Научная статья на тему 'Своеобразие интерпретации античных мифов в исследованиях Роберта Грейвса'

Своеобразие интерпретации античных мифов в исследованиях Роберта Грейвса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
177
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миф / мифоперсонаж / античность / верование / образ / міф / міфоперсонаж / античність / вірування / образ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Э. К. Джапарова

В статье рассматривается творчество выдающегося исследователя древних религий и мифологий Роберта Грейвса. Анализируются произведения, в которых использованы античные мифоперсонажи, предлагается их интерпретация, изложенная в критических работах Роберта Грейвса. В результате анализа выявлено, что Роберт Грейвс, используя мифологические образы из античных мифологий, дает им свою оригинальную расшифровку, противоположную традиционным мифологическим трактовкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Своєрідність інтерпретації античних міфів у дослідженнях Роберта Грейвса

У статті розглядається творчість видатного дослідника давніх релігій та міфологій Роберта Грейвса. Аналізуються роботи, в яких використані відомі античні міфоперсонажі, пропонується їх інтерпретація, викладена в критичних працях Роберта Грейвса. В результаті аналізу виявлено, що Роберт Грейвс, використовуючи міфологічні образи з античних міфологій, дає їм своє оригінальне розшифрування, протилежне традиційним міфологічним трактовкам.

Текст научной работы на тему «Своеобразие интерпретации античных мифов в исследованиях Роберта Грейвса»

УДК 821.111

Э. К. Джапарова,

кандидат фтолопчних наук, доцент, завiдувач кафедри англмськоТ фтологи, декан iсторико-фiпопогiчного факультету Республканського вищого навчапьного закладу "Кримський iнжинерно-педагогiчний ушверситет"

Своеобразие интерпретации античных мифов в исследованиях Роберта Грейвса

Картина мира ХХ-ХХЙ веков характеризовалась кардинальными изменениями в литературоведении, истории, философии и других областях. В связи с этим, вновь возник интерес к мифу, который стал восприниматься как альтернатива науке, оказавшейся не в силах дать ответы на все жизненные вопросы. Миф привлекает внимание исследователей, начиная со времен античности, и сегодня является ключевым понятием в современной культуре. Миф стал объектом антропологического, философского, лингвистического, а также литературоведческого анализа, а мифологические персонажи все чаще фигурируют в художественных произведениях в самых разных интерпретациях и формах. Именно миф нередко становится источником вдохновения для поэтов и писателей, художников и музыкантов.

Как справедливо заметил М.Элиаде (мифокритик, родившийся в Румынии, но большую часть жизни работавший во Франции и США), «миф есть одна из чрезвычайно сложных реальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах». [5, с. 33]

В зарубежном литературоведении наиболее известными и влиятельными оказались мифологические исследования М. Бодкин, Р. Грейвса, Ф. Корнфорда, Дж. Мэррея, К. Стилла, У. Троя, Дж. Уэстон, Л. Фидлера, Э. Чемберса и др. Наименее изученным в отечественном литературоведении является мифотворчество Роберта Грейвса.

Роберт Грейвс (1895-1985) - выдающийся английский поэт, прозаик, мифолог, литературовед, оставивший богатое творческое наследие: многочисленные поэтические сборники, произведения в художественной прозе, книги по теории поэзии, теории мифа, литературной критике, а также переводы и письма. Всемирную

известность получили его произведения «Я, Клавдий» (1934), «Божественный Клавдий» (1935), «Золотое Руно» (1944), «Белая Богиня: историческая грамматика поэтической мифологии» (1948), «Мифы Древней Греции» (1955), «Иудейские мифы» (1955), «Дочь Гомера» (1955), а также многочисленные стихотворения и переводы Апулея (1950), Светония (1957), отрывков из Лукиана (1956) и Гомера (1959) и др.

Несмотря на столь внушительное творческое наследие и оригинальность литературно-критических взглядов, практически до конца прошлого века литературно-критические работы Р. Грейвса оставались мало изученными в зарубежном литературоведении, вероятно вследствие присвоения ему «маргинального статуса» в академических кругах Англии ХХ в. Однако, в начале XXI столетия вклад Роберта Грейвса в развитие английской литературоведческой мысли переоценивается и становится объектом анализа зарубежных исследователей Дж. Бирлайна, Р.П. Грейвса, Р. Кенери, Р. Шумакера, Дж. Смедса и других, основной целью которых является «восстановление настоящего места Роберта Грейвса в литературе и литературоведческой мысли XX века». [7, с. 21]

В украинской литературоведческой науке творчество Роберта Грейвса остается практически неисследованным (за исключением краткого изложения основных идей его мифокритической концепции в работах А.С. Козлова, Т.В.Шадриной, Э.К.Джапаровой).

Изучение рецепции мифа, анализ особенностей использования кельтских и античных мифоперсонажей в творчестве Роберта Грейвса является актуальным, поскольку они предлагают один из возможных подходов к решению проблемы соотношения мифа и литературы, активно дискутируемой в современном литературоведении.

Целью работы является изучение специфики использования поэтом образов и сюжетов из античной мифологии, их оригинальная интерпретация.

Опорными мифологиями для мифопоэтических построений Р. Грейвса служили, прежде всего, не только кельтские (материковая, галльская и островные, ирландская и британская), но и античные (древнегреческая и римская) мифологии. Поэтому его поэзия и критические работы насыщены образами представителей пантеона кельтских богинь или волшебных покровительниц отдельных занятий и отдельных местностей, а также «чудесных» женщин кельтских и античных легенд: Блодуэдд (Блодувед, Блодеуведд) - валлийская

богиня цветов. Карридвен (Карридвейн, Карридвен) - валлийская богиня плодовитости, мудрости и вдохновения; обладательница «котла всевидения», Морриген (Морген) - богиня-мать, друидесса, покровительница плодородия и целительства, Сирона - гальская богиня - (букв.) «звезда», Эпона - одно из Верховных галльских божеств, богиня-покровительница лошадей, а также плодородия, изобилия, плодовитости, провожатая и оберегательница душ умерших при их переходе в загробное иномирие и многие другие.

Одним из наиболее распространенных в литературе мифов является миф об Одиссее. Однако у Р.Грейвса он получает совершенно новое звучание. Автор связывает миф об Одиссее с основной календарной темой. Именно Улисс становится главным героем одноименного стихотворения Роберта Грейвса. One, two and many: flesh made him blind, Flesh had one pleasure only in the act, Flesh set one purpose only in the mind -Triumph of flesh and afterwards to find Still those same terrors wherewith flesh was racked [6, с. 64]. Одна, две, множество: плоть ослепила его, У плоти лишь одно удовольствие в акте, Плоть ставит одну цель в разуме -Триумф плоти и после этого обнаружить Все те же ужасы, с помощью которых плоть подвергалась мучениям

(пер. Э.К. Джапаровой) Миф о Прометее лежит Робертом Грейвсом в основе стихотворения "Prometheus" («Прометей») и используется для того, чтобы показать силу любви. Прометей в данном случае составляет бинарную оппозицию с Улиссом. Он не мечется от одной женщины к другой, он всецело любит ее - Белую Богиню, Тройственную Музу поэта - и поэтому он уже герой.

Feed, jealosy, do not fly away -If she who fetched you also stay [6, с. 166]. Кормись, ревность, не улетай -

Если та, что послала тебя тоже останется (пер. Э.К. Джапаровой)

В поэзии Роберта Грейвса использованы и другие мужские персонажи из античной мифологии: Аполлон, Парис, Менелай, Гектор, Мидас, Енох, Орфей, выступающие подобно Улиссу или Прометею воплощением солнечного божества. Античные же Богини, образы которых использует Р.Грейвс в своих поэтических

произведениях, - Ариадна, Персефона, Пасифая, Гера, Рея, Елена, Афродита, Каллисто - необходимы для раскрытия особого мифопоэтического мировидения великого поэта, для подтверждения его концепции.

He sighs: 'Deep sunk in my erroneous past She haunts the ruins and the ravaged lawns' [6, с. 138] Он вздыхает: «Глубоко проникнув в мое ошибочное прошлое, Она ходит, как призрак, по руинам и опустошенным лужайкам. (пер. Э.К. Джапаровой)

Проанализировав мифы разных народов, образцы античной литературы, Грейвс сделал вывод о том, что в основе всех верований лежит миф о поклонении наиболее древней богине в Европе, Азии и Африке - Богине Луны. В целом в данном положении нет ничего удивительного, ведь все мифологи признают, что Богиня-мать является «главным женским божеством в большинстве мифологий мира». [3, с. 178] Однако традиционным является мнение о том, что она занимает вторичное положение относительно Бога-мужчины. Оригинальность подхода Роберта Грейвса заключается в наделении именно Богини женского пола высшей силой. Кроме того, в отличие от популярных солярных теорий мифа, Роберт Грейвс занимает позицию лунарных теорий. Согласно грейвсовской концепции, именно Луна является важнейшим религиозным символом эпохи матриархата. «В древнем греческом мифе солнце, однако, уступает первенство луне; она внушает больший суеверный страх, не теряет своей яркости к концу года и, кроме того, наделяется правом решать: давать ли воду полям», - пишет он. [1, с. 10]

To the left hand there bubbles a black spring Overshadowed with a great white cypress. Avoid this spring, which is Forgetfulness Though all the common rout rush down to drink. Avoid this spring [6, с. 156-157]. Источник темный будет биться слева Под белой мощной сенью кипариса. Ты избегай его, ведь он - Забвенье, Хотя к нему спешит обычный люд, Ты избегай его... (пер. Э.К. Джапаровой)

Показательно, что для Роберта Грейвса мифология правдивее, истиннее истории, она сохраняет память античных ритуалов и построена на постоянных, регулярных повторах деятельности многих людей под воздействием глубоко

эмоционального порыва. Подтверждением этому являются слова самого Р.Грейвса: „ В мифах со всей достоверностью запечатлены религиозные обряды и события античности, на них можно положиться как на исторические свидетельства, необходимо лишь понять их язык и сделать поправку на возможные ошибки при переписывании, неверные толкования забытых обрядов и произвольные изменения, внесенные по моральным и политическим соображениям",- пишет Р.Грейвс. [1, с. 17]

В своих работах „Мифы Древней Греции" (1955) и „Иудейские мифы" (1956) Роберт Грейвс осуществляет попытку подойти к изучению мифов с научной позиции, логически аргументировав свои выводы. Для Роберта Грейвса миф имеет значительный потенциал, поскольку в нем скрыты загадки и тайны, которые могут и должны быть раскрыты путем логического размышления и освобождения его от ошибок мифографов. Здесь литературовед приближается к мнению своего соотечественника антрополога Э.Тейлора, утверждавшего, что «реликты древних цивилизаций представляют собой не только специфический частный или научный интерес, они скрывают в себе коды для разгадывания загадок настоящего и прогнозирования будущего человека в мире». [4, с. 43]

При этом Роберт Грейвс намеревается отстоять достоверность анализируемых мифов и установить их оригинальное значение. Особенность грейвсовского метода, по его собственному заверению, заключается в том, „чтобы объединить в гармоничное целое разрозненные элементы каждого мифа с привлечением малоизвестных вариантов, проясняющих смысл мифа, и попутно ответить, в силу моих возможностей, на возникающие в связи с этим вопросы". [2, с. 20] Роберт Грейвс стремится вычленить древнейшее ритуальное зерно мифа. Он опирается на археологические открытия, на изучение религии, мифологии, а также на факты античной литературы.

Суммируя сказанное, отметим, что Р.Грейвс использует образы античных богинь исключительно как отражение одной из ипостасей Тройственной Богини Луны. В каждом используемом древнегреческом мифе Р.Грейвс выделяет «единственную поэтическую тему», отражающую мотивы о борьбе двух соперников за возлюбленную.

В поэзии Роберта Грейвса мужские персонажи античных мифов условно распределяются на два лагеря, ассоциирующие с Богом Прибывающего Года и Богом Убывающего Года. Роберт Грейвс отрицает главенство Бога Солнца, ярко выраженное в

греческой мифологии, отстаивая позицию о преобладающей власти Великой Богини. В мифопоэтическом мире Роберта Грейвса одними из основных являются такие античные персонажи Одиссей, Прометей, Аполлон, Тесей, Парис, Менелай, Гектор, Мидас, Енох, Орфей; Ариадна, Персефона, Гера, Рея, Елена, Афродита, мифы творения и мифы о загробной жизни.

В поэзии Роберта Грейвса фигурируют мифологические символы, свойственные античной мифологии (олива, лавр, мирра, роза, виноград, яблоко; желтые пески, ракушки, змея, гриф, голуби, жемчуг). Однако, образы и сюжеты из античной мифологии подвергаются их творческому переосмыслению, зачастую посредством смещения главных акцентов мифа так, чтобы он вписывался в мифопоэтическую концепцию Роберта Грейвса и выражал его особое мировидение.

Перспективой дальнейшего исследования творчества Роберта Грейвса является изучение переводческого аспекта его поэтического наследия, произведений художественной прозы, а также литературной критики и их интерпретация.

Литература

1. Грейвс Р. Белая Богиня : Историческая грамматика поэтической мифологии / Роберт Грейвс; [пер. с англ. Л. И. Володарская]. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. - 956 с.

2. Грейвс Р. Мифы древней Греции / Роберт Грейвс ; [пер. с англ. К. П. Лукьяненко ; ред., послесл. А. А. Тахо-Годи]. - М. : Прогресс, 1992. - 624 с.

3. Мифы народов мира: энциклопедия в 2 т. / [гл. ред. С. А. Токарев, члены ред. кол. : И. С. Брагинский, И. М. Дьяконов, В. В. Иванов и др.]. - 2-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1992.

- 720 с.

Т. 2. : К-Я. - 1992. - 720 с.

4. Полщук Я.О. Естетика мiфу i мiфологiчний горизонт раннього украшського модерну : дис... доктора фтол. наук : 10.01.05 / Я.О. Полщук. - К., 2000. - С. 43.

5. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде ; [пер. с франц. В. П. Большакова]. - 2-е изд., испр. и доп.- М. : Академический Проект, 2001. - С. 33.

6. Graves R. Poems Selected by Himself / Robert Graves.

- Edinburgh, 1966. - 223p.

7. Smeds J. Statement and Story. Robert Graves Myth /

J. Smeds. - Abo : Akad., 1997. - P. 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.