Научная статья на тему 'Связь национальной безопасности и внешней политики России'

Связь национальной безопасности и внешней политики России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
506
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная безопасность / внешняя политика / безопасность / конституция / высшие органы государственной власти / концепция внешней политики / national security / foreign policy / security / the constitution / the highest state authorities / the concept of foreign policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Елена Алексеевна Осавелюк

Анализируются положения Концепции внешней политики РФ. Демонстрируются элементы, одновременно включаемые в национальную безопасность, перекрестный функционал высших органов государственной власти в данных сферах. Показано разновекторное развитие этих элементов в рамках обоих институтов. Доказывается связь внешней политики с национальной безопасностью. Делается вывод о том, что внешняя политика является составляющей национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Елена Алексеевна Осавелюк

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between national security and Russia’s foreign policy

The article analyzes the provisions of the Concept of the Foreign Policy of the Russian Federation. The elements that are simultaneously included in national security, the cross-functional of the highest state authorities in these areas are demonstrated. The multi-vector development of these elements within the framework of both institutions is shown. The connection of foreign policy with national security is proved. It is concluded that foreign policy is a component of national security.

Текст научной работы на тему «Связь национальной безопасности и внешней политики России»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-227-230 NIION: 2003-0059-6/21-106 MOSURED: 77/27-003-2021-06-305

Связь национальной безопасности и внешней политики России

Елена Алексеевна Осавелюк

Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, Москва, Россия, osaveluk@mail.ru

Научный консультант: доктор юридических наук, профессор Б. С. Эбзеев

Аннотация. Анализируются положения Концепции внешней политики РФ. Демонстрируются элементы, одновременно включаемые в национальную безопасность, перекрестный функционал высших органов государственной власти в данных сферах. Показано разновекторное развитие этих элементов в рамках обоих институтов. Доказывается связь внешней политики с национальной безопасностью. Делается вывод о том, что внешняя политика является составляющей национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, внешняя политика, безопасность, конституция, высшие органы государственной власти, концепция внешней политики

Для цитирования: Осавелюк Е. А. Связь национальной безопасности и внешней политики России // Вестник Московского университета МВД России. 2021. № 6. С. 227-230. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2021-6-227-230.

Original article

The relationship between national security and Russia's foreign policy

Elena A. Osavelyuk

Institute of International Law and Economics named after A. S. Griboedov, Moscow, Russia, osaveluk@mail.ru

Scientific consultant: Doctor of Legal Sciences, Professor B. S. Ebzeev

Abstract. The article analyzes the provisions of the Concept of the Foreign Policy of the Russian Federation. The elements that are simultaneously included in national security, the cross-functional of the highest state authorities in these areas are demonstrated. The multi-vector development of these elements within the framework of both institutions is shown. The connection of foreign policy with national security is proved. It is concluded that foreign policy is a component of national security.

Keywords: national security, foreign policy, security, the constitution, the highest state authorities, the concept of foreign policy

For citation: Osavelyuk E. A. The relationship between national security and Russia's foreign policy. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2021;(6):227-230. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2021-6-227-230.

Постановка проблемы. Размежевание некоторыми авторами институтов национальной безопасности и внешней политики государства является искусственным разрывом нераздельного, единого, по сути, механизма. Согласно Конституции РФ, Президент РФ «принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной це-

лостности» (ч. 2 ст. 80), «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (ч. 3 ст. 80), «осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации» (ст. 86), «формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом ... утверждает военную доктрину Российской

© Осавелюк Е. А., 2021

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Федерации» (ст. 83). Вместе с тем, конституционно-правовой анализ этой связи и взаимодействия двух взаимодополняющих институтов не проводится. Большой функционал в части реализации мероприятий как национальной безопасности, так и внешней политики возложен и на другие высшие органы государственной власти — Правительство и Парламент РФ. Вместе с тем, с практической точки зрения, изолированные исследования не могут стать достаточной научной базой для дальнейшего развития и совершенствования обоих институтов.

Анализ последних исследований и публикаций. В российской правовой науке сегодня больше внимания уделяется вопросам национальной безопасности [11; 10; 3; 7], хотя крен делается в сторону военной безопасности. В последнее время институт внешней политики тоже стал подвергаться правовому анализу [8; 4, с. 42-44; 6, с. 92-106]. Вместе с тем, эти институты рассматриваются изолировано, что не дает полноты картины.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Изолированное рассмотрение институтов национальной безопасности и внешней политики свидетельствует об отсутствии единого комплексного научного исследования, которое позволило бы дать рекомендации по усовершенствованию соответствующего правового инструментария.

Формулировка целей статьи. На основе анализа публикаций, положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [14] (далее «Стратегия») и Концепции внешней политики Российской Федерации (далее — «Концепция») [13], предлагается продемонстрировать связь внешней политики с национальной безопасностью России.

Изложение основного материала. Целью внешней политики (п. 3 Концепции) является обеспечение национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов России. При этом среди основных задач в ней названы: обеспечение безопасности страны, ее суверенитета и территориальной целостности, (пп. «а» п. 3); создание благоприятных внешних условий для устойчивого роста и повышения конкурентоспособности экономики России, ее технологического обновления, повышения уровня и качества жизни населения (пп. «б» п. 3); укрепление международного мира, обеспечение всеобщей безопасности и стабильности (пп. «д» п. 3). Приведенные цели и задачи внешней политики непосредственно завязаны на вопросы национальной безопасности России.

В теории конституционного права понимание значимости внешних факторов для национальной без-

опасности позволило некоторым авторам включить их в дефиницию национальной безопасности, определяя ее как «... состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития» [5, с. 7]. Однако это не нашло раскрытия в работе, что также иллюстрирует проблему отсутствия комплексного и взаимосвязанного изучения национальной безопасности и внешней политики.

Тем не менее, сама Концепция дает нам примеры такого взаимодействия. Так, пп. «в» п. 3 говорит об упрочнении позиций Российской Федерации «как одного из влиятельных центров современного мира» — это важно, поскольку для реализации Россией своих национальных интересов, ее должны воспринимать как серьезного политического игрока на мировой «шахматной доске».

Далее отмечается, что «в условиях, когда для обеспечения энергетической безопасности государств, требуется диверсификация их присутствия на мировых рынках, наблюдаются ужесточение необоснованных ограничений и введение других дискриминационных мер в этой сфере» (п.11). Россия — энергетическое государство, крупнейший потребитель и крупнейший поставщик различных видов энергии. Для нас энергетический вопрос — вопрос и внешней и внутренней политики, особенно, если учесть, что доходы от энергоресурсов — важнейший наполнитель бюджета. Большинство конституционалистов рассматривают энергетическую безопасность лишь как часть безопасности национальной и изучают ее только в этом качестве, игнорируя внешнеполитический аспект вопроса

[2, с. 17].

«Россия будет твердо противодействовать любым попыткам привнести в Арктику элементы политики конфронтации и военного противостояния, политизировать международное взаимодействие в регионе в целом. Существенное значение для развития региона имеет использование Северного морского пути как национальной транспортной коммуникации России в Арктике, а также использование его для осуществления транзитных перевозок между Европой и Азией» (п. 76). В обозначенном районе как в капле воды отражается клубок внешних и внутренних связей: актив-

JURISPRUDENCE

ное использование северного морского пути — это и развитие региона, и геополитический статус, и огромные доходы. Тем не менее, современные правоведы рассматривают арктическую проблему в большей мере именно с точки зрения национальной безопасности, даже не упоминая вышеуказанные положения Концепции [9], что никак не отражает реальное положение дел вокруг данной темы.

Также стоит отметить, что национальная безопасность уже не мыслится без безопасности международной, что вытекает из содержания Стратегии, в частности, из названия ее раздела второго «Россия в современном мире: тенденции и возможности». Следующий раздел «Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты» начинается словами «с учетом долгосрочных тенденций развития ситуации в Российской Федерации и в мире», что также подчеркивает неразрывность национальной безопасности с международными отношениями. Последующие разделы Стратегии («Оборона страны», «Экономическая безопасность») вновь не обходятся без апелляции к ситуации на мировой арене. И даже такой, на первый взгляд, «внутренний» вопрос, как технологическое развитие в разделе «Научно-технологическое развитие» начинается словами: «В условиях перехода мировой экономики на новую технологическую основу». Продолжать можно много, очевидно, что вся современная Стратегия национальной безопасности пронизана привязками к тенденциям мирового сообщества, международным отношениям, стратегическим интересам России на внешнеполитической арене.

Выводы из данного исследования и перспективы дальнейшего развития в этом направлении. Таким образом, вопросы национальной безопасности (в самом широком смысле — экономической, энергетической, стратегической, политической и др.) теснейшим образом пересекаются с однородными элементами внешней политики, поскольку для реализации национальной безопасности необходимы как внутригосударственные, так и международные меры. В условиях глобализации традиционный подход к содержанию национальной безопасности в доктрине конституционного права должен быть скорректирован, ведь «в условиях глобализации не существует чисто военных решений проблемы обеспечения безопасности и целостности государств... » [12, с. 8]. Более того, национальная безопасность уже не существует сама по себе, а тесно связана с международной [1]. Вектор реализации элементов национальной безопасности становится направленным как внутрь государства, так и вовне, что обеспечивает синхрон-

ное развитие и синергетический эффект. Перспективы дальнейшего развития в этом направлении состоят в проведении комплексных исследований взаимосвязанных и взаимозависимых институтов внешней политики и национальной безопасности, поскольку только так может быть эффективно обеспечена национальная безопасность государства.

Список источников

1. Бабурин, С. Н. Мир империй: территория государства и мировой порядок. М. : Магистр: ИНФРА-М, 2010.

2. Вербицкая, Т. В. Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации : учебное пособие для вузов / Т. В. Вербицкая. Москва : Издательство Юрайт, 2020.

3. Лабуш, Н. С. Национальная безопасность Российской Федерации : содержание, концепция и стратегия. Монография. СПб, 2011.

4. Макаренко, И. Л. Преобразование конституционных положений в современных условиях реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации // Юридические науки. 2019. № 4.

5. Мурадян, Э. Р. Конституционно-правовые основы взаимодействия человека и государства в сфере обеспечения безопасности личности : автореф. дис. . канд. юридич. наук. Челябинск, 2011.

6. Осавелюк, Е. А. Понятие и основные этапы развития внешнеполитических полномочий главы государства // Гражданин. Выборы. Власть. № 4 (18). 2020.

7. Осавелюк, Е. А. Информационная безопасность государства и общества в контексте деятельности СМИ. СПб : Лань, 2019. 180 с.

8. Остапенко, О. Ю. Внешняя политика Российской Федерации: конституционно-правовой анализ. Монография. Калуга. Изд-во АФК «Политоп», 2004.

9. Попроцкий, В. Н. О формировании правовой основы развития Арктической зоны Российской Федерации в контексте обеспечения национальной безопасности // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4. С. 150-152.

10. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Монография / Под ред. Опалева А. В. М. : Юнити-Дана, 2004. 511 с.

11. Репко, С. И. Национальная безопасность. М. : Академия геополитики, 2012. 290 с.

12. Эбзеев, Б. С., Айбазов, Р. У., Краснорядцев, С. Л. Глобализация и государственное устройство России. М. : Формула права, 2006.

13. Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней полити-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ки Российской Федерации» / http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_162006/

14. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/401325792/

References

1. Baburin, S. N. The World of Empires: the territory of the state and the world order. M. : Master : INFRA-M, 2010.

2. Verbitskaya, T. V. Constitutional and legal foundations of national security in the Russian Federation : a textbook for universities / T. V. Verbitskaya. Moscow : Yurayt Publishing House, 2020.

3. Labush, N. S. National Security of the Russian Federation : content, concept and strategy. Monograph. St. Petersburg, 2011.

4. Makarenko, I. L. Transformation of constitutional provisions in modern conditions of implementation of domestic and foreign policy of the Russian Federation // Legal Sciences. 2019. № 4.

5. Muradyan, E. R. Constitutional and legal bases of interaction between a person and the state in the field of personal security : Abstract. dis. ... cand. legal sciences. Chelyabinsk, 2011.

6. Osavelyuk, E. A. The concept and main stages of the development of the foreign policy powers of the head of

state // Citizen. Elections. Power. № 4 (18). 2020.

7. Osavelyuk, E. A. Information security of the state and society in the context of media activity. St. Petersburg : Lan, 2019. 180 p.

8. Ostapenko, O. Y. Foreign policy of the Russian Federation: constitutional and legal analysis. Monograph. Kaluga. Publishing house of AFK "Politop", 2004.

9. Prorotsky, V. N. On the formation of the legal basis for the development of the Arctic zone of the Russian Federation in the context of ensuring national security // Education. The science. Scientific personnel. 2020. No. 4. P. 150-152.

10. The legal basis for ensuring the national security of the Russian Federation. Monograph / Ed. by Opalev A.V. M. : Unity-Dana, 2004. 511 p.

11. Repko, S. I. National Security. M. : Academy of Geopolitics, 2012. 290 p.

12. Ebzeev, B. S., Aybazov, R. U., Krasnoryadtsev, S. L. Globalization and the state structure of Russia. M. : Formula of Law, 2006.

13. Decree of the President of the Russian Federation No. 640 dated November 30, 2016 "On Approval of the Concept of Foreign Policy ofthe Russian Federation" / http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162006 /

14. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated July 2, 2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation" / https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/401325792/

Информация об авторе

Е. А. Осавелюк - проректор по учебной работе Института международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, кандидат юридических наук, доцент.

Information about the author E. A. Osavelyuk - Vice Rector for Academic Affairs of the Institute of International Law and Economics named after A. S. Griboedov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 26.08.2021; одобрена после рецензирования 01.10.2021; принята к публикации 25.10.2021.

The article was submitted 26.08.2021; approved after reviewing 01.10.2021; accepted for publication 25.10.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.