Научная статья на тему 'Учительская династия'

Учительская династия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
726
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учительская династия»

УДК 3 71.12(5 71.56-3 7) (091)

В. М, Анисимов УЧИТЕЛЬСКАЯ ДИНАСТИЯ

Михаил Николаевич Анисимов, мой отец, родился в Тюбяйском наслеге Сунтарского улуса в семье крестьянина-скотовода Николая Анисимовича Михалева 18 октября 1893 г. Нюкка Михалев был довольно зажиточным крестьянином, он был всецело поглощен хозяйственной работой, трудился с раннего утра до позднего вечера, ко времени рождения моего отца у него было около 80 голов коней и рогатого скота. Дед мой, по воспоминаниям отца, общественной жизнью не интересовался, отказывался быть даже на-слежным старостой. К приходу революции 1917 г. он обеднел - у него осталось около 30 голов скота.

Осенью 1901 г. мальчика отдали учиться в Шеинскую церковно-приходскую школу. Учащихся было менее 10, они обучались грамоте, устному и письменному счету и Закону Божьему.

В 1902 г. отец переехал на учебу в Сунтарское одноклассное начальное училище Министерства народного образования, которое находилось в селе Эльгяй. Класс делился на три отделения: младшее, среднее и старшее. Учащихся было не более 30.

В 1906 г., когда мой отец заканчивал училище, оно стало двухклассным. Отцу повезло: он стал учиться дальше. В Эльгяй приехал новый учитель -Василий Семенович Чураев. Он был чувашом по национальности, окончил Казанскую учительскую семинарию, специально готовившую учителей для инородческих школ. При новом учителе были отменены все виды физического наказания и было разрешено во внеурочное время говорить на родном языке. В. С. Чураев, проработав только один год, по состоянию здоровья был вынужден покинуть Эльгяй.

В 1907 г. в Эльгяй прибыл уже известный в Вилюйском округе учитель, русский по национальности, Петр Хрисанфович Староватов, который и учил моего отца в выпускном классе. Работа одаренного учителя в Эльгяе была плодотворной и имела большое значение для просвещения населения.

В 1908 г. отец заканчивает Эльгяйское двухклассное училище, П. X. Староватов советует ему учиться дальше. Но отец его, мой дед, не отпускает сына на учебу, устраивает его помощником писаря Сунтарской инородной управы в селе Кутана.

Наступает 1909 г. Мечта учиться не покидает моего отца, и вот неожиданное радостное известие: 14 июня 1909 г. благодаря помощи П. X. Старо-ватова мой отец получает направление на учебу в Иркутскую учительскую семинарию. Но и в этот раз мой дед был категорически против учебы сына.

Отца вдохновляет светлый образ Михаила Ломоносова - его осеняет смелая мысль покинуть родительский дом и уехать на учебу без разрешения. Тайком. При помощи родственников и знакомых отцу удалось собрать немного денег и уехать пароходом в Якутск. Однако выехать в Иркутск он не смог - опоздал, и поэтому ему пришлось поступить на второй курс духовного училища при Якутской духовной семинарии. Проучился отец в училище

полтора года, до 12 января 1911г., когда за шалости ( его обвинили в иконоборстве), он был исключен с третьего курса. Многие преподаватели жалели его, зная о его бегстве из родительского дома за светом знаний, называли его «Ломоносовым». Среди зимы, без копейки денег, отцу некуда было деваться (родные не помогали), и тогда его взял к себе в дом ректор семинарии Василий Николаевич Ильинский. Здесь отец до лета исполнял у пожилого доброго хозяина лакейские обязанности.

Когда ректор узнал, что мой отец мечтает о поездке в Иркутск, он собрал с преподавателей 35 рублей. Отец ходил с просьбой к губернатору области Крафту, который из казенных денег дал ему 15 рублей. В кармане у отца теперь было 50 рублей, и он поехал в Иркутск. С большим трудом (на 25 мест сдавали экзамены 70 - 80 претендентов) он поступил в Иркутскую учительскую семинарию, где проучился четыре года. Семинария была закрытым учебным заведением: все жили в интернате на казенном содержании. За все годы обучения отца дед помог ему лишь 15 рублями.

В 1915 г. отец заканчивает семинарию и становится вторым учителем Сунтарского двухклассного училища в селе Эльгяй. Иркутская учительская семинария готовила специалистов высокой по тем временам квалификации для начальной школы. Из Вилюйского округа в те годы ее окончили только двое: мой отец и его двоюродный брат Петр Иванович Михалев. Школы тогда были начальными или церковно-приходскими. Только небольшая часть родителей отдавала детей в школу.

До революции 1917 г. грамотность населения в Якутии не превышала 1%. А сегодня в четырех сельских районах Вилюйского региона функционируют средние школы, лицеи, гимназии и училища. И работают в них учителя не только с высшим образованием, но и кандидаты наук, и даже один доктор.

Вернемся к училищу, где начал работать мой отец. В двух классах училища обучалось около 60 учащихся. В первом классе, в котором стал работать мой отец, было более 30 учащихся. Класс состоял из четырех отделений: приготовительного, младшего, среднего и старшего. Второй класс состоял из двух отделений: младшего и старшего. Большинство учащихся первого класса были переростки: тогда в школу поступали и в 8-летнем, и в 12-13-летнем возрасте. Девочек очень редко отдавали в школу, и на младшем отделении училась только одна ученица.

Как пишет отец в своих воспоминаниях, он с большим энтузиазмом и любовью принялся за педагогическую работу, не жалея сил и энергии. Главным затруднением было обучение русскому языку, поскольку все предметы велись на нем.

Наступает 1917 г. и с ним революционные события, в которых с марта этого года отец начинает участвовать. Осенью 1918 г. он становится заведующим училищем.

В январе 1922 г. отца как подготовленного педагога назначают инструктором народного образования по Сунтарскому улусу. Затем, в 1923/24 учебном году, он заведует Эльгяйской школой, а в феврале 1924 г. отца назначают уже инспектором народного образования по Вилюйскому округу. В те годы по округу, включающему несколько улусов по реке Вилюй, назначался только один инспектор. Отец проработал в должности инспектора только до осени 1924 г., затем состояние здоровья и семейные обстоятельства зас-

тавили его подать заявление об освобождении с этой должности, где он, между прочим, указан, что желает «работать по своей основной обязанности - учительствовать». Освободили его тогда с большой неохотой.

В 1924 - 1929 гг. отец вновь заведует Эльгяйской школой. В те годы с ним работали молодые ищущие учителя П. Н. и Н. Е. Самсоновы, К. П. Попова и др. В 1926/27 учебном году в школе организовали самоуправление учащихся по образцу советских органов власти: в классе были организованы советы, делегаты из классов составляли общешкольный съезд, который избирал исполком, существовала милиция, судья и штат заседателей. Учащиеся активно участвовали в школьном самоуправлении и позже говорили о его большой пользе для их дальнейшей общественной жизни.

В эти годы в Эльгяйской школе очень активно занимались художественной самодеятельностью - силами учителей и учащихся ставили спектакли.

С осени 1929 г. отец начинает работу в Шеинской школе и работает в ней до своего выхода на пенсию 18 января 1958 г. В 1929 -1931 гг. отец руководил постройкой нового здания Шеинской школы, которая осуществлялась по проекту иркутского инженера Любимова. Школа поражает своими огромными окнами - она как бы действительно сияла светом знаний, по проекту в ней было три классных комнаты, мастерская, музей, раздевальня, умывальня, кабинет для учителей, комната для сторожа. Прошло более 70 лет, но это здание хорошо сохранилось до настоящего времени. Шеинская школа в 1931 г. становится неполной средней, а в 1956 году - уже средней.

Конечно, сотни и тысячи учащихся тех лет непосредственно обучались у моего отца, среди них заслуженные учителя: Б. Н. Андреев, Г. Е. Бессонов, Н. И. Иванов, И. Н. Данилов, М. Н. Петров и др.; ученые Н. С. Григорьев, Е. Г. Егоров, В. Г. Кривошапкин, Н. Е. Петров и др.; заслуженные работники народного хозяйства Н. Е. Васильев, Н. С. Иевлев и др.; полковники

С. С. Максимов, А. Я. Петров и т. д.

В памяти своих бывших учащихся отец мой оставил добрый след, о чем мы узнаем из их писем и воспоминаний. Г. Е. Бессонов пишет: «Всегда старался подражать своему учителю, он в моей трудовой деятельности всегда был добрым примером. Он вывел меня на широкую дорогу педагогического творческого труда».

Мой отец, как все сельские учителя, активно занимался общественной деятельностью. Вот далеко не полный перечень общественных обязанностей, которые ему приходилось выполнять: член волостного революционного комитета в Сунтарском улусе (1917-1918 гг.), народный заседатель, член правления кооператива, член Сунтарского улусного и Вилюйского окружного исполкомов (1924 - 1926 гг.), депутат райсовета и нассовета и т. д.

По выходе на пенсию в 1958 г. мой отец, кроме участия в общественной работе школы, занимался публицистической деятельностью: писал на разные темы статьи и заметки в газеты и журналы.

Отец скончался 18 февраля 1976 г., на 83-м году жизни.

Работа учителя трудная, многогранная, но и в то же время поистине благородная и благодарная. Отец мой начал учительскую работу 90 лет тому назад, и его труд был высоко оценен: награжден орденом Трудового Красного Знамени, присвоены звания заслуженного учителя РСФСР и Якутской АССР. Его имя носит Шеинская средняя школа Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия), где он трудился последние 28 лет.

У моего отца была большая семья. Со своей супругой Анной Николаевной, человеком доброй и широкой души, они дали путевку в жизнь четверым родным и четверым приемным детям. Шестеро из нас получили педагогическое образование.

Племянник отца Георгий Петрович Михалев первым из семьи Анисимовых стал учительствовать по окончании Вилюйского педтехникума в 1927 г. В 1944 г. его призвали на войну, которая закончилась для него с освобождением Праги, был награжден медалью «За отвагу». В общей сложности 40 лет он преподавал детям русский язык.

Племянница матери Людмила Георгиевна Филиппова начала свою учительскую деятельность в разгар войны, в 1942 г. Ее стаж - 41 год. За добросовестную работу удостоена звания «Отличник просвещения РСФСР». Супруг ее, Степан Гаврильевич Хардарысов, отличник просвещения РСФСР, проработал учителем и директором школы 35 лет. По стопам родителей пошли их дочери. Отличник образования РС(Я) Вера Степановна Семенова уже 32 года преподает русский язык в Нюрбинской школе. Любовь Степановна Матвеева более 10 лет работает учителем биологии в Амгинской школе. Ее сын Афанасий обучает детей английскому языку в этой школе. У другой племянницы отца, Марины Максимовны Филипповой, педстаж 25 лет.

Родные дети - Варвара, Никон и я - тоже учителя. Варвара Михайловна, правда, работала учительницей всего два года, но она всячески способствовала успешной деятельности своего супруга Георгия Дмитриевича Архангельского, прошедшего через Отечественную войну, награжденного орденом Славы. Он проработал на ниве просвещения около 40 лет, был удостоен высокого звания заслуженного учителя Якутской АССР.

Никон Михайлович окончил Вилюйское педучилище и Якутский университет, был участником Великой Отечественной войны, награжден медалью «За боевые заслуги». Он рано ушел из жизни. Его педагогический стаж - 29 лет.

Я работаю учителем с 1949 г., так что мой педагогический стаж равняется 56 годам. В последние годы преподаю в высшей школе. Жена моя, Дина Степановна, учительница русского языка, проработала в школе 39 лет. Она отличник просвещения РСФСР. Наша дочь Елена получила специальность преподавателя немецкого языка, стала кандидатом филологических наук. Она имеет 26-летний педагогический стаж.

И даже у самых молодых продолжателей дела М. Н. Анисимова - правнуков Альбины Анатольевны и Аркадия Анатольевича Архангельских •- уже 10-летний педагогический стаж. Они преподают якутский язык на своей родине - в Тюбятской средней школе Сунтарского улуса.

Так продолжается педагогическая традиция семьи Анисимовых, основанная в начале прошлого века моим отцом. Общий семейный педагогический стаж - более 400 лет.

В последние годы в Министерстве образования Республики Саха (Якутия) стало своеобразной традицией отмечать учительские династии. Установлен специальный нагрудный знак «Династия педагогов Республики Саха (Якутия)», который вручается с соответствующим свидетельством. Основанием для награждения является «приверженность учительской профессии или системе образования и вклад, внесенный в развитие образования». Ре-

шение об этом принимается постановлением совместной коллегии Министерства образования РС(Я) и президиума Якутского рескома профсоюза работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.