Научная статья на тему 'СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕФЕРЕНЦИЯ / РОССИЯ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валентир Надежда Владимировна

В статье рассматриваются свободные экономические зоны как инструмент стимулирования экономического развития России. Несмотря на то, что первоначально у таких зон была плохая репутация, с 2005 г. Россия начала их использовать для привлечения инвестиций. В результате к 2022 г. в России действует 43 экономические зоны, принеся за 2005-2021 гг. почти 1,5 трлн руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Валентир Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREE ECONOMIC ZONES AS A TOOL TO STIMULATE THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers free economic zones as a tool for stimulating the economic development of Russia. Even though such zones initially had a bad reputation, since 2005 Russia began to use them to attract investment. As a result, by 2022, 43 economic zones operate in Russia, bringing in 2005-2021 almost 1,5 trillion rubles.

Текст научной работы на тему «СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (44), 2022

УДК 338.1

Валентир Надежда Владимировна, студент 4-го курса, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Россия, г. Санкт-Петербург

e-mail: hope_valentir@mail.ru

Научный руководитель: Приходько Дмитрий Валентинович, старший преподаватель кафедры международных экономических отношений, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Россия, г. Санкт-Петербург

e-mail: prihodkodv@yandex.ru

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: в статье рассматриваются свободные экономические зоны как инструмент стимулирования экономического развития России. Несмотря на то, что первоначально у таких зон была плохая репутация, с 2005 г. Россия начала их использовать для привлечения инвестиций. В результате к 2022 г. в России действует 43 экономические зоны, принеся за 2005-2021 гг. почти 1,5 трлн руб.

Ключевые слова: свободная экономическая зона, экономическое развитие, преференция, Россия, инвестиции.

Valentir Nadezhda V., 4th year student, Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Russia, Saint-Petersburg e-mail: hope_valentir@mail.ru

Scientific supervisor: Prikhodko Dmitry V., Senior Lecturer of Department of International Economic Relations, Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Russia, Saint-Petersburg

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (44), 2022

e-mail: prihodkodv@yandex.ru

FREE ECONOMIC ZONES AS A TOOL TO STIMULATE THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: the article considers free economic zones as a tool for stimulating the economic development of Russia. Even though such zones initially had a bad reputation, since 2005 Russia began to use them to attract investment. As a result, by 2022, 43 economic zones operate in Russia, bringing in 2005-2021 almost 1,5 trillion rubles.

Keywords: free economic zone, economic development, preference, Russia, investments.

Вопрос экономического развития является одним из самых важных в жизни любого государства. Инструменты для развития национальной экономики могут быть разные. Одним из таких инструментов является создание свободных экономических зон (СЭЗ) для привлечения прямых иностранных инвестиций. В контексте обострившейся в начале 2022 г. геополитической ситуации актуальным представляется анализ функционирования СЭЗ в России. Благодаря работе СЭЗ российская экономика может оставаться привлекательной для иностранных инвестиций, даже в условиях экономической турбулентности.

Повышенный интерес к развитию СЭЗ в России возник давно. Связано это с попыткой минимизировать последствия отставания страны в технологическом плане. С 2018 г. мировая экономика перешла на шестой технологический уклад [2, C. 346], в то время в России подавляющая доля технологий приходится на четвертую ступень развития [3, C. 130].

Свободные экономические зоны, или особые экономические зоны (ОЭЗ), часто используются в мировой практике для привлечения иностранных инвестиций. Однако в России СЭЗ обладают неоднозначной репутацией. До

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (44), 2022 начала 2000-х гг. свободные экономические зоны воспринимались как внутренние офшоры с сопутствующими негативными последствиями для экономики страны. С 2005 г., после утверждения закона об особых экономических зонах № 116-ФЗ, началось активное создание и формирование ОЭЗ на территории Российской Федерации (РФ). Создание и развитие свободных экономических зон могут быть драйвером роста, в частности, в таких направлениях, как привлечение иностранных инвестиций увеличение внутреннего валового продукта (ВВП) страны, модернизация национального производства, рост рабочих мест, переход раннее отсталых регионов в динамично развивающиеся. Именно поэтому СЭЗ интересны странам по всему миру, включая Россию.

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [1].

По состоянию на март 2022 г. в Российской Федерации функционирует 43 СЭЗ, из них наиболее инвестиционно-привлекательные такие зоны, как «Алабуга», «Технополис «Москва», «Ульяновск». Данные зоны объединяет наличие преференций, таких как:

- льготы по страховым платежам, налогам и коммунальным платежам;

- возможность получения земельных участков по более выгодным ценам;

- готовая производственная и коммунальная инфраструктура;

- ускоренная амортизация и пр. [5].

Свободная экономическая зона - это разграниченная территория, которая имеет особое юридическое положение по отношению к другим территориям внутри страны и на которой предприниматель освобождается от таможенных пошлин, некоторых налогов и получает дополнительные меры поддержки от

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (44), 2022 государства. В целом предприятия, зарегистрированные на территории СЭЗ, получают дополнительные преимущества, такие как:

1. Пониженная ставка налога на прибыль и сниженный размер страховых взносов.

2. Отсутствие налога на имущество резидента, а также земельного налога.

3. Административные льготы.

4. Ввоз товара на территорию особой таможенной зоны без уплаты таможенного налога и НДС.

5. Готовая бизнес-инфраструктура.

Кроме общероссийских преференций, которые предусмотрены федеральным законодательством для ОЭЗ, некоторые регионы устанавливают дополнительные меры поддержки резидентов для свободных экономических зон на своей территории. В Российской Федерации одновременно функционирует несколько типов зон, их деятельность регламентируется различными нормативно-правовыми актами.

Ярким примером регионального развития СЭЗ в России является «Технополис «Москва». Это особая экономическая зона в г. Москва, которая была создана в целях стимулирования поддержки высокотехнологичных производственных компаний. Московская ОЭЗ была создана еще в 2006 г. Но по-настоящему серьёзное развитие этот проект получил после 2016 г., когда управление особой экономической зоной было передано Правительству Москвы. Сегодня ОЭЗ «Технополис «Москва» - флагман новой московской промышленности, в состав которого входит пять производственных площадок общей площадью 554 тыс. м2: одна в Печатниках и четыре в Зеленограде -«Алабушево», «Микрон», «МИЭТ» и «Ангстрем». На ее территории функционирует 91 компания-резидент, создавших более 8,2 тыс. рабочих мест для инженеров и других высококвалифицированных профессионалов [4].

За счет поддержки Правительства г. Москвы резиденты ОЭЗ «Технополис «Москва» получают бесплатное подключение в срок на 30 дней к инженерным сетям (водоснабжению, электроснабжению, теплоснабжению, водоотведению).

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (44), 2022 Кроме того, в ОЭЗ имеется центр подготовки кадров. Стоит отметить, что около 4 тыс. студентов Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» проходят профессиональную подготовку по теории и практике на базе этого технополиса [4].

Как было отмечено, ОЭЗ предоставляют множество льгот, в том числе в налоговой сфере. В табл. 1 обобщены данные в части налоговой политики.

Таблица 1. Налоговые льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ в России

Налоги ОЭЗ Россия Срок действия

Налог на прибыль, % 2 20 До 2028 года

Налог на имущество, % 0 2,2 10 лет

Налог на землю, % 0 1,5 10 лет

Транспортный налог (евро/л.с.) 0 0,01-0,7 10 лет

Социальные налоги и платежи 30 30 на период действия ОЭЗ

Стоимость приобретения земли 1 % от кадастровой стоимости 100 % рыночная цена на период действия ОЭЗ

Режим свободной таможенной зоны 0 % таможенных пошлин, 0 % НДС - на период действия ОЭЗ

Источник: составлено автором на основании [URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe razvitie/iffitmmenty_razvitiya_territoriy^sobye_ekoшmicheskie_zony/]

Представленные в табл. 1 данные свидетельствуют о том, что ОЭЗ действительно являются привлекательными для компаний с точки зрения налоговых льгот. Причем по многим направлениям разница между стандартными и льготными налоговыми ставками существенна.

Важную роль в функционировании СЭЗ выполняют управляющие компании, стратегическими задачами которых являются:

- создание условий для разработки передовых технологий, видов продукции и управленческих практик, транслирующихся в регионы страны;

- привлечение российских и зарубежных инвестиций в экономику;

- получение прибыли за счет привлечения крупных частных инвестиций, оказания сервисных услуг, оптимизации операционных расходов и увеличения экономического потенциала резидентов;

- запуск производства высоко конкурентноспособной продукции на мировом рынке.

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (44), 2022

На этапе начального строительства зоны управляющая компания СЭЗ отвечает за ее обустройство и подготовку к заезду резидентов. Данные процессы довольно затратны, как в финансовом, так и во временном плане. Так, например, на строительство ОЭЗ «Иннополис» управляющая компания потратила два года, начав в 2012 г. и закончив обустройство всех коммуникаций к 2014 г., после начав построение зданий и сооружений.

Одним из факторов, влияющих на длительность строения СЭЗ является ее тип. Когда СЭЗ ориентирована на изготовление большого объема промышленных товаров, то управляющей компании необходимо предоставить для своих резидентов большие площади земли, нежели для СЭЗ, специализирующейся на инновационных разработках, где в основном не актуальны большие площади земли, а необходимы офисы средних размеров. Типы особых экономических зон, выделенные в Федеральном законе об ОЭЗ, представлены в табл. 2.

Таблица 2. Типы ОЭЗ в России

Тип ОЭЗ Характеристика Количество ОЭЗ данного типа в России, ед.

Промышленно -производственный тип (ППТ) Расположенные в зоне крупных промышленных регионов страны, имеют обширные территории. Отличительными чертами данной ОЭЗ являются: преобладание промышленных предприятий, расположенность к основным транспортным артериям, наличие природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы. 24

Технико- внедренческий тип (ТВТ) ОЭЗ ТВТ функционируют в регионах, которые обладают лучшими в стране научно-образовательными центрами. Данный тип ОЭЗ формируются в целях помощи инновационному бизнесу и реализации наукоемкой продукции. 7

Туристско-рекреационный тип (ТРТ) Данные ОЭЗ занимают место в живописных регионах России с высокой туристической привлекательностью. В ОЭЗ функционируют туристический, спортивный, рекреационный виды бизнеса. ОЭЗ ТРТ оказывает услуги санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан. Также разрешена деятельность по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов. 10

Портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ) Расположены в непосредственной близости к основным транспортным коридорам. В ПОЭЗ функционирует судостроительная и судоремонтная деятельность, предоставляются логистические услуги, а также базы для новых маршрутов. 2

ВСЕГО ОЭЗ 43

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (44), 2022 Источник: составлено автором на основании [URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_ razvitie/iœtmmenty_razvitiya_territoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/], [URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_54599/]

За 2005-2021 гг. в ОЭЗ зарегистрировано 967 резидентов, из которых более 140 компаний с участием иностранного капитала из 42 стран. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 1,43 трлн руб., вложенных инвестиций - более 632,3 млрд руб., было создано более 48 тыс. рабочих мест, уплачено порядка 229,7 млрд руб. налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов. Лидерами по объему инвестиций являются Китай, США, Турция и Япония [10]. Среди известных компаний-резидентов можно выделить Hayat, Kastamonu, Ford, Sollers, Air Liquide и др. [5].

Таким образом, функционирование бизнеса на территории ОЭЗ дает ей ряд уникальных преференций, благодаря чему у резидента снижаются затраты на операционную деятельность компании. В результате это дает возможность получить большую долю прибыли, направленную на активное развитие дела и на научные разработки. Для резидента работа в ОЭЗ приносит ему только положительные привилегии. Однако для страны функционирование ОЭЗ не так однозначно. К числу негативных последствий можно отнести сокращение налоговых поступлений в бюджет, существенные финансовые вложения на строительство зоны, длительный срок окупаемости ОЭЗ. Тем не менее, преимущества, которые получает страна в результате работы ОЭЗ, перевешивают недостатки. Так, у бизнеса появляется возможность вкладывать средства в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, что, в конечном итоге, будет способствовать инновационному развитию страны в целом и повышать ее конкурентоспособность на мировой арене.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». URL:

ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 3 (44), 2022 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения: 05.04.2022).

2. Радыгина С.В. Особые экономические зоны как инструмент экономического роста и развития промышленного потенциала России / С.В. Радыгина, В.В. Суворова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2020. - Т. 30. - № 3. - С. 346-353.

3. Сулоева С.Б. Роль и место инноваций в экономике России в период мирового кризиса / С.Б. Сулоева, О.Б. Гульцева // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. Экономические науки. - 2017. - Т. 10. - № 1. - С. 129-139.

4. Особая экономическая зона «Технополис «Москва» [Электронный ресурс]. URL: https://technomoscow.ru/ (дата обращения: 08.04.2022).

5. Особые экономические зоны // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy. gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/osob ye_ekonomicheskie_zony/ (дата обращения: 06.04.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.