СТАТЬИ
А. Н. Корнильцев
Первые попытки открытия цЕрковно-приходских школ в Якутском крае в 1860-1884 гг.
В статье рассматривается процесс учреждения церковно-приходских школ (ЦПШ) в отдаленной Якутской области во второй половине XIX в. Отмечается, что первоначально ЦПШ открывались по частной инициативе приходского священства и содержались в основном за его счет. После передачи начального образования в ведение Министерства просвещения якутские архиереи курировали вопросы школьного образования, а затем, после возвращения ЦПШ в церковное ведомство, в Якутии был создан ряд структур для управления начальным церковным образованием.
Ключевые слова: церковно-приходские школы, Якутская область, якутские архиереи, епископ Дионисий (Хитров), святитель Иннокентий (Вениаминов)
В XIX в. система начального образования в Российской империи не была однородной. Одним из ее элементов являлись церковно-приходские школы (ЦПШ), возглавляемые духовенством, которое должно было «повсеместно заводить школы» для обучения детей Закону Божьему, чтению, письму и счету. В 1830-е гг. согласно указам Святейшего Синода учреждаются первые церковно-приходские школы в империи, и дело открытия начальных школ возлагается на приходское духовенство.
История первых приходских школ в Якутском крае начинается с 1860-х гг. Еще в 1859 г. в своем отчете в Святейший Синод архиепископ Иннокентий (Вениаминов) сетовал: «В Якутской области нет нигде ни училища церковного, ни детей, учащихся у духовных лиц грамоте, ибо нигде так не трудно завести училище, как в Якутской области, потому что нигде нет собственно селения Якутского...» [2, ф. 796, оп. 442, д. 29, л. 13].
Тем не менее, в 1860-х гг. отдельные представители приходского духовенства опередили Министерство народного просвещения в попытках основания улусных школ, и в Якутском округе можно было насчитать около восьми случаев, когда члены причта пробовали заниматься обучением инородческих детей. Как правило, эти школы имели частный и домашний
А. Н. Кормильцев Первые попытки открытия церковно-приходских школ в Якутском крае в 1860-1884 гг.
характер. В основном учредителями их были приходские священники, которые пытались научить грамоте детей своих прихожан.
В ежегодном отчете за 1868 г. высокопреосвященнейший Иннокентий приводит список приходских школ своей епархии:
— В якутской Николаевской церкви священник Александр Преловский обучал семь мальчиков и восемь девочек.
— В 1863 г. действовала школа при синской Воскресенской церкви, преподавал в ней священник Николай Протопопов, обучая грамоте девять мальчиков.
— При кыллахской церкви в Олекминском округе под руководством местного священника Стефана Попова с 1863 г. обучались дети прихожан, из которых некоторые «пользовались от священника квартирой и пищей». К 1867 г. в школе обучалось девять мальчиков. В 1868 г. местный исправник в присутствии помощника благочинного принял экзамен у учеников. Пятеро из девяти детей смогли выдержать испытание и окончить школу, а священник С. Попов получил награду по 40 рублей за каждого успешно окончившего ученика.
— Школа при ытык-кёльской церкви Ботурусского улуса возникла в 1862 г., обучалось в ней 20 детей из местного населения, за которых родители оплачивали «по 2 рубля с головы». Школа имела отдельное помещение в доме священника, преподавал священник Димитриан Попов.
— Школа при усть-майской Матвеевской церкви начала работу с 1862 г., преподавал в ней священник Николай Берденников, собравший 15 мальчиков и девочек из детей русских крестьян. К 1865 г. отец Николай в своем отчете архиерею писал: «...дети (за исключением немногих из них) умели хорошо читать, даже Часослов и Псалтирь на клиросе, хорошо научились писать, и начали учить наизусть краткую Св. историю». В 1871 г. священника перевели служить в Якутск, и школа прекратила свое существование.
— Приходская школа при дюпсинской Троицкой церкви была открыта в 1862 г. В школе обучалось четыре якутских мальчика, учительствовал в ней местный псаломщик Е. Лонгинов, но через 1,5 года школа была закрыта из-за бедности родителей и «дороговизны припасов».
— При баягантайской Богородицкой церкви в 1860-х гг. занимался обучением детей священник Иоанн Попов.
Некоторые из членов причта борогонской Вознесенской церкви также частным образом занимались обучением якутских детей русской грамоте. На Оймяконе в 1872-1874 гг. священник занимался с пятью мальчиками, чурапчинский дьячок обучал пятерых мальчиков из 2-го Хаталинского наслега. В Вилюйске диакон Митрофан Попов обучал грамоте троих мальчиков и одну девочку. При Верхоянском приходе священник Матфей Попов обучал двоих мальчиков. Священник Петр Суворов, окормлявший Чаунскую
миссию, обучал четырех мальчиков. Священник усть-янского прихода Иоанн Винокуров обучал грамоте троих мальчиков, священник мачинской Николаевской часовни Александр Запольский обучал до десяти человек.
При Сунтарской часовне была организована школа, и священник Василий Попов обучал шесть детей, а священник Прокопий Винокуров одного мальчика [2, ф. 796, оп. 442, д. 306, л. 45].
Духовенство других храмов, по заверениям священников, не имело возможности принимать участие в развитии школьного дела из-за отсутствия помещения для школы и в связи с длительными, по 2-4 месяца, пастырскими отъездами по территории приходов. Еще одной причиной было нежелание якутов отдавать своих детей учиться грамоте, так как одни не имели средств для оплаты обучения, другие не видели практической пользы в получении образования для своего ребенка, а некоторые проживали за несколько сотен верст от церкви. Следует отметить, что открытие церковных школ иногда встречало сопротивление со стороны гражданской власти [2, ф. 796, оп. 442, д. 355, л. 45].
Для поощрения инициативы заведения школ при церквях и надлежащего обучения священников была выработана система денежных поощрений за каждого ученика, успешно сдавшего выпускные экзамены. Вознаграждение выдавалось таким образом: священник или диакон обучал ребенка чтению, письму на русском и якутском языках, а также Закону Бо-жию и содержал их за свой счет 3 или 4 года. Потом ученик должен был сдать экзамен в присутствии благочинного и представителей светской власти. Если экзамен был сдан удовлетворительно, то обучавший получал за каждого ученика от 30 до 35 рублей, а если экзамен ученик не сдавал, то учитель оставался без вознаграждения. Вместе с тем, учитывая, что содержание одного ученика составляло в среднем от 60 до 72 рублей в год, данное вознаграждение представляется несоразмерным затратам [2, ф. 796, оп. 442, д. 406, л. 75].
В 1870-х гг. в Якутской области стали открываться школы Министерства народного просвещения, и в связи с этим уже действующие приходские школы перешли в ведение министерских школ либо были закрыты. Первой по времени открытия министерской школой стало баягантайское училище (1870 г.), затем открылось амгинское (1871 г.), в том же году были учреждены школы в городах Верхоянске и Колымске, в 1872 г. открыты училища в Борогонском, Ботурусском и Намском улусах, в 1874 г. — в Западно- и Вос-точно-Кангаласском улусах, в 1876 г. — в четырех улусах Вилюйского округа и в одном из наслегов Олекминского округа, в 1877 г. — в Синском селении Якутского округа [2, с. 179].
Тем не менее, наряду с министерскими школами продолжали существовать и открываться ЦПШ. К 1871 г. их насчитывалось всего три, затем
А. Н. Корнильцев Первые попытки открытия церковно-приходских школ в Якутском крае в 1860-1884 гг.
в 1872 г. — пять, а в 1874 г. уже семь школ с 84 учащимися [2, ф. 796, оп. 442, д. 455, л. 48].
В 1876 г. преосвященный Дионисий (Хитров) отмечал, что все церковные училища перешли в ведение Министерства народного просвещения, но вместе с тем благословлял священников открывать школы в тех приходах, где их нет, даже несмотря на то, что школы могли перейти в ведение Министерства народного просвещения [2, ф. 796, оп. 442, д. 718, л. 41-42].
В Спасском монастыре была открыта школа, где обучались 22 мальчика. Учебное заведение действовало до 1878 г. и затем было перемещено в здание Якутского духовного училища [2, ф. 796, оп. 442, д. 718, л. 44; д. 822, л. 12].
Несмотря на то, что начальное образование было выведено из ведения Церкви, якутские владыки во время своих архипастырских поездок по епархии продолжали посещать министерские школы. Так, в 1878 г. во время одной из архипастырских поездок, епископ Дионисий посетил намскую, вилюйскую, нюрбинскую, сунтарскую, олекминскую и кыллахскую школы и составил мнение об уровне образования в них: «Во всех школах дети не говорят и не понимают по-русски. Учителя заставляют детей выучивать главнейшие христианские молитвы, но они ничего не понимают из прочитанного. Во многих школах учителя говорят о недостатке книг» [2, ф. 796, оп. 442, д. 822, л. 22]. Владыка отмечал, что в местности, где русский язык распространен шире, процесс идет намного лучше. Обучение в якутских школах, как правило, проходило только на русском языке, и результатом этого было то, что дети, не знавшие русского языка, плохо усваивали материал, механически заучивали молитвы, не понимая их смысла. Кроме того, не было учебников на якутском языке, что также осложняло процесс [2, ф. 796, оп. 442, д. 860, л. 29].
В 1884 г. церковно-приходские школы и школы грамоты были выведены из ведения Министерства народного просвещения и стали вновь подчиняться духовному ведомству. Таким образом, с этого времени начался период систематизирования управления церковными школами и становления начального церковного образования.
Школы грамоты должны были готовить учащихся для церковно-при-ходских и центральных школ. В Якутской епархии был создан епархиальный училищный совет, председателем которого был, как правило, ректор Якутской семинарии. Создавались также церковно-приходские попечительства, главной задачей которых было привлечение детей в ЦПШ и изыскание средств к деятельности данных школ [2, ф. 796, оп. 442, д. 1060, л. 20].
Таким образом, очевидно, что в 1860-1884 гг. в Якутской области предпринимались попытки учреждения церковно-приходских школ, и в основном этот процесс носил характер частной инициативы местного образованного
духовенства. Основателям школ пришлось столкнуться с рядом проблем, таких как нехватка помещений и материальных ресурсов, отсутствие учебников на родном языке, недостаточный уровень образования самих учителей.
Следует отметить интерес и озабоченность делом образования со стороны епархиальных архиереев, которые не переставали окормлять бывшие церковные школы даже после того, как большая часть их была передана в ведение Министерства народного просвещения. После того как начальное образование было передано под надзор Церкви, начинается становление структуры управления церковными школами, и впоследствии церковноприходские учебные заведения внесут значительный вклад в повышение уровня образования местного населения.
Источники и литература
1. Майнов И. И. Зачатки народного образования в Якутской области // Сибирский сборник. Иркутск, 1897. С. 172-229.
2. Российский государственный исторический архив.
A. N. Korniltsev
The First Attempts to Open Parish Schools in the Yakut Region in 1860-1884
The article describes the process of establishment of parish schools in the remote Yakut region in the second half of the XIX century. It is noted that initially the parish schools were opened by the private initiative of the parish priests and kept mainly by parish expenses. The Yakut bishops reconsidered the issues of school education after the transfer of primary schools to the Ministry of education. Then special management institutions of primary church education were created after the return of the parish schools to the Church department in Yakutia.
Key words: parish schools, Yakut region, Yakut bishops, Bishop Dionysius (Khitrov), saint Innocent (Veniaminov)