Научная статья на тему 'РАЗНОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА - СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ'

РАЗНОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА - СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
227
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / АТТЕСТАЦИЯ / ATTESTATION / ТЕКСТ / TEXT / АNALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Л. В.

Комплексная работа с текстом служит надёжным средством подготовки к итоговой аттестации независимо от формы её осуществления: к изложению, сочинению, к устным экзаменам, к ЕГЭ. Использование элементов известных методик, применение различных форм работы с текстом при подготовке учащихся направлены на успешное выполнение заданий ОГЭ по русскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗНОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА - СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ»

РАЗНОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА - СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ

АТТЕСТАЦИИ

Семенова Л.В. ®

Преподаватель русского языка и литературы, Нахимовское военно-морское училище

Аннотация

Комплексная работа с текстом служит надёжным средством подготовки к итоговой аттестации независимо от формы её осуществления: к изложению, сочинению, к устным экзаменам, к ЕГЭ. Использование элементов известных методик, применение различных форм работы с текстом при подготовке учащихся направлены на успешное выполнение заданий ОГЭ по русскому языку.

Ключевые слова: анализ, аттестация, текст. Keywords: аnalysis, attestation, text.

В системе школьных предметов русский язык занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения.

Владение языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации во многом определяет достижения человека практически во всех областях жизни.

Актуальность моего выступления обусловлена не только проблемой повышения качества подготовки к итоговой аттестации, но и всё более частыми обращениями коллег-преподавателей с просьбой: научите детей, заставьте их читать и понимать текст. Причём не обязательно сложный или длинный текст, а просто ЧИТАТЬ, т.к. от того, как понят вопрос или осмыслено условие задачи, зависит правильность ответа.

Иногда от нахимовцев приходится слышать: «Вы нам задали большое упражнение». А оказывается, дело не в большом упражнении, которое не нужно было переписывать, а в том, что не прочитано его условие. А ведь известно, что до 30% успеха выполнения заданий в формате ОГЭ и ЕГЭ зависит от внимательности, аккуратности, умения понять и осмыслить задание.

Причин несколько. Специалисты считают, что современные дети обладают клиповым мышлением, которое имеет и плюсы, и минусы. В современном мире быстроменяющейся информации клиповое мышление обеспечивает защиту мозга от информационных перегрузок. Быстрая реакция позволяет легко включаться в работу, осваивать новый материал, эффективнее реагировать и подстраиваться под любые изменения.

Что делать?

Запретить детям пользоваться гаджетами и соцсетями, смотреть телевизор, конечно, мы не можем. Специалистами предлагаются различные методики, одна из них -аналитическая работа с текстами, которая поможет научить ребёнка самостоятельно выстраивать образную систему, а всяческое закрепление прочитанного - обсуждение, конспектирование и т.д., способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, т.к. именно текст, с одной стороны, - стимул для обсуждения различных проблем, с другой - необходимый фактический и языковой материал для самостоятельного анализа.

Работая с текстом поэтапно на разных уровнях, мы готовим обучающихся к его целостному восприятию. Автор статьи, используя элементы известных методик, применяет различные формы работы с текстом при подготовке учащихся, направленные на успешное выполнение заданий ОГЭ по русскому языку.

® Семенова Л.В., 2017 г.

Комплексная работа с текстом служит надёжным средством подготовки к итоговой аттестации независимо от формы её осуществления: к изложению, сочинению, к устным экзаменам, к ЕГЭ. Анализируя ошибки ребят в выполнении ряда заданий, понимаешь, что многие учащиеся, читая текст, на основе которого им предстоит дать ответ на разнообразные вопросы, не могут глубоко понять содержание этого текста.

Экзамен по русскому языку в форме ОГЭ — один из первых экзаменов для обучающихся 9 класса, он включает две письменные работы: сжатый письменный пересказ на основе прослушанного текста и создание собственного текста-рассуждения. Поэтому комплексная работа с текстом — чрезвычайно важный вид работы.

К концу обучения выпускник научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов, схемы, таблицы;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Конечно, работа с текстом идёт поэтапно: 5 класс - фонетический, словообразовательный и лексический уровни; 6, 7 классы - морфологический уровень; 8 класс - синтаксический уровень; 9 класс - стилистический уровень, 10-11 классы -восприятие, осмысление и полный анализ текста, творческая работа. Каждый последующий уровень включает в себя материал предыдущих ступеней. Тексты, предложенные для комплексного анализа, предусматривают не только проверку языковых компетенций учащихся, но и заставляют задуматься над нравственными проблемами.

Художественное произведение — это диалог писателя и читателя. Писатель, обращаясь к читателю, хочет быть понят им, а задача читателя - понять, что хотел сказать своим произведением писатель, что он «зашифровал между строк».

Систематическое обращение к анализу текстов на уроках русского языка, опора на них способствует формированию важнейшего коммуникативного умения — создавать собственный текст. Всегда, анализируя содержание текста, обращаемся к языковым средствам, чтобы и свои тексты учащиеся строили лучше и совершеннее. Как известно, чтобы усвоить, одному необходимо увидеть, другому — услышать, третьему — записать. Поэтому в своей практике при работе с текстом, наряду с традиционными, автор статьи использует следующие приёмы:

1.Чтение с карандашом в руках.

При таком виде чтения учащийся самостоятельно делает акценты на наиболее важных и значимых, по его мнению, деталях, а уже при анализе произведения, ученику будет проще ориентироваться в тексте. Виды заданий, которые могут быть предложены при таком чтении:

1) описание героя произведения, место действия и т. д.;

2) эмоции, диалоги и монологи (внутренний мир героя);

3) позиция автора.

2. Работа с изобразительно-выразительными средствами языка. Ученики работают с примерами в тексте, выписывая их в тетрадь, возможно в формате таблицы, и раскрывают их роль в тексте.

3. Работа с текстами критиков.

Ребята учатся считаться с мнением не только учителя и своих одноклассников, но ещё и литературных деятелей, писателей-современников. Работа с текстами русских критиков позволяет аргументированно отстаивать свою позицию в отношении героя или произведения.

4. Пересказ (краткий пересказ, подробный пересказ (близко к тексту с использованием авторского стиля, пересказ от лица одного из героев)

5. Работа с цитатами (заучивание наизусть, интересные выражения и обороты речи, выписанные в тетради).

Урок должен вовлекать учеников в активную деятельность. Мы заинтересованы в том, чтобы они унесли с собой с урока максимум. Ведь из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти: 20 % того, что слышат; 30 % того, что видят; 50 % того, что видят и слышат; 90 % того, что говорят (проговаривают) в то время, как делают; 95 % того, что делают (исследуют, создают) сами.

6. Лингвостилистический эксперимент, которым мы используем на уроках русского языка, предлагаемый в различных методических пособиях — один из приёмов анализа текста. Способы создания экспериментальных текстов разные: развертывание текста (способствует более глубокому пониманию текста), свертывание текста (выявление образных средств), перестановка слов и других языковых единиц (единственно верное расположение слов, предложенное автором), сравнение нескольких авторских редакций текста, дописывание концовки текста. Интересной и полезной для учащихся является такая работа, как выделение в тексте абзацев; построение текста из данных отдельных предложений. Таким образом, анализ текста не только один эффективных способов подготовки обучающихся к ОГЭ. Правильно организованная работа по лингвистическому анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся. Анализируя текст, учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной научной деятельности и интеллектуальные умения, развивают свои творческие способности, учатся создавать собственное речевое произведение, осуществляют целенаправленную подготовку к выпускному экзамену по русскому языку.

Литература

1. Актуальные проблемы преподавания русского языка.: Материалы науч.- практ. конф., 26 августа 2015 г./ Томский гос. университет- Томск, 2015

2. Гурова В. Педагогический проект «Комплексный анализ текста как средство подготовки к итоговой аттестации по русскому языку» // Открытый урок. Первое сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/read/article/a18.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.