Научная статья на тему 'Основные этапы жизни и деятельности архимандрита Серафима (Винокурова)'

Основные этапы жизни и деятельности архимандрита Серафима (Винокурова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ARCHIMANDRITE SERAPHIM (VINOKUROV) / THE HOLY TRINITY CATHEDRAL / RUSSIAN SFSR / CHURCH IN THE XX CENTURY / THE YAKUT CLERGY / АРХИМАНДРИТ СЕРАФИМ (ВИНОКУРОВ) / СВЯТО-ТРОИЦКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР / СОВЕТСКАЯ РОССИЯ / ЦЕРКОВЬ В ХХ СТОЛЕТИИ / ЯКУТСКОЕ ДУХОВЕНСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьев Кирилл Васильевич, Захарова Тамара Викторовна

В статье описаны основные этапы жизни и деятельности последнего настоятеля Свято-Троицкого кафедрального собора города Якутска архимандрита Серафима (Винокурова). Он был обвинен по статьям 58-2, 58-10, 58-11 УК РСФСР и расстрелян 12 апреля 1930 г. В настоящее время выявлены немногочисленные документы, содержащие какую-либо информацию о жизни архимандрита Серафима. На основании их изучения и анализа авторы излагают хронологию ключевых событий жизни и деятельности архимандрита Серафима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные этапы жизни и деятельности архимандрита Серафима (Винокурова)»

Иеромонах Тихон (Воробьев), Т. В. Захарова

Основные этапы жизни и деятельности архимандрита Серафима (Винокурова)

В статье описаны основные этапы жизни и деятельности последнего настоятеля Свято-Троицкого кафедрального собора города Якутска архимандрита Серафима (Винокурова). Он был обвинен по статьям 58-2, 58-10, 58-11 УК РСФСР и расстрелян 12 апреля 1930 г. В настоящее время выявлены немногочисленные документы, содержащие какую-либо информацию о жизни архимандрита Серафима. На основании их изучения и анализа авторы излагают хронологию ключевых событий жизни и деятельности архимандрита Серафима. Ключевые слова: архимандрит Серафим (Винокуров), Свято-Троицкий кафедральный собор, советская Россия, Церковь в ХХ столетии, якутское духовенство

В статье представлены основные жизненные этапы последнего настоятеля Свято-Троицкого кафедрального собора Якутска архимандрита Серафима (Винокурова), который был расстрелян 12 апреля 1930 г. по обвинению в активной контрреволюционной работе.

В 2000 г. юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил «для общецерковного почитания в лике святых Собор новому-чеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу» [3]. Вместе с тем, этим же Собором было поручено епархиальным преосвященным «продолжить сбор и изучение предания и мученических актов о свидетелях веры ХХ века для последующего включения их имен в Собор новомучеников и исповедников Российских» [3]. Во исполнение этого поручения, после создания в 2011 г. в Якутской епархии епархиальной комиссии по канонизации святых, была начата работа по изучению жизни и деятельности репрессированного духовенства. В ходе работы комиссии было выявлено, что жизнь и служение архимандрита Серафима (Винокурова) требуют более внимательного изучения. Необходимостью подобного изучения обуславливается актуальность данной статьи.

Первая попытка дать краткое жизнеописание архимандрита Серафима (Винокурова) была предпринята М. Попович в 2010 г. [4]. Выявление и анализ новых документов, связанных с жизнью и деятельностью архимандрита

Серафима (Винокурова), позволяют более полно и систематически изложить основные этапы его биографии.

Все имеющиеся источники (документы), свидетельствующие о жизни и служении архимандрита Серафима (Винокурова), можно условно разделить на три группы, выбрав критерием разделения место их нахождения.

Первая группа источников — это документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Саха (Якутия). К ним относятся клировые ведомости, указы (распоряжения) и письма епархиальных архиереев, касающиеся архимандрита Серафима (до 1927 г. — священника Иннокентия Зиновьевича Винокурова), метрические книги и выписки из них и иные документы, а также документы ХХ в., отражающие церковную деятельность архимандрита Серафима (Винокурова) (в частности предпринятые им меры по сохранению Свято-Троицкого кафедрального собора города Якутска). В ходе работы в архиве было выявлено, что часть интересующих нас документов попала в отборный список и была уничтожена. Основные этапы дореволюционного церковного служения Иннокентия Зиновьевича Винокурова (архимандрита Серафима) можно реконструировать по клировой ведомости Якутской епархии [2, ф. 226-и, оп. 9, д. 168], которая содержит самые подробные сведения.

Вторая группа источников — архивно-следственные дела, хранящиеся в архиве Управления ФСБ по Республике Саха (Якутия). В первую очередь, архивно-следственное дело по обвинению И. З. Винокурова (архимандрита Серафима) и других лиц [1, д. 3303-р], а также архивно-следственные дела других репрессированных священнослужителей, в которых могут содержаться сведения о жизни и деятельности архимандрита Серафима (Винокурова).

Третья группа — это документы, хранящиеся в исторической библиотеке города Джуно (штат Аляска, США), в фонде родного брата архимандрита Серафима — Михаила Зиновьевича Винокурова. К ним относятся письма, полученные М. З. Винокуровым от братьев и других членов семьи, а также иные документы [5, р. 33-34, 43-44]. Эта группа источников на данный момент не исследована из-за труднодоступности.

Комплексное изучение выявленных документов позволяет сделать первоначальную реконструкцию основных этапов жизни и деятельности архимандрита Серафима. Приведем их в форме тезисов.

Винокуров Иннокентий Зиновьевич родился в феврале 1882 г., русский по национальности, происходил из духовного звания [1, д. 3303-р, л. 4]. Обучался в Якутской духовной семинарии. Для дальнейшего музыкального образования со второго класса семинарии был отправлен епархиальным начальством в Московское синодальное училище церковного пения, где получил музыкальное образование и был назначен на должность регента

при архиерейском хоре преосвященным Никанором, епископом Якутским и Вилюйским [2, ф. 226-и, оп. 9, д. 168, л. 43 об.].

Другие важные даты в жизни архимандрита Серафима будут перечислены ниже.

4 октября 1902 г. определен на должность псаломщика походной Благовещенской церкви [2, ф. 226-и, оп. 9, д. 168, л. 43 об.].

8 августа 1904 г. рукоположен во диакона епископом Якутским и Вилюйским Никанором [2, ф. 226-и, оп. 9, д. 168, л. 43 об.].

2 января 1905 г. рукоположен во священника к Нюрбинской Николаевской церкви, назначен настоятелем означенной церкви [2, ф. 226-и, оп. 9, д. 168, л. 43 об.].

17 августа 1905 г. назначен законоучителем при Мархинском народном училище [2, ф. 226-и, оп. 9, д. 168, л. 43 об.].

8 августа 1907 г. переведен в город Якутск на должность священника походной Благовещенской церкви [2, ф. 226-и, оп. 9, д. 168, л. 43 об.].

В 1907 г. назначен законоучителем и учителем второклассной учительской школы [2, ф. 226-и, оп. 9, д. 168, л. 43 об.].

17 сентября 1907 г. преосвященнейшим Макарием, епископом Якутским и Вилюйским, награжден набедренником [2, ф. 226-и, оп. 9, д. 168, л. 44 об.].

12 января 1909 г. временно назначен ключарем Якутского Свято-Троицкого кафедрального собора [2, ф. 226-и, оп. 9, д. 168, л. 44 об.].

23 июня (июля?) 1909 г. назначен заведующим благочиния седьмого участка Якутской епархии с переводом к Тюнгюлюнской Петропавловской церкви [2, ф. 226-и, оп. 9, д. 168, л. 44 об.].

7 сентября 1909 г. по предложению преосвященнейшего Иннокентия, епископа Якутского и Вилюйского, переведен в Якутск на должность священника походной Благовещенской церкви и секретаря канцелярии Его Преосвященства с поручением преподавания церковного пения в женском епархиальном училище и во второклассной учительской школе [2, ф. 226-и, оп. 9, д. 168, л. 44 об.].

В 1911 г. согласно прошению по болезни переведен к Нерюктейской Иоанно-Предтеченской церкви Олекминского округа. Вдов, от роду имеет 28 лет. В семействе у него дочь Людмила, 5 лет, и мать — вдова протоиерея Зиновия Винокурова Параскева Прокопьевна, 49 лет [2, ф. 226-и, оп. 9, д. 168, л. 44 об.].

В 1912 г. был в Санкт-Петербурге, возил мать на операцию [1, ф. 3303-р, л. 73-73 об.].

До войны 1914 г., а также с 1914 г. и до Февральской революции 1917 г. служил священником и учителем [1, ф. 3303-р, л. 4 об.].

В Февральскую революцию 1917 г. работал в комитете призрения (по выбору) и педтехникуме [1, ф. 3303-р, л. 4 об.].

С Февральской революции 1917 г. и до Октябрьской революции 1917 г. занимался тем же (работал в комитете призрения (по выбору), в педтехни-куме). Кроме того, работал в продкоме и холбос [1, ф. 3303-р, л. 4 об.].

При Колчаке (ноябрь 1918 г. — декабрь 1919 г.) был только священником [1, ф. 3303-р, л. 4 об.].

По данным на апрель 1919 г. — священник, ключарь Якутского кафедрального собора [2, ф. 464-и, оп. 1, д. 4, л. 88-88 об.].

15 апреля 1919 г. — отношение начальника Иркутского почтово-те-леграфного округа (Иркутск) в Якутский епархиальный совет, в котором говорится, что священник Иннокентий Винокуров подал прошение о допущении его к изучению почтово-телеграфного дела для перехода впоследствии на службу в почтово-телеграфное ведомство [2, ф. 464-и, оп. 1, д. 4, л. 88-88 об.]. В журнале Якутской духовной консистории указана причина: материальная необеспеченность духовенства Якутской епархии [2, ф. 464-и, оп. 1, д. 4, л. 87 об. — 90].

5 февраля 1920 г. — от воспаления легких умерла мать архимандрита Серафима Параскева Прокопьевна Винокурова. Погребена 8 февраля. Исповедал и приобщил протоиерей Михаил Охлопков. Совершил погребение епископ Софроний с градоякутским духовенством [2, ф. 266-и, оп. 16, д. 297, л. 163 об. — 164].

11 апреля 1921 г., — прошение Иннокентия Зиновьевича Винокурова, преподавателя педагогических курсов, в губернскую комиссию по ревизии мест заключений, в коем он просит рассмотреть дело находящегося в местах лишения свободы епископа Софрония (Арефьева) и освободить его на поруки под его, Винокурова, личную ответственность. Если же будет установлена наличность обвинений, препятствующая его увольнению, то отпустить его хотя бы для совершения богослужений Страстной и Пасхальной седмиц. Заявляет, что исполняет просьбу коллектива верующих города Якутска, которые неоднократно подавали в губчека [1, д. 2640-р, л. 5-5 об.].

В 1925 г. ездил в Москву. Цель поездки на данный момент не установлена [1, д. 3303-р, л. 105].

21 сентября 1926 г. в Якутск прибыл епископ Синезий (Зарубин). Кафедральный протоиерей Иннокентий Винокуров состоял при епископе в качестве личного секретаря и эконома архиерейского дома [2, ф. 278-и, оп. 1, д. 208, л. 67].

18 января 1927 г. протоиерей Иннокентий Винокуров принял монашество с именем Серафим, оставил должности секретаря и эконома [2, ф. 278-и, оп. 1, д. 208, л. 67 об.].

В мае 1927 г. епископ Синезий обвинил архимандрита Серафима в расходовании продуктов. Для расследования инцидента была создана

специальная комиссия*, которая пришла к выводу о невиновности архимандрита Серафима [2, ф. 278-и, оп. 1, д. 208, л. 68-68 об.].

3 августа 1929 г. во Всероссийский центральный исполнительный комитет РСФСР подано заявление правления коллектива верующих Якутского кафедрального собора, подписанное председателем И. Винокуровым (а также членом правления и секретарем), копии переданы начальнику Главнауки в ЦИК, ЯАССР и в Якутское управление строительного контроля. В заявлении опротестовывается заключение особой технической комиссии, которая производила осмотр здания собора для принятия мер к его сохранению. «Составленный комиссией акт обследования неточен, неясен, не обоснован, почему и опротестован по существу особым мнением члена комиссии — представителя от коллектива верующих; не подписан вовсе одним из инженеров, отсутствует также подпись второго инженера в заключительной части акта, что равносильно отсутствию мнений двух главных авторитетных экспертов, участвовавших в комиссии». Решение комиссии признано противоречащим предыдущим постановлениям властей [2, ф. 50-р, оп. 1, д. 438, л. 58-59].

В протоколе допроса от 6 ноября 1929 г. в графе «род занятий (последнее место службы и должность)» назвал себя настоятелем Троицкого собора [1, д. 3303-р, л. 4].

Представленный материал не является исчерпывающим. Епархиальной комиссии по канонизации святых Якутской епархии предстоит работа по более тщательному анализу жизни, служения и подвига архимандрита Серафима. И первоочередная задача в этом процессе — выявление ранее неизвестных документов, которые помогли бы более точно и подробно раскрыть жизнь и деятельность архимандрита Серафима (Винокурова).

Источники и литература

1. Архив УФСБ РФ по РС(Я).

2. Национальный архив Республики Саха (Якутия).

3. Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении новомуче-ников и исповедников Российских ХХ века [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/423849.html (дата обращения: 13.05.2019).

4. Попович М. Архимандрит Серафим (Винокуров): будем помнить, чтобы жить! [Электронный ресурс] // Логос. № 2. Ноябрь. 2010 (26). Зачем Богу Север? URL: http://pravlogos.ru/arhimandrit-serafim-vinokurov-budem-pomnit-chtoby-zhit/ (дата обращения: 13.05.2019).

5. Michael Z. Vinokouroff: a profile and inventory of his papers (MS81) and photographs (PCA 243) in the Alaska Historical Library. Juneau Alaska, 1986.

* В настоящее время полный текст доклада комиссии не обнаружен. Выявлена копия некоторых его фрагментов, находящаяся на хранении в НА РС(Я) в фонде прот. И. Неверова.

Hieromonk Tikhon (Vorobyov), T. V. Zakharova

The Main Stages of Life and Activity of Archimandrite Seraphim (Vinokurov)

The article presents the main stages of the life and work of Archimandrite Seraphim (Vinokurov), who was the last rector of the Holy Trinity Cathedral in Yakutsk. He was accused under Art. 58-2, 58-10, 58-11 of the criminal code of the RSFSR and shot on April 12, 1930. Currently, few documents containing any information have been identified. The authors set out the key events of the life and work of Archimandrite Seraphim in direct chronology.

Key words: Archimandrite Seraphim (Vinokurov), the Holy Trinity Cathedral, Russian SFSR, Church in the XX century, the Yakut clergy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.