Научная статья на тему 'История Багаджинской Благовещенской церкви'

История Багаджинской Благовещенской церкви Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
160
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / ХРАМОСТРОИТЕЛЬСТВО / ЯКУТИЯ / ХРАМЫ / АРХИТЕКТУРА / НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История Багаджинской Благовещенской церкви»

СБОРНИК трудов

ЯКУТСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ

Выпуск 4

П.Д. Батюшкин История Багаджинской Благовещенской церкви

В один из весенних дней 1930г. восточную часть озера Багад-жа (по-якутски звучит как Ба^адьа) огласили звуки топора [1, с.116]. Под одобрительные возгласы командированного представителя из города, деревянный крест - символ веры и старой власти полетел вниз. Так закончилась история Багаджинской Благовещенской церкви, более полувека простоявшей на местности Багаджа, примерно в километре от местоположения современного с. 1-Кюлетцы Вилюй-ского улуса. Около сорока лет для якутов и тунгусов - прихожан че-тырех-пяти ближайших наслегов эта церковь, прозванная в народе почему-то «Сээт такаратын дьиэтэ» (Церковь при Сять) исправно выполняла свои функции. В 1920-е годы церковь по известным причинам какое-то время пустовала,в1937-1940 гг. здание использовалив качестве медпункта. Затем она разделила судьбу большинства церквей на территории Вилюйского района: сняли колокол, убрали крест и, вскоре разобрав, поставили уже без колокольни на другом участке (Харыйалаах).

В эти годы реконструированное здание использовали то вновь в качестве медицинского пункта, то избы-читальни [2, Ф. 1408.0п.1. Д.6].Впоследствии из бревен бывшего храма построили общежитие уже на территории самой деревни, которая благополучно простояла до конца XX в. Старики еще знали и помнили, но не старались ворошить прошлое. Следующее поколение помнило уже только легенды, овеянные временем. И на районном уровне о Багаджинской Благовещенской церкви благополучно забыли.

Забыли настолько, что когда после войны в 1948 г. уполномоченный Совета по делам Русской Православной церкви при Совете Министров Якутской АССР Машуков запросил районные власти представить отчет о бывших церквях Вилюйского округа Якутской епархии, то в предоставленном списке Багаджинский храм не значился [2, Ф.1408.0п.1. Д.6. Л.57]. Пришлось. Машукову еще три раза писать и даже напомнить из Якутска, что «в Вилюйском районе (между Ма-стахской и Угулятской церквями) существовала еще одна деревянная Благовещенская церковь, так называемая Багаджинская...» [2, Ф.1408.Оп.1. Д.6. Л.60]. И только после этого местными властями путем опроса знающих лиц был предоставлен отчет, подтверждавший факт существования данной церкви.

Строительство церкви

Считается, что массовая христианизация местного населения завершилась в 1820-х гг. [3, с.95]. Якуты и тунгусы, приняв христианство, постепенно стали приобщаться к новой для себя религии и осознавать роль церквей. Во многом часовни и храмы исполняли роль не только религиозного центра, но также, по мнению И.И. Юргановой «выступали в качестве культурно-информационного центра»для инородцев близлежащих наслегов, живших в урочищах на почтительном друг от друга расстоянии [4, с.67].

Во второй половине XIX в. часть инородцев III, IV Тогуйских наслегов Средне-Вилюйского улуса, Чачуйского, I Едюгейского, Халбат-ского, Кулятского, Угулятского наслегов Верхне-Вилюйского улуса, проживавших на обширной территории на левом берегу р. Вилюй, являлись прихожанами ближайшей в территориальном отношении Угулятской часовни, построенной еще в середине века. К этой часовне были прикреплены священники походной Благовещенской церкви, но статус церкви предполагал объезд огромной территории, что лишало прихожан возможности регулярно видеть священников и приобщаться к таинствам церкви. В1870-х гг. инородцы на обширной территории от озера Мастах до реки Тюнг начинают осознавать такой преимущественный фактор как близость церкви. Не случайно примерно в одинаковое время появляются Мастахская Покровская (1873), Багаджинская Благовещенская (1879г.), Угулятская Поход-но-Благовещенская церкви (1880) [5, с.66,55,77].

История строительства церкви на территории современного I Кюлетского наслега неразрывно связана с ходом событий, которые происходили на территории Угулятского наслега. В 1865 г. священник Угулятской Благовещенской походной церкви Николай Попов в рапорте на имя епископа Якутского и Вилюйского сообщил, что тунгус Хаталинского рода Стефан Соломонов без посторонней помощи построил часовню в 40 верстах от Угулятцев, израсходовав собственные средства в сумме 289 рублей [6, с.29]. Именно с этого момента жители интересующих нас наслегов были прикреплены к этой часовне. Однако территории, которые объезжали священники походной церкви поистине потрясали. Священники, посещая кочевые стойбища тунгусов, доходили до озера Ессей на территории современного Красноярского края ив силу занятости редко посещали прихожан III, IV Тогуйских наслегов Средне-Ви-люйского улуса и Чачуйского наслега Верхне-Вилюйского наслега [6, с.32].

СБОРНИК трудов

ЯКУТСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ

Выпуск 4

В 1875 г. священник Иоанн Петелин написал рапорт в Якутскую духовную консисторию, в котором утверждал, что «прихожане его тунгусы Угулятского и других наслегов возымели желание выстроить новую деревянную часовню, на месте ныне существующей» [2, Ф.226-и.Оп.2. Д.1582.Л.5об.]. Епископ Якутский и Вилюйский Дионисий, поддержав инициативу инородцев,благословил строительство храма и лично прибыл в ноябре 1875 г. на место старой Угулятской часовни. Безусловно, время посещения епископа было заранее обговорено, однако он не застал там священника Петелина. Более того, епископ не смог попасть даже в помещение старой часовни, так как священник увез ключи. Прождав какое-то время, епископ вернулся в Якутск. В течение года он ждал донесений о постройке новой церкви, о самом священнике и о его служении. Петелин вскоре получил новое назначение, а дело о сооружении в Угулятском наслеге церкви на время остановилось [2, Ф.226-и.Оп.2. Д.1582.Л.6-6об.].

Тогда, по-видимому, неслучайно 21 апреля 1876 г. доверенные от обществ 3-го Тогуйского (Тасагарского) и 4-го Тогуйского (Энель-генского) наслеговСредне-Вилюйского улусаМихаил Семенов и Савва Семеновсоответственно и Константин Афанасьев из Чачуйского наслегаВерхне-Вилюйского улуса обратились к епископу Дионисию с письменным прошением7, суть которой сводилась к следующему: часть прихожан вышеуказанных наслегов в количестве 500 душ до сих пор принадлежали к приходу Угулятской часовни, но «по отдаленности жительства... отцеркви и по неудобству сообщения с оной, редкие... пользуются счастием бывать при Божественных Богослужениях» и поэтому они решили «соорудить ... на месте Багаджа, Храм Господу» [2, Ф.226-и.Оп.2. Д.594.Л.3-3об.].

Исходя из прошения,епископ поручил благочинному вилюйских церквейИову Винокурову «разузнать, где находиться озеро Багаджа, во сколько верстах от Угулятской часовни и от Мастахской церкви». Также архиерея интересовало «где удобно и приличнее быть церкви - на Багадже или в Фугулятцах» [2, Ф.226-и.Оп.5а. Д.2589.Л.3]. И 28 июня 1876 г. Винокуров докладывал, что озеро Багаджа «...от Фугу-лятской часовни отстоит на северо-востоке в 60 верстах и от последнего до Мастахской церкви по тому же направлению 150 верст, от города до озера на юго-запад 160 верст». По его информации вокруг озера проживали «жители-якуты Тасагарского, Энельгенского и Чачуйского отрывочных наслегов». Кроме этого, благочинный добавил,

7 Письма от имени безграмотных доверенных обычно писали ссыльно-поселен-цы или грамотные казаки.

что «Фугулятская часовня стоит на безлюдном месте, место же над озером Багаджа напротив ... открытое и ровное поле, придающее приличное значение месту» [2, Ф.226-и.Оп.2 Д.594.Л.1-1об.].

По указу Якутской духовной консистории от 13 января 1877 г. (№36) было дано разрешение на строительство храма на Багадже [2, Ф.226-и.Оп.2 Д.594.Л.21].Из архива Вилюйской Николаевской церкви благочинный выдал строителям план деревянной церкви на 100 человек за №4 [7, Оп.2 Д.594.Л.9об.].Он же заложил в июне 1877 г. церковь во имя Благовещения Пресвятые Богородицы «по чиноположению церковному на урочище Багаджа» [2, Ф.226-и.Оп.2 Д.1582.Л.6.].

Свою лепту внес и священник Иоанн Петелин, который по поручению духовной консистории в мае 1877 г. проездом побывал на месте строительства будущей церкви и отметил, что «народононаселение, как при самом озере, так и вблизи оного довольно густо, а при Фугу-лятской часовне весьма мало и живут временно...», а также что «доставка лесу при Багадже не больше 15 верст» и что кмоменту его приезда «на место постройки лесу было доставлено довольно» [2, Ф.226-и.Оп.2 Д.594.Л.15].

Судя по анализу корреспонденции, адресованной в консисторию и на имя епископа, строительством церкви руководил бывший староста Чачуйского наслега Константин Афанасьев, который 20 ноября 1878 г. обязался окончить постройку церкви и дома для церковных служителей в первых числах ноября 1879 г. [2, Ф.226-и.Оп.2. Д.594.Л.18].Из писем очевидно, что с первой из поставленных задач строители практически справились, хотя и указали, что часть внутренних работ на тот момент была не окончена. По их мнению, для окончательных работ по внутреннему убранству храма необходимы были указания священника, которого доверенные от трех наслегов просили назначить отдельно в Багаджинскую Благовещенскую церковь [2, Ф.226-и.Оп.2. Д.594.Л.22].Но епископ Дионисий 28 апреля 1880 г. наложил следующую резолюцию: «Так как храм выстроен, то передать оный в ведение Угулятского Священника Ильи Винокурова с тем, чтобы он совершил в нем малоосвящение воды, окропил оной с внешней и внутренней стороны. За тем по временам совершал Божественную литургию и все христианские требы. А если когда удобно, и жил бы, сколько время позволяет» [2, Ф.226-и.Оп.2. Д.594.Л.21].

17 февраля 1882 г. Багаджинская Благовещенская церковь была освещена малым освещением епископом Дионисием [2, Ф.226-и. Оп.5а. Д.2589.Л.1об.], который известен ещё и тем, что многократно предпринимал продолжительные путешествия по епархии [8, с.29].

СБОРНИК трудов

ЯКУТСКОЙ духовной СЕМИНАРИИ

Выпуск 4

Рис.1.

Внешний вид Багаджинской Благовещенской церкви.

Фотоснимок сделан К.И.Заморщиковым 21 ноября 1903г.

Копия негатива хранится в фондах ЯГОМ.

На первых порах прихожанам новой церкви приходилось довольствоваться тем, что к ним временами приезжал Угулятский священник. Однако прихожане не оставляли надежд, что в их церкви будет свой отдельный приход. Перевод часовни в чин церкви становился возможным при наличии штатных и оплачиваемых должностных мест для церковного причта [4, с.67]. 7 октября 1885 г. доверенные от Средневилюйского улуса: старшина IV Тогуйского наслега Григорий Семенов, старшина III Тогуйского наслега Николай Феодотов и упомянутый выше Константин Афанасьев дали подписку консистории о том, что «на основании открытия штата при часовне Багаджа обязуемся построить обществом дома... как для священника, так и для псаломщика». Помимо этого прихожане обязались наделить их сенокосной, усадьбенной и выгонной землей рядом с церковью, предоставлять дрова для отопления церкви (25 сажень в год). Необходимо было также выбрать церковного старосту и просфорню [2. Ф.226-и. Оп.2. Д.1582. Л.12].

Желание прихожан иметь собственный приход было реализовано только в 1896 г., хотя дома для священно-церковнослужителей рядом с храмом на тот момент все еще не были достроены [2, Ф.226-и. Оп.5а. Д.2589. Л.1об.].

Примечательно, что практически одновременно было построено новое здание церкви и в Угулятцах. В декабре 1877 г. доверенные от Угулятского, Чердунского, Жакутского, Кулятского и 1-го Едигей-ского наслегов и Хатылинского тунгуского рода предъявили новому благочинному Вилюйских церквей Иоанну Невскому общественный приговор, где отмечалось, что «вновь строящуюся часовню с разрешения Его Преосвященства желаем достроить и обратить в церковь без всякого пособия от казны на собственное наше иждивение и к строящейся церкви на Багадже в Чачуйскомнаслеге отойти не желаем...» [2.Ф.226-и. Оп.2. Д.2. Д.1582. Л.9-9об.].

Ремонт и большое освящение церкви

Скоро, как ни странно, главной проблемой, с которой столкнулись священники и прихожане Багаджинской Благовещенской церкви, стал вопрос ремонта здания. В клировой ведомости за 1897 г. указано, что здание подлежит ремонту [2, Ф.226-и. Оп.5а. Д.2589. Л.1об.]. Священники ходатайствовали о выделении финансовых средств, но консистория ограничилась выделением книги на сбор добровольных пожертвований. Срок сбора пожертвований был определен в 1 год. В связи с недостаточностью собранных средств, по повторному ходатайству Винокурова, срок был продлен еще на год [2, Ф.226-и. Оп.3. Д.727.Л.1-4]. К апрелю 1899 г. родовичами Средне-Вилюйско-го и Верхне-Вилюйского улуса было собрано 24 руб. 50 коп. Исходя из ведомости понятно, что больше всех денег пожертвовал Дмитрий Николаев - 5 рублей, по три рубля дали старосты 4-го Тогуйского наслега Василий Саввин, 2-го Тогуйского наслега Афанасий Алексеев, 2 рубля внес псаломщик Василий Попов, по 1 рублю - выборные Иван Семенов и Василий Степанов, староста Дмитрий Каратаев, Капитон Павлов, Василий Дмитриев и старшина Алексей Семенов.Софрон Ки-рьяков ограничился 50 копейками [2, Ф.226-и. Оп.3. Д.727.Л.6].Боль-шинство из них, видимо, ранее или на тот момент состояли в родовой или инородной управах. Так, Дмитрий Николаевич Николаев (Таата) упоминается как первый староста II Чочунского наслега Верхне-Ви-люйского улуса [6, с.38]. Капитон Павлов был выборным инородной управы Средне-Вилюйского улуса в 1886-1889гг. [6, с.33]. В 1895-1897 гг. такую же должность занимал и Василий Дмитриев [6, с.37].

Кроме того, 5 рублей пожертвовал епископ Якутский и Вилюй-ский Никанор [2, Ф.226-и. Оп.3. Д.727.Л.6].

Этих средств было недостаточно, поэтому родоначальники и прихожане решили провести ремонт за свой счет. Приготовив материал

и наняв обществом подрядчика, притч обратился с ходатайством к благочинному 13-го благочиния священнику Походной Угулятской церкви Александру Попову и тот в свою очередь рапортовал об этом в консисторию [2, Ф.226-и. Оп.2. Д.5470.Л.1]. Из материалов слушаний от 23 октября 1902 г. можно установить какой объем работы предстояло выполнить: «обшить тёсом потолок в храме и в алтаре, сделать новый благоприличествующий иконостас, исправить пол в алтаре и в храме, увеличить окна, так как очень малы, отчего в церкви темно; по наружи храма заменить ... средний купол, ... приделать наличники и ставни и окрасить оныя масляной краской» [2, Ф.226-и. Оп.2. Д.5470.Л.2-2об.].

Ремонт был завершен в течение 2-х лет. Практически сразу по окончании ремонта священник Александр Попов по благословению епископа Никанора при участии местного священника Ильи Винокурова и священника Батулинской Николаевской церкви Климента Заморщикова освятил храм великим освещением. Произошло это событие в среду, 29 декабря 1904 г. «в Верхне-Вилюйском улусе 1-го Ча-чуйском наслеге в поселениях именуемых «Сядь» при озере Багаджа на восточной стороне» [2, Ф.226-и. Оп.2. Д.6371.Л.2]. Эти сведения позволяют понять, почему Багаджинская Благовещенская церковь была прозвана «Сээт такаратын дьиэтэ», т.е. буквально церковь стоявшая на землях рода Сядь (Сээт) 1-го Чачуйского наслега.

26 ноября 1912 г. приход посетил благочинный 11-го благочиния протоиерей Алексей Винокуров [2, Ф.226-и. Оп.6. Д.12.Л.76].

В клировой ведомости за 1912 г. указано, что здание после капитального ремонта приведено в надлежащий вид [2,Ф.226-и. Оп.6. Д.12.Л.66]. Больше здание не подвергалось ремонту до известных событий 1930г.

Состав причта

Первым священником Багаджинской часовни был Илья Винокуров, который приезжал из Угулятского наслега и выполнял все требы для прихожан.

В 1894 г.часовня была переведена в чин церкви и для служенияпо личному прошению в храм был переведен Илья Ионович Винокуров. Он родился в 1840 г. в семье священника, обучался и был уволен из 3 класса Якутского духовного училища. Далее по прошению в 1857 г. был определен псаломщиком к Олекминской Спасской церкви, в 1873 г. рукоположен в диаконы, в 1877 г. -восвященника с назначением к Эльгятской церкви Сунтарского улуса. В 1880-1890 гг. был настоятелем

Угулятской церкви, затем до 1894 г. служил в Жиганской Николаевской церкви. Имел награды - набедренник (1886г.) «за усердие и старание о Христе Божьем», скуфью (1889г.) за «За заслуги по Духовному Ведомству», орден Св.Анны 3-й степени (1896г.) «за привлечение жертвователей к построению Храма в заштатном городе Жиганск», серебряную медаль на Александровской ленте в память императора Александра III. Имел 2-х дочерей, младшая из которых Анна стала супругой угу-лятского священника Александра Попова [2,Ф.226-и.Оп.5а. Д.2589. Л.2об.-3об.].

Причт Багаджинского храма был утвержден в 1896 г. в составе священника и псаломщика. В 1897 г. псаломщиком был назначен послушник Якутского Спасского монастыря, сын крестьянина Нюр-бинского селения Валентин Винокуров, переведенный из Амгинской церкви. В 1899г. он был уволен по собственному желанию и впоследствии выполнял обязанности учителя Вилюйской женской церков-но-приходской школы [5, с.211].

Рис.2.

На фотографии предположительно настоятель Багаджинской церкви Илья Ионович Винокуров (1840 г.р.) с внучками - Марией(1884 г.р.) и Ириной (1888г.р.) на могиле (вероятней всего) супруги - Анны Петровны (1839г.р.). Могила была расположена внутри ограды. Фотоснимок сделан К.И.Заморщиковым 21 ноября 1903г. Копия негатива хранится в фондах ЯГОМ.

В 1899 г.и [сполняющий]д [елами] псаломщика Багаджинской церкви был назначен послушник Якутского Спасского монастыря Иван Нифонтов (1882 г.р.), сын ссыльного, окончил курс Якутской 2-классной церковно-приходской школы. В 1900 г. он был принят в духовное звание и в 1907 г. рукоположен в дьяконы, затем во священники с назначением иереем в Тойбохойскую Иннокентьевскую церковь. Примечательно, что впоследствии Нифонтов в 1911 г. по ходатайству прихожанвернулся в Багаджинскую Благовещенскую церковь [5, с.254].

В 1905-1909 г. настоятелями храма были отец с сыном - Александр и Иннокентий Поповы.

Александр (1860 г.р.), уроженец Нюрбинского селения Вилюйско-го округа, обучался в Якутском духовном училище, в 1876 г. был назначен псаломщиком Угулятской Походной Благовещенской церкви, в 1877 г. переведен в Нюрбинскую церковь, в 1880 г. в Вилюйский Николаевский собор и вновь в Походную Благовещенскую церковь. В 1887 г. он был рукоположен в сан диакона и назначен в Вилюйский Николаевский собор, а также учителем церковно-приходской школы. В 1889 г.был рукоположен во священника с назначением иереем Нижне-Колымской церкви, в 1890 г. переведен настоятелем Мегежек-ской церкви, в 1895 г. в третий раз вернулся в Походную Угулятскую церковь. В 1899 г. Александра Попова назначили ии [сполняющим] д [елами] благочинного 13-го благочиния и в 1904 г. он освятил Багаджинскую церковь и с 1905 г. был священником этогохрама с исполнением обязанностей благочинного. Далее служил в Угулятском приходе. Имел многочисленные награды, где, кроме наград по линии духовенства, имелись бронзовая медаль «За труды по первой Всеобщей переписи населения 1897 года», Орден Св. Анны 3 степени (1912г.) и юбилейная медаль в честь 300-летия Дома Романовых [5, с.267-268].

С 1909 по 1911 г. священником был Иннокентий Семенович Попов (1841 г.р.), уроженец с. Сунтар Вилюйского округа, обучавшийся в Якутской духовной семинарии. В 1862 г. он был назначен псаломщиком Угулятской Походной Благовещенской церкви, в 1876 г. рукоположен во диакона, в 1884 г. во священника с назначением в Сунтарский храм, затем в 1909 г.он был переведен в Багаджинскую церковь [5, с.280-281]. В 1911 г. уволен за штат [2,Ф.277-и.Оп.2. Д.41].

Со священником Иваном Нифонтовым псаломщиком служил Иероним Попов (1889г.р.), сын священника. В 1908 г. он был назна-

чен штатным псаломщиком Кутанинской Благовещенской церкви, в 1911 г. по личному прошению перемещен к Багаджинской церкви [5, с.277].

Последним настоятелем Багаджинской церкви был священник Дмитрий Попов, сведения о котором не выявлены, но именно он указан как священник в метрической книге храма за 1917 г. [2,Ф.226-и. Оп.16. Д.279.Л.65об.-6].

В 1896 г. прихожане выднлили причту 33 десятины хлебопахотной и сенокосной земли и со временем размер покосных мест увеличился до 55 десятин [2,Ф.12-и.Оп.1. Д.21134.Л.4-5].Из рапорта Вилюйского окружного исправника установлено, что в начале XX в.«местность Багаджа занимает пространство около 100 десятин и на ней накашивается от 500 до 700 возов сена» [2,Ф.12-и.Оп.1. Д.21134.Л.2об.]. Соответственно, причт владел половиной сенокосных земель при озере Багаджа.

Жалование священников в год составляло 400 рублей, псаломщики получали 200 рублей [2,Ф.226-и.Оп.5а. Д. 2803. Л.1]. Интересно, чток 1912 г. жалование священника увеличилось до 600 рублей, но у псаломщика его сумма осталась неизменной. В 1912 г. церковный капитал насчитывал 312 рублей [2,Ф.226-и. Оп.6. Д. 12.Л.66об.].

Согласно клировой ведомости за 1912 г., просфорней при храме была вдова Мария Винокурова, получавшая жалование в размере 40 руб. [2,Ф.226-и.Оп.6. Д. 12.Л.72об.].

Таким образом, службу в Багаджинской церкви нес один состав причта.

Прихожане

В 1877 г. и [сполняющий]д [елами]благочинного священник Ви-люйской Николаевской церкви Иов Винокуров в рапорте при описании населения, обитавшего недалеко от озера Багаджа, использовал термин «...жители отрывочных наслегов». На территории современного 1-Кюлетского наслега Вилюйского улуса более 100 лет назад проживали жители 5-6 наслегов. О каких наслегах идет речь и о численности прихожан можно узнать из клировых ведомостей и метрических книг.

Клировые ведомости включали 3 раздела. Первый содержал информацию о здании церкви, её имуществе и доходах прихода. Во втором разделе речь шла о служителях, включая их семейное положение и послужные списки, источниках доходов и наградах. О прихожанах храма приводились сведения в третьем разделе. Такие

ведомости заполнялись, как правило, в двух экземплярах: один направлялся в консисторию, второй оставался в приходе.

Таблица 1.

Данные из клировой ведомости за 1898 г.

№ В каких местах и какого звания прихожане м ж В каком расстоянии от церкви.

1 Чачуйский наслег В 10 верстах

2 Энельгенский наслег 223 254 В 20 верстах

3 Тасагарский наслег 176 161 В 70 верстах

4 Едюгейский наслег 183 212 В 90 верстах

В клировой ведомости за 1898 г. о прихожанах Багаджинской церкви приведены следующие сведения. Священник Илья Винокуров по каким-то причинам не указал сведения о численности прихожан Чачуйского наслега, ближайшего от церкви. Прихожанами церкви являлись: 582 человек мужского пола и 627 человек женского пола, т.е. всего 1209 прихожан (без учета части жителей Чачуйского наслега). В численном отношении более всех посещали церковь жители Энельгенского наслега. По воспоминаниям, собранным бывшим председателем I Кулятского сельсовета А.В. Степановым в 1970-х гг. большинство опрошенных им старожилов сходились во мнении, что ранее наслег назывался Энельгенским (Энэлгэн нэЬшлиэгэ) [3, с.111]. Кроме того, в ведомости указано, что препятствий между жителями наслегов и оз. Багаджа не имеется.

Таблица 2.

Данные из клировой ведомости за 1899 г.

№ В каких местах и какого звания прихожане дворов м ж Обоего пола В каком расстоянии от церкви.

1 Тасагарский наслег 35 176 175 351 Ближайшие жители находятся от церкви в 3 верстах, а дальние в 100 верстах. Препятствий к сообщению не имеется.

2 Энельгенский наслег 29 277 271 548

3 Чачуйский наслег 11 93 117 210

4 Едюгейский наслег 19 109 112 221

Итого 96 667 677 1336

В клировой ведомости 1899 г. имеется более полная информация. Здесь приведены сведения о части прихожанЧачуйского наслега. Несмотря на то, что церковь была расположена на землях родовичей из

Чачуйского наслега, прихожан из этого наслега прикреплено было меньше всех. По сравнению с данными 1898 г. обращает внимание значительная разница (в сторону уменьшения) в численныхколиче-ственных показателях по Едюгейскому наслегу. Возможно в 1898 г. к Едюгейскому наслегу были ошибочно приписаны инородцы других наслегов. Численность прихожан из Энельгенского и Тасагарского наслегов увеличилась. При этом отмечен резкий прирост численно-стипредставителей мужского рода в Энельгенском наслеге, что за один календарный год представляется маловероятным. Все это позволяет сделать предположение, что сведения 1898 г. были неполными.

Особую ценность представляет информация о количестве дворов жителей наслегов, прикрепленных к церкви. Несмотря на то, что количество дворов прихожан из Тасагарского наслега было больше, по численности прихожан по-прежнему значительно преобладал Энельгенский. Выясняется и примерный масштаб расселения прихожан церкви.

Таблица 3.

Данные из клировой ведомости за 1912 г.

№ В каких местах и какого звания прихожане дворов м ж Улусы

1 Чачуйский наслег 9 22 24 Верхне- Вилюйский улус

2 Батулинский наслег 14 38 30

3 Едюгейский наслег 28 123 122

4 III Тогуйский наслег (Тасагарский) 58 150 151 Средне- Вилюйский улус

5 IV Тогуйский наслег (Энельгенский) 103 256 237

Итого 214 592 566

В клировой ведомости 1912 г. отмечено всего 1158 прихожан. Можно отметить значительное увеличение количества дворов по Та-сагарскому и Энельгенскому наслегам, и особенно значительной видится динамика последнего. Хотя по численности прихожан, можно отметить скорее отрицательную динамику.

В документе названия наслегов даются с привязкой к улусам. Благодаря этим данным становится понятным, к какому из наслегов и улусов можно причислить Энельгенский наслег, так как ни в одном из статистических документов или в других доступных источниках по Якутской области не встречается упоминание об Энельгенском наслеге Средне-Вилюйского услуга. Из архивных документов следует,

что Энельгенскийрод входил в состав IV Тогуйского наслега и иногда записывался как Энельгенский наслег.

Кроме того, в фондах Национального архива Республики Саха (Якутия) хранятся метрические книги Багаджинской Благовещенской церкви с 1897 по 1919 гг. В записях, кроме указанных в таблице наслегов, можно встретить сведения о рождении, бракосочетании и смерти прихожан из Халбатского, Кулятского и Угулятского наслегов.

При анализе данных сведений можно сделать вывод, что прихожанами Багаджинской Благовещенской церкви являлись более тысячи человек из 7 близлежащих наслегов.

Прихожане ежегодно исповедовались, приобщались к таинствам и несли оплату церковных расходов. Размеры сборов не были посто-янными.Собирать церковные сборы являлось обязанностью церковного старосты, избираемого из числа местных. Из клировой ведомости 1912 г. узнаем, что с 1908 г. церковным старостой являлся «якут Средне-Вилюйского улуса IV Тогуйского (Энельгинского) наслега Иван Николаев, вероисповедания православного, 43 лет, не грамотный» [2,Ф.226-и.Оп.6. Д. 12.Л. 73об.]. Насколько исправно он относился к своим обязанностям, можно судить по делу инородца того же наслега Герасима Григорьева, который при рождении был приписан к Багаджинской церкви, но в связи с ранним сиротством «находился на воспитании своего общества на местности Мастах». Со временем он стал исповедоваться и платить церковные расходы Мастахской Покровской церкви. Церковный староста Николаев, узнав про это, стал настаивать, чтобы он также платил расходы и вверенной ему Багаджинской церкви. Отчаявшись, Григорьев обратился с прошением в консисторию, где жаловался на старосту и просил разрешения причислить его к приходу Мастахской Покровской церкви. В консистории, изучив дело, вынесли решение причислить его к Мастахской церкви, существенно облегчив жизнь инородца [2,Ф.226-и. Оп.2. Д.7748.Л.1-4об.].

Таким образом, благодаря сохранившимся архивным документам мы сегодня можем представить, как начиналось строительство, какие священники и псаломщики работали в разные периоды, жители каких наслегов являлись прихожанами церкви, располагавшейся на территории современного с. 1-Кюлетцы Вилюйского района.

Работа с архивными документами дает богатый материал для изучения истории родного наслега. Только при изучении этих и других документов, освещающих деятельность церкви «во имя Благовещения пресвятой Богородицы» при озере Багаджа, становится понят-

ным исключительная их ценность и появляется возможность в полной мере оценить вклад и роль церкви в жизни наших предков.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Степанов Алексей Васильевич/ сост.П.В. Степанов, А.А. Степанов (на якутском языке). Якутск: Бичик, 2009.144с.

2. Национальный архив Республики Саха (Якутия).

3. Шишигин Е.С. Распространение христианства в Якутии.Якутск: Якутполиграфиздат, 1991.

4. Юрганова И.И. Якутские храмы: общее и особенное// Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Вып.2. Якутск: Якутский край, 2015. С.64-69.

5. Юрганова И.И. Церкви Якутии. Краткая история. Якутск, Сергиев Посад: Патр. изд.-полигр.центр, 2010. 400 с.

6. Миронов Н.С. За 4 века: летопись Вилюйского улуса 1600-2010. Ви-люйск: ИП «Стандарт», 2013. 248с.

7. Юрганова И.И. Епископы Якутии. Омск: ПЦ КАН, 2010. 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.