"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
УДК 372.3/4
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2019-21-10-17-22
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Ган Н.Ю., Пономарева Л.И.
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Российская Федерация
FEATURES OF THE PROCESS OF GENDER SOCIALIZATION
AT PRESCHOOL AGE
Gan N. Yu., Ponomareva L. I.
Shadrinsk state pedagogical University», Shadrinsk, Russian Federation
Аннотация: Актуальность рассматриваемой проблемы - особенности гендерной социализации детей дошкольного возраста, является общепризнанной. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать ген-дерные особенности ребенка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в закреплении жестких стандартов мускулинности и феминности. В статье приводится анализ психолого-педагогических исследований. в которых отмечается, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь не только от отношения родителей к ребенку, но и ребенка к матери (отцу). Однако содержание изучаемой проблемы как отмечают многие исследователи Т. А. Репина, Л.Г. Та-ранниковой, П. В. Плисенко, приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных их полу. Современные мальчики иногда лишены выносливости, эмоциональной устойчивости, смелости, а девочкам не достает скромности, нежности, стремлению к мирному разрешению конфликтов.
С самого начала своей жизни человек включен в социальное взаимодействие приобретая опыт общения от окружающих его людей, принимая на себя позицию в соответствии с гендерной ролью.
Annotation: The relevance of the problem under consideration - the features of gender socialization of preschool children, is universally recognized. The interest is due to the fact that the modern requirements of an individual approach to personality formation cannot ignore the gender characteristics of the child, as these are biosocial and cultural characteristics. Current priorities in the education of boys and girls are to fix strict standards of muscularity and femininity.
The article provides an analysis of psychological and pedagogical research. in which it is noted that the formation ofgender sustainability is due to soci-ocultural norms and depends primarily not only on the attitude of parents to the child, but also on the child to the mother (father). However, the content of the studied problem as noted by many researchers T.A. Repina, L.G. Tarannikova, P.V. Plisenko, leads to the absence in children of specific traits characteristic of their gender. Modern boys are sometimes deprived of stamina, emotional stability, courage, and girls lack modesty, tenderness, and a desire for a peaceful resolution of conflicts. From the very beginning of his life, a person has been involved in social interaction, gaining communication experience from people around him, taking on a position in accordance with the gender role.
Особое место в статье уделено основным механизмам социализации и социализирующим факторам полового развития детей дошкольного возраста. Ключевые слова: гендерная социализация, поло-ролевое воспитание, механизмы социализации, социализирующие факторы. A special place in the article is given to the main mechanisms of socialization and the socializing factors of the sexual development of preschool children. Keywords: gender socialization, gender role education, mechanisms of socialization, socializing factors.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК [1] Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с. [2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки от 17.10.2013 № 1155) - М.: Центр педагогического образования, 2014. [3] Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. - СПб.: Питер, 2003. - 479 с. [4] Репина Т.А. Проблема полоролевой социализации детей. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 245с. [5] Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 212 с REFERENCES [1] Slovar' gendernyh terminov / Pod red. A. A. Denisovoj / Regional'naya obshchestvennaya organizaciya "Vostok-Zapad: ZHenskie Inno-vacionnye Proekty". M.: Informaciya XXI vek, 2002. - 256 s. [2] [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya (utv.Pri-kazom Minobrnauki ot 17.10.2013 № 1155) -M.: Centr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2014. [3] Praktikum po gendernoj psihologii / Pod red. I.S. Klecinoj. - SPb.: Piter, 2003. - 479 s. [4] Repina T.A. Problema polorolevoj socializacii detej. - M.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2004. - 245s. [5] Doronova T.N. Devochki i mal'chiki 3-4 let v sem'e i detskom sadu: posobie dlya dosh-kol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. - M.: Linka-Press, 2009. - 212 s
В последнее десятилетие вновь актуальной в педагогической науке становится проблема полоролевой социализации, а дошкольный этап жизни признается важнейшим периодом её становления.
Гендерная социализация - процесс усвоения норм, правил поведения, социальных установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе [1].
Формировать первоначальное представление у детей дошкольного возраста о половых признаках, особенностях поведения в соответствии с гендерной ролью следует как в процессе обучения, так и в повседневной жизни.
Различными аспектами проблемы гендерной социализации у детей дошкольного возраста занимались ученые различных областей наук Д.Н. Исаев, И.С. Кон, А.Е. Ольшанникова, Т. А. Репина, Н.Б. Сельверова и другие. Они раскрыли половозрастные особенности дошкольников, характер взаимоотношений мальчиков и девочек. Кроме того, учеными замечено, что гендер должен лежать а основе социализации ребенка.
Понятие социализации - вхождение человека в общество - регулярно упоминается в важнейших разделах стандарта ДО, во многих нормативно-правовых документах. Красной нитью в ФГОС ДО, проходит задача социализации личности. В её основе лежит воспитание творческой, духовно-нравственной личности, основанной на социокультурных ценностях. На первый план в этом процессе выходит успешное усвоение гендерной культуры общества. Это усвоение предполагает учет и полоролевых особенностей мальчиков и девочек и трансформацию их в поведение. Таким образом, в соответствии со стандартом дошкольного образования воспитательно-образовательный процесс должен быть организован с учетом дифференцированного подхода, что в свою очередь будет обеспечивать успех гендерной социализации [2].
В рамках гендерной социализации, начиная с раннего дошкольного возраста, ребенок усваивает, половую принадлежность через внешние атрибуты (прическа, одежда, аксессуары и т.д.). Позднее, к трем-четырем годам ребенок усваивает модель социального поведения мужчины и женщины. В старшем дошкольном возрасте он самостоятельно может распределить роль в сюжетно-ролевых играх по половому признаку, имитируя женские и мужские модели поведения. Усвоение гендерных моделей поведения является значимым в процессе полового воспитания ребенка и представляет интерес для теоретиков и практиков системы дошкольного образования.
В работах Л.В. Коломийченко, Т.А. Репиной, Н.Е. Татаринцевой цель полоролевого воспитания понимается как - формирование маскулинных качеств у мальчиков, феминных -у девочек.
В содержании полоролевого воспитания принято выделять три компонента: когнитивный - предполагающий наличие представлений о мужественности, женственности, семейных, профессиональных и других ролей); эмоциональный - способствующий положительному отношению к собственной роли, принятию противоположной роли); поведенческий - выстраивание модели поведения в соответствии с полом, мотивами, ценностными ориентациями).
Различные аспекты гендерной социализации находят свое отражение в следующих вариативных программах: «Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста», (автор И.П. Шелухина), акцентирует внимание на создании развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с интересами мальчиков и девочек; программа «Мир мальчика и девочки», (автор Е.Н. Татаринцева), имеет своей целью воспитание полоролевой культуры как совокупности национальных и личностных ценностей; в «Программе полового воспитания детей дошкольного возраста» (автор Л. В. Ко-ломийченко), заложена социализация дошкольников, осуществляющаяся в рамках нравственного воспитания. В программе выделяются основные задачи решение которых предполагает: приобщение детей к различным аспектам психосексуальной, нравственно-этической и се-мейно-бытовой культуры.
Процесс гендерной социализации дошкольников следует осуществлять при помощи системного и индивидуально-дифференцированного подходов, которые способствуют. целенаправленному и всестороннему воспитанию мальчиков и девочек.
В соответствии с этими подходами, гендерная социализация детей дошкольного возраста - это процесс и результат общего и психосексуального развития ребенка (в соответствии с полом), обусловленный конкретными социальными условиями. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе гендерной социализации рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность по развитию различных сфер индивидуальности (мотивационной,
—--—
~ 19 ~
интеллектуальной, эмоциональной, деятельностной) направленная на овладение детьми ген-дерным репертуаром, навыков соответствующего гендерного поведения и культуры взаимоотношения полов.
Основным, на наш взгляд, средством развития личности ребенка является среда. Она способствует учёту индивидуальных свойств личности и формированию адекватного социального опыта. Кроме того, предметно-развивающая среда способствует развитию активности дошкольников (умственной, игровой, физической и других), и является основой его самостоятельной деятельности в соответствии с интересами и гендерными особенностями. Именно от взрослого зависит раскрытия спектра возможностей развивающей среды в усвоении девочками и мальчиками нюансов гендерных особенностей человека.
В гендерной социализации выделяются определенные механизмы. К ним относятся: убеждение, внушение, подражание, конформность и идентификация. На более ранней стадии гендерной социализации ведущим механизмом являются подражание. Он проявляется в идентификации с родителем (или другим взрослым) своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму, мальчики, соответственно, на папу. В дальнейшем ребенок может выбрать для подражания как реального человека, так и киногероя или героя книги.
Такие механизмы как внушение и убеждение используются родителями как способы воздействия на ребенка, на эмоциональную сферу. Родители часто навязывают ребенку ген-дерно-типичные модели поведения, не апеллируя к логике, выстраивают систему запретов. Например, родительский довод «будь аккуратной, ты же девочка» не что иное, как внушение, потому что нет никакого логического довода, почему девочка должна быть аккуратной, а мальчик нет. Убеждение, напротив, подразумевает апелляцию к логике. «Помоги маме, - говорят девочке, - ты должна учиться готовить для того, чтобы быть хорошей хозяйкой, когда у тебя будет своя семья». В этом случае как данность подается суждение, что именно женщина должна вести хозяйство, и девочку убеждают в том, что она должна учиться быть настоящей женщиной.
Конформность является сложным механизмом гендерной социализации, поэтому он присущ взрослым и крайне редко используется с детьми. Взрослым людям свойственна (порой неосознанно) позиция подстраивания под общепринятые гендерные нормы. Так, например, мужчины носят короткую стрижку не потому, что она им идет или нравится, а потому, что так принято, именно так должен выглядеть мужчина. Женщины выполняют большую часть домашней работы опять же потому, что так принято в обществе и считается, что женщина должна быть хорошей хозяйкой.
Как правило, в обществе имеет место одобрение гендерно-типичных форм поведения и порицание гендерно-нетипичных. Таким образом, стремление к поощрению подталкивает человека к реализации поведения, которое соответствует биологическому полу. Если ожидаемое и реализуемое поведение не соответствует внутренним потребностям индивида, то возникает гендерно-ролевой конфликт. Так, от женщины ждут реализации в роли матери. Если же женщина не стремится быть матерью, она чувствует общественное осуждение, у нее возникает ролевой конфликт.
Социокультурные нормы обуславливают гендерную устойчивость и зависят от адекватного отношения родителей к ребенку, привязанности к близким родственникам (матери, отцу, бабушке и т.д.), а также от воспитательного воздействия системы дошкольного образо-
вания. На социальное и эмоциональное развитие дошкольников оказывают влияние сверстники, которые закрепляют нарушение либо подтверждают правильность гендерного кода. Как правило, дети в своём обществе редко допускают поведенческие депривации, а также нарушения в полоролевой идентификации. При этом проявляющаяся женская гендерная роль у мальчиков отвергается мальчиками, и наоборот, охотно принимается девочками. Противоположная ситуация наблюдается при проявлении маскулинных качеств у девочек, они отталкивают субъектами схожего пола и являются привлекательными для мальчиков [4].
Основными способами усвоения и воспроизведения социального опыта ребенка являются:
- подражание взрослому идентичного пола, имитация его поведения. Этот механизм особенно ярко проявляется в играх дошкольников. Так, в сюжетно-ролевой игре «Семья» дети повторяют усвоенные модели отношений в собственных родителей;
- полоролевая идентификация. Дети отождествляют себя представителями того или иного пола, ориентируясь на общепринятый в обществе идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений об определенных чертах референтного представителя данного пола. Как правило, это мать или отец. Этот механизм отражается и в рисунке ребенка, где он должен нарисовать членов свое семьи при этом, учитывается не только расположение фигур, но и соблюдение их пропорции, а также выбранная цветовая гамма.
Основные социализирующие факторы полоролевого развития детей:
- родители, которым в социализации детей отводится ведущая роль в силу того, что многие из соответствующих личностных характеристик усваиваются в раннем детстве;
- игрушки, посредством которых ребенок осваивает общепринятые нормы и правила, развивающие его интеллект, эмоции, воображение, речь;
- сюжетно-ролевые игры, способствуют правильному усвоению ребенком своей психосексуальной и гендерной роли. Так, предполагается, что девочки, играющие в куклы, гораздо быстрей осваивают роль матери. Таким образом, проигрывая сюжеты, увиденные во взрослой жизни, ребенок осваивает не только ролевые взаимоотношения, но и готовит себя к вступлению во взрослый мир;
- такая важная категория как гендерная идентичность должна быть сформирована у детей к 5-6 годам. При этом пятилетние дети могут проявлять как адекватное понимание своей половой принадлежности, так и крайне негативное отношение к ней. Взрослый должен быть внимателен к проявлениям негативного отношения к своему полу. Проявляться это может в одежде, игрушках, в отношении к партнерам по игре.
- детская литература, должна содержать равнозначную дляя обоих полов информацию. На сегодняшний день, как указывают многие авторы она носит асимметричный характер в пользу маскулинных качеств. В большинстве сказок женщины, представлены как, злые, сварливые, глупые, надменные, по сравнению с мужчинами (мачеха в сказках «Золушкка» и «Двенадцать месяцев», старуха - жена в «Сказке о золотой рыбке»). Так как детям свойственно подражать тому, что волнует их воображение, воспитатель должен подбирать такие произведения художественной литературы, в которых описаны положительные образы как мужских, так и женских характеров;
- педагог для ребенка в дошкольном детстве служит транслятором усвоения ген-дерных стереотипов. При этом основная роль в этих трансляциях принадлежит взаимоотношениям мужчин и женщин между собой, через которые воспитатель транслирует значимые феминные или маскулинные качества.
Для освоения дошкольниками культурных социальных ролей воспитателю необходимо применять ряд педагогических воздействий.
В первую очередь следует выделить присутствие в группе представителей как одного, так и другого пола. Выделить их потенциальные различия в именах, в повелении, во внешности. Такое педагогическое воздействие называется «номинация». Оно обладает сильным влиянием на закрепление половой идентификации, и в дальнейшем регулирует соответствующее поведение [5].
Культурные нормы, принятые в конкретном обществе, будут определять и педагогическое воздействие в плоскости проблемы гендерного воспитания. Именно поэтому необходимо организовать педагогический процесс с учетом культуры, в целом, и традиций в частности, с учетом адекватных социальных и гендерных ролей мужчин и женщин. Как правило, мальчики (будущие мужчины), выполняют физически более тяжелую работу: двигают детскую мебель, убирают стулья. При этом девочки выполняют более легкую, но не менее важную работу: протирают пыль, моют кукол, поливают растения.
Таким образом, дети старшего дошкольного возраста должны освоить, что в течение жизни пол человека не меняется, что каждый человек имеет пол и что различия между девочками и мальчиками определяются их анатомией. А взрослым (педагогам и родителям) необходимо знать и учитывать особенности гендерной социализации при воспитании детей дошкольного возраста.