Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ДЛЯ ПРОЕКТОВ ПО ТЕМЕ: "БЕЗОПАСНОСТЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ"'

РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ДЛЯ ПРОЕКТОВ ПО ТЕМЕ: "БЕЗОПАСНОСТЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MS POWERPOINT / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / ИНТЕРНЕТ / RESEARCH / INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чиркунова Инна Васильевна

В данной статье рассматриваются ключевые особенности создания и оформления исследовательских проектов, используя программу MS PowerPoint, на примере урока «Безопасность в сети Интернет». У студентов формируются практические навыки работы с возможностями MS PowerPoint и идет повторение и закрепление полученных знаний на занятиях по теме: «Человек и общество».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of Multimedia Presentation for Projects on the Theme: "Safety in the Internet"

The main features of creation and design of research projects using the program MS PowerPoint on the example of the lesson «Safety in the Internet» are considered. Students get practical skills of work with MS PowerPoint and repeat gained knowledge on the lesson on the theme «Human and society».

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ДЛЯ ПРОЕКТОВ ПО ТЕМЕ: "БЕЗОПАСНОСТЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ"»

мещение в другую функциональную область деятельности, или выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.). Понятие горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии» [Там же]. Добиться успеха можно в том случае, если была проведена соответствующая подготовка в высшем учебном заведении в области образования и воспитания.

литература

1. Подласый и. П. Педагогика: учебник. 2-е изд., доп. М.: Юрайт, 2011. 574 с.

2. мильруд Р. П. Методика преподавания английского языка. English Teaching Methodology: учеб. пособие. М.: Дрофа, 2005. 256 с.

3. Kerr P. Straightforward. Oxford: Macmillan Publishers Limited, 2006. 159 р.

4. Clandfield L. Global. Oxford: Macmillan Publishers Limited, 2011. 159 p.

5. Беляцкий н. П. Менеджмент. Деловая карьера. Минск: Высшая школа, 2001. 302 с.

УДК 378:004

И. В. Чиркунова

разработка мультимедийных презентаций для проектов по теме: «Безопасность в сети интернет»

I. V. Chirkunova. Designing of Multimedia Presentation for Projects on the Theme: «safety in the Internet»

В данной статье рассматриваются ключевые особенности создания и оформления исследовательских проектов, используя программу MS PowerPoint, на примере урока «Безопасность в сети Интернет». У студентов формируются практические навыки работы с возможностями MS PowerPoint и идет повторение и закрепление полученных знаний на занятиях по теме: «Человек и общество».

ключевые слова: MS PowerPoint, исследовательский проект, Интернет

контактные данные: 198095, Санкт-Петербург, Балтийская ул., д. 35

The main features of creation and design of research projects using the program MS PowerPoint on the example of the lesson «Safety in the Internet» are considered. Students get practical skills of work with MS PowerPoint and repeat gained knowledge on the lesson on the theme «Human and society».

Keywords: MS PowerPoint, research, Internet

Contacts: Baltiyskaya Str. 35, St. Petersburg, Russian Federation, 198095

В основе нашего эксперимента были заложены идеи профессора А. Г. Соколова [1] и его учеников о межпредметных связях. Мы считаем, что разработки советских ученых, посвященные системе обучения, необоснованно забыты. Школьное обучение и система образования высшей школы и СПО готовили для страны хо-

Инна Васильевна Чиркунова — преподаватель Петровского колледжа (Санкт-Петербург).

© И. В. Чиркунова, 2018

роших специалистов. Российские ученые предложили и развили «планетарную» концепцию организации межпредметных связей, когда роль ядра («звезды») играет производственное обучение, окончательно формирующее специалиста. А вокруг него находятся «планеты» (общеобразовательные, общепрофессиональные и специальные дисциплины), связанные между собой и «центральным светилом» общеосновными и инструментальными связями.

Эти исследователи были убеждены, что законы гармонии являются общими для всего нашего космоса и обязательны как для физики, так и для педагогики или любой другой науки. Это движение научной мысли лежит в генеральном направлении развития русской космологии, основы которой заложил В. И. Вернадский [2]. Он разработал признанную сегодня во всем мире теорию ноосферы — сферы разума, объединяющую природу и человека (человека как неотъемлемую часть природы) и утверждающую, что гармоничный разум человека является природоорганизующей силой.

Чтобы разум человека стал гармоничным, он должен вобрать в себя знания многих наук. Но его информационная емкость ограничена. Мы уверены, что выход в формировании у человека способности сжимать информацию, постигая только суть проблемы. В дальнейшем человек определяет необходимую глубину решения проблемы и необходимый для этого объем знаний.

Поясним кратко идеи А. Г. Соколова и его учеников [1; 3]. Например, умение считать, выработанное на уроках математики, пригодится при изучении физики (инструментальная связь). Строение атома изучается на уроках физики и химии, но по-разному (общеосновная связь).

Рассмотрим, как эти идеи применимы в изучении общеобразовательной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» в Петровском колледже Санкт-Петербурга. Мы попытались создать одновременно и общеосновную и инструментальную межпредметную связь. Текст и тема занятия «Человек и общество» в нашем случае является и объектом изучения на разных предметах (общеосновная связь), и инструментом для изучения одного предмета другим (инструментальная связь). На уроках обществознания мы учимся анализировать и «сжимать» текстовую информацию, на уроках информатики и учебной практики предъявлять технологическую информацию в сжатом виде и, чтобы выглядело более наглядно, проиллюстрированную презентациями. Идея сжатия информации была позаимствована из трудов советского ученого Е. Н. Кабановой-Меллер [4].

В кратком изложении суть нашей методики такова.

1. Выделяем главную идею исследуемого текста (их может быть несколько).

2. Излагаем в письменном виде ее в краткой форме простым языком (не более 20 строк), избегая сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

3. Находим ошибки, неточности и противоречия в исследуемом тексте (они есть и у классиков литературы).

4. Публично, в устной форме излагаем текст перед аудиторией, устранив неточности и противоречия.

5. Убеждаемся посредством беседы, что слушатели нас поняли.

6. Предъявляем оформленную в соответствии с требованиями, размещенными на сайте колледжа, исправленную работу преподавателю для оценивания (критериями оценки являются краткость и точность изложения, правильность оформления работы соответствующим государственным нормам).

Данная работа представляет собой информационно-практический ресурс, разработанный для реализации учебных цели и задач. Ресурс сочетает в себе новый

для студентов материал по формированию общественных движений и обобщение полученных знаний по теме «Человек и общество». В качестве повторения знаний, полученных в школе, и пропедевтики материала, необходимого для построения презентаций в рамках системы СПО, разрабатывается презентация, иллюстрирующая выступления студентов. На фоне продемонстрированных презентаций разбираются умения соблюдать требования по формированию документа и построению презентаций, соответствующие данному учебному заведению. В процессе выполнения данной работы отрабатываются профессиональные компетенции специальностей «Операционная деятельность в логистике», «Рациональное использование ПХК» и «Судостроение».

Цель урока — рассмотреть особенности создания мультимедийных презентаций в PowerPoint, используя урок «Безопасность в сети Интернет».

В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи:

1) обобщение полученных знаний по теме: «Человек и общество»;

2) развитие способности к анализу;

3) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;

4) разработать собственную концепцию презентации по возможным «опасным» приложениям сети;

5) подготовиться к защите своего исследовательского проекта.

Разработка была создана в рамках нескольких направлений:

1. Изучение материала по дисциплине «Человек и общество», соответствующего сегодняшней социальной обстановке в мире.

2. Использование информационно-коммуникационных технологий при подготовке материалов занятий и в дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Выполнение требований нормативно-технической документации:

— пособия «Практические рекомендации по созданию презентаций»;

— «Положения о выпускной квалификационной работе студентов» от 9 января 2017 г. № 4-П.

4. Демонстрация примера защиты проектно-исследовательской работы в рамках дисциплины «Введение в проектно-исследовательскую деятельность».

Алгоритм работы представлен следующим образом:

1. Выбор возможных социальных проблем, затрагивающихся в сети Интернет.

2. Подбор материал, в соответствии с данной проблемой (используя сеть).

3. Подготовка доклада по выбранному материалу.

Доклад необходимо оформить в соответствии с требованиями, изложенными в «Положении о выпускной квалификационной работе студентов» от 9 января 2017 г. № 4-П, и проиллюстрировать презентацией.

Помимо доклада рассматриваются ориентация в выбранном материале, владение им и способность правильно отвечать на вопросы, умение держаться на публике и внешний вид, который должен был соответствовать выбранному мероприятию.

В соответствии с выбранной темой урок проводился следующим образом. Сначала обговаривается каждый пункт плана урока (конференции), далее повторяются основные пройденные понятия из раздела «Человек и общество». Вводится понятие мультимедийных технологий и заслушиваются доклады студентов с презентациями. На примере просмотренных презентаций рассматриваются основные ошибки и обговариваются основные требования к построению презентаций. Акцентируется внимание на практических рекомендациях по построению презентаций.

Понятие мультимедиатехнологии

мультимедиа (англ. multi — много и media — среда; многие среды) — одновременное использование различных форм представления информации и ее обработки в виде единого объекта [5]. Т. е. различные мультимедийные технологии объединяются и на выходе мы получаем различные мультимедийные программные продукты. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, музыка), и обучающие программы по различным предметам и т. д. Но одним из самых известных, популярных и часто используемых мультимедийных проектов являются компьютерные или мультимедийные презентации.

Следует разграничить два понятия: презентация и мультимедийная презентация.

Презентация (от лат. praesento — передаю, вручаю или англ. present — преподносить) — это современный эффективный способ устного или письменного представления информации, в котором удачно сочетаются возможности справочника, методической или дидактической разработки и т. д. [Там же].

мультимедийная презентация — презентация, выполненная с помощью специализированной программы на компьютере, в которой задействованы все современные мультимедийные возможности: она включает графику и анимацию, тексты и таблицы, фотографии, видео- и аудиоматериалы [6].

Вопрос: Как вы считаете, почему достаточно часто пользуются компьютерными презентациями?

Ответ: С их помощью одновременно задействовано несколько каналов восприятия (зрительный, слуховой, эмоциональный).

Презентации применяются в различных ситуациях: в рекламе, при выступлениях на конференциях и совещаниях, на уроках (нас больше интересует этот момент).

Но какой бы ни была презентация, существуют общие правила, требования к ее составлению.

Практические рекомендации по созданию презентаций

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации — это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.

Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации — методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации — это проверка и отладка созданной презентации.

Например:

выступали с докладами и презентациями к ним следующие обучающиеся:

1. Иванова В. В. «Терроризм»;

2. Гуц Д. Г. «Терроризм в сети Интернет»;

3. Горбунова Н. С. «Социальный экстремизм»;

4. Яковлев Б. А. «Влияние сети Интернет на психику подростка»;

5. Ларионов Д. Д., Полонянкина А. А. «Технические аспекты безопасности».

Учащиеся и педагоги, находившиеся в кабинете, задавали вопросы выступающим.

На примере прослушанных рефератов были выявлены основные ошибки, которые допускают студенты при построении и демонстрации презентаций к докладу. Оформлены и прокомментированы следующие требования к мультимедийному сопровождению доклада.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков [Там же].

оформление слайдов

Стиль Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями)

Фон Для фона предпочтительны холодные тона

использование цвета На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)

Анимационные эффекты Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представление информации

Содержание информации Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней

шрифты Для заголовков — не менее 44. Для информации — не менее 24. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных)

Способы выделения информации Следует использовать: • рамки; границы, заливку; • штриховку, стрелки; • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов; • шрифты: жирный шрифт, курсив или подчеркивание

Объем информации Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде

Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: • с текстом; • с таблицами; • с диаграммами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

литература

1. Соколов А. Г. Концепция и практика системного управления профессиональными учебными заведениями. СПб.: Синтез-Полиграф, 2000. 268 с.

2. Вернадский В. и. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. 1944. № 18. Вып. 2. С. 113-120.

3. иванов А. Ю., моисеева н. С., чиркунова и. С. Самостоятельная работа по информатике как инструмент формирования нравственных качеств специалиста // Заметки ученого. 2017.№ 6. С.40-46.

4. кабанова-меллер Е. н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. 96 с.

5. михеев е. В. Практикум по информатике: учеб. пособие. 11-е изд. М.: Академия, 2013. 192 с.

6. Сенкевич А. В., чиркунова и. В. Лекции по дисциплине 0УД.08 Информатика для специальностей технического и социально-экономического профилей среднего профессионального образования. СПб., 2017. 106 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.