Научная статья на тему 'Необходимость обращения к философско-педагогическому наследию провинции'

Необходимость обращения к философско-педагогическому наследию провинции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
142
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЛИТЕРАТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / LITERARY AND PEDAGOGICAL HERITAGE / ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / MILITARY-PEDAGOGICAL HERITAGE / МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / MUSICAL AND PEDAGOGICAL LEGACY / АВТОРСКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА / THE AUTHOR'S TRAINING PROGRAMME / MEDICOPEDAGOGICAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Белозерцев Евгений Петрович

В начале 2017 г. автор считает возможным снова обратиться к «философско-педагогическому наследию» как базовому понятию современного образования; пытается понять когда, после чего, при каких условиях место рождения и развития человека становится Отчим краем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO ADDRESS THE PHILOSOPHICAL-PEDAGOGICAL HERITAGE OF THE PROVINCE

At the beginning of 2017, the author considers it possible to refer back to «the philosophicalpedagogical heritage» as the basic concept of modern education; trying to understand when, then, under what conditions the birth and development of the person’s birthplace.

Текст научной работы на тему «Необходимость обращения к философско-педагогическому наследию провинции»

УДК 37.01 ББК 74.03

НЕОБХОДИМОСТЬ ОБРАЩЕНИЯ К ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ

НАСЛЕДИЮ ПРОВИНЦИИ

Белозерцев Евгений Петрович,

заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член общественных российских академий (МАНПО, АВН,АИО), Почетный член Академии информатизации образования Республики Казахстан, член Союза писателей России (г. Воронеж)

Аннотация. В начале 2017 г. автор считает возможным снова обратиться к «философ-ско-педагогическому наследию» как базовому понятию современного образования; пытается понять когда, после чего, при каких условиях место рождения и развития человека становится Отчим краем.

Ключевые слова: образование, литературно-педагогическое наследие, военно-педагогическое наследие, медико-педагогическое наследие, музыкально-педагогическое наследие, авторская учебная программа.

THE NEED TO ADDRESS THE PHILOSOPHICAL-PEDAGOGICAL

HERITAGE OF THE PROVINCE

Belozertsev E.P., Honored scientist of Russia, Doctor of pedagogical Sciences, Professor, member of Russian public academies (IASP, AVN, AIO), Honorary member of the Academy of Informatization of education of the Republic of Kazakhstan, member of the Union of writers of Russia (Voronezh)

Abstract. At the beginning of 2017, the author considers it possible to refer back to «the philosophical-pedagogical heritage» as the basic concept of modern education; trying to understand when, then, under what conditions the birth and development of the person's birthplace.

Key words: education, literary and pedagogical heritage, military-pedagogical heritage, medico-pedagogical heritage, musical and pedagogical legacy, the author 's training programme.

В конце 2016 года, а именно 23 декабря, состоялось вручение дипломов лауреатам XXV конкурса на соискание премии правительства Воронежской области в сфере науки и образования для ученых образовательных организаций. Лауреатами стали:

старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, кандидат юриди-

ческих наук, доцент, подполковник полиции Любимов Леонид Вячеславович за монографию «Дорожно-транспортные преступления: проблемы законодательного конструирования составов и дифференциации ответственности участников дорожного движения»;

заместитель начальника кафедры уголовного права и криминологии, кандидат юриди-

ческих наук, подполковник полиции Кравцов Иван Александрович за монографию «Противодействие хищениям чужого имущества с использованием служебного положения: уголовно-правовые и криминологические аспекты (по материалам Центрально-Черноземного региона)».

Совместно с коллегами кафедры общей и социальной педагогики ВГПУ поздравляем подполковников полиции Любимова Л.В. и Кравцова И. А. с заметным событием в их профессиональной жизнедеятельности.

Вместе с тем, остаются вопросы к экспертам данного конкурса, имена которых неизвестны, но мнение которых хотелось бы знать: «Дорожно-транспортные преступления...» и «Противодействие хищениям чужого имущества с использованием служебного положения...» - довольно важные, но, согласитесь, узкопрофессиональные темы. Что заставило их в условиях университетского региона и его богатейшего гуманитарного наследия отдать предпочтение данным монографиям? Может быть, методология проблем разработана на таком уровне, что рекомендации и отдельные положения можно распространить на всю Россию!?

Образовательное сообщество одна, часть которого удивляется, другая - рефлексирует, третья - завидует, вправе задать вопрос учредителю данного конкурса: «Чем вызвано столь пристальное внимание учредителей конкурса к научным изысканиям коллектива одной кафедры и одного института?». Ведь в 2015 г. коллективную премию за сходную в тематике монографию получил коллектив кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД.

Данный сюжет - убедительная иллюстрация изменений, происходящих в общественном сознании граждан, отдельных руководителей, коллег в сфере образования. Общепризнанно, что кризис современного образования есть следствие исторических, культурологических, экономических, философских и нравственных ошибок на старте и в ходе, так называемой, модернизации России и образовательной системы; есть следствие кризисного сознания, основывающегося на пренебрежении к мировоззренческим проблемам образования вообще и профессионального в том числе.

Кризис, приступы и обострение мировоззрения касаются индивидуальной жизни каждого гражданина, а в особенности субъектов образовательного сообщества. В профессиональном сознании происходит смещение акцентов: от трехмерного понимания сущности человека как главного смысла и показателя ко -нечного результата образования к его моделированию, в котором нет места для человеческого; от оптимального управления образованием к бюрократическому одурманиванию, отвлечению от исполнения педагогической миссии; от исконной духовной традиции к формальным образовательным целям и стандартам; и обобщенно - от мировоззренческих основ образования к технологиям на разных уровнях и этапах. При этом нельзя полагаться на то, что указанные «смещения акцентов» коснулись большинства граждан Воронежской области. Нет! Для большинства наших земляков характерно именно иное.

В 2011 и 2013 гг. институт социологии РАН и Краснодарский государственный университет в 42 регионах России (Воронежская область приняла участие в этом исследовании) провели социологический опрос. Среди прочих вопросов был и следующий: «Какой период переживает отечественное образование в настоящее время?».

Профессиональное сообщество (учителя школ, преподаватели вузов, то есть те, кто наблюдает происходящие процессы изнутри и вынуждено участвует в этом) высказалось вполне определенно: без малого 80% опрошенных выразили отрицательное отношение к происходящему, используя такие слова, как кризис, упадок, застой [10].

Из сказанного можно, к сожалению, предположить, что учредители, организаторы, эксперты конкурса не озабочены мнением большинства, руководствуются камерно-корпоративными интересами, а не перспективами конструктивных изменений в делах области, а потому приоритетами для них является не причина - образование, а следствия - «дорожно-транспортные преступления» или «хищение чужого имущества с использованием служебного положения».

Вынужденная констатация факта может и должна восприниматься неоднозначно, но для адекватного отношения напоминаем любозна-

тельному читателю, что речь идет об организации, проведении и подведении итогов конкурса на соискание премии правительства Воронежской области в сфере науки и образования, о чем информация у научного сообщества явно недостаточна.

Но что хороню знаем и вопреки всему помним. В трудное время перехода нашей страны из одного столетия в другое, из одного государства в иное интеллигенция Воронежа смогла организовать и провести научно- практическую конференцию «Историко-культурное наследие Центральной России». Произошло это событие в 1992 г. [8]. Как и надеялись организаторы конференции, её материалы послужили своеобразным импульсом не только для рассмотрения научных аспектов проблемы, но и для определения подходов и направлений деятельности в разработке соответствующей комплексной региональной научно-прикладной программы.

Необходимость осмысления наследия России как исторически преемственного, постоянно обогащающегося и развивающегося единого целого, способствующего осознанию каждым гражданином того, что, собственно, вкладывается в понятия «Россия» и «россияне», места наследия России в системе общеславянской, европейской и мировой культуры в целом, очевидна и сегодня. Важно почувствовать, понять сакральные основы отечественного образования, построенного на фундаменте истории и культуры, вот почему в последние годы одним из исходных является понятие «историко-культурное наследие» как явление духовной жизни человека, общества, образования. Мы стремимся из этого наследия «извлечь урок», многое понять, научиться не совершать ошибок и потом рассматриваем его (наследие) как историко-педагогический источник. В зависимости от контекста, объекта и предмета научного и практического интереса историко-педагогический источник можно трактовать как источник социально-педагогический, религиозно-педагогический и т.д. Но обязательно - педагогический! Отношение к наследию как к педагогическому источнику позволяет актуализировать его, вовлечь в нашу повседневную жизнь как часть, элемент или как образ и смысл культурно-образовательной среды. Наследие как явление духовной жизни растворено в по-

вседневности культурно-образовательной среды кафедры и класса, факультета вуза и школы, города и региона.

В чем мы убеждены?

Педагогика - гуманитарная наука о развивающем человеке в изменяющемся образовании; нравственная философия, смысл которой видится в стремлении понять человека и его духовное состояние, культурную основу его жизни, нравственные ценности, носителем, хранителем и транслятором которых он является. Во взаимодействии истории, культуры и образования происходит воспитание гражданина России.

Современный педагог вынужден внимательно отслеживать всё, что происходит в отечественной философии, и в частности в воронежской школе нравственной философии (В.П. Фетисов, В.В. Варава и др.).

«В основании философского импульса лежит вообще воля к существованию в бытии и затем воля к осуществлению себя в культуре (Е.Б.), которая, прежде всего, проявляется как чистое философское удивление, изумление, благоговение или философское отчаяние, стенание, вопрошание. В философии невозможен вопрос, «что первично», ибо первична сама философия со всеми своими вопросами» [7].

Сторонники нравственной философии сформулировали смысл современной педагогики. «Воля к существованию в бытии» означает стремление понять человека, его состояние в реальной жизни, повседневной окружающей действительности; «воля к осуществлению себя в культуре» подразумевает понимание человека в контексте той культуры, к которой он принадлежит, какими нравственными ценностями она располагает; носителем, хранителем, транслятором каких ценностей является лично он.

И потому в педагогике возможен вопрос: «что первично в образовании»? Ответ таков: первичен человек, который удивляется, изумляется, благоговеет или отчаивается, стенает, вопрошает; человек развивающийся, ибо человек - смысл, цель, результат и субъект образования.

В новых изменениях глобального масштаба вступление России в Болонский процесс, обусловившее необходимость привести содержание нашего образования в соответ-

ствие с западными стандартами, вполне определенно смещает акценты в трактовке задач федерального и регионального компонентов. Собственно, оба эти компонента в совокупности призваны обеспечить нашу интеграцию в общеевропейское образовательное пространство, но именно в наполнении регионального компонента, по-видимому, возможны решения, позволяющие поддерживать национальные ценности и традиции.

Соблюсти свои национальные интересы возможно, лишь твердо установив, что содержание образования должно быть незыблемо, что оно не может корректироваться «в суетне и в беговне» по желанию нового руководителя. Поэтому региональный компонент теперь следует рассматривать не как дань национальному своеобразию каких-либо субъектов Федерации или отражение местной специфики, а как форму обеспечения общенациональных интересов на уровне содержания образования. Здесь нет подразумевающегося, на первый взгляд, противопоставления «федеральных» и «общенациональных» интересов речь о едином, общем для всех образовательном стандарте: одна часть этого стандарта рассчитана на эффект коммуникации с Западом, а другая - на сохранение в процессе такой коммуникации собственных традиций.

«Региональность» в содержании образования, таким образом, должна свидетельствовать о том, что внутренне присуще всем (любым) регионам или субъектам Федерации как членам изначально исторически единой культурно-образовательной среды. Отсюда попытки найти это «внутреннее общее» через разработку и преподавание специального курса для магистрантов, аспирантов, соискателей учёных степеней. Эту же цель преследовали авторы монографии «Философско-педагогическое наследие Отчего края», которая, как хочется надеяться, заинтересует учителей, вузовских преподавателей, управленцев, - всех, кто любит нашу историю, культуру, а значит - наше Отечество [2].

Анализируя коллективную монографию воронежских авторов, доктор педагогических наук, профессор А. Белогуров заметил: «работа над метафизикой Воронежа привела к выявлению философско-педагогического облика региона, в котором более всего проявлялась не-

постижимая душа края. Понимая край, человек лучше и глубже понимает себя и других людей, культурную основу жизни, умет предвидеть и строить будущее. Педагогика и есть наука о будущем, о новых поколениях людей. Но настолько же глубоко она связана и с прошлым - с судьбой предыдущих поколений, жизнями родителей, родных тебе людей. И эта глубинная связь метафизична по своей природе» [1].

Духовный кризис современного образования, который имеет мировоззренческие причины, связанные с утратой подлинного национального самопонимания, проявляется более всего в форме кризиса смысла охватывающего различные стороны жизни. Именно История Отчего края призвана раскрыть смысл индивидуального и вселенского бытия через постижение духовного предназначентя Родины; выступить в качестве интегральной парадигмы современного образования, поскольку выстраивает некую цельность, создаёт единый духовный смысл творцов, связанных с землёй своего рождения.

Что делаем?

Кафедра общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета, осознавая тот факт, что сама укоренённость сегодняшнего человека находится под угрозой, понимая, что «любое настоящее коренится в почве своей родной земли», стремясь сохранить, выразить в слове, передать богатейшее наследие молодому поколению, предложила для магистрантов рабочую программу учебной дисциплины «Философ-ско-педагогическое наследие Отчего края» [4]. При этом руководствовалась идеей философов Воронежа при определении образа и смыслов понятия «Отчий край»: философско-культуро-логическая единица, метафорическое понятие, интегральное понятие культуры; служит для объединения всего культурного потенциала региона, который сформировал его самобытный облик; конкретная перспектива гуманитарных исследований; методология малоизвестного и малоизученного в регионе; позволяет избавиться от некоторых сформировавшихся краеведческих стереотипов; изучает философию и культуру любого края в двух плоскостях: «историко-вертикальной» и «налично-горизон-тальной». Духовная энергия Отчего края формирует, сохраняет, транслирует философскую

речь нации; умозрение позволяет увидеть как в быте народа проявляется Бытие, и как в Бытие отражается быт народа; данное понятие культивирует взгляд на мир; позволяет узнать, какова роль образовательного потенциала региона в современных процессах [6].

Отчий край позволяет выразить философ-ско-педагогические основания в категориях содержательных и постижимых, которые могли бы применяться в образовательном процессе современной школы и современного вуза. Фундаментальный замысел данной дисциплины состоит в том, чтобы выявлять ценные самобытные проявления русского национального самосознания и показывать, что оно обладает живой конкретной реальностью, дающей Смысл и Бытие людям, живущим в среде родной земли, веры и языка. Задачами курса является: введение слушателей в современный дискурс этики, философии, истории и культуры в отечественном образовании; постижение образов и смыслов понятия «Отчий край»; понимание, принятие/непринятие педагогической теории и образовательной практики в контексте Отчего края.

Содержание дисциплины раскрывается в трёх глобальных темах: этика, философия и культура в образовании; концептуальные основы «философии Отчего края»; педагогическая теория и образовательная практика в контексте Отчего края.

Организация работы магистрантов предполагает большой объём самостоятельного чтения, конспектирования; использование первоисточников при устных выступлениях и публикациях; мастер-классы, семинары, встречи с интересными людьми; написание курсовых работ.

Для самостоятельного изучения магистрантам предлагается историко-педагогическое наследие (Н.Ф. Бунаков, А.П. Киселёв, К.Н. Вентцель); социально-педагогическое наследие (П. Каптерев, А. Мудрик, М. Шакурова); религиозно-педагогическое наследие (Е. Болховитинов, Т. Задонский, И. Херсонский, о. Геннадий (Зари-дзе) и др.); литературно-педагогическое наследие (И. Бунин, В. Будаков, Б.С. Дыханова и др.); фи-лософско-педагогическое наследие (Д. Веневитинов, В. Фетисов, В. Варава и др.); военно-педагогическое наследие (Ф. Ушаков, А. Снесарев, Г.В. Зибров и др.); музыкально-педагогическое насле-

дие (Г. Свиридов, Растроповичи, Т. Хренников, К. Массалитинов и др.); медико-педагогическое наследие (Н. Бурденко, Н. Пирогов, В. Войно-Ясинецкий, А.Г. Русанов).

В июле 2013 г. состоялся первый выпуск магистрантов высшего профессионального образования. Один из выпускников -А.Ю. Бурдин, подполковник в отставке - избрал, разработал и успешно защитил магистерскую диссертацию на тему «Военно-педагогическое наследие Андрея Евгеньевича Снесарева» [5]. Автор исходил из того, что идеи отечественных полководцев конца XIX - начала XX века составляют важнейшее отечественное педагогическое достояние; процесс реформирования отечественного военного дела с необходимостью предполагает знание отечественных исторических традиций, их изучение, анализ и умение их научно обоснованного синтеза с инновациями. Государственная комиссия особо отметила, что магистерская диссертация А.Ю. Бурдина восполняет пробелы историко-педаго-гического знания, существенно дополняет образ пассионарной личности, истоки формирования которой - в Отчем крае, на Воронежской земле.

Другая выпускница магистратуры -М.В. Ловчикова, кандидат медицинских наук - избрала тему магистерской диссертации «Бурденко Николай Нилович - основоположник воронежской медико-педагогической школы» [9], посвященную осмыслению и анализу деятельности Н.Н. Бурденко, позволяющей хранить и развивать традиции педагогического профессионализма Юрьевского (Дерптского) и Московского университетов. Государственная комиссия, в частности, отметила: изучение всего, что связано с именем Н.Н. Бурденко, является актуальным не только для специалистов-медиков, но и для всех, кто интересуется историей родного края. Актуальность темы магистерской диссертации М.В. Ловчиковой определяется также тем, что современное профессиональное образование может значительно обогатиться историческим опытом.

Готовятся к защите магистерских диссертаций на тему «Культурно-просветительская деятельность в системе педагогического вуза (из опыта физико-математического факультета)»; «Тема семьи в философско-педагогиче-

ском наследии В.В. Розанова»; «Гуманитарный факультет ВГПУ как культурно-образовательная среда» и др.

Учёный совет гуманитарного факультета ВГПУ утвердил следующие исследовательские темы на уровне магистерской диссертации:

«Хозяйственно-педагогическая деятельность современного педагогического вуза»; «Условия развития мотивов выбора профессий учителя у студентов первого года обучения»; «Гендерный подход в высшем профессиональном образовании: история и современность»; «Профессиональная подготовка сестёр милосердия: история и современное состояние»; «Творчество писателя В.В. Будакова как литературно-педагогическое наследие»; «Духовно-нравственная составляющая Отчего края: историко-культурный контекст»; «Наследие Г.А. Болховитинова в историко-культурном контексте Отчего края».

Край Воронежский - уникальная культурно-образовательная среда, обладающая значительным мировоззренческим потенциалом. Именно в литературе (художественной, публицистической, научно-публицистической, научной) заложено уникальное наследие наших земляков, сосредоточен внушительный душеполезный, образовательный потенциал. Литература образно воспринимается как многолетняя реальность, отражающая культурную, духовную жизнь Центрально-Черноземного края.

Уважаемый читатель, надеюсь, обратил внимание на то, что магистранты изучают наследие, прежде всего, земляков и обогащают друг друга, используя различные вербальные формы и эпистолярный жанр.

Далее представляю эссе магистрантов высшего профессионального образования начала второго года обучения.

* * *

Савенкова Дарья о литературно-педагогическом наследии Отчего края

Имена многих воронежцев составляют славу и гордость нашей земли. Мы гордимся именем Андрея Платонова, прославившим отечественную литературу, Алексеем Кольцовым и Иваном Никитиным, которые считаются мастерами русского поэтического пейзажа. Здесь, в Воронеже, они оба родились, здесь жили, эту

землю они воспели в своих стихах с безграничной сыновней любовью. Их судьба является примером глубокой искренней любви к Родине - ведь все великое, что было создано человечеством, зиждется именно на этом чувстве. Их произведения переведены на многие языки мира. Одной из достопримечательностей Воронежа является дом, где родился И. А. Бунин - русский писатель и поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе. Яркий след в истории развития литературы в Воронеже оставил Николай Задонский. Все знают его как автора исторических романов и повестей, таких, как «Донская Либерия», «Жизнь Муравьева», «Кондратий Булавин». Сборники его исторических миниатюр стали ценным достоянием Воронежской культуры. Все они воспели край Воронежский. Именно это и составляет литературное наследие Воронежского края.

Мне захотелось написать о писателе, прославившем наш родной край, Гаврииле Николаевиче Троепольском. Почему я выбрала именно его? Потому что в один прекрасный вечер, возвращаясь домой с работы, я прошла мимо памятника Биму и начала вспоминать тот момент, когда в детстве первый раз прочитала о нем книгу. Да, я прочитала ее не один раз, потому что каждый раз для себя я находила все новые и новые жизненные уроки. Этот писатель тронул меня и еще ни одного, а миллион читателей до глубины души.

Он родился в 1905 году в Тамбовской области, в деревне Новоспасовка. В наше время это село присоединилось к землям Воронежской области. Детство труженика пера прошло в деревне, он совсем рано узнал, что такое труд крестьянина. В четырех учебных заведениях пришлось обучаться Троепольскому. Сначала он учился в Новохоперской гимназии. После в школе второй ступени, которая находилась в селе Новохоперского уезда. Там ему преподавал знаменитый учитель Григорий Романович Ширма. После многих лет Троепольский вспоминает: «Я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать о прочитанном. Под его руководством мы основательно познакомились с сочинениями русских классиков. Помогло и то, что в школе имелась превосходная библиотека».

В конце двадцатых годов Троепольский познакомился со знаменитым писателем

Н. Никандровым, который, прочитав его записи, высоко их оценил и посоветовал ему продолжать литературные пробы. В 1931 году Троепольский перешел на работу агронома. Немало раз он публиковался в журнале «Селекция и семеноводство». Прожил в Острогорж-ске тогда целых 20 лет, часто присутствовал на лекциях литературной группы при редакции газеты «Новая жизнь». Там он познакомился с другими писателями, в их числе, с поэтом Василием Кубанёвым.

В 1938 году в журнале «Литературный Воронеж» впервые издался рассказ Троепольско-го «Дедушка». После в журнале «Новый мир» были опубликованы его сатирические рассказы «Из записок агронома», которые после вошли в сборник «Прохор XVII и другие». Не смотря на то, что многие не оценили эти записки, Твардовский поддержал Троепольского, и с тех пор началась их настоящая дружба. Гавриил Николаевич часто приезжал к нему в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него новую литературную, творческую энергию. После смерти поэта писатель нередко навещал его семью.

Всесоюзную известность принесли Трое-польскому «Записки агронома». На их основе был написан киносценарий «Земля и люди», по которому режиссёром С. Ростоцким был снят одноимённый фильм, вышедший в свет в 1956 г. Зачастую произведения Троепольско-го были построены на документальной основе, на пережитом им опыте и соединяли в себе как лиризм, здравый смысл так и гражданский пафос. Очерк «О реках, почвах и прочем», который с трудом был выдвинут в печать самим А. Твардовским, получил широкий отклик общественности. И так же был напечатан в журнале «Новый мир»» в 1965 году. Гавриил Николаевич объездил весь Черноземный край и собрал множество материала в защиту окружающей среды. Тогда он получил признание как один из лучших представителей очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы.

Уже на 66 году жизни Троепольский опубликовал произведение, которое после принесло ему мировую славу, - повесть «Белый Бим Чёрное ухо». Произошло это в 1971 году. Он посвятил эту повесть А. Т. Твардовскому.

Это трогательная, пронзительная история о сеттере Биме. В это время Троепольский жил

уже в Воронеже. Троепольский признался, что сначала хотел описать жизнь «идеального человека» - героя, который будет абсолютно чист и искренен. Он должен будет пройти по жизни и встретиться с разными типовыми персонажами. Но из этого у писателя ничего не выходило, получалась надуманная фигура. После чего появилась мысль о собаке. И выстроилась настоящая повесть. Это произведение можно назвать трагическим, но оно полно открытий и приключений, бед и, конечно же, радостей. Пронзительная и трогательная история о собаке по кличке Бим - преданном и верном друге своего хозяина - заставляла плакать не одно поколение детей и взрослых. Во многих колледжах за границей эта повесть является обязательной к прочтению. Повесть «Белый Бим Черное ухо» принесла автору в 1975 г. звание лауреата Го -сударственной премии СССР. Писателю присвоена итальянская премия в области детской и юношеской литературы - «Банкареллино». Книга Г.Н. Троепольского издавалась в Монголии и Польше, в Болгарии и Китае. Ее читают на языке бенгали, на английском, французском, японском, венгерском и множестве других языков. В 1975 году по этой повести был снят замечательный фильм, режиссером С. Ростоцким. Критики назвали этот фильм самым гуманным о человеческой жестокости. «Белый Бим Черное ухо» номинировался на премию «Оскар», а также получил премию «Хрустальный глобус». На вопрос о том, что заставило его обратиться к экранному воплощению героев сюжета повести, режиссер отвечал: «Конечно же, стремление передать всю прелесть, все обаяние этой книги. Но главное - с помощью экрана вновь поговорить с людьми о тех важнейших общечеловеческих проблемах, которым посвящено произведение».

Вот уже ни много ни мало как тридцать лет по экранам телевизоров и страницам книг бежит навстречу людям собака по кличке Бим, и мы можем прикоснуться к рассказанной Гавриилом Николаевичем Троепольским истории, которая трогает наши сердца, делая их добрее, человечнее и конечно же благороднее. Эта книга не просто о собаке, она, как и все произведения Троепольского, о людях - хороших и плохих, об отношениях к миру, животным, которые чувствуют чистоту души человека. Эта книга учит любить мир вокруг себя, каждое живое

существо. В Воронеже памятник Биму стоит у Кукольного театра, он просто притягивает детей и конечно же взрослых, которым уже давно знакома эта история. Смотря на эту собаку, мы видим, как она хочет, чтобы ее забрали домой, и каждый взгляд на этот памятник делает нас добрее, заставляет вспомнить все чувства, иското-рые пытываешь при прочтении повести и Биме.

Писатель прожил долгую жизнь и оставался деятельным человеком добра, очень смелым и неравнодушным. Воронежцы всегда будут гордиться этим великим писателем и их земляком, ставшим одним из первых Почетным

гражданином Воронежа.

* * *

Тишина Ангелина о военно-педагогическом наследии Отчего края

В педагогике и философии в последние годы стал популярен феномен «Отчего края» -понятие относительно новое и многогранное, появилось в 70-х - 80-х годах прошлого века. Известный воронежский писатель В.В. Буда-ков рассуждает так: «В какой-то мере, Отчий край призван помочь человеку, в особенности молодому, увидеть в пяди земли родной образ Родины, испытать гордость, радость, печаль, что и ему, нашему современнику, выпало счастье родиться и жить на этой земле». По моему мнению, это самое верное определение понятия «Отчий край». Оно культивирует взгляд на мир, сохраняет и формулирует философскую речь нации. Наследие Отчего края помогает выразить философско-педагогические основания в категориях, «которые могли бы применяться в образовательном процессе современной общеобразовательной и профессиональной школы».

Какое бы ни было государство, правительство всегда заботится о его защите. Для этого создаются армии, военные учебные заведения. Ранее в нашей стране было престижно быть военным; с годами приоритеты и ценности менялись, но низменным оставалось одно - служение своей Родине.

Военное наследие сохраняется до сих пор в виде трудов великих военных начальников, военных училищ и академий. Например, город Воронеж богат многими событиями в своей истории, которые позволяют нам сказать, что Воронеж - это сосредоточение военного наследия Отечества.

Военное наследие зародилось одновременно с основанием здесь крепости Таврия, которая со временем стала городом Воронежем. Оно связано с ролью этого места в планах императора Петра I. Он задумал строить здесь флот и в течение нескольких лет жил и работал в Воронеже. Позднее, при императоре Николае I, город стал расстраивать, и появились первые больницы, дома, школы и т.д. 1845 год был ознаменован ещё одним важным событием в военной и педагогической сфере - открытием кадетского корпуса имени великого князя Михаила Павловича. Создание этого образовательного учреждения оставило большой след в истории Государства Российского. Он несколько раз закрывался, но потом снова открывался, его переименовывали, но суть оставалась одной - это образовательное учреждение для детей. Во времена Российской Империи военное заведение выпустило более трех тысяч офицеров и трехсот генералов. Многие из них оставили свой след не только в военной сфере, но и в искусстве, философии и педагогике.

Военная сфера близка к педагогике, поэтому можно сказать, что в нашем городе это не просто военное, а военно-педагогическое наследие. Что такое педагогическое наследие? Это передача опыта одного поколения другому. Человек, о котором речь пойдёт далее, является прекрасным образцом представителя военно-педагогического наследия.

Снесарев Андрей Евгеньевич - военный теоретик, востоковед, переводчик, военначаль-ник, географ и педагог. Он родился и вырос в Воронежской губернии, воспитывался в семье священнослужителя, что оставило большой след в его душе, но священником не стал. Его бывшие ученики вспоминали его как человека доброго, справедливого, честного, и всё это говорит о его воспитании.

Ещё задолго до военной карьеры он получил степень кандидата чистой математики и подрабатывал по вечерам, занимаясь с детьми математикой. В военных училищах он преподавал военную географию, впоследствии написал несколько сочинений по востоковедению. О нём вспоминают как о талантливом, но строгом педагоге. Его знания, военная карьера, тонкости военной науки, участие в военных сражениях помогли будущему поколению офицеров стать настоящими профессионалами своего дела.

А.Е. Снесарев начинал свою карьеру при царском режиме. Можно сказать, что своё имя он сделал именно в это время, поскольку после свержения монархии положение бывших царских военных было шатким. К таким офицерам не было доверия, они считались не нужными со своим опытом и ценностями. До революции Снесарев побывал в зоне военных действий в Индии, Британии и других странах. Он высоко ценился за свой необыкновенный дипломатический талант, знание иностранных языков, дисциплинированность и скромность. Например, он был отправлен с дипломатической и разведывательной миссией в Среднюю Азию, где сосредоточились интересы трех стран: России, Британии и Китая. Нужно признать, что со своей миссией он справился блестяще. Кроме того, он получил бесценный опыт, который в дальнейшем вылился в научно-педагогические труды. После распада императорской России А.Е. Снесарев ушел из армии и очень тяжело переживал этот период. Для него Россия была превыше всего, это его Родина. Вскоре он вернулся в армию, чтобы защитить свою Родину от немцев. После он стал преподавателем в военной академии. Это один из самых важных периодов в его жизни. Имея огромный опыт ведения боя, дипломатическую жилку, знание геополитической обстановки, он стал великолепным педагогом.

Все, что он знал, старался передать молодому поколению. Он считал, что вопросы военной педагогики и психологии должны учитываться при создании различных уставов и наставлений, определяющих жизнь, быт и боевую деятельность войск. Устав должен учитывать такие факторы, как экономика, общественный и государственный строй страны, международное положение, кроме того, он должен соответствовать «особенностям и численности народа». По мнению А.Е. Снеса-рева, устав должен будить в солдате и офицере патриотические чувства, любовь к Родине, настраивать и воспитывать.

Его вклад в военную педагогику неоценим: по его проектам были разработаны советские военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок», он является одни из основоположников и теоретиков советской и русской контрразведки, создателем военной статистики и многое другое. Его взгляды и положения актуальны

в наше время, и мне кажется, они будут актуальны всегда, пока слово Родина будет жить в

сердцах людей и не станет пустым звуком.

* * *

Токарева Ксения о медико-педагогическом наследии Отчего края

В истории Воронежского края можно найти массу примеров наших выдающихся земляков . Их образ жизни - это прекрасный пример того, как человек может посвятить себя служению профессии и Отечеству. В данном случае хотелось бы понять суть медико-педагогического наследия Н.Н. Бурденко.

Почему же важен труд и наследие Н.Н. Бурденко? Чем знаменит этот человек, почему его имя носят НИИ нейрохирургии в Москве, медицинская академия в Воронеже, клиники, санатории и больницы по всей России, улицы многих городов и даже медицинский журнал «Вопросы нейрохирургии»? В чем его заслуги?

Образование Н.Н. Бурденко изначально получил в духовном училище. Но уже в 21 год решил, что хочет заниматься самой гуманной в мире профессией - профессией врача. Вся биография Николая Ниловича еще со студенческих лет связана с врачебной практикой в самых жестких условиях. Впервые он приобщился к практической хирургии в Херсонской губернии, куда был направлен для лечения сыпного тифа в составе группы студентов Юрьевского университета. Вернувшись в родной вуз, он стал помощником ассистента в хирургической клинике. Таким образом, уже в ранние годы он начал заниматься преподавательской деятельностью. В то же время познакомился с трудами Н.И. Пирогова, которые оказали сильное впечатление и вдохновили его.

Во время русско-японской войны он занимался военно-полевой хирургией, что стало основным направлением его дальнейших исследований как медика; звание доктора медицины Николай Нилович получил, защищая работу на тему: «Материалы к вопросу о последствиях перевязки venae portae».

В начале Первой мировой войны Николай Нилович выразил желание пойти работать на фронт, где все силы бросил на то, чтобы уменьшить смертность среди раненых; кроме того, он сам принимал участие в военных действиях,

создавал госпитали, руководил организациями Красного Креста, самостоятельно проводил операции и учил молодых врачей. Особое уважение заслуживает тот факт, что он сам после боя мог обойти место сражения для поиска раненых. Неудивительно, что уже в 1917 году он становится заведующим кафедрой факультетской хирургии в Юрьевском университете. Это было одно из признаний его заслуг, жест доверия этому выдающемуся врачу.

Вернулся в Юрьев на кафедру факультетской хирургической клиники, но ненадолго. Город был оккупирован немцами. Н.Н. Бурденко не согласился работать в таких условиях и уехал вместе с университетом в Воронеж; он мог просто переждать здесь военную ситуацию, спокойно работать, но это было не в правилах Бурденко. Благодаря его активной деятельности в Воронеже появился не просто факультет, а основа будущей медицинской академии. Он начал вести свою активную педагогическую работу: организовал школу медсестер, а также особые курсы для студентов и врачей по военно-полевой хирургии. Николай Нилович - основатель медико-педагогической школы в Воронеже. Его первые шаги в 20-х гг. XX в. позволили сейчас развиваться Воронежской государственной медицинской академии. Не зря этот вуз носит имя Н.Н. Бурденко, ведь это не просто посвящение. И сегодня академия старается работать в духе Николая Ниловича, используя его опыт как основу современной медицинской и педагогической работы.

Воспоминания студентов и современников Н.Н. Бурденко дают возможность охарактеризовать его как педагога. В нем сочетались и сильный преподаватель, и высокопрофессиональный медик. Занимаясь педагогической работой в Воронеже, он стремился сохранять преемственность с лучшими традициями Юрьевского и Московского университетов, где ему самому удалось поработать. По мнению современных преподавателей, например, кандидата медицинских наук М.В. Ловчиковой, «современный профессорско-преподавательский состав Воронежской медицинской академии, носящий имя своего основателя, продолжает развивать традиции педагогического профессионализма, используя в образовательном процессе лучшие достижения педагогической науки, в частности, дидактики высшей шко-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лы» [9]. Здесь, прежде всего, имеется в виду решение таких важных проблем, как обоснование социальных функций вуза и содержания образования, научное обоснование построения педагогического процесса в вузе, определение наиболее подходящих путей, методов, форм и технологий обучения.

Как педагог Н. Н. Бурденко стремился воспитывать молодых врачей критично мыслить, поддерживал научные дискуссии. Ведь в то время не было еще четкого разделения по специализациям, а молодой специалист должен уметь поставить диагноз прямо около кровати больного. Академик В.В. Кованов писал: «Бурденко был беспощаден и строг к себе и не менее взыскателен к своим ученикам». При этом его вспоминали как человека доброго, справедливого и внимательного. Педагог, по мнению самого Бурденко, должен быть примером во всем, вести за собой.

По сохранившимся воспоминаниям, Н. Н. Бурденко был прекрасным преподавателем. На его лекциях всегда наблюдался аншлаг, пустых мест не было. И это при условии, что лекции он не считал необходимым сопровождать картинками или слайдами, он увлекал аудиторию словом. Практический опыт, по его мнению, студенты должны были получать, умея делать опыты над животными, а значит, зная их анатомию и патологию.

Н.Н. Бурденко активно занимался научной деятельностью. Он был участником и председателем множества медицинских научных обществ, таких, как, например, Международное хирургическое общество, Британское королевское общество хирургов, Всесоюзное общество хирургов. Кроме того, входил в состав редакций известных медицинских журналов: «Современная хирургия», «Новая хирургия», «Вопросы нейрохирургии». Он опубликовал более 300 работ по различным тематикам, руководил защитой множества диссертаций. Именно по его инициативе в 1944 году была создана Академия медицинских наук СССР, ко -торую и возглавил. И здесь он продолжил заниматься главной профессиональной темой всей жизни: военно-полевой хирургией. Но теперь он уже занялся созданием методических инструкций для хирургов-фронтовиков. Простота и ясность поражала и радовала всех, и в этом Бурденко сравнивали с самим Суворовым.

Деятельность Н.Н. Бурденко дает возможность делать выводы о его личностных и профессиональных качествах. Прежде всего, это, конечно, образованность в лучших традициях наследия великого Пирогова. Он был храбрым и верным долгу человеком. Не вызывают сомнения его организаторские способности и работоспособность: руководство в медицинских вузах и должность главного хирурга Красной армии во время Великой Отечественной войны сформировали эти качества.

Кроме Бурденко чрезвычайно важна деятельность других выдающихся воронежских медиков, которые внесли вклад в медико-педагогическое наследие нашего края. Талантливый хирург, общественный деятель и преподаватель Андрей Гаврилович Русанов занимает в этом списке почетное место. Он, как и Бурденко, вел активную работу во время войн, лично сделал множество операций как простым солдатам, так и командирам. Как педагог он отдавал главенствующую роль практике, интересам больного, честности и беспощадности к ошибкам. Кроме того, он стал основателем медицинской династии: четыре поколения этой фамилии решили связать свою жизнь с профессией врача.

Н. И. Лепорский, доктор медицинских наук, работавший в Воронежском медицинском институте. Как медик он заложил основы современной диетологии, а как педагог работал в духе Н. Н. Бурденко: был необыкновенно организованным, требовательным к себе и другим человеком. Всегда привлекал только последние актуальные научные достижения, умел увлечь своих учеников и привить им любовь к медицине.

Таким образом, основываясь на деятельности известных воронежских врачей-педагогов, можно сделать выводы о существовании медико-педагогического наследия Воронежского края. Прежде всего, это использование лучших традиций русской хирургической школы Н.И. Пирогова и Н.Н. Бурденко: вся научная работа велась на основе экспериментов над животными, анатомических исследований, клинических наблюдений, а не просто гипотез и предположений. В отношении преподавательской деятельности - это строгое и справедливое отношение к коллегам, студентам и к себе, формирование критически мыслящих молодых специалистов, воспитание в них веры в себя и

в свою профессию. И при этом обязательно постоянная научная деятельность: собственные работы, руководство диссертациями, передача опыта, публикации в медицинских журналах, написание учебников для будущих врачей.

Медико-педагогическое наследие наших земляков - яркий пример служения людям, ко -торый, несомненно, вызывает уважение, ведь они прославились не только как прекрасные специалисты в своей области, но и как сильные

самоотверженные личности.

* * *

Белоусова Ирина о музыкально-педагогическом наследии

Когда речь заходит о музыкально-педагогическом наследии наших композиторов, неважно, советских или более ранних, а может быть и вовсе современных, прежде всего, необходимо разобраться, а что мы понимаем под музыкально-педагогическим наследием. Если под музыкальным наследием более или менее каждому из нас понятно: это те произведения, которые после себя оставил композитор, мы слушаем и любим их, которые поднимают нам настроение и помогают справиться с переживаниями. Педагогическое наследие, кажется, тоже достаточно очевидно: труды, в данном случае музыкальные труды, которые или учат нас чему-то, или мы можем использовать в качестве дидактического материала. Но что мы можем сказать о музыкально-педагогическом наследии. Что же это такое?

Музыкально-педагогическое наследие -это синтез духовности и дидактики. С одной стороны, учась в музыкальной школе, мы играем некое произведение, потому-то оно оттачивает навыки игры, но с другой стороны мы погружаемся душой в эту музыку, что заставляет нас играть лучше и лучше. Чем больше нас захватывает процесс игры, тем больше мы стараемся узнать о том, что же мы играем, и о том, кто это написал. Таким образом, духовное переходит в дидактическое.

Но и наоборот бывает. Представьте, что мы играем, к примеру, этюды. Поскольку такого рода пьеса пишется обычно для оттачивания какого-либо приема в игре на музыкальном инструменте, она, мало того, что ученику не интересна, так еще и может стать ненавистной. Но однако может же возникнуть вопрос: почему

я играю именно это? Тогда пытливый детский ум будет открывать энциклопедии, спрашивать взрослых, учителей, воспользуется, в конце концов, Интернетом, чтобы узнать, кто это написал. А ведь может оказаться, что написал это «мучительное» произведение великий композитор. Так дидактическое может перейти в духовно-культурное.

В творчестве Георгия Васильевича Свиридова нашли свое отражение не только музыкальные традиции русских композиторов, но и многовековое наследие великих русских поэтов разных эпох, таких, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С. А. Есенин и других. И ведь это неспроста, первое увлечение Г.В. Свиридова была отнюдь не музыка, а литература. Такое интересное сочетание двух увлечений в одном человеке породило богатое наследие в виде «музыкальных иллюстраций» ко многим произведениям, тем самым превратив наследие Георгия Васильевича не просто в музыкальное, а даже в музыкально-литературное наследие. Лично я познакомилась с его иллюстрацией к повести А.С. Пушкина «Метель» в музыкальной школе намного раньше, чем в общеобразовательной школе, что расширило мой кругозор, дало мне новые знания о творчестве А.С. Пушкина.

Почему мы можем с уверенностью заявить, что плоды трудов Г.В. Свиридова - поистине наследие. Ведь наверняка существует много обычных людей, которые писали какую-то музыку, но их имена не вошли в историю, их труды не звучали в лучших концертных залах мира. Я и сама, учась в музыкальной школе, бывало, интереса ради, набрасывала ноты на бумагу, но дельного из этого ничего не вышло. Но я не представитель талантливой молодежи, а среди моих сверстников такие наверняка есть, а значит, были и раньше, но не всех же помнит история. Почему же Свиридов остался в истории? Я думаю, что причиной всему этому то, что его музыка близка сердцу людей. Да, мы не всегда знаем авторов каких-то потрясающих, порой известных мелодий, как это произошло в случае с Г. В. Свиридовым. Кто из нас знает, что музыку к заставке передачи «Время» на Первом канале написал Георгий Васильевич? Я узнала это совершенно случайно, когда решила еще в школьные годы прослушать что-то из его произведений, именно тогда мне попалась сю-

ита «Время вперед». Музыка Свиридова стала «современной народной музыкой».

Наверное, красивая мелодия - не залог успешности композитора. Во-первых, красота для всех разная: кому-то нравится рок, кому-то джаз, это не значит, что одна музыка красивая, другая - нет. Многое также зависит от настроения слушателя. Во-вторых, даже «общепризнанная» красота может не прижиться, например, в советское время что-то запрещалось, сейчас на волне политических событий и патриотических чувств людей кто-то может отвергнуть какого-то композитора или исполнителя. На мой взгляд, очень важен учитель музыки в средней школе. Например, в мои школьные годы учитель музыки не обмолвился словом о таком композиторе, как Г. В. Свиридов, а также в годы обучения в музыкальной школе учитель музыкальной литературы не упоминала о нем. Наверное, несправедливо было бы сказать, что забыли только Свиридова, разумеется, забывали и других. Но если уж идет речь о Свиридове, то следует вспомнить, что он увлекался литературой, поэтому нужно учитывать и то, что на уроках литературы учитель русского языка ни разу не упомянул о том, что к повести «Метель» есть потрясающие музыкальные иллюстрации. Таким образом, в «забвении» Свиридова, пожалуй, есть вина учителей и музыки, и литературы. Ведь именно они просвящают нас о нашей культуре.

Конечно, нельзя полностью перекладывать вину в нашей, порой, непросвященности только на учителей. У нас же есть еще и родители! Хотя, вспоминая свои детские годы, мне родители тоже ничего особого про композиторов не рассказывали, но зато они отправили учиться меня в музыкальную школу, а когда я в ней услышала музыку все того же Свиридова, оказалось, что мои родители тоже что-то соображают в классической музыке, поэтому нам всегда было, что обсудить. Также каждый из нас умеет читать. Почему бы не дать ребенку книжку, пускай даже это будет детская энциклопедия, где будет рассказываться детским простым языком о культуре, музыке, литературе. Порой не так важно сообщить ребенку что-то новое, а важно показать ему, что любое знание может быть интересным и полезным.

В заключение своих размышлений хотелось бы попытаться сформулировать свое

определение музыкально-педагогического наследия: музыкально-педагогическое наследие - это труды композиторов, которые они оставили для нас после себя, которые заставляют быть лучше, вдохновляют на самообразование, саморазвитие, побуждают нас проникнуться собственной культурой, пробуждают чувства патриотизма.

В качестве заключения. Время, в котором мы живём и трудимся, обязывает нас мыслить глобально (взаимозависимый мир как объективный факт), но действовать локально в масштабах реальных условий культурно-образовательной среды провинции.

Введение в учебный процесс дисциплины «Философско-педагогическое наследие Отчего края» призвано приобщить молодое поколение к культурным ценностям места рождения и развития; наделить КОС провинции магическими, священными свойствами, возвести их в ранг сакрального, когда место рождения и становления человека становится любимым и его называют Отчим краем.

Нельзя абсолютизировать введение любого учебного курса; проблему родного края можно решить соборно с участием руководителей разного уровня, истории и культуры, образовательных учреждений разного профиля и уровня, философии и религии, теоретиков и практиков, пожилых и молодых. Взаимодействие, общение, сотрудничество позволят сформировать ценностную общность конкретной провинции, и тогда каждое следующее поколение молодых людей будет присваивать философско-педагогическое наследие края как необходимую личностную ценность.

Литература:

1. Белогуров, А.Ю. Рецензия на монографию Белозер-цева Е.П., Будакова В.В., Варавы В.В. «Философ-ско-педагогическое наследие Отчего края» /А.Ю. Белогуров// Известия ВГПУ - 2015. - № 3 (268). -С. 53-54.

2. Белозерцев, Е.П. Философско-педагогическое наследие Отчего края: монография /Е.П. Белозерцев, В.В. Будаков, В.В. Варава. - Воронеж: ВГПУ, 2015. - 312 с.

3. Белозерцев, Е.П. Философско-педагогическое наследие Отчего края: предпосылки, идеи новой учебной дисциплины /Е.П. Белозерцев. - Вестник ВГУ

- Серия «Проблемы высшего образования». - № 1.

- 2016. - С. 24-27.

4. Белозерцев, Е.П. Философско-педагогическое наследие Отчего края: рабочая программа учебной дисциплины / Е.П. Белозерцев, В.В. Будаков, В.В. Варава; под ред. М.В. Шакуровой. - Воронеж: ВГПУ, 2012.

- 36 с.

5. Бурдин, А.Ю. Военно-педагогическое наследие Андрея Евгеньевича Снесарева: магистерская диссертация /А.Ю. Бурдин. - Воронеж: ВГПУ, 2013.

6. Варава, В.В. Неведомый Бог философии /В.В. Варава. - М.: Летний сад, 2013. - 256 с. - (Современная русская философия).

7. Варава, В. В. Философия Отчего края - интегральная парадигма современного образования /В. В. Варава// Образование на рубуже эпох. Опыт личностного осмысления методологии гуманитарного знания: материалы летней школы молодых учёных. - Липецк, 2007. - С. 43-51.

8. Историко-культурное наследие Центральной России: материалы научно-практической конференции.

- Воронеж, 1992.

9. Ловчикова, М.В. Бурденко Николай Нилович - основоположник воронежской медико-педагогической школы: магистерская диссертация /М.В. Ловчикова.

- Воронеж: ВГПУ, 2013.

10. Хагуров, Т.А., Остапенко, А.А, Реформа образования глазами профессионального сообщества: опыт социологического исследования. - М., 2014.

226

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.