УДК 159.9
Степанова Н. В., к. п. н.
доцент
кафедра психиатрии и наркологии Оренбургский государственный медицинский университет Россия, г. Оренбург
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И МОТИВАЦИИОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОСНОВНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
Аннотация: Представлены результаты исследования особенностей эмоционального состояния и мотивации обучающихся в период подготовки к основному государственному экзамену. Выявлены высокий уровень тревожности, неуверенность, страх, отрицательное эмоциональное отношение к экзамену. Высокая познавательная активность сочетается с низкими показателями учебной мотивации.
Ключевые слова: основной государственный экзамен, психологическая готовность, эмоциональное состояние, тревожность, познавательная активность, мотивация.
Stepanova N. V., candidate of psychological
associate professor department of psychiatry and narcology Orenburg state medical University Russia, Orenburg
FEATURES OF THE EMOTIONAL STATE AND MOTIVATION OF STUDENTS DURING THE PREPARATION FOR THE MAIN STATE
EXAM
Annotation: The article presents the results of a study of the features of the emotional state and motivation of students during the preparation for the main state exam. A high level of anxiety, uncertainty, fear, and negative emotional attitude to the exam were revealed. High cognitive activity is combined with low indicators of educational motivation.
Key words: main state exam, psychological readiness, emotional state, anxiety, cognitive activity, motivation.
Государственная итоговая аттестация - обязательная процедура для всех выпускников, связанная с эмоциональным стрессом. Унифицированная форма проведения выпускного экзамена в виде тестов несёт дополнительную эмоциональную нагрузку. Успешность сдачи экзамена определяется не только знаниями, умениями, навыками по предмету, но и особенностями мотивации, а также психологической готовностью (уровнем
стрессоустойчивости, умением совладать с эмоциями и чувствами, владением методами саморегуляции и самоконтроля), поэтому требует психологической подготовки обучающихся к сдаче выпускных экзаменов. Изучение особенностей эмоционального состояния и мотивации обучающихся в период подготовки к основному государственному экзамену позволит сформулировать задачи и направления групповой консультативной и психопрофилактической работы психолога по подготовке к основному государственному экзамену, а также выявить подростков с высоким уровнем тревожности, неуверенных в себе и, соответственно, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе в рамках психологической подготовки к государственной итоговой аттестации.
Изучением проблемы подготовки обучающихся к выпускным экзаменам в форме ЕГЭ и ОГЭ занимались учёные и специалисты практического образования И.В. Долгопологва, О.В. Киба, И.В. Лучина, Е.Г. Чернышенко, М.Ю. Чибисова, М.Ю. Яударова и др. Изучены и систематизированы трудности, с которыми сталкиваются выпускники в процессе подготовки к экзаменам (когнитивные, процессуальные, личностные), а также предложены направления работы по преодолению трудностей каждого типа [4, 5]. Предложены пути повышения психологической готовности за счёт освоения школьниками конкретных инструментов повышения стрессоустойчивости [1, з, 5].
Цель исследования: изучить особенности эмоционального состояния и мотивации обучающихся в период подготовки к основному государственному экзамену. В исследовании принимали участие 74 обучающихся девятых классов, девушки и юноши 14-15 лет. Были использованы следующие методы: авторская анкета для девятиклассников перед проведением ОГЭ, метод тестов («Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей» Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой).
С целью получения общего представления о процессе подготовки обучающихся к основному государственному экзамену была проведена анкета. На вопрос «Как Вы готовились к сдаче ОГЭ?»46% обучающихся ответили, что готовились к ОГЭ как в школе, так и дома самостоятельно; 32% обучающихся кроме подготовки в школе, пользовались услугами репетитора; 22% готовились к экзаменам только под руководством учителей.
По вопросу «Как в школе осуществлялась психологическая подготовка учеников к ОГЭ?» получены следующие результаты: 32% учащихся считают, что в школе психологическая подготовка не осуществляется; 32% учащихся отметили, что классные руководители проводят беседы; 18% отметили, что беседы проводят учителя-предметники и 18% отметили, что в школе проводятся групповые психологические треннинги и тематические беседы школьного психолога.
Вопрос об участии родителей в подготовке к экзаменам показал, что 44 % родителей контролируют процесс подготовки; 27% контролируют и эмоционально поддерживают подростков; 16 % помогают при подготовке и эмоционально поддерживают; 13% не принимают участия в подготовке.
На вопрос «Какие эмоции вы испытываете в преддверии сдачи экзаменов?» чаще всего учащиеся отмечали такие эмоции как, неуверенность (46%), страх (40%), тревогу (35%), волнение (32%); реже всего - такие эмоции, как отчаяние, радость, воодушевление, интерес, спокойствие, равнодушие (по 8%), подавленность, скуку (по 5%).
Результаты методики «Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей» Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой представлены в таблице 1.
Таблица 1
Эмоции и познавательная активность обучающихся перед проведением ОГЭ
Уровни Высокий Средний Низкий
Показатели^^^^ (%) (%) (%0
Тревожность 65 24 11
Гнев 40 49 11
Познавательная 13 63 19
активность
Результаты методики показали, что более половины (65%) испытуемых имеют высокий уровень тревожности, что может проявляться у подростков в чрезмерной напряженности, скованности, связанной с экзаменационной ситуацией, чувстве неуверенности в себе и, в итоге, негативно повлиять на результат экзамена; 24% испытуемых имеют средний уровень тревожности, наиболее оптимальный с точки зрения продуктивности деятельности; 11% имеют низкий уровень тревожности, что может свидетельствовать о равнодушном отношении к экзамену и его результату.
Показатели по шкале «гнев» характеризуют эмоциональное отношение к экзамену. Высокий уровень гнева демонстрируют 40% подростков, что свидетельствует о резко отрицательном отношении к ОГЭ, 49% подростков имеют средний уровень гнева, раздражены, недовольны; только 11% подростков имеют низкий уровень гнева, что свидетельствует о стабильном эмоциональном состоянии перед проведением ОГЭ.
Познавательная активность - один из факторов, определяющих процесс и результат обучения. Из всех испытуемых 14% подростков обладают высокой познавательной активностью, что должно положительно отразиться на результате экзаменов;66% подростков имеют среднюю познавательную активность; 20% подростков имеют низкую познавательную активность.
Кроме эмоционального состояния и познавательной активности методика Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреевой диагностирует учебную мотивацию. По результатам, 8% обучающихся обладают продуктивной мотивацией, позитивно относятся к учению; у 14% обучающихся средний уровень познавательной мотивации с тенденцией к снижению; у 38% мотивация снижена, эмоциональное отношение к учению отрицательное; 40% учащихся резко отрицательно относятся к учению.
Результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод, что эмоциональное состояние более половины обучающихся перед сдачей ОГЭ характеризуется высокой тревожностью и отрицательным отношением к
экзамену. Подростки раздражены, недовольны, испытывают неуверенность, страх, волнение. Изучение особенностей мотивации показало противоречивые результаты: большинство испытуемых имеют среднюю и высокую познавательную активность в целом, при низких показателях учебной мотивации.
Таким образом, психологическая подготовка девятиклассников к государственной итоговой аттестации должна быть направлена, прежде всего, на обучение приёмам совладания со стрессом и тревогой, формирование навыков саморегуляции эмоционального состояния; учителям -предметникам при подготовке обучающихся к ОГЭ необходимо обратить внимание на мотивационный компонент учебной деятельности.
Использованные источники:
1. Долгополова И.В. Психологическая готовность детей к ЕГЭ [Электронный ресурс]// Гуманитарный научный журнал.- 2015. - №2. - С. 1416. - URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/psihologicheskaya-gotovnost-detey-k-ege/viewer^x^ обращения: 27.05.2020)
2. Киба О.В., Чернышенко Е.Г. Алгоритм работы учителя по подготовке к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию [Электронный ресурс]//Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». - 2013. - №3(13). - С. 16-23. -URL:https://cyberleninka.ru/article/n/algoritm-raboty-uchitelya-po-podgotovke-uchaschihsya-k-gosudarstvennoy-itogovoy-attestatsii-po-obschestvoznaniyu/viewer (дата обращения: 27.05.2020)
3. Лучина И.В. Педагогические условия совершенствования процесса подготовки учащихся к выпускным экзаменам в общеобразовательной школе. Автореф... дис. кан. пед. наук. - Чебоксары: 2004. - 24 с.
4. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. - М.: Генезис, 2009.
5. Яударова М.Ю. Психологическая подготовка обучающихся выпускных классов к ГИА. [Электронный ресурс]//Вестник Чеченского института повышения квалификации работников образования. -2018.- №1(28)- С. 33-37. - URL:https://elibrary.ru/contents.asp?id=36497504 (дата обращения: 27.05.2020)