Научная статья на тему 'Медико-педагогическое наследие отечественного образования'

Медико-педагогическое наследие отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / духовное здоровье / духовно-нравственное развитие / историко-культурное наследие / медико-педагогическое наследие / education / spiritual health / spiritual and moral development / historical and cultural heritage / medical and pedagogical heritage

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кульневич Татьяна Васильевна, Заридзе Владимир Геннадьевич

В статье на примере деятельности выдающихся медиков рассматриваются вопросы медико-педагогического наследия в контексте современного отечественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF THE NATIONAL EDUCATION

In this article the authors examine through the example of activity of the greatest doctors the Medical and pedagogical heritage in the context of modern Russian education.

Текст научной работы на тему «Медико-педагогическое наследие отечественного образования»

УДК 6:37.01(470.324) ББК 5:74.03(235.45)

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Кульневич Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

общей и социальной педагогики Воронежский государственный педагогический университет Заридзе Владимир Геннадьевич, преподаватель Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Аннотация. В статье на примере деятельности выдающихся медиков рассматриваются вопросы медико-педагогического наследия в контексте современного отечественного образова-

Ключевые слова: образование, духовное здоровье, духовно-нравственное развитие, историко-культурное наследие, медико-педагогическое наследие.

MEDICAL AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF THE NATIONAL EDUCATION

Kulnevich T.V., Cand. of Pedagog. Sci., Docent, Department

of General and Social Pedagogy

Voronezh State Pedagogical University

Zaridze W.G., University teacher

N.N. BurdenkoVoronezh State Medical University

Abstract. In this article the authors examine through the example of activity of the greatest doctors the Medical and pedagogical heritage in the context of modern Russian education.

Key words: education, spiritual health, spiritual and moral development, historical and cultural heritage, medical and pedagogical heritage.

Учитель и врач. Два самых главных человека во все времена. Они всегда рядом, работают, можно сказать, бок о бок. И цели-то у них схожие, и радости одинаковые, и беды, как выясняется, тоже общие.

Великий русский писатель и врач А.П. Чехов писал: «Профессия врача - подвиг. Она требует самоотверженности, чистоты духа и

чистоты помыслов». В полной мере эти слова могут быть адресованы и учителю, настоящему Учителю. И в том, и в другом случае - это тяжелая, упорная и ежедневная работа, которая иногда отнимает все свободное время и исчерпывает моральные и физические силы организма. Это даже не работа, - это образ жизни.

Всем давно известно, что труд и врача, и учителя никогда легким не был. Сложно оставаться всегда спокойным и выдержанным, так как контакт с больными людьми и их родственниками связан с постоянными стрессами и переживаниями. Учитель работает тоже с людьми, но это особые люди - они активны, шумны, иногда драчливы, иногда ленивы, иногда грубы. Но несмотря на это, надо быть добрым, милосердным, понимающим, уметь прощать бестактность, быть способным быстро и правильно действовать зачастую в достаточно непростых ситуациях, - иначе говоря, быть в своей профессии нравственным человеком.

Что мы имеем сегодня?

«По данным опроса Исследовательского центра рекрутингового портала за 2012 год только 29% наших сограждан испытывали наибольшее уважение к медицинским работникам. Чаще всего люди в белых халатах ассоциировались у респондентов с самоотверженностью и милосердием, впрочем, иногда в комментариях звучали и нотки недоверия к отечественной медицине: «Медики - это самоотверженные люди». «Уважаю врачей, но не всех, а действительно знающих и любящих своё дело».

А чувство уважения к педагогам (учителям и воспитателям) испытывали лишь 13% россиян. По мнению опрошенных, педагогика - это тяжёлый труд, требующий не только профессиональных знаний, но и терпения, мудрости и доброты. «Очень многое в восприятии мира человеком зависит от того, как и чему научит его первый учитель...». «Учителя - это те, которые на самом деле умеют учить и воспитывать» [17]. А в последнее время, скажем прямо, отношение населения нашей страны к медикам и педагогам резко ухудшилось. Врачей критикуют за равнодушие, невнимание к больным, неквалифицированную помощь, грубость. Плохое качество медицинских услуг в России стало притчей во языцех. Педагогов, в свою очередь, обвиняют в некомпетентности, коррупции. «Самые распространенные претензии родителей к педагогам, как ни странно, вызваны не качеством обучения, а тем, как учитель себя ведет. Неумение найти подход к ребенку, постоянные жалобы на школьника, школьные поборы и так далее, - этот список можно продолжать до бесконечности» [11]. Справедливости

ради скажем, что есть объективные причины, которые в какой-то степени могут объяснить подобное поведение педагогов и медиков, но никак не оправдать его - ведь то, что с натяжкой может быть приемлемым в поведении представителей других профессий, у учителя и врача категорически не принимается за норму. Процессы модернизации в области образования и здравоохранения, которые ударили по тем и другим тоннами макулатуры, множеством нередко противоречивых директив, требующих от профессионалов конформизма; вседозволенность учеников и неуважение родителей по отношению к учителю, грубость и недоверие со стороны пациентов по отношению к своему врачу. Из СМИ мы знаем об участившихся случаях даже физической расправы недовольных с учителями и врачами, а те, в свою очередь, далеко не всегда в нравственном отношении оказываются на высоте. Мир перевернулся! Хочется спросить: кто мы друг другу: врач и пациент, педагог и воспитанник? Враги? Такое впечатление, что мы все нездоровы. И, прежде всего, душой. А, значит, все вопросы к сегодняшнему образованию. В современном обществе все хотят быть образованными, все стремятся к знаниям, но, к великому сожалению, в погоне за знаниями порой ускользает сам человек, его человеческий облик, его человеческое достоинство.

Попытаемся провести краткий обзор трактовок понятия «образование». Нам важно не только осмыслить феномен образования, но и понять, как в западной и отечественной традициях соотносились понятия «образование» и «человек».

Термин «образование» был введен в научный оборот в середине I века до н.э. Цицероном в значении «гуманизм», «гуманность». «Человек у Цицерона в процессе образования овладевает «духовной культурой», обеспечивающей формирование у него достоинств, которые выражают степень его удаленности от природного, естественного, варварского состояния» [12, с. 33].

В XVII веке Я.А. Коменский писал о назначении образования: «Нам нужно такое образование, которое делало бы нас способными всегда все правильно разуметь, желать, делать, высказывать; только тогда, достигнув умом, душой, рукой и языком должного совершен-

ства, мы будем справедливо называться людьми» [10, с. 13].

И И.Г. Песталоцци, который считал, что образование должно быть сообразно человеческой природе, и И.Г. Гердер связывали образование прежде всего с культурой и гуманностью.

Для Гегеля образование - это «способ осуществления человеком себя как духовного, разумного, свободного существа посредством подъема ко всеобщему, восхождения к культуре, выхода за пределы ограниченности собственной природной данности» [12, с. 36].

Что касается отечественной научной литературы, то проблема образования привлекла к себе внимание многих исследователей. Проследим, как авторы осмысливают это понятие.

Итак, «образование представляет собой явление деятельности по определению и формированию образа человека и его места в мире» (И.Я. Лернер); «образование - это достояние личности, образование - процесс обретения личностью своего достояния» (Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова); «образование - родовое понятие и для человека, и для человечества; оно есть культура души, акт свободы человека, выстраивающего свой внутренний мир, это категория бытия, в которой пребывает сама человеческая духовная сущность» (О.В. Бадальянц); образование - это душевно-духовный рост человека к гуманности, движение к человеческому идеалу дорогами культуры, создаваемой самими людьми, стремящимися к осуществлению истинного человека» (Г. Любарский) [12, с. 40-41].

Как мы видим, данные трактовки образования объединяют следующие положения: 1) в центре образования находится человек, его становление; 2) образование должно быть ориентировано на духовно-нравственное развитие личности.

Какого же человека можно назвать образованным? Николай Александрович Рубакин (1861-1946), русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель, так отвечает на этот вопрос: «Действительно образованный человек - не тот, кто считает себя образованным, ... и не тот, кто окончил какое-либо, хотя бы даже высшее учебное заведение, - мало ли неучей, узких специалистов или ловких карьеристов из него выходит! Не тот, кто перечитал

на своем веку много, даже очень много, хотя бы самых хороших книг. Не тот, кто накопил в себе теми или иными способами некоторый запас, хотя бы и очень большой, разных знаний. Вовсе не в этом самая суть образования.

Наибольшую ценность имеют для нас, для нашей родины в данный исторический момент представляют... те образованные люди, у которых есть отзывчивость, сила чувства, энергия, воля, то есть те, кто умеет проникнуться до самых своих основ духом общественности. Образованный человек должен быть непременно отзывчивым. Отзывчивость - это способность не только видеть и понимать окружающую жизнь, но и чувствовать, переживать ее, уменье ставить самого себя в положение тех, с кем сталкиваешься в жизни, принимать в расчет чужие переживания - будь это чужое горе или чужая радость, любовь или ненависть, апатия или гнев. Отзывчивость - это уменье «не делать другим того, чего не желаешь, чтобы тебе делали». Отзывчивость - это чуткость к окружающей жизни, это своего рода «образованность чувства», как симпатии, так и антипатии, тонкость, уменье улавливать в других людях и во всем окружающем не только резко бросающиеся в глаза черты, но и едва заметные оттенки, и переливы их в пространстве и во времени [7, с. 191-192].

Обратимся к осмыслению понятия «образование» российскими учеными XXI века.

Современные авторы, исследуя понятие «образование», сосредоточивают свои усилия прежде всего на модификации его содержания, а также компонентного состава данного содержания. При этом высказываются различные точки зрения.

Так, по мнению доктора педагогических наук, профессора Е.П. Белозерцева, «содержание образования в широком смысле составляют русская, российская, мировая история и культура; в более узком, условном - три пласта, три компонента, представляющих сложное сочетание знаний, переживаний, отношений. В компонент «знания» входят собственно фактический материал, подлежащий усвоению, методологическое и оценочное знание. Компонент «переживания» основан на реализации задач рефлексивного уровня в учебном процессе при освоении материала. В компонент «отношения» входят освоение процедуры творче-

ской деятельности обучающегося и осознание ценностных отношений в системе «Я - Мир» [2, с. 32-33].

Но есть еще один очень важный аспект проблемы содержания образования - знания о религии, переживания и отношения, связанные с ней. «Для русского человека православие - не просто и не столько религия, сколько глубоко нравственная и духовная основа жизни отдельного человека и всего общества в целом...» [там же].

Е.В. Бондаревская связывает содержание образования с направленностью на «удовлетворение экзистенциальных потребностей человека, то есть всего того, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Это потребности его бытия, личного существования: свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, действий, поступков, позиции, самостоятельности и личной ответственности, саморазвития и самореализации, самоопределения и творчества и др.». Далее автор продолжает: «Чтобы обрести себя, человеку нужно выбрать и выстроить собственный мир ценностей, войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им» [5, с. 14].

Таким образом, «система образования создается для человека, функционирует и развивается в интересах человека. Образование призвано служить развитию облика человеческого, формированию личности, способствовать здоровому образу жизни. Смыслом и целью образования является развивающийся человек, гармония его внутреннего состояния, человек, испытывающий потребность познавать новое, добывать новые знания, помогать ближнему, делать добро, понять собственное предназначение на этой земле, быть здоровым и чувствовать себя счастливым» [4, с. 144]. Совершенно очевидно, что понятия «образование» и «здоровье» взаимосвязаны.

Здоровому обществу нужны нравственно состоявшиеся личности - мужественные, требовательные к себе, неравнодушные, преданные своей Родине. «Планка очень высокая. И часто, как показывает жизнь, ее достигают люди, которых нельзя назвать физически здоровыми (например, наши паралимпийцы), но духовно они, несомненно, здоровы» [6].

Не каждый человек в современном мире осознает ценность здоровья. На первый план чаще всего выводятся материальные блага, карьера, престиж в обществе, при этом не уделяется должное внимание здоровью и внутренней гармонии человека. В этом случае правомерно задать вопрос: насколько здорово само общество?

Изучая сущность понятия «здоровье», ученые исходят из того, что это «целостное состояние человека, предусматривающее здоровье социальное и здоровье биологическое, базой которого является здоровье духовное» [4, с. 147].

В свою очередь, духовное здоровье, как пишут исследователи А.А. Гагаев, П.А. Гагаев, характеризует нравственное самочувствие человека [8]. На основе исследования категории «духовное здоровье» выделим «признаки духовно здорового человека:

- нравственное самочувствие - нравственные начала жизни;

- целостность души человека как единение всех его сил (умственных, волевых, эмоциональных, физических и пр.) - реалия, творимая человеком осознанно;

- отношение (поведение) к самому себе, к другим, к миру, основанное на нравственных ценностях (стыд, совесть, соучастие, ответственность и пр.)» [4, с. 148, 151].

«Духовное здоровье связано с мышлением человека, с его мировоззрением, образом мысли. Правильно мыслящий человек внутренне не разделяется, осознает себя как целостную духовность и поэтому психически, социально и физически здоров. Невозможно говорить о физическом здоровье в отрыве от духовно-нравственного. Кроме того, в понятие «духовное здоровье» входит понимание человеком сущности добра и зла, способность проявлять милосердие, протягивать руку помощи нуждающимся, соблюдать моральные законы, вести здоровый образ жизни» [16].

«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность..., и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному

языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [16].

Чтобы преодолеть духовный кризис общества и обрести духовное здоровье, следует, по мнению Е.П. Белозерцева, рассматривать образование «не как исключительно педагогическую сферу, но как сферу историко-культурную, а значит имеющую онтологическую связь со всей целостностью национального бытия России» [3, с. 274]. «Исходным понятием, -рассуждает автор, - является понятие «историко-культурное наследие», подразумевающее современную востребованность любого исторического прошлого» [15, с. 10]. Обращение к наследию как основе образования, его истокам, - образования, ориентирующегося на высшие ценности национального бытия, позволит решить целый ряд существующих проблем современной педагогики, в частности, проблемы профессиональной подготовки студентов педагогического вуза.

Историко-культурный опыт нашего Отечества поистине неисчерпаем - это философско-пе-дагогическое наследие, религиозно-педагогическое наследие, литературно-педагогическое наследие, музыкально-педагогическое наследие, военно-педагогическое наследие, медико-педагогическое наследие и др.

Прикоснемся к этому богатству! Внимательно и заинтересованно изучим его и постараемся использовать его просветительский и воспитательный потенциалы во благо нового поколения профессионалов!

«Для того чтобы устранить главный недуг современного образования - его оторванность от истоков родной культуры и истории, а также утвердить в сознании обучающихся духовные и нравственные устои своего народа, мы стараемся понять, что находится вокруг нас, рядом с нами. И обращение в этой связи к персоналиям - тоже не случайно, так как становится ясно, как ценностные принципы образования реализуются непосредственно в жизни. Для обучающихся выдающиеся представители сообщества и его культуры - «другие люди»-

играют большую роль. Взаимодействуя с ними или изучая их нравственный опыт, человек в ходе образования отбирает для себя в качестве образцов «значимых других» и, как следствие, присваивает эти общечеловеческие ценности» [13, с. 145].

Отношение учителя к ученику и врача к больному изначально ориентировано на заботу о человеке, оказание ему поддержки, помощи. Что же оставили нам в дар великие медики нашего Отечества как напутствие будущим профессионалам?

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) - один из крупнейших представителей мировой медицинской науки и практики. Своими трудами исторического значения он обогатил многие области медицины, причем в одинаково высокой степени: он оставил нам выдающиеся труды по хирургии, топографической анатомии, общей патологии, а также педагогике и различным проблемам общественной жизни. Н.И. Пирогов был не только великим русским хирургом, он был вообще одним из величайших хирургов, и имя его в истории медицины всегда будет стоять наряду с именами величайших деятелей науки.

В формировании научной школы важную роль играет непосредственное общение учителя и учеников, педагогические способности и личностные качества ее лидера. Как учитель для своих учеников, будущих врачей, Н.И. Пирогов был ярким примером. В любой ситуации он до конца оставался верен себе, умел отдавать себя всецело и бесповоротно служению идее, обладал закалом для борьбы за нее и способностью проводить ее в жизнь. Служить верно науке и правде и жить в соответствии с нравственными идеалами - вот его жизненное кредо, которое он стремился передать своим ученикам. При отсутствии нравственного взгляда на себя и на общество никакое огромное содержание не удержит врача в медицине, а ученого в науке.

Считается, что школа Н.И. Пирогова -это вся русская хирургия, и все эти хирурги, в том числе воронежские, группируются вокруг фигуры гениального Пирогова. Н.И. Пирогов справедливо утверждал, что «хороший хирург и учитель хирургии не есть одно и то же. Преподавателю медицинских дисциплин необходимы занятия наукой, медицинской практикой,

высокие личностные качества, а именно, добросовестность, приобретаемая только трудным искусством самосознания, самообладания и знанием человеческой натуры. Педагог должен вести за собой учеников, не противопоставляя себя ученикам, а вовлекая их в свои мысли и сомнения» [там же].

Андрей Гаврилович Русанов (1874-1949)

- выдающийся хирург, педагог, общественный деятель. Он был одним из тех врачей, кого «...называли богами в своем деле не только потому, что в совершенстве владели мастерством врачевания, но и потому что душу свою созидали по образу и подобию Высшего» [14]. К своим обязанностям он относился всегда очень серьезно и с большой ответственностью. Смелый, гордый, независимый, он всегда оставался верен себе и пользовался огромным уважением не только за высокое врачебное искусство. Его неподкупность, душевная щедрость были известны всем. Широко образованный человек, прекрасный педагог, его научные интересы отличали актуальность и высокая практическая значимость. Ученики А.Г. Русанова впитали принципы его высокого профессионализма: любовь к своей работе, защита интересов больного, беспощадное отношение к собственным ошибкам, честность в изложении своих действий.

Николай Нилович Бурденко (1876-1946)

- выдающийся хирург, общественный деятель, ученый и педагог. Он вложил много энергии, сил и умения в кропотливое и нелегкое дело подготовки высококвалифицированных врачебных кадров.

Большое влияние на Н.Н. Бурденко оказала деятельность Н.И. Пирогова, который был для него образцом самоотверженного служения делу своей жизни. Но вместе с тем Н.Н. Бурденко смог войти в историю отечественной медицины благодаря своей образованности, разносторонности интересов, целеустремленности и настойчивости. Образованность, воспитанность в лучших традициях хирургии, храбрость и бесстрашие, блестящие организаторские способности, верность долгу, высокая работоспособность, постоянный научный поиск, - вот те личностные и профессиональные качества этого великого хирурга и человека, которые должны быть унаследованы современным поколением. Имя Н.Н. Бурденко, этого вы-

дающегося человека - ученого, врача, патриота и воина - носит Воронежская государственная медицинская академия.

В этом году будет отмечаться 100-летие Воронежского государственного медицинского университета. Это важная веха в развитии всего российского образования. В 1918 году русское отделение Дерптского университета было эвакуировано в Воронеж, где в здании 1-й губернской мужской гимназии и разместились кафедры медицинского факультета ВГУ. Н.Н. Бурденко, А.Г. Русанов стояли у истоков создания высшего медицинского образования в Воронеже.

В контексте затронутой темы - о нравственной воспитанности человека - обратимся к наследию великого русского писателя и врача Антона Павловича Чехова (1860-1904).

Однажды великий классик написал очень эмоциональное и честное письмо своему брату - Николаю Павловичу Чехову, который был талантливым художником, то есть «одарен свыше тем, чего нет у других», однако не отличался нравственным поведением. Из текста этого письма мы узнаем о «кодексе воспитанного человека» А.П. Чехова. И это не просто красиво сформулированные фразы, - это нравственные принципы великого писателя, врача и человека.

Воспитанные люди, по мнению А.П. Чехова, должны удовлетворять следующим условиям:

1. «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних.

2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... Они ночей не спят, чтобы. платить за братьев-студентов, одевать мать.

3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя

на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5. Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!».

6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями. Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили. Истинные таланты всегда сидят в потёмках, в толпе, подальше от выставки. Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную.

7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой. Они горды своим талантом.

8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, . дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу, . лгать без устали. Им, особливо художникам, нужны свежесть, изящество, человечность. Таковы воспитанные. Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно . вызубрить монолог из «Фауста». Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля. Тут дорог каждый час.» [19].

Уместно будет, как нам кажется, вспомнить в этой связи слова Дмитрия Сергеевича Лихачева, советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа, который писал, что «получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или школе, но и . у самого себя» [9].

Исторический опыт показывает, что в формировании жизненной позиции врача особое место занимала деятельность Русской Православной Церкви. Длительное время (до 1917 года) священники вместе с врачами переносили все тяготы и лишения, выпавшие на долю больных людей. В советское время эта традиция была разрушена. Ярким примером может служить жизнь В.Ф. Войно-Ясенецкого как образец служения Отечеству, как пример сто-

яния человека в духовно-нравственном совершенстве независимо от внешних, нередко трагичных для земного человека поворотов его бытия. Его биография преобразилась в житие и являет нам личность уникальную.

Святитель Лука (1877-1961), в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, - профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской Православной Церкви; с апреля 1946 года - архиепископ Симферопольский и Крымский.

Когда-то известный историк В.О. Ключевский, исследуя жития святых, пришел к выводу, что: «Есть имена, которые выступили из границ своего времени, потому что дело, сделанное таким человеком, по своему значению далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием глубоко захватило жизнь дальнейших поколений и постепенно превратилось в народную идею, а самое дело из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом» [18].

«Этот удивительный человек за свою 84-летнюю жизнь спас огромное количество безнадежных больных, причем многих из них он помнил в лицо и по фамилии. Такой «человеческой хирургии» владыка учил и своих учеников. «Для хирурга не должно быть «случая», - говорил он, - а только живой страдающий человек». Ради этого страдающего человека Валентин Феликсович и пожертвовал своей юношеской мечтой - стать художником» [1].

Выдающийся врач-хирург, практикующий в советских клиниках и одновременно иерарх Русской Православной Церкви? Как можно было совмещать, казалось бы, несовместимое в годы атеистического террора? Природа этого поистине уникального явления до сего времени остается для многих загадкой. Неизмеримо высокой была его любовь к Богу и ближнему, неизмеримо тверда вера евангельская! Практически до последних дней святитель Лука сочетал епископское служение с хирургической практикой. В 1995 году он был причислен к лику святых Украинской Православной Церкви, в 1999 году - к лику святых Красноярской епархии.

Лишь в последние годы в России наблюдается тенденция к усилению и расширению взаимодействия и соработничества служения

мирского и служения пастырского. Взаимодействие с Русской Православной Церковью приводит к повышению эффективности медицины. Это достигается привнесением христианских ценностей в образовательный и воспитательный процессы вуза, развитием сострадательного и милосердного отношения к больным, укреплением представлений о первичности духовного здоровья для формирования здоровья физического. Так, на примере соработничества Воронежского государственного медицинского университета имени Н.Н. Бурденко, Липецкого государственного педагогического университета, а также Воронежского государственного педагогического университета наблюдается активное взаимодействие с православным приходом (с. Отрадное).

Можно выделить следующие шаги в реализации данного направления:

- Подписание соглашения о сотрудничестве, создание нормативно-правовой базы взаимоотношений, участие в деятельности Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных ученых».

- Внесение в образовательные стандарты подготовки врачей компетенций, ориентированных на духовно-нравственные аспекты деятельности, помогающих в формировании у студентов православных ценностей: жертвенности, сочувствия и любви.

- Создание Православного храма с дальнейшим его интегрированием в структуру вуза, в том числе, в качестве домового. Это поможет в приобщении к литургической жизни и во-церковлению молодых людей. Полезным представляется знакомство с православным богослужением и основами церковного искусства.

- Организация несколько раз в год на базе вуза традиционных православных конференций, транслирующих студентам духовно-нравственные ценности (любви, сострадания, жертвенности, милосердия).

- Проведение систематических встреч духовенства с учащимися вузов по актуальным темам духовного здоровья человека в условиях многочисленных вызовов современного общества. Это поможет молодежи обретать маяки духовной жизни. Подобные встречи организованы руководителями вузов гг. Архангельска, Воронежа, Липецка, Орла, Краснодара, Колом-

ны, Москвы, Луганска. Активно в данном направлении трудится Председатель МПОО ОПУ протоиерей Геннадий Заридзе. Спектр обсуждаемых проблем весьма широк. Во время этих встреч отцы церкви размышляют со слушателями над вопросами религии и атеизма, смысла жизни и законами греха, влияния духовности и бездуховности на культуру и искусство.

- Организация паломнических поездок студентов и преподавателей, посещение православных святынь регионов России. Среди них паломнические поездки студентов и преподавателей ВГУ, ВГМУ, ВГПУ, ОРУ, ОГИИК к святым местам Центральной России (Коренная пустынь, Вознесенская Давидова пустынь, монастырь Св. блаженной Ксении Петербургской в с. Долбенкино, святыни г. Болхова, новгородские святыни, Бе-логорье, Дивногорье, Задонский монастырь и др.). Широко практикуются паломнические поездки студентов по святым местам Греции, Сербии, Черногории. Приобщение к святыням Православия помогает эффективно вести просветительскую деятельность по формированию правильного представления об иерархии христианских ценностей. Паломнические поездки оказывают мотивирующее влияние на студентов, способствуют формированию положительного отношения к православной вере, к Церкви.

- Организация и поддержка деятельности сестричеств. Подготовка сестер милосердия, организация работы в больницах и хосписах. Раскрытие нравственного облика сестер милосердия, их героизма и самоотверженности в истории российского государства.

- Изучение истоков православной веры и культуры, участие в организации православных праздников на территории вуза, организация поздравлений с православными праздниками; руководство научными студенческими работами по вопросам формирования духовного здоровья; организация факультативных занятий со студентами по изучению православной этики как многовековой традиции русского народа. Следует обратить внимание на углубление знаний по истории России. Важная роль в этом принадлежит кураторам курсов и групп из числа преподавателей.

- Участие в деятельности Общероссийской общественной организации «Общество право-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

славных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского».

- Поддержка миссионерской деятельности православных воцерковленных преподавателей, повышение роли преподавателя в трансляции нравственных идеалов учащихся.

- Поддержка студентов в несении христианского служения, в том числе в помощи монастырям и храмам.

- Организация и проведение творческих конкурсов, направленных на формирование христианских ценностей у будущих врачей.

Участие в социальном служении студентов ЛПГУ (программа «Корзина доброты», помощь специальной школе-интернату с. Ерилов-ка Елецкого района).

- Встречи со священнослужителями, богословами, православными учеными, деятелями культуры. Весьма продуктивной является деятельность в вузах, имеющих собственные храмы: ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, ВГАУ им. Петра I, ЛПГУ, ВГПУ

- Введение в образовательный процесс медицинских вузов курсов по духовно-нравственному воспитанию студенческой молодежи - будущих врачей, деятельность которых должна быть напрямую связана с ежедневным подвигом сочувствия и любви к страдающему человеку.

- Разработка программы дополнительного образования «Педагогическая и духовно-нравственная деятельность в организациях высшего образования». Внедрение данной программы будет способствовать формированию в студенческой среде духовно-нравственной личности, достойного гражданина своего Отечества.

Коллектив кафедры общей и социальной педагогики Воронежского государственного педагогического университета ведет совместную плодотворную работу по поиску современных путей совершенствования отечественного образования, одним из них является путь в свою историю и свою культуру, т.е. путь к себе, что, несомненно, поможет нашему духовно-нравственному возрождению. На протяжении нескольких лет проводятся мероприятия, которые способствуют конкретизации понятийного аппарата, выявлению новых подходов к рассматриваемой проблеме, а именно: разработан спецкурс для студентов-магистрантов по программе ВПО, одним из составляющих

которого является изучение медико-педагогического наследия Воронежского края; предложены следующие темы для магистерских диссертаций: «Н.Н. Бурденко - основоположник воронежской медико-педагогической школы», «Педагогическое наследие Н.И. Пирогова в контексте современных проблем высшего медицинского образования», «Профессиональная подготовка сестер милосердия: история и современное состояние» и др. Некоторые из этих работ уже успешно защищены, причем следует обратить внимание на то, что их авторами являлись магистры, имеющие высшее медицинское образование (М.В. Ловчикова, Г. А. Бурдина). Кроме того, в 2017 году коллектив ученых кафедры общей и социальной педагогики ВГПУ стал лауреатом премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина по разряду «Наука» за монографию «Образовательная деятельность и историко-культурное наследие Отчего края».

Как известно, мир образования сегодня очень противоречив, он наполнен разнообразными суждениями, поисками, которые зачастую не только никуда не приводят, а даже иногда уводят от истины. Историко-культурное наследие - это наше спасение, это живая вода, погружаясь в которую, чувствуешь, вот она - правда, вот она - истина. Хочется пожелать молодому поколению понять и принять это и сосредоточиться на себе самом, так как образование человека и есть сосредоточение его на самом себе, такое сосредоточение, какое открывает ему глаза на самого себя истинного, подвигает его к восхождению к себе как существу вселенскому, а значит, нравственному.

Литература:

1. Ахундова, И. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Раненые салютовали мне. ногами». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/ svyatitel-luka-vojno-yaseneckij-ranenye-salyutovaИ-mne-nogami / Дата обращения: 21.02.2018.

2. Белозерцев, Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. - 1998. - № 3. - С. 32-33.

3. Белозерцев, Е.П. Русский мир и русское образование в условиях глобализации культуры. Перечитывая философско-педагогическую антропологию Е.П. Белозерцева. К 75-летию профессора Е.П. Бе-лозерцева. Монография / Под ред. И.Е. Булатникова, А.В. Репринцева. - Москва: АИРО-ХХ1, 2015. -367 с.

4. Белозерцев, Е.П., Щербакова, И.Б. Культурно-образовательная среда провинции и здоровый образ жизни студента (теоретико-методологический аспект): монография. - Воронеж: Типография им. Е.А. Болховитинова, 2016. - 247 с.

5. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 14.

6. Воловикова, М.И., Галкина, Т.В. Психологическое здоровье личности и нравственные проблемы общества (вместо предисловия) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.libfox.ru/634559-sbornik-statey-psihologicheskoe-zdorove-lichnosti-i-duhovno-nravstvennye-problemy-sovremennogo-rossiyskogo-obshchestva.html#book. Дата обращения: 21.02.2018.

7. Вульфов, Б.З., Иванов, В.В. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учебное пособие. - Москва: Изд-во УРАО, 1997. - 280 с.

8. Гагаев, А.А., Гагаев, П.А. О духовном здоровье и педагогике // Известия ВГПУ - 2015. - № 1. - С. 63-68.

9. Дмитрий Лихачев о воспитанности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.izbrannoe. com/news/mysli/dmitriy-likhachyev-o-vospitannosti / Дата обращения: 21.02.2018.

10. Коменский, Я.А. О развитии природных дарований // Избр. пед. соч.: в 2-х т. - Москва, 1982. - Т. 1. - С. 13.

11. Конфликт родителя и учителя: кто кого? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://deti.goodhouse. com.ua/konflikt-roditelya-i-uchitelya-kto-kogo / Дата обращения: 21.02.2018.

12. Корнетов, Г.Б. Педагогика: учебное пособие. - Москва: Изд-во УРАО, 2003. - 183 с.

13. Кульневич, Т.В. Жизнь и деятельность врачей-хирургов Воронежского края как ценностная и духовная основа российского образования / Т.В. Кульневич //Известия ВГПУ - 2015. - № 1. - С. 145.

14. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Современная медицина и Православие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/73/3.html]. Дата обращения: 21.02.2018.

15. Образовательная деятельность и историко-культурное наследие Отчего края. Коллективная монография / Под ред. Е.П. Белозерцева. - Москва: АИРО-XXI, 2017. - 352 с.

16. Пыжова, З.И. Духовно-нравственное здоровье педагога как основа его профессиональной культуры [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: gigabaza.ru /doc/95477.html. Дата обращения: 21.02.2018.

17. Самые уважаемые профессии в России - врач и учитель [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.superjob.ru/community/life/61730/ Дата обращения: 21.02.2018.

18. Священноисповедник Лука Крымский, архиепископ и врач [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.brooklyn-church.org/svetilo-zemli-krymskoj.html. Дата обращения: 21.02.2018.

19. Чехов, А.П. Письмо брату о воспитанности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nektolukas. ru/pismo-chexova-bratu-o- vospitannosti/ Дата обращения: 21.02.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.