Эффективным является прием заманчивой агитации книги: зачитывание начала произведения, захватывающего эпизода из содержания, диалога персонажей и т.д. Таким образом, используя тот или иной прием, учитель заинтересовывает учащихся содержанием рекомендуемой книги. В уголке внеклассного чтения помещается обложка или иллюстрации книги, вывешивается вопросник по содержанию для контроля над самостоятельным чтением школьников.

При построении урока внеклассного чтения следует помнить, что структура урока подвижна и в своих деталях зависит от поставленных учителем целей, содержания намеченного для обсуждения произведения. Уроки внеклассного чтения не должны строиться шаблонно. На хорошо подготовленном и удачно спланированном уроке ученики активно работают, сопереживают героям произведения, соглашаются или не соглашаются с ними, имеют собственное суждение о прочитанном, что является показателем литературного развития школьников.

Вышеизложенные теоретические положения реализованы при подготовке и проведении урока внеклассного чтения по повести Г.Н.Троепольского « Белый Бим Чёрное ухо».

В статье предлагаются примерные вопросы и задания для подготовки учащихся к уроку внеклассного чтения и последующего анализа повести. Кроме этого, даются предполагаемые ответы на вопросы причинно-

следственного и синтетического характера, требующие обобщения значительного объема содержания. При этом акцент был сделан на важные в смысловом отношении и эмоционально насыщенные эпизоды, способствующие раскрытию главной мысли произведения, развитию эмоциональной отзывчивости учащихся.

Отдельные вопросы и задания могут

быть опущены, изменены или добавлены по усмотрению учителя в зависимости от уровня развития учащихся класса, а также читательского восприятия произведения педагогом.

На подготовительном этапе к уроку необходимо дать ученикам вопросник по содержанию повести:

- Какие отношения сложились между Иваном Ивановичем и Бимом?

- Почему расстались герои повести?

- Как у Бима появился латунный жетон на ошейнике?

- Почему Даше и Толику приходилось насильно кормить собаку?

- О чем говорит случай, когда Бим плакал над письмом Ивана Ивановича из госпиталя?

- Как закончилась для Бима охота с Климом?

- Что можно сказать о друзьях Бима?

- Кто виноват в гибели собаки?

- Какой след на земле оставил Бим?

- Почему автор назвал свою повесть «Белый Бим Черное ухо»?

- В чем состоит главная мысль повести?

- Какое у тебя сложилось впечатление о Биме и людях, которые его окружали?

Кроме вопросника необходимо дать следующие задания отдельным ученикам:

- Найти описание Бима в 1 главе и нарисовать его: «Бим же выродился таким...»;

- Подготовить рассказ об Иване Ивановиче;

- Краткий пересказ эпизода охоты с Климом по содержанию 12 главы и зачитывание отрывка: «И тут Клим с размаху ударил его изо всей силы... и рухнул вновь, шевеля лапами».

- Краткий пересказ последней встречи Бима с Теткой по содержанию 15 главы: «Итак, Тетка стояла в центре арки, и миновать её Бим не мог ...».

- Выборочное зачитывание эпизода на карантинном дворе в 16 главе: «Иван Иванович отшатнулся и окаменел . Две снежинки упали на нос Бима и . не растаяли».

- Выборочное зачитывание изменений внешнего вида Бима на протяжении повести:

6 глава, после того, как Ивана Ивановича увезли в больницу: «По городу бежала красивая, с блестящей шерстью, ухоженная собака - белая с черным ухом. Любой добрый гражданин скажет: «Ах, какая милая охотничья собака».

7 глава, после того, как Серый избил Бима: «Болело всё от побоев, стучало в голове и сильно тошнило, сил не было. Но он всё же пошел. Искать пошел своего друга. Да и кто же, кроме Бима будет его искать. По городу бежала с виду унылая собака, но преданная, верная и смелая».

12 глава, после охоты с Климом: «И Бим шел. Еле шел, но все-таки шел. На губах выступила кровь, а он шел. Кашлял кровью, а шел. Спотыкался, припадая на колени, и шел. Ложился от бессилия на холодную землю, вставал и вновь продвигался вперед еще».

Подготовительная работа завершается проведением урока внеклассного чтения.

Оборудование: выставка фотоэтюдов, пейзажных зарисовок о природе, стенд на тему «Наши меньшие братья», плакат со словами автора повести: «В моей книге единственная цель - говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».

Структура и содержание урока

Вступительное слово учителя: Повести Гавриила Николаевича Троепольского «Белый Бим Черное ухо» в 1975 году присуждена Государственная премия. Эта книга пользуется горячей любовью читателей самых разных возрастов, она никого не оставляет равнодушным. В своей повести писатель поднимает тему взаимоотношения человека и природы, он призывает людей быть ближе к природе, учиться у неё доброте, мудрости.

Подведение итогов внеклассного чтения. Выясняется, кто прочитал книгу полностью, частично, не прочитал. Для выяснения впечатлений учащихся о повести ставится вопрос:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- С каким чувством мы закрыли последнюю страницу повести?

Выслушиваются мнения учеников о

книге.

Воспроизведение содержания повести.

Учитель: Повесть нам всем понравилась, мы очень переживали за Бима, нас всех затронула его печальная судьба. Давайте еще раз перелистаем страницы повести, вспомним, как развивались события, поговорим о её героях.

Для полноценного анализа произведения важно, чтобы учащиеся отчетливо представляли себе внешний облик главных персонажей повести. В связи с этим ставится вопрос:

- Как внешне выглядел Бим?

Хорошо, если кто-либо из учеников в подготовительный период нарисует собаку и подготовит рассказ-описание ее внешнего вида. В другом варианте можно подготовить выборочное зачитывание отрывка из содержания I главы: «Бим же выродился таким ...».

Учитель: Бима вырастил и воспитал умной, доброй собакой Иван Иванович. Расскажите, каким человеком был хозяин Бима.

Заранее подготовленный ученик обобщает разрозненные сведения об Иване Ивановиче по содержанию первых глав. Иван Иванович был пожилым, одиноким журналистом.

Он прошел всю войну, 20 лет прожил с осколком у самого сердца. На войне погиб его единственный сын, а затем умерла жена. Чтобы облегчить своё одиночество, он завел собаку. Иван Иванович очень любил природу, потому что она дарит человеку радость жизни, залечивает душевные раны. Это честный и добрый, большой души человек. И неудивительно, что Бим вырос доброй, верной, преданной собакой. У такого человека иной быть нельзя.

- Какие отношения сложились между Иваном Ивановичем и Бимом? Они были настоящими друзьями, отлично понимали друг друга, никогда не разлучались, очень любили лес и охоту. Благодаря хозяину к 2 годам Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной.

- Почему расстались Иван Иванович и Бим?

Рассказать по содержанию 6 главы эпизод прощания Ивана Ивановича с Бимом: «Ждать, мальчик. Ждать».

Учитель: Итак, Ивана Ивановича увезли в Москву на операцию, а Бим стал ждать и искать своего друга по всему городу. Разные люди встречались на его пути: и хорошие, и плохие. Одни без слов понимали, что умная собака ищет своего хозяина, сочувствовали Биму, старались ему помочь. Другие злобно возмущались, что на улицах города бегает собака без хозяина, обижали, безжалостно били ее. -Давайте вспомним, как относились люди к Биму.

- Как у Бима появился латунный жетон на ошейнике?

Рассказать по содержанию 6 и 7 глав, как девушка Даша заступилась за Бима на улице, насильно накормила его и прикрепила к ошейнику латунный жетон с надписью: «Зовут его Бим. Он ждет хозяина. Хорошо знает свой дом. Живет в квартире один. Не обижайте его, люди».

- Почему Даше и Толику приходилось насильно кормить Бима?

- Он так тосковал по Ивану Ивановичу, что даже есть не мог, хотя по несколько дней ничего не ел.

- Кто снял жетон с ошейника Бима?

- Серый для коллекции собачьих принадлежностей снял жетон и жестоко избил Бима.

- О чем говорит случай, когда Бим плакал над письмом Ивана Ивановича из госпиталя?

-Как сильно любил и ждал Бим своего друга, как тяжело ему жилось без доброго и заботливого хозяина.

- Как закончилась для Бима охота с Климом?

Краткий пересказ по 12 главе эпизода о том, как неопытный охотник, несколько раз безрезультатно стрелявший в зайца, сорвал

злобу на собаке: «И тут Клим с размаху ударил изо всей силы носком громадного сапога в грудь снизу. »

-Как вылечился Бим?

По содержанию 13 главы: собачье чутье подсказало ему, есть лесные травы.

Учитель: Искалеченного человеком

Бима вылечила природа. Кое-как подлечившись, Бим вернулся в город и пришел к дому Толика.

- Почему отец Толика ночью, когда сын уснул, отвез собаку в лес и привязал к дереву?

Учитель: Бима в очередной раз предал человек.

- Как Бим выбрался из этой беды?

Он перегрыз зубами веревку и, совсем обессиленный, едва добрался до своего родного дома. И здесь произошла его последняя встреча с Теткой.

- Расскажите, как Тетка в очередной раз подло оклеветала Бима?

По содержанию 15 главы: Тетка сказала собаколовам, что собака бешеная, всех подряд кусает. Собаколовы поймали Бима, посадили в железный фургон и отвезли на карантинный двор.

- Как встретились Алёша, Толик и Иван Иванович?

- Как нашел Иван Иванович Бима на карантинном дворе?

Выборочно зачитать отрывок из 16 главы: «Иван Иванович отшатнулся и окаменел.»

- Как простился Иван Иванович с Бимом? Похоронил в лесу на поляне, на которой они

всегда останавливались перед охотой, и 4 раза выстрелил в воздух в память о друге.

Обсуждение нравственных аспектов повести.

Учитель: Итак, мы вспомнили содержание повести, в которой рассказывается о взаимоотношении человека и животного. Давайте обсудим, как проявили себя в этой истории собака и окружающие ее люди.

- У Бима было много друзей. Назовите друзей Бима: Даша, Толик, Алеша, Хрисан Андреевич, Степановна, Люся.

- За что они полюбили Бима?

За ласку, доброту, верность, доверие к человеку.

- Что можно сказать о друзьях Бима?

Это очень добрые, чуткие, отзывчивые люди, которые не могут равнодушно пройти мимо несчастья другого.

- Кто виноват в том, что погибла умная, добрая, хорошая собака?

- Назовите врагов Бима: Тетка, Серый, Курносый, Толстый, Клим.

- Чем можно объяснить поступки Серого, Клима, Тетки?

Это черствые, бездушные люди, которые думают только о собственном благополучии, для них собака без хозяина на улицах города - это нарушение общественного порядка, безобразие, «живая зараза».

Учитель: О том, как зло, жестоко поступили с Бимом эти люди, можно судить по тому, как менялся внешний вид собаки на протяжении повести. Заранее подготовленный ученик зачитывает описания Бима по содержанию 6, 7 и 12 глав.

Учитель: Внешний вид Бима красноречиво подтверждает, сколько боли и страданий принесли ему Серый, Тетка, Клим, которым он ничего плохого не сделал, а лишь доверял им, потому что это были люди.

Важно обратить внимание учеников на авторское отношение к этим героям: он даже имени им не дает. Тем самым автор показывает, что таких равнодушных к несчастьям собаки людей не должно быть на земле. Люди, способные мучить, избивать собаку, могут так же жестоко поступить и с человеком.

Учитель: Повесть кончается печально: Бим погибает от людской жестокости и бездушия. Но его короткая жизнь отразилась добром на судьбах многих людей. Давайте посмотрим, какой след на земле оставил Бим? (По содержанию 16 главы).

- Почему родители Толика в конце повести решили купить сыну собаку? Искренняя привязанность Толика к Биму тронула их, они поняли, что могут потерять любовь и уважение сына, если будут запрещать ему иметь друга-собаку и заботиться о ней.

- Почему собаколов Иван младший выпустил Лохматку из фургона и навсегда оставил своё занятие?

Молодой собаколов понял, что жестоко губить собак. Бим пробудил в его душе сострадание к животным.

- Какие отношения сложились между Толиком и Алешей?

Благодаря Биму мальчики подружились.

Учитель: Да, короткая жизнь Бима не прошла на земле бесследно. Бим заставил родителей Толика иначе взглянуть на воспитание сына. Молодой собаколов навсегда оставил своё занятие. Бим подружил Толика и Алешу, скрасил одиночество Ивана Ивановича дружбой с мальчиками.

- Что же хотел сказать Г.Н. Троепольский своей книгой читателям?

Внимание учеников обращается на плакат со словами автора. Один из учеников

читает их вслух: «В моей книге единственная цель - говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».

- Как вы понимаете эти слова?

Все, что нас окружает, - люди, земля, реки, леса, птицы, животные - нуждается в умном, добром, заботливом отношении, и человек - единственный, кто может помочь всему живому. Доброта, готовность помочь в беде и способность к сочувствию не должны знать у человека границ.

- Почему автор назвал свою повесть «Белый Бим Черное ухо»?

Не только потому, что Бим является главным персонажем повести, но и потому, что через отношение к бездомной собаке проявляется сущность окружающих её людей, их настоящие душевные качества.

- В чем состоит главная мысль повести?

Главная мысль печальной истории бедного Бима состоит в осуждении человеческой жестокости, черствости и утверждении доброго отношения ко всему окружающему.

После этого, в целях формирования у школьников эмоционально-оценочных суждений, выясняется их личное отношение к главному персонажу повести - Биму, а также людям, которые встретились на его пути.

Заключительное слово учителя: Гавриил Николаевич Троепольский, работая над книгой, верил в победу добра над злом. Эта книга не только о доброте и черствости, честности и подлости, но и о бережном отношении к природе. Человек - это сын природы, поэтому он должен быть её защитником, а также другом для животных, ведь они наши меньшие братья. Эта повесть, в которой собака преподает людям урок человечности.

Будет очень хорошо, если после обсуждения книги на уроке внеклассного чтения

учащиеся посмотрят фильм по этой повести,

снятый режиссером С.И.Ростоцким.

Литература

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.- 320 с.

2. Баширова Т.Б. Работа по формированию читательской самостоятельности в V классе вспомогательной школы // Дефектология. -1992. - №4. - С.27-31.

3.Побрейн В.Г. О мотивах чтения художественной литературы учащимися вспомогательной школы // Дефектология.- 1976.- №3.

- С. 18 - 22.

4. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит.изд.центр. ВЛАДОС, 2000.- 224 с.

5.Серова Л.М. Из опыта изучения читательских интересов учащихся старших классов вспомогательной школы // Вопросы дефектологии. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1964.-

С. 130-142.

6.Щербакова В.А. Внеклассное чтение в старших классах вспомогательной школы // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка / Под ред. М.Н.Перовой - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1981. - С. 19 - 25.

7.Щербакова В.А. Организация учета внеклассного чтения во вспомогательной школе // Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей.- М.: МГПИ им.

В.И.Ленина, 1984.- С. 51-56.

© Т. А. Чебыкина, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.