Научная статья на тему 'СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ'

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
324
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / ПОЛОРОЛЕВОЕ САМОСОЗНАНИЕ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО САМОСОЗНАНИЯ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА / ВОСПИТАННИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Андреева Арина Витальевна

Проблема развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни приобретает всё большую актуальность, это происходит в связи с тем, что на современном этапе развития общества происходят изменения в ценностно-нравственном понимании отношений между мужским и женским полом. На данном периоде многие ученые обращают внимание на проблему столкновения и стирания граней между мужскими и женскими социальными ролями в обществе, появилась проблема влияния негативного информационного и технического фона, а также некоторые эмоциональные нарушения в развитии современного ребенка -преобладание агрессивного поведения у девочек и появление тревожности, как основного типа реакции у мальчиков. Средний дошкольный возраст является наиболее «гибким» и благоприятным к подобным влияниям. В этом возрасте дети активно проявляют интерес к полоролевым признакам, а следовательно, происходит устойчивое понимание, идентификация и принятие собственной половой принадлежности. В дошкольном возрасте наступает разделение интересов мальчиков и девочек - дети ориентируются и предпочитают различные виды деятельности, в частности игровую, общение, узнавание чего-то нового с тем же полом, что и сами. Интересы, желания и потребности ребенок стремится реализовывать с тем же полом, что и он сам. Также, наравне с другими изменениями в становлении личности ребенка происходит устойчивое «считывание» и ориентация на представителей своего пола, что является основой развития структуры личности дошкольника и определяет ее психическую, физическую и социальную активность. В статье раскрываются характеристики диагностического аппарата «Половозрастная идентификация» Белопольская Н.А, «Беседа с ребенком» А.И Щетинина, «Наблюдение за поведением ребенка» Н.А Татаринцева и результаты исследования организационно-педагогических условий и уровня развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Андреева Арина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLOT-ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF DEVELOPING GENDER-ROLE IDENTITY IN CHILDREN OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

The problem of developing the gender-role identity of children in the fifth year of life is becoming increasingly relevant, this is due to the fact that at the present stage of society's development, changes are taking place in the value and moral understanding of the relationship between the male and female sexes. During this period, many scientists pay attention to the problem of collision and blurring the lines between male and female social roles in society, there was a problem of the influence of negative information and technical background, as well as some emotional disorders in the development of a modern child -the predominance of aggressive behavior in girls and the appearance of anxiety as the main type of reaction in boys. The average preschool age is the most "flexible" and favorable to such influences. At this age, children actively show interest in gender-role characteristics, and consequently, there is a stable understanding, identification and acceptance of their own gender identity. At preschool age, there is a division of interests between boys and girls - children are guided and prefer different types of activities, in particular play, communication, learning something new with the same gender as themselves. The child seeks to fulfill interests, desires and needs with the same gender as himself. Also, along with other changes in the formation of the child's personality, there is a steady "reading" and orientation to representatives of their own sex, which is the basis for the development of the preschool child's personality structure and determines its mental, physical and social activity. The article reveals the characteristics of the diagnostic apparatus "gender and Age identification" belopolskaya N. A., "Conversation with a child" A. I. Shchetinina, "Observation of child behavior" N. A. Tatarintseva and the results of the study of organizational and pedagogical conditions and the level of development of gender-role identity in children of the fifth year of life.

Текст научной работы на тему «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35) ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780 СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ...

VTTK" l/^i rTliEN L02021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 J ' J |(сс) УХ) C5J This is an open access article under fie CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1002-0002 fc^»THTMhttps://cieativecommons.oig/licemes/by-nc/4.0/)

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЛОРОЛЕВОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 798950 SPIN: 7031-1335 ORCID: 0000-0002-2308-5188

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» АНДРЕЕВА Арина Витальевна, бакалавр Иркутский государственный университет, (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail: adreevaarina1998@mail.ru) Аннотация. Проблема развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни приобретает всё большую актуальность, это происходит в связи с тем, что на современном этапе развития общества происходят изменения в ценностно-нравственном понимании отношений между мужским и женским полом. На данном периоде многие ученые обращают внимание на проблему столкновения и стирания граней между мужскими и женскими социальными ролями в обществе, появилась проблема влияния негативного информационного и технического фона, а также некоторые эмоциональные нарушения в развитии современного ребенка —преобладание агрессивного поведения у девочек и появление тревожности, как основного типа реакции у мальчиков. Средний дошкольный возраст является наиболее «гибким» и благоприятным к подобным влияниям. В этом возрасте дети активно проявляют интерес к полоролевым признакам, а следовательно, происходит устойчивое понимание, идентификация и принятие собственной половой принадлежности. В дошкольном возрасте наступает разделение интересов мальчиков и девочек — дети ориентируются и предпочитают различные виды деятельности, в частности игровую, общение, узнавание чего-то нового с тем же полом, что и сами. Интересы, желания и потребности ребенок стремится реализовывать с тем же полом, что и он сам. Также, наравне с другими изменениями в становлении личности ребенка происходит устойчивое «считывание» и ориентация на представителей своего пола, что является основой развития структуры личности дошкольника и определяет ее психическую, физическую и социальную активность. В статье раскрываются характеристики диагностического аппарата «Половозрастная идентификация» Белопольская Н.А, «Беседа с ребенком» А.И Щетинина, «Наблюдение за поведением ребенка» Н.А Татаринцева и результаты исследования организационно-педагогических условий и уровня развития полоролевой идентичности у детей пятого года жизни.

Ключевые слова: идентичность, полоролевая идентичность, самосознание, полоролевое самосознание, условия развития полоролевого самосознания, уровни развития полоролевой идентичности, средний дошкольный возраст, средства развития полоролевой идентичности, сюжетно-ролевая игра, воспитанник.

PLOT-ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF DEVELOPING GENDER-ROLE IDENTITY IN CHILDREN OF THE FIFTH YEAR OF LIFE

© The Author(s) 2021

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department "Psychology and pedagogy of preschool education" ANDREEVA Arina Vitalievna, bachelor

Irkutsk State University

(664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya - Naberezhnaya street, 6, e-mail: adreevaarina1998@mail.ru) Abstract. The problem of developing the gender-role identity of children in the fifth year of life is becoming increasingly relevant, this is due to the fact that at the present stage of society's development, changes are taking place in the value and moral understanding of the relationship between the male and female sexes. During this period, many scientists pay attention to the problem of collision and blurring the lines between male and female social roles in society, there was a problem of the influence of negative information and technical background, as well as some emotional disorders in the development of a modern child —the predominance of aggressive behavior in girls and the appearance of anxiety as the main type of reaction in boys. The average preschool age is the most "flexible" and favorable to such influences. At this age, children actively show interest in gender-role characteristics, and consequently, there is a stable understanding, identification and acceptance of their own gender identity. At preschool age, there is a division of interests between boys and girls — children are guided and prefer different types of activities, in particular play, communication, learning something new with the same gender as themselves. The child seeks to fulfill interests, desires and needs with the same gender as himself. Also, along with other changes in the formation of the child's personality, there is a steady "reading" and orientation to representatives of their own sex, which is the basis for the development of the preschool child's personality structure and determines its mental, physical and social activity. The article reveals the characteristics of the diagnostic apparatus "gender and Age identification" belopolskaya N. A., "Conversation with a child" A. I. Shchetinina, "Observation of child behavior" N. A. Tatarintseva and the results of the study of organizational and pedagogical conditions and the level of development of gender-role identity in children of the fifth year of life.

Keywords: identity, gender-role identity, self-awareness, gender-role self-awareness, conditions for the development of gender-role self-awareness, levels of development of gender-role identity, middle preschool age, means of developing gender-role identity, plot-role-playing game, pupil.

ВВЕДЕНИЕ тей противоположного пола в совместную деятельность,

Проанализировав Федеральный государственный об- а также формирование адекватной оценки детей разного

разовательный стандарт дошкольного образования, мы пола» [1].

обратились к вопросу формирования полоролевой иден- Актуальность нашего исследования также обуслов-

тичности. Данная проблема проходит через содержание лена ростом неполных семей, где преобладает мужской

образовательной области «Социально-коммуникативное или женский тип поведения. Данная тенденция приво-

развитие». Именно в аспекте социально-коммуникатив- дит к проблемам в развитии детей в идентификации себя

ного развития ребенка ставятся задачи полоролевого с определенным полом.

воспитания. Стандарт направлен на «улучшение отно- Столярчук Л.И определяет полоролевое воспитание,

шений между девочками и мальчиками, вовлечение де- как процесс социализации, при которой целенаправ-

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna and others PLOT-ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF DEVELOPING ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ленно создаются условия для проявления женской или мужской индивидуальности, или в процессе стихийного приобщения ребенка к мужским и женским нормам поведения. Результат полоролевого воспитания может быть как внешним: одежда (платье или брюки), прическа (короткая стрижка или длинные волосы) и манера поведения в общем, так и внутренними - ощущение себя представителем определенного пола.

Татаринцева Н.Е, полагает, что средний дошкольный возраст является сенситивным для становления самосознания ребенка. Важно использовать данный возраст для создания условий, которые будут способствовать пониманию, осознанию и принятию ребенком своего социального статуса (я-мальчик, я-девочка) по половому признаку, также формировать адекватную систему смыслов и представлений понятия «мужественность» и «женственность» в современной культуре [2].

Маркова Н.В, считает, что в современном дошкольном образовательном учреждении полоролевое воспитание детей среднего дошкольного возраста с опорой на их половую принадлежность осуществляется неэффективно в связи с тем, что педагоги акцентируют внимание на устаревших стереотипах. В воспитании детей не учитывается актуальная субкультура ребенка, не уделяется должного внимания половым индивидуальным признакам, слабо реализуется цель развития вариативности полоролевого воспитания, недостаточно формируются у детей умения идентифицировать себя с мужской и женской ролью. Опираясь на данные проблемы, острой на сегодняшний день определяется необходимость создания специальных условий, которые будут учитывать актуальную ситуацию развития ребенка, для того чтобы процесс приобщения ребенка к адекватному полороле-вому самосознанию проходил более эффективно [3].

Конева И.А определяет полоролевую идентичность как определенную систему взаимосвязанных понятий (роль, пол, идентичность). Понятие «роль» в содержании ролевой теории личности Е. Томас понимает, как усвоенная во времени форма поведения в определенной социальной обстановке. И.С. Кон в личностном аспекте определяет «роль» как, внутренняя интериоризирован-ная часть собственной деятельности, ставшая компонентом самосознания личности [4].

Таким образом, на основе подходов Н.В Марковой, И.А. Коневой, Н.Е Татаринцевой и др., мы сделали вывод, что полоролевая идентичность - это часть самосознания личности, которая позволяет осознавать себя, как представителя определенного пола и включает представления об образах мужественности и женственности и определяет осознанное «правильное» отношение к ним.

Н.В. Маркова под полоролевой идентификацией понимает процесс и результат обретения дошкольником психологических особенностей и черт поведения человека одного и того же с ним или другого пола. Полоролевая идентификация может быть определена как часть самовосприятия (кто я?) и самоопределения человека к определенной половой принадлежности (я-мужчина, я-женщина) [3].

Т.А. Репина, Л.А. Арутюнова, Н.Е Татаринцева, Н.В Плисенко, считают, что уже в учреждениях дошкольного образования необходимо внедрять вариативные методы и средства для формирования верных и соответствующих общепринятым нормам полоролевых представлений. Наиболее эффективным методом решения данной задачи является сюжетно-ролевая игра, как наиболее предпочитаемый вид игры в среднем дошкольном возрасте [5].

В. А Сухомлинский делал акцент, что «игра — огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [6].

Е. О. Смирнова обращает особое внимание на воз-

раст 4-5 лет, т.к. именно этот период является расцветом сюжетно-ролевой игры, через нее формируется эмоциональный мир дошкольника, игровое переживание сюжета оставляет глубокий след в сознании. Сюжетно-ролевая игра позволяет примерять на себя разные роли, проецировать жизненные ситуации и проектировать их решение. Неоднократное повторение множественных действий взрослых, «считывание» и подражание их нравственным и моральным качествам оказывают влияние на духовно-нравственное развитие ребенка в целом

[7].

Т. А. Думитрашку в своих исследованиях делает вывод, что дошкольники с 5 лет активно проявляют интерес к играм, которые характерны их половой принадлежности. У мальчиков - это игры в «войну», «перестрелку», «пограничников на задании»», «солдат», «летчиков», «космонавтов». В таких играх они отождествляют себя с мужским полом, тем самым, передавая и соотнося с собой основные качества и характеристики «мужественности»: ответственность, честность, справедливость, смелость, решительность и др. [7]

Н.С. Касьянова указывает на значение сюжетно-ро-левой игры и игры-драматизации для усвоения дошкольниками качеств «настоящего мужчины» и женщины. Через роль ребенок знакомиться с правилами и нормами поведения, усваивает нравственны качества. Например, играть в «доброго» папу, который помогает пожилому человеку переходить дорогу или маму, которая организует благотворительный фонд.

На основе подходов, выше изложенных авторов можно назвать следующие особенности игровой деятельности, которые позволяют развивать полоролевую идентичность: стремление играть в игры, связанные с «мужскими» профессиями или «женскими» видами деятельности (готовить еду, убирать дом, заплетать косы своей дочери-кукле, вышивать или шить себе новое платье). Также дети пятого года жизни через подражание в игровой деятельности передают качества личности, которые свойственны определенному полу (смелость, гордость, почтительность и др.)

Таким образом, проведенный анализ исследований позволил выделить противоречия:

- между назревшей необходимостью развития поло-ролевой идентичности старших дошкольников в естественной для дошкольников игровой деятельности, а именно сюжетно-ролевой игры, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью методических и дидактических материалов с другой стороны;

- между возможностью осуществлять развитие по-лоролевой идентичности, заявленной в Федеральном государственном образовательном стандарте с одной стороны и ограниченностью педагогической работы в этом направлении, с другой стороны.

Наличие данных противоречий, позволило обозначить проблему нашего исследования, которая заключается в вопросе: «При каких педагогических условиях можно развивать полоролевую идентичность у детей среднего дошкольного возраста?».

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель исследования - изучение организационно-педагогических условий развития полоролевой идентичности у детей пяти лет средней группы детского сада. Анализ данных условий проводился на базе МБДОУ детский сад города Иркутска. В исследовании проблемы приняли участие 40 детей пятого года жизни (20 контрольная и 20 экспериментальная группа), 10 воспитателей данного ДОУ и 40 родителей детей. Период проведения исследования датируется с 01.10.2017 г. по 30.05.2018 г.

В ходе исследования нами были поставлены и реализованы следующие задачи: подобран и апробирован диагностический инструментарий для оценки уровня развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни,

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ...

проведена экспертиза организационно-педагогических условий развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни; представлена количественно-качественная характеристика уровней развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни. Для диагностики нами использовались такие методы как тестирование педагогов и анкетирование родителей, анализ развивающей предметно-пространственной среды группы и методики диагностики развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни: «Половозрастная идентификация» Белопольская Н.А, «Беседа с ребенком» А.И Щетинина, «Наблюдение за поведением ребенка» Н.А Татаринцева.

Проведем количественно-качественную интерпретацию полученных результатов.

Первая часть исследования была направлена на анализ организационно-педагогических условий развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни в детском саду. Оценку условий мы начали с изучения уровня готовности педагогов к развитию полороле-вой идентичности с помощью сюжетно-ролевой игры. Используя тестирование, мы выявили что высокий уровень готовности к развитию полоролевой идентичности сформирован у 20% педагогов, 44% педагогов обладают базовым (средним) уровнем готовности, 36% педагогов обладают критическим уровнем готовности.

На основании результатов изучения готовности педагогов, можно сделать следующие выводы: 20% педагогов ДОУ, находящихся на повышенном уровне, характеризуются: высоким уровнем теоретических знаний в области полоролевого воспитания детей (дают верное определение «полоролевой идентичности», называют средства и методы развития полоролевой идентичности, определяют материалы РППС и др.); умеют планировать непосредственную образовательную и совместную деятельность с детьми по развитию полоролевой идентичности и включать туда сюжетно-ролевые игры; владеют и могут применять на практике методы развития поло-ролевой идентичности; способны анализировать собственную профессиональную деятельность и строить перспективы своего профессионального роста в данной проблематике. Участники исследования, которые были отнесены к повышенному уровню систематически организуют работу с детьми по развитию полоролевой идентичности детей. Регулярно проводят рефлексию своей педагогической работы для выявления новых перспектив и стратегий в работе с детьми. Например, Марина С. из контрольной группы на вопрос «Что такое полоро-левая идентичность?» ответила: «умение отождествлять себя с тем же полом, что и ты сам».

Педагоги (44%), находятся на базовом уровне сфор-мированности готовности к развитию половой идентичности детей. Характеризуются недостаточным уровнем знаний теории в области полоролевого воспитания детей: дают не совсем верное определение полоролевой идентичности; умением использовать ограниченное количество методов развития полоролевой идентичности; недостаточным уровнем владения методами и средствами развития полоролевой идентичности детей; отсутствием систематического анализа своей профессиональной деятельности. Например, Вероника В. на вопрос «Что такое полоролевая идентичность?» ответила «умение сравнивать себя с другим полом».

Педагоги (36%) находящиеся на критическом уровне сформированности готовности развития полороле-вой идентичности, характеризуются: отсутствием теоретических знаний в области полоролевого воспитания детей; хаотичность в работе по развитию полоролевой идентичности; низким уровнем владения разнообразными средствами и методами развития полоролевой идентичности; игнорированием рефлексии в педагогической деятельности. Например, Алена В. на вопрос «Какие методы вы используете в работе с детьми по развитию по-лоролевой идентичности?» ответила «художественная

литература и беседы». Этих методов крайне недостаточно для развития полоролевой идентичности.

Таким образом, результаты изучения готовности педагогов к развитию полоролевой идентичности детей пятого года жизни показали низкий уровень теоретической и практической подготовки педагогических работников. Высокое количество показателей низкого и среднего уровня ставят необходимость организации систематической работы по формированию готовности педагогов к развитию полоролевой идентичности. Нами были разработаны и проведены следующие мероприятия с педагогами: мастер-класс для педагогов по теме «Приемы обогащения содержания сюжетно-ролевой игры детей пятого года жизни», семинар «Планирование сюжетно-ролевой игры с детьми пятого года жизни» и др.

Важным условием развития полоролевой идентичности у детей дошкольного возраста является организация развивающей предметно-пространственной среды. Основываясь на примерно перечне материалов и оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, мы проанализировали развивающую среду детей средней группы. Игровая деятельность, а именно сюжетно-ролевая игра является методом развития полоролевой идентичности [8-14]. На основании этого для экспертизы был выбран «Центр сюжетно-ролевой игры». Было установлены соответствие между оборудованием для сюжетно-ролевой игры (игрушки-персонажи, игрушки-предметы оперирования, игрушки - маркеры игрового пространства), рекомендованным в данной возрастной группе и которое имеется в наличии и его количеством.

Мы сделали вывод, что в развивающей предметно-пространственной среде группы недостаточно созданы условия для сюжетно-ролевой игры. Частично соблюдается принцип вариативности, оборудование однообразно. Игрушки-персонажи ограничены в количестве, а это важный атрибут ролевой игры. Не представлены игрушки-персонажи мелкого размера, а игрушки, которые имеются в наличии многие принесены из дома. Костюмы для ролевого разыгрывания хранятся в спальной комнате, что говорит об отсутствии интереса к данным атрибутам. Игрушки-предметы оперирования в основном готовые, это не дает возможность детям трансформировать их и использовать в разнообразных сюжетах. Материалы хранятся в специальных контейнерах и ящиках. Часть материалов расположена не на уровне глаз детей, поэтому многие игрушки не используются в самостоятельной игре детей. Игрушки персонажи представлены в малом количестве, не хватает предметов оперирования (набор посуды, набор парикмахера, набор овощей и фруктов и др). У детей не пользуются спросом полифункциональные материалы (крупные набивные модули разнообразной формы, строительный материал из дерева и др.), т.к. расположены внизу шкафов, это затрудняет к ним доступ.

С целью выявления представлений родителей воспитанников о развитии полоролевой идентичности дошкольников нами было проведено анкетирование. В эксперименте приняли участие родители экспериментальной и контрольной групп в количестве 30 человек.

В результате исследования было выявлено, что у 10% родителей обладают достаточными представлениями в области развития полоролевой идентичности детей среднего дошкольного возраста. Родители знают, что такое полоролевая идентичность, с какого возраста необходимо начинать работу по развитию полоролевой идентичности. Родители знают с помощью чего можно развивать полоролевую идентичность у ребенка и создают для этого необходимые условия дома. Например, Мария С., на вопрос «Что такое полоролевая идентичность?» ответила: «Умение сопоставлять себя с определенной социальной ролью: я мальчик, я девочка», Светлана Г., на вопрос «С какого возраста необходимо развивать полоролевую идентичность» ответила «С трёх

SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna and others PLOT-ROLE-PLAYING GAME AS A MEANS OF DEVELOPING ..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

лет, но наиболее важным периодом является возраст от 5-7 лет».

У 40 % родителей, принимавших участие в исследовании, были выявлены частичные представления в области развития полоролевой идентичности у детей среднего дошкольного возраста. Эти родители имеют представления о том, что такое полоролевая идентичность, но не знают с какого возраста необходимо начинать работу по развитию полоролевой идентичности. Так же они понимают необходимость работы в данной области, но создают недостаточные условия дома. Например, Марина В., на вопрос «Что такое полоролевая идентичность?» ответила: «Принятие своего пола», Вероника В., на этот ж вопрос ответила: «Сравнение себя с героями, сверстниками и игрушками своего пола». Каролина К., на вопрос «С какого возраста необходимо начинать работу по развитию полоролевой идентичности?» ответила: «Как можно раньше».

50 % родителей имеют недостаточные представления в области развития полоролевой идентичности у детей среднего возраста. Они не знают, что такое полоролевая идентичность, ставя прочерк в ответе на вопрос, с какого возраста необходимо начинать работу, пишут: «не знаю», «с 7-8 лет». Валерия С., на вопрос «Какие условия созданы дома для развития полоролевой идентичности?» ответила: «Существует множество игр».

Исходя из данных, полученных при проведении анкетирования родителей, можно сделать вывод, что большинство взрослых не знают, что такое полоролевая идентичность, с какого возраста её необходимо развивать у ребенка, с помощью чего можно развивать осознание себя, как представителя определенного пола и какие условия в семье следует создавать для развития полоролевой идентичности. Также все опрошенные считают, что у детей дошкольного возраста необходимо развивать умение осознавать себя, как представителя определенного пола, и многие родители хотели бы узнать больше о методах и средствах развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни. С родителями с целью повышения их компетентности были разработаны и проведены следующие мероприятия мастер-класс «Я умею играть со своим ребенком», семинар-практикум «Значение сюжетно-ролевой игры и отличие её от «неигры».

Комплексный анализ организационно-педагогических условий развития полоролевой идентичности детей пятого года жизни в дошкольной организации показал, что необходимо осуществлять работу над повышением качества данных условий.

В работе с детьми мы обратились к следующей методики: «Половозрастная идентификация» - Н.Л. Белопольская. Целью являлось исследование идентификации с полом и возрастом. К низкому уровню развития умения отождествлять себя с определенным полом и возрастом мы отнесли 35% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы. Дети, которые были отнесены к данной категории не смогли идентифицировать себя с персонажем на картинке или ошибались в определении героя. Например, Ваня Л. на вопрос «Какой ты сейчас?» указал взрослого человека.

К среднему уровню развития умения отождествлять себя с полом и возрастом были отнесены 30% детей экспериментальной и 40% детей контрольной группы. Дети данной группы соотносили себя с образом пола с помощью «подсказки» педагога. Например, в экспериментальной группе Евгения Т., Лиза С., Богдан Л., Константин Х. и контрольной группе Марина С., Валя К., Оксана З. идентифицировали себя с младшим школьным возрастом, но при помощи педагога исправили свой выбор.

К высокому уровню умения идентифицировать себя с полом и возрастом мы отнесли 25% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы. Группа детей, которая была отнесена к данному уровню

смогла показать какому образу соответствует представление о себе и правильно выстроила последовательность взросления. Например, Юра Л., Карина М., Арсений В., Марина К. на вопрос «Какой ты сейчас?» указали дошкольника и без затруднений выстроили последовательность взросления.

Анализируя диагностическую методику «Беседа с ребенком» - А.М. Щетинина, О.И. Иванова, мы выявили особенности представлений дошкольников о половых ролях, а также уровень осознания себя причастным определенному полу и о своих настоящих и будущих половых ролях. Низкий уровень представлений о половых ролях и о себе, как представителе определенного составил 35% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной группы. Дети, которые были отнесены к данной группе показали понимание неустойчивости пола, то есть допускали его обратимость, также характеризовались эмоционально нестабильным отношением к себе, оценивали себя, как не очень «хорошего». Например, в экспериментальной группе Лиза М., Марина К., Костя С. и контрольной группе Майя Ж., Глеб К., Алла Г. на вопрос «Может ли быть так, что ты ляжешь вечером спать мальчиком (девочкой), а утром проснешься девочкой (мальчиком)?» ответили «Да». В контрольной группе Айдар Н., Глеб С. на вопрос «Знаешь ли ты чем отличаются мальчики от девочек?» ответили «Они другие».

К среднему уровню представлений о половых ролях и о себе, как представителе определенного пола было отнесено 25% детей экспериментальной группы и 40% детей контрольной. Дети, которые были отнесены к данному уровню знали, что пол необратим, т.е. нельзя из мальчика превратиться в девочку и наоборот; оценивали себя положительно и лишь некоторые качества считали в себе плохими; имели знания о том, как ведут себя мальчики и девочки, и называли некоторые их отличительные признаки (одежда, рост, некоторые качества, поведение). Например, в экспериментальной группе Евгений С., Артем Т., Павел Б., Саша Р., в контрольной группе Максим Я., Яна Г., Матвей Ж., Александр П. на вопрос «Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек (девочки от мальчиков)?» отвечали «Они носят другую одежду».

Высокий уровень представлений о половых ролях и о себе, как представителе определенного пола было отнесено 25% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной. Дошкольники, отнесенные к данному уровню, знали необратимости пола; эмоционально положительно относились к себе в целом и выполнению своих полоролевых функций в семье; имели полные представления об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их полоролевого поведения; демонстрировали знание ряда своих полоролевых функций в будущем и позитивное их принятие. Например, в экспериментальной группе Марина Г., М С. Валентина и в контрольной группе Диана К., Дарья Ю. на вопрос «Знаешь ли ты, чем отличаются мальчики от девочек?» ответили «Мальчики носят более темную одежду, и они не могут рожать детей».

Вторая диагностическая методика: «Наблюдение за поведением ребенка» - Н. Е. Татаринцева, направлена на выявление особенностей полоролевого поведения в различных видах детской деятельности. Низким уровнем развития сформированности особенностей полоро-левого поведения в различных видах детской деятельности обладают 50% детей экспериментальной группы и 30% детей контрольной группы. Дошкольники с низким уровнем предпочитают игру с другим полом, роли в сюжетно-ролевой игре берут второстепенного характера, любимые герои книг и мультфильмов противоположного пола. Например, в экспериментальной группе Александр Б. в сюжетно - ролевой игре брал на себя роль домашней собаки, что также свидетельствует о низком уровне самооценки.

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 2(35)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

ШИНКАРЁВА Надежда Алексеевна и другие СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ...

Средним уровнем развития сформированности особенностей полоролевого поведения в различных видах детской деятельности обладают 45% детей экспериментальной группы и 50% детей контрольной группы. Дети, отнесенные к данной группе в сюжетно-ролевых играх, предпочитали игрушки, соответствующие своему полу. В трудовой деятельности предпочитали поручения, которые не требуют больших усилий. По отношению к противоположному полу вели себя неоднозначно. Например, Максим С. в экспериментальной группе предпочитал игры исключительно с девочками, отношения с мальчиками у него не складывались, не получалось выстроить ролевые диалоги или взять на себя роль.

К высокому уровню развития сформированности особенностей полоролевого поведения в различных видах детской деятельности мы отнесли 20% детей экспериментальной группы и 25% детей контрольной группы. Дошкольники с высоким уровнем играли в равной степени с противоположным и своим полом. Предпочитали игрушки разнообразной тематики и различного содержания. В сюжетно-ролевой игре присутствовала вариативность в выборе роли. В трудовой деятельности предпочитали дела, которые требуют серьезных интеллектуальных и физических усилий. Предпочитали задания как вербального, так и практического характера. Например, в экспериментальной группе Мария Л. в сюжетно-роле-вую игру предпочитала и с мальчиками, и с девочками, мальчикам она помогала в постройки базы для продажи машин.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате проведенного исследования мы условно разделили детей пятого года жизни по уровням развития полоролевой идентичности. Самая малая часть детей находятся на высоком уровне развития полоролевой идентичности (17% детей экспериментальной группы и 23% детей контрольной группы). Дети с высоким уровнем способны отождествлять себя с тем же полом, что и сами, могут выстроить и логически объяснить последовательность взросления, понимают необратимость пола (Я всегда буду мальчиком, я никогда не стану девочкой и т.д.), принимают свой пол, перечисляют основные отличия своего пола (мальчики носят более темную одежду, не надевают платья, у мальчиков короткие волосы и им не делают прически, девочки имеют длинные волосы и играют в куклы и др.).

37% детей экспериментальной группы и 35% детей контрольной группы мы отнесли к среднему уровня развития полоролевой идентичности. Дети этого уровня затрудняются идентифицировать себя с полом. Последовательность взросления выстраивают при помощи наводящих вопросов педагога (Когда ты закончишь детский сад ты станешь...? Ты был младенцем, а затем ты вырос и стал? И др.). Называют ограниченное число характерных отличий своего пола.

Основная часть детей пятого года жизни были отнесены к низкому уровню развития полоролевой идентичности (46% детей экспериментальной группы и 49% детей контрольной группы). Дошкольники, находящиеся на данном уровне, не способны идентифицировать себя со своим полом, также не могут выстроить последовательность взросления. Не могут назвать характерные особенности того или иного пола.

После полученных результатов исследования нами были разработаны и проведены следующие мероприятия с детьми: занятие на тему «Овладение умением называть признаки, отличающие мужчину от женщины и наоборот», занятие на тему «Овладение умения определять индивидуальные полоролевые особенности мальчиков и девочек», сюжетно-ролевые игры «Мы идем в цирк», «Семейный праздник», «Папа, мама, я - счастливая семья» и др.

Исходя из полученных данных, мы можем утверждать, что экспериментальная и контрольная группа практически идентичны, у обеих групп преобладает низкий

уровень развития полоролевой идентичности.

ВЫВОДЫ

Таким образом, опираясь на результаты исследования, мы сделали вывод, что с детьми пятого года жизни необходимо проводить работу, направленную на развитие полоролевой идентичности, поскольку в этом возрасте дошкольники должны обладать высоким уровнем развития полоролевого самосознания, чтобы в дальнейшем благополучно выстраивать взаимоотношения со сверстниками. Полоролевая идентичность эффективнее всего развивается в сюжетно-ролевой игре, она является основной игрой для детей старшего возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный документ]. — Режим доступа: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya . — Загл. с экрана.

2. Татаринцева Н.Е. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический процесс //Дошкольное воспитание — 2017. - №

3. - С. 22-23.

3. Маркова Н.В. Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста //Инновации в науке и практике. - 2018. - № 11. - С. 45-50.

4. Конева И.А. К проблеме полоролевой идентичности дошкольников и её коррекции //Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55. - С. 301-307.

5. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. — 2019. — № 4. — С. 28-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Федюшина М.В. Сюжетно-ролевая игра дошкольников, её значимость и роль воспитателя в организации игры [Текст] / М.В. Федюшина // Развитие современного образования: от теории к практике — 2019. - № 3. - С. 71-73.

7. СмирноваЕ.О. Специфика современного дошкольного детства //Национальный психологический журнал — 2019. - № 2. - С. 25-32.

8. Касьянова Н.С. Социальные аспекты воспитания полоролево-го поведения детей // Современные проблемы науки и образования — 2019. - № 4. - С. 74-76.

9. Столярчук Л.И. Парадигмальная взаимосвязь понятий «половое», «полоролевое», «гендерное» // Фундаментальные исследования — 2019. - № 1. - С. 357-360.

10. Ципкина Н.Е. Воспитание полоролевой идентичности ребенка // Человек, общество и культура — 2017. - № 1. - С. 132-134.

11. Шинкарёва НА., Половинкина А.В. Организационно-педагогические условия и особенности проявления качеств женственности у девочек пятого года жизни посредством народной куклы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 211-214.

12. Ваганова О.И., Алешугина Е.А. Психологические аспекты реализации игровых технологий // Научный вектор Балкан. 2020. Т.

4. № 2 (8). С. 21-24.

13. Ахаев А.В., Стеблецова И.С., Ахаева Н.В. Внедрение игровых технологий как одно из условий создания предметно-развивающей среды для образования детей дошкольного возраста // Балканское научное обозрение. 2020. Т. 4. № 1 (7). С. 5-8.

14. Щетинина В.В. Формирование опыта сотрудничества старших дошкольников //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 41-44.

Статья поступила в редакцию 31.09.2020

Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.