Научная статья на тему 'Готовимся к сдаче устной части ОГЭ по русскому языку: вопросы, ответы, решения'

Готовимся к сдаче устной части ОГЭ по русскому языку: вопросы, ответы, решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН / ORAL EXAM / ВЫПУСКНИКИ / GRADUATES / СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ / SEMANTIC READING / ДОРОЖНАЯ КАРТА УЧАЩЕГОСЯ / STUDENT ROAD MAP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левитская Надежда Андреевна, Маликова Полина Михайловна, Путятина Елена Михайловна

Круглый стол по вопросам подготовки к устной части экзамена по русскому языку для учеников, родителей, учителей, работающих в 9-х классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левитская Надежда Андреевна, Маликова Полина Михайловна, Путятина Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing For Delivery Of The Oral Part Of The Oge In The Russian Language: Questions, Answers, Solutions

Round table on the preparation for the oral part of the Russian language exam for pupils, parents, teachers working in 9th grades.

Текст научной работы на тему «Готовимся к сдаче устной части ОГЭ по русскому языку: вопросы, ответы, решения»

готовимся к сдаче устной части огэ по русскому языку: вОПрОСЫ ответы, решения

Надежда Андреевна Левитская,

кандидат педагогических наук, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», кафедра методики преподавания гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин, доцент, Москва

Полина Михайловна Маликова,

учитель высшей категории, МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина», Московская область Елена Михайловна Путятина,

заместитель директора по УВР, учитель высшей категории, МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина», Московская область

• устный экзамен • выпускники • смысловое чтение • дорожная карта учащегося

В этом году вводится устная часть экзамена по русскому языку, и ученикам 9-х классов предстоит впервые сдавать все виды устной речи (чтение, пересказ, монолог и диалог). Так как подобный экзамен будет проводиться впервые, то перед учителями, работающими в 9-х классах, выпускниками основной школы, их родителями стоит немало вопросов, на которые необходимо дать ответ. Чтобы узнать, что думают об этом новом экзамене учителя-практики, мы провели круглый стол для учеников, родителей, учителей, работающих в 9-х классах.

Мы обратились к учителям русского языка и литературы МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина» (директор Т.Г. Рыбкина, отличник народного просвещения, победитель Московского конкурса «Лучший директор» 2007 г.). Именно здесь в сентябре 2017 г. начала свою работу внедренческая Академическая площадка ГБОУ ВО МО «АСОУ», ведется апробация модели подготовки к устной части экзамена по русскому языку. На вопросы, связанные с проблемами подготовки к этой форме ГИА, дали ответы учителя школы.

Вопрос родителей. С какой целью вводится устная часть экзамена по русскому языку, ведь знания и умения, или, как в настоящее называют, «языковая компетентность» школьников, проверяется при сдаче письменной части экзамена?

Н.А. Левитская, канд. пед. наук. Введение устной части экзамена по русскому языку -ожидаемое событие школьной жизни. Это в первую очередь связано с падением речевой культуры, в том числе и среди молодёжи. О сохранении русского языка, его распространении в мире, повышении речевой культуры говорил на I съезде любителей российской словесности, который состоялся в мае 2016 года, президент В.В. Путин. Введение устной части экзамена должно повысить требования к языковой культуре выпускников, где девятиклассник обязан продемонстрировать владение основными умениями: чтением, пересказом, монологической речью, диалогом. При проверке техники чтения ученик должен правильно интонировать, выделяя микротемы текста, соблюдать орфоэпические нормы (правильно ставить ударения) и грамматические нормы, например, правильно склонять числительные. При описании фотографии ученик владеет навыками монологической речи, во время проверки диалога он полно отвечает на поставленный вопрос, умело решая коммуникативную задачу.

Вопрос школьников (ученик Глеб Широков). Как за короткий срок можно подготовиться к экзамену? Когда я попытался сдать пробный экзамен, то было нелегко. Непросто составить монолог по картине, при создании текста на заданную тему мне при-

экспертиза,.......ишшя,......диаг-ностина

шлось приложить много усилий. Я должен был подготовить монолог в форме рассуждения о любимой книге, а у меня получился анализ романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». От волнения забываешь слова, не держится в памяти план рассказа.

П.М. Маликова, учитель высшей категории. Монолог не простая форма, так как она строится по законам риторики и представляет собой непротиворечивое высказывание на определённую тему. Поэтому монолог имеет трёхчастную структуру, элементы которой (предложения) связаны между собой последовательной или параллельной связью. Если вам предстоит рассказывать о профессии, то должно быть рассуждение о профессии, её роли в жизни общества, пользе, которую она приносит людям. Если о семье, то следует рассказать о том, что собой представляет ваша семья, кто её члены, чем они занимаются, как проводят время, какие у них интересы. При составлении монолога обязательно должен быть внутренний план. Чтобы монолог получился не только правильным, но и соответствующим требованиям, надо уметь в короткую форму (10 предложений) вложить ёмкое содержание.

Вопрос учителя 9-х классов О.В. Сукма-новой. Сейчас всех девятиклассников волнует, успеют ли они подготовиться к этому экзамену. И что они должны предпринять в оставшееся время?

Е.М. Путятина, учитель русского языка высшей категории. Времени действительно осталось немного, но если каждый день хотя бы понемногу работать: читать вслух и пересказывать текст, составляя план, готовить заранее тексты монологов (топики) - то можно научиться правильно составлять письменные, а потом и устные высказывания. Из опыта работы школы хочется сказать, что если подготовка будет носить системный характер, то выпускники основной школы сумеют достойно сдать экзамен.

Вопрос школьников (ученик Г. Широков). Отвечать устно, особенно когда знаешь, что твой ответ записывается, очень страшно, от волнения забываешь слова, сбиваешься во время монолога. Можно ли дать советы, которые помогли бы снять напряжение во время сдачи экзамена?

П.М. Маликова, учитель русского языка высшей категории. Чтобы избежать стресса во время сдачи экзамена, следует просто подготовиться к «встрече с микрофоном». Попробуйте вначале прочитать текст, предложенный в тренажёрах перед камерой, потом составьте монологи и тоже прочитайте его перед камерой, это уже труднее и может не получиться с первого раза. Тренируйтесь. Очень хорошо это получается, когда вы готовите монолог вдвоём или втроём. Это не только сплачивает, но даёт сверить свою подготовку с готовностью других.

Вопрос родителя ученика 9-го класса Е.А. Троицкой. Как научить школьников строить монологическое высказывание? Монолог может быть представлен тремя типами речи: описанием, повествованием, рассуждением. Как научить выстраивать монолог, представляющий описание?

Е.М. Путятина, учитель высшей категории. Хотя составители экзамена предполагают спонтанность высказывания, но опыт показал, что сегодняшние девятиклассники слабо готовы к сдаче экзамена без подготовки. Проблемы с чтением тянутся у них с начальной школы, когда техника чтения подменила смысловое чтение, поэтому современному ученику надо прочитать, а потом понять, что он прочитал. Одновременно читать и понимать прочитанное не получается. Поэтому надо помнить о том, что на экзамене даны 2 минуты на ознакомление с текстом и 2 минуты на прочтение. При этом кроме темпа будет учитываться правильность речи, требуется верное интонирование текста, не должно быть орфоэпических и грамматических ошибок. Исходя из опыта, можно рекомендовать заранее подготовить банк монологов на предлагаемые темы.

Вопрос родителей. Посоветуйте какие-нибудь организационные приёмы, которые можно использовать при подготовке к устной части экзамена?

Н.А. Левитская, канд. пед. наук. В качестве рекомендуемого организационного инструмента можно посоветовать использовать «Дорожную карту», которая подскажет, какие виды проверяемых умений будут проверяться, каковы требования (критерии оценивания). Образец карты приводится ниже.

ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 6'2017

Дорожная карта обучающегося

(подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку)

№ Вид заданий Требования

1 Чтение Темп Интонация Орфоэпия

Время на подготовку - 2 мин Время на ответ - 2 мин Соотв. пункт знакам Не соотв. пункт. знакам Соотв. нормам Не соотв.

Соответствует Не соотв. + +

Пересказ Сохранение (3) микротем Уместное использование цитаты Грамматическое оформление высказывания

Время на подготовку - 1 мин Время на ответ - 3 мин + - + -

2 Монолог Смысловая цельность Связность Логичность

Время на подготовку - 1 мин Время на ответ - 3 мин Не соотв. Соотв. Не соотв

3 Диалог Коммуникативный замысел Грамматическое оформление Речевое ос юрмление

Время на подготовку - 0 мин Время на ответ - 3 мин

+ - + - + -

Памятка

Устная часть экзамена по русскому языку проводится в марте-апреле и рассматривается как допуск к письменной части ОГЭ. Для получения зачёта необходимо заработать не менее 10 баллов. Принимается экзамен двумя учителями русского языка и литературы из образовательной организации, в которой проводится экзамен. □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.