Н. Н. Габышев СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ДМИТРИЙ АРХАНГЕЛЬСКИЙ
В статье предлагаются результаты авторского исследования биографии и трагической гибели одного из представителей духовного сословия Якутии — священника Дмитрия Архангельского, а также сведения о его потомках. Ключевые слова: священник Д. И. Архангельский, кочайская церковь, Вилюйский округ, Якутская область, раскулачивание, новомученики
Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый полагает жизнь свою за овец
(Ин. 10, 11)
8 июня 2017 г. на мой электронный адрес неожиданно пришло письмо из Якутска от Надежды Харлампиевой, которая просила рассказать о жизни и трагической гибели ее прадедушки, нюрбинского священника Дмитрия Иоанновича Архангельского. Она прочитала о нем в рукописи моей родословной, которую я передал своему вилюйскому родственнику Л. Бугуеву. Между нами завязалась интересная переписка. Надежда любезно предоставила мне родословную семьи Архангельских и отправила чудом сохранившееся фото псаломщика Дмитрия с женой Параскевой.
Надежда Радомировна сообщала, что родители тщательно скрывали убийство прадеда, опасаясь за будущее своих детей и внуков и стараясь не привлекать внимания советских репрессивных органов к своей священнической родословной.
Общение с правнучкой о. Дмитрия натолкнуло меня на мысль, что пришло время рассказать жителям родной республики о замечательном якутском священнике, принявшем мученическую смерть от безбожников, и вывести из забвения имя мужественного истинного слуги Христа. Думаю, что мое исследование жизни и гибели о. Дмитрия заинтересует моих земляков и никого не оставит равнодушным.
...Это было в далекие перестроечные времена, когда у людей появилась надежда на перемены в жизни страны и народа. Наша семья проживала тогда в далеком заполярном Тикси, и по долгу службы мне приходилось бывать в командировках в Якутске и гостить у своих родственников, проживающих в столице. В одно из воскресений 1986 г., в морозный зимний день, я отправился по приглашению в гости к своей родственнице,
заслуженной учительнице Якутской АССР, отличнику народного образования СССР, уроженке деревни Аммосовка Нюрбинского улуса Розалии Георгиевне Самсоновой-Сыромятниковой, которая, как и я, была заражена исследованием якутского рода Самсоновых. Она показала мне большую таблицу своей родословной, составленную совместно с внуком Юрой Охлопковым, и указала на веточку Габышевых, пояснив, что ее бабушка Марфа Николаевна Габышева была обвенчана с «кулубой» Кюкяйского наслега Нюрбинской волости Никитой Афанасьевичем Самсоновым, а так как Марфа Николаевна является двоюродной сестрой моего отца Николая Кузьмича (1909 г.р., уроженца Нюрбы), мы приходимся друг другу троюродными братом и сестрой.
Розалия Георгиевна рассказала мне о дедушке — нюрбинском крестьянине Кузьме Михайловиче Габышеве и его супруге — дочери вилюй-ского купца, Фелицате Гавриловне Седалищевой и разрешила копировать семейные фотографии и составленную таблицу рода Самсоновых и Винокуровых.
Когда я уже собирался прощаться с доброй хозяйкой, Розалия Георгиевна попросила меня немного задержаться. Она пристально посмотрела мне в глаза и неспешно начала свой рассказ: «У твоей бабушки Фелица-ты была младшая сестра Параскева, которая была обвенчана с псаломщиком Вилюйского собора Дмитрием Ивановичем Архангельским. Свадьба была в 1901 г. в городе Вилюйске в доме ее родителей — купца 2-й гильдии Гаврила Александровича Седалищева и его супруги — в девичестве Рубцовой Веры Григорьевны, дочери пятидесятника Якутского казачьего полка.
После бракосочетания молодые уехали в село Кочай, где служил Дмитрий. В связи с бедностью прихода, для того чтобы прокормить семью, о. Дмитрий сам вел домашнее хозяйство: пахал, сеял, убирал.
У Дмитрия был брат-близнец Георгий. Они рано остались без родителей, и Нюрбинское крестьянское общество взяло сирот на попечение. Увидев стремление братьев к духовному образованию, крестьяне выделили средства для их учебы в Якутском духовном училище. Крестьяне любили и уважали братьев Архангельских, которые в свою очередь отвечали им добротой и сердечностью.
В семье Дмитрия и Параскевы родилось 10 детей. Мои родители, учителя Георгий Никитич и Ксения Иннокентьевна Самсоновы дружили с Архангельскими. Отец рассказывал, что о. Дмитрий был добрым, честным и совестливым человеком. Прихожане любили его и часто приезжали к нему со своими просьбами, он никогда никому не отказывал.
Богослужения о. Дмитрий вел на якутском языке, который знал с рождения.
После революции новая власть начала гонения на Церковь и священнослужителей. Отец Дмитрий, несмотря на угрозы, проводил богослужения в своем в доме, крестил детей и отпевал умерших.
Затем в конце 1920-х гг. началось насильственное раскулачивание нюр-бинских крестьян. Раскулачили и моего деда Никиту Афанасьевича Самсо-нова, забрали в колхоз весь скот, лошадей, конфисковали имущество и дом. В 1930 г. деда вместе с сыном Никандром, «как злостного кулака и контрреволюционера», посадили в вилюйскую тюрьму, и для всех мы стали семьей врага народа. Многие из односельчан перестали заходить к нам, боясь гонений со стороны властей.
Один только Бог знает, какие мучения и издевательства претерпели в неволе дедушка и его сын, от горя тихо скончалась бабушка Марфа, не дождавшись мужа и сына. Освободили их только в 1933 г., и в этом же году дедушка умер.
Как рассказывал отец, в один из летних дней в Нюрбу прибыли сотрудники ОГПУ с отрядом красноармейцев и стали массово раскулачивать крестьянские семьи, в том числе и многодетные. По всей деревне стоял стон и плач. Однажды отец Дмитрий в священническом облачении с крестом на груди зашел во двор, где раскулачивали многодетную крестьянскую семью, и стал на защиту своих прихожан. И тогда красноармейцы прикладами винтовок забили до смерти бесстрашного непокорного священника. Нюрбинцы были потрясены мученической смертью своего любимого батюшки.
Мой отец только перед смертью (1963 г.) рассказал мне о трагической гибели о. Дмитрия и предупредил, чтобы я об этом никому не рассказывала, чтобы не навредить детям священника, которые в советское время были изгоями: их права были ограничены при поступлении в высшие учебные заведения и при назначении на руководящие должности.
Тетя Паша вынуждена была переехать в Вилюйск, где жила в семье дочери Ольги и скончалась в 73-летнем возрасте. Сколько горя и страданий она перенесла — не счесть и не измерить! Но несмотря на это, она оставалась светлым и добрым человеком. Детей своих она любила безмерно и была для них примером терпения и стойкости».
.Розалия Георгиевна внезапно замолкла, по ее лицу катились слезы. Я же был потрясен услышанным.
Успокоившись, Розалия Георгиевна попросила сохранить в тайне нашу беседу и, когда придет благоприятное время, рассказать о гибели о. Дмитрия его внукам и правнукам. Розалия Георгиевна скончалась в 2017 г. на 91 году жизни.
Много лет я искал фотографии и документы о священнике Архангельском и его семье, встречался с ветеранами Вилюйска и Нюрбы. Со временем
у меня накопились архивные документы об этом замечательном человеке-труженике, сильном духом и верой.
Дмитрий Архангельский родился в 1881 г. в селе Торкайском Вилюй-ского округа. Его отец Иоанн Архангельский был священником Нюрбинской Николаевской церкви.
В книге И.И Юргановой «Церкви Якутии» имеются сведения о службе о. Дмитрия: «Дмитрий Иванович Архангельский в 1990 г. был назначен псаломщиком Вилюйского собора, а в 1902 г. перемещен к кочайской Александро-Невской церкви. В 1905 г. рукоположен в сан диакона той же церкви, а в 1907 г. — во священника; заведующий и законоучитель кочайской школы. Награды: серебряная медаль на Владимирской и Александровской лентах (1910), набедренник, архипастырская благодарность за педагогическую деятельность (1912), нагрудный юбилейный знак в ознаменование 300-летия дома Романовых» [3, с. 196]. Там же изложена краткая история кочайской Александро-Невской церкви, где служил о. Дмитрий.
Церковь эта была построена в 1882 г. на пожертвования и с помощью крестьян нюрбинского сельского управления. С 1885 г. при церкви была открыта одноклассная церковно-приходская школа. К приходу принадлежало 1047 прихожан нюрбинского сельского управления, Егольжинского и Тыалыкинского наслегов. Храм был закрыт в 1921 г., его здание было разобрано, перенесено в центр поселка Нюрба, где из бревен церковного здания была построены школа и общежитие [3, с. 34].
В метрической книге кочайской церкви, находящейся в Национальном архиве в городе Якутске, выявлена запись о рождении моего отца, которого крестил о. Дмитрий: «22 февраля (7 марта по новому стилю) 1909 г. у Нюрбинского крестьянина Косьмы Михайлова Габышева и его законной жены Фелицаты Гавриловой родился сын Николай. Восприемники: крестьянин Нюрбинской волости Николай Михайлов Габышев и той же волости крестьянка Ефимия Иванова Габышева. Священник: Дм. Архангельский. Кочай-ская Александро-Невская церковь».
В этой же книге есть записи о крещении о. Дмитрием всех детей дедушки и бабушки. Мой отец, его братья и сестры первые знания получали в одноклассной приходской школе у о. Дмитрия.
В архивных документах в списках крестьян села Александровское Нюрбинского крестьянского общества (1917) выявлены записи:
— Габышев Кузьма Михайлович, 1857 г. р. (дедушка): крупный рогатый скот — 15 голов, лошадей — 42 головы, пашни — 10 десятин, сенокосов — 6 десятин.
— Архангельский Димитрий Иванович (духовное), 34 года: лошадей — 2, крупный рогатый скот — 19 (включая молодняк).
Отец Дмитрий Архангельский с супругой Параскевой Гавриловной, 1901 г., Вилюйск
Очевидно, что о. Дмитрий состоял в Нюрбинском крестьянском обществе [1, ф. 343, оп. 4, д. 370].
В посемейных списках крестьян сел Кочай и Александровка за 1928 г. указано:
Архангельский Дмитрий Иванович — 47 лет, священник,
Жена — Параскева (48 лет),
дети:
Любовь (15 лет),
Назарий (12 лет),
Поликсиния (7 лет),
Егор (4 года) [1, ф. 70, оп. 38, д. 291].
Когда я стал изучать архивные документы за 1930-1940 гг., передо мной открылась страшная преступная картина: разорение трудолюбивых деревенских крестьян по всей стране и в Якутии и, как следствие, массовый голод в 1933 г. Мои дедушка с бабушкой и их дети были нюрбинскими крестьянами и тоже прошли через эти муки и страдания.
30 января 1930 г. вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о мероприятиях по ликвидации кулаческих хозяйств в районах сплошной коллективизации, а затем 21 февраля 1930 г. — Постановление бюро Якутского обкома ВКП(б) о задаче создания районов сплошной коллективизации в Якутской АССР и о раскулачивании.
Из энциклопедического словаря: кулак — богатый крестьянин-собственник, использующий наемную силу, торговец, ростовщик. В. И.Ленин считал, что всякий крестьянин, который собрал хлеб своим трудом, даже без применения наемного труда, но прячет хлеб, превращается в эксплуататора, кулака и спекулянта. Раскулачивание рассматривалось как кампания по уничтожению кулака как класса собственников. На местах создавались специальные тройки, состоявшие из секретаря райкома партии, председателя райисполкома и уполномоченного ГПУ, также привлекались красноармейцы.
В Якутии в сельских районах к раскулачиванию подключались местные советы и комитеты бедноты (комбеды), определявшие, кого считать кулаками. Для кулаков в качестве мер наказания предусматривались аресты и заключения в лагеря, выселение в северные и отдаленные районы страны.
Понятие кулак на местах трактовалось произвольно и поэтому зачастую служило средством сведения личных счетов. Раскулачивание проводили среди многодетных крестьян, имеющих по две коровы или хороший, добротный дом, понравившийся какому-либо местному партийному функционеру. Раскулачивались и так называемые середняки, не использовавшие наемный труд и не вступавшие в колхозы.
В 1930-1931 гг. по стране было раскулачено около 600 тысяч крестьянских хозяйств. В этот период партийное руководство страны определило новую аграрную политику — создание коллективных хозяйств (колхозов). Посулами, обманом, угрозами и насилием крестьян заставляли вступать в колхозы, сдавать инвентарь, скот и отдавать обрабатываемую землю. Сопротивлявшимся предлагали выбор: «в концлагерь или вступаете со всем своим хозяйством в колхоз». Таким образом в Нюрбинском (Ленинском) районе за период 1930-1934 гг. было организовано 34 колхоза.
Тем не менее, многие крестьяне так и не вступили в колхозы и остались единоличниками, платя государству большие налоги. К 1935 г. таких единоличных хозяйств в Якутии было около 40% [2].
Мой дедушка, староста деревни Александровка, нюрбинский крестьянин Кузьма Михайлович Габышев, в 1930 г., услышав, что его завтра будут раскулачивать, раздал весь скот и лошадей односельчанам, оставив только одну лошадь и корову, и избежал репрессий, но в колхоз так и не вступил. Тогда ему было уже 73 года, у него было 12 детей и много внуков, которых нужно было кормить. Другие нюрбинские крестьяне, чтобы не отдавать скот в колхоз, резали его на мясо.
По рассказам родственников, о. Дмитрий Архангельский и его брат о. Георгий имели авторитет у населения и боролись с новой безбожной властью против конфискации церковного имущества и закрытия церквей в Вилюйском округе. После закрытия кочайской и нюрбинской церквей,
несмотря на угрозы и издевательства, о. Дмитрий продолжал служить и нести слово Божие и стал «особо опасным классовым врагом».
В семье Архангельских Дмитрия и Параскевы (1879-1952) было десять детей: Ольга (1902-1970), Поликсиния (1904-1912), Вера (1905-1969), Надежда (1906-1955), Иван (1907-1926), Любовь (1911-1988), Назарий (19151935), Иннокентий (1917-1985), Поликсиния (1918-1938), Георгий (19231990). Вот некоторые данные о них.
Вера Дмитриевна Архангельская-Корякина, работала учительницей. Трижды выходила замуж: первого мужа, крестьянина-середняка, раскулачили и сослали, второго — также репрессировали, третий муж — учитель Иннокентий Георгиевич Корякин. Единственный их сын Борис умер в детстве.
Иннокентий Дмитриевич Архангельский, родился в Александровке в 1917 г., закончил кочайскую школу, а затем педучилище в Вилюйске и посвятил жизнь просвещению народа, работал учителем в селе Хампы. В его семье было семеро детей (Октябрина, Дмитрий, Владимир, Наталья, Александр, Иннокентий, Пантелеймон).
Ольга Дмитриевна Архангельская, окончила Вилюйское педучилище, работала воспитателем, затем заведующей детским садом, директором детского дома. Супруг — адвокат Василий Ксенофонтович Миронов (1896 г. р.). В семье Мироновых было пятеро детей: Клеопатра (1920-2000), Евдокия (1925-2006), Октябрина (1927-1995), Семен (1933-1960) и Эдуард (1939-2013). Супруг Клеопатры Васильевны Мироновой-Архангельской*, заслуженный учитель ЯАССР, кавалер медали им. Н. К. Крупской, почетный гражданин Вилюйского улуса, Геннадий Семенович Донской в 1979 г. открыл первый в республике Музей народного образования в Вилюйске, ныне носящий его имя.
Надежда Дмитриевна Архангельская, проживала в Вилюйске, состояла в браке с учителем Серафимом Евгеньевичем Винокуровым.
Любовь Дмитриевна Архангельская, имела восемь детей (Валентина, Владимир, Елизавета, Тамара, Юрий, Интерна, Галина, Серафим).
Георгий Дмитриевич Архангельский, после окончания семилетней школы поступил в Вилюйское педучилище. Осенью 1942 г. был призван в действующую армию, в отдельную химическую роту, воевал в составе 19-й Сибирской пехотной дивизии, затем в частях 2-го Украинского и 3-го Белорусского фронтов, участвовал в освобождении Харькова, Полтавы, Киева и Днепропетровска, был трижды ранен. Сержант, командир отделения Георгий Архангельский был награжден орденом Славы III степени.
* Автор выражает благодарность Клеопатре Васильевне Мироновой-Архангельской за предоставленное фото о. Дмитрия с матушкой Параскевой и данные о родословной Архангельских.
Параскева Гавриловна Архангельская с сыном Георгием, 1938 г.
В 1946 г. Георгий вернулся в Якутию и стал работать учителем в Хам-пинской школе, где преподавал русский язык и историю. Несколько лет работал директором мастахской семилетней школы. Заслуженный учитель школ ЯАССР, почетный гражданин Сунтарского улуса. Был дважды женат, имел семеро детей (Диана, Анатолий, Юрий, Михаил, Сергей, Наталья, Иннокентий).
В настоящее время в нашей стране возрождается церковная православная жизнь, открываются после реставрации многие храмы, строятся новые церкви, возводятся памятники священномученикам, пострадавшим в годы красного террора за православную веру. 30 октября 2017 г. в Москве на проспекте Сахарова открылся мемориал памяти жертв политических репрессий «Стена скорби». Мы не должны забывать и о наших якутских священниках-мучениках, которые, находясь у Божьего Престола, молятся о нас, великих грешниках.
Правда о якутском священномученике Дмитрии Архангельском должна остаться в народной памяти. Его бескорыстное служение Отечеству и Церкви, его подвиг во имя Христа и неугасимый свет любви и веры, которые он нес людям, — это высокий пример того, как надо любить Бога и стоять за святую веру и своих прихожан.
Будем же всегда помнить об этом и благодарно чтить всех священников, пострадавших во имя Христа!
Источники и литература
1. Национальный архив Республики Саха (Якутия).
2. Санникова Я. М. Коллективизация сельского хозяйства в Якутии (1929-1940 гг.). Якутск, 2007.
3. Юрганова И. И. Церкви Якутии. Краткая история. Якутск / Сергиев Посад, 2010.
N. N. Gabyshev The Holy Martyr Dmitry Arkhangelsky
The article presents the results of the author's study on the biography and tragic death of the representatives of the spiritual class in Yakutia — the priest Dmitry Arkhangelsky, as well as the information about his descendants.
Key words: Priest Dmitry Arkhangelsky, the Kochi Church, Vilyuysky district, Yakut region, dispossession, new martyrs