УДК 37
Булдыгерова Т.А.
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» п. Палатка (г. Магадан, Россия)
СВОЕОБРАЗИЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: данная статья посвящена особенностям подготовки к ГИА по русскому языку. Из опыта работы выявлены структурные части экзамена, которые вызывают затруднению у обучающихся и представлены алгоритмы работы с такими заданиями. В конце статьи сформулированы выводы по работе учителя-словесника в ходе подготовки своих учеников к экзамену.
Ключевые слова: ГИА, русский язык, устное собеседование, сочинение.
В современном образовательном процессе проблема качественной подготовки школьников к ГИА стала как никогда актуальной. Государственная итоговая аттестация представляет собой главный элемент формирующейся общероссийской системы оценки качества общего образования. Главным предназначением государственной итоговой аттестации (ГИА) является оценка качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы общего образования.
Несомненно, качество подготовки школьников к основному государственному экзамену зависит не только от самих обучающихся, но и от учителя-предметника. Особая задача стоит перед учителем русского языка, поскольку данный предмет является обязательным для сдачи.
Для реализации качественной подготовки школьников к основному государственному экзамену по русскому языку, которая будет ориентирована на
успешную сдачу экзамена, учителю необходимо быть готовым к ОГЭ по русскому языку содержательно, методически и организационно. По справедливому утверждению Л.С. Пахомовой: «Несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену» [2, с. 468]. С этим сложно не согласиться, ведь каждый педагог, опираясь на свой опыт работы, выявляет определенные структурные элементы экзамена по русскому языку, которые вызывают наибольшее затруднение.
В первую очередь учителю необходимо ознакомиться с сайтом ФИПИ, демонстрационным материалом и кодификатором по предмету (в данном случае - по русскому языку). Важно отметить, что педагог должен быть в курсе всех изменений и нововведений относительно контрольно-измерительного материала. Далее учителю стоит систематизировать материал по разделам экзаменационной работы и подготовить возможные способы объяснения ученикам основных методов выполнения заданий. Выстраивая и планируя подготовку своих учеников к сдаче экзамена по русскому языку, учитель должен продумать систему работы: что можно дать на этапе повторения, обобщения и систематизации тематического материала, а что дать учащимся для повторения и подготовки дома.
Остановимся более подробно на специфике ГИА по русскому языку. Экзамен включает в себя несколько блоков: устное собеседование, которое представляет собой допуск к экзамену, изложение, сочинение и тестовые задания. Опираясь на свой педагогический опыт, мною было установлено, что наибольшие затруднения при подготовке к экзамену у обучающихся вызывает устное собеседование и сочинение. По утверждению Э.Ю. Толстых: «Третья часть экзамена - сочинение-рассуждение, которое строится по определенному алгоритму - начинается с вступления, содержащего тезис - то есть утверждения, которое учащемуся предстоит доказывать. Сами доказательства, официально именуемые аргументами, расположатся в средней части, а заключение - вывод
по всей работе. Такую последовательность нужно сохранять, ведь это влияет на количество баллов, которые экзаменуемый получит в итоге» [1, с. 144].
Для того чтобы обучающимся проще было запомнить структуру сочинения в формате ОГЭ, я рекомендую своим ученикам остановиться на одном из трех предложенных вариантах написания такого сочинения и отрабатывать технику в течение года. Чаще всего старшеклассники выбирают второй вариант (задание 13.2. - сочинение-рассуждение по цитате из текста). Мною был составлен определенный алгоритм по подготовке к написанию сочинения из задания 13.2.
Задание 13.2. предлагает экзаменуемым «написать сочинение по цитате из текста». Это может быть ключевая мысль или выражение, так или иначе резюмирующая весь текст, иными словами - она будет указывать на смысл текста. Для того чтобы хорошо справиться с заданием, необходимо:
1. Первично ознакомиться с содержанием текста;
2. Вдумчиво перечитать предлагаемую цитату;
3. Вторично ознакомиться с текстом, выделяя в нем главные моменты;
4. Составить план будущего сочинения;
5. Выразить идею цитаты, сформулировав при этом собственную позицию;
6. Подобрать к ним примеры из текста (в этом случае опираться необходимо только на содержание текста);
7. Оформить сочинение на черновике;
8. Проверить свою работу как с содержательной, так и с грамматической точки зрения;
9. Переписать работу в чистовик.
Данный алгоритм помогает ученикам не запутаться в тексте и не растеряться структуре своей работы. Отрабатывая написание сочинения по четким пунктам, обучающиеся смогут с легкостью и уверенностью написать сочинение на экзамене. Отмечу, что во время работы с сочинением на своих уроках я активно использую ИКТ. Современные школьники уже не
представляют свою жизнь без электронных устройств, поэтому использование в ходе подготовки различных онлайн-площадок, презентаций, электронно-методического материала привлекает внимание обучающихся и мотивирует их к подготовке.
Как уже отмечалось раннее, затруднения вызывает не только написание сочинения, но и такой немаловажный этап, как устное собеседование. С 2019 года стало обязательным итоговое собеседование по русскому языку. На нём проверяют умение выразительно читать текст, понимать и пересказывать его, создавать монологическое высказывание на разные темы, отвечать на вопросы. К сожалению, далеко не каждый выпускник в идеале владеет техникой пересказа и умением грамотно выражать свои мысли. В связи с этим педагогу необходимо уделять особое внимание урокам по развитию речи. Стоит отметить, что ключевым аспектом по подготовке к устному собеседованию является работа с научно-публицистическим текстом. На своих уроках по развитию речи я подбираю ученикам различные тексты, над которыми мы работаем по следующему алгоритму:
1. Прочитать текст про себя, выписывая при этом ключевые имена, незнакомые слова, географические названия, термины и др.;
2. Определить микротему текста;
3. Определиться со способом цитирования;
4. Выписать «клише» для пересказа;
5. Проговорить пересказ про себя.
Также отмечу, что технику пересказа стоит отрабатывать не только на уроках развития речи, но и на обычных уроках по русскому языку. Своим ученикам я часто предлагаю пересказать задание из учебника, пересказать то, что они проходили на другом уроке раннее и др.
Стоит не забывать, что комплексная подготовка обучающихся к ГИА включает в себя и психологическую работу с учениками. По утверждению М.Ю. Чибисовой, психологическую готовность представляет собой «сформированность психических процессов и функций, личностных
характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче экзамена» [3, с. 25]. Важно, чтобы педагог в течение года морально и психологически настроил своих учеников на сдачу экзамена, научил их бороться с волнением и неуверенностью.
В ходе подготовки к ГИА учителю следует не забывать проводить диагностику знаний в формате ГИА. Помимо решений отдельных заданий на уроке, учитель-предметник должен организовывать пробное решение вариантов КИМ, иными словами - организовывать «пробники». Подобные пробные экзамены позволяют диагностировать уровень и качество подготовки как всех учеников в целом, так и выявить слабоуспевающих ребят, которым нужно стараться уделять больше внимания и контролировать их процесс подготовки в особенности.
Таким образом, ежедневная и комплексная подготовка к ГИА в течение года по русскому языку помогает старшеклассникам и учителю-предметнику объединиться для достижения общей цели - успешной сдачи ГИА. Главным аспектом в любой методике является желание, осознание важности такой работы, как подготовка к ГИА самим учащимся, и кропотливая деятельность вместе с учителем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Толстых Э.Ю. Особенности организации подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку / Э.Ю. Толстых // Вестник научных конференций. Выпуск № 7-2. 2020. С. 143-145.
2. Пахомова Л.С. Эффективные пути и приёмы подготовки учащихся в успешной сдаче ОГЭ / Л.С. Пахомова // Наука и образование: новое время. Выпуск №7-2. 2016. С. 467-475.
3. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. Москва: Генезис. 2009. 184 с.
Buldygerova T.A.
teacher of Russian language and literature Secondary School №1 in Palatka (Magadan, Russia)
PECULIARITY OF STUDENTS' PREPARATION
FOR GIA IN RUSSIAN LANGUAGE IN THE SYSTEM OF MODERN EDUCATION
Abstract: this article is devoted to the peculiarities of preparation for the GIA in Russian language. From the experience of work, the structural parts of the exam that cause difficulties for students are identified and algorithms of work with such tasks are presented. At the end of the article, conclusions are formulated on the work of a teacher in preparing his/her students for the exam.
Keywords: pollution, atmospheric air, cars, econometric analysis, forecasting.