УДК 332.146.2 DOI: 10.14529/em210222
ОЭЗ В СИСТЕМЕ ЭФФЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РФ
Л.Б. Кабытова, О.А. Богданова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
Научный и общественный интерес исследования темы обусловлен тем, что внедрение особых экономических зон может иметь положительные эффекты, сходные с эффектами распространения нововведений («диффузия инноваций»), что становится драйвером экономического роста и инновационного развития территорий, а также адаптационным регулятором внешних неблагоприятных потрясений. В статье особое внимание уделено обзору теоретических подходов к ОЭЗ в части выявления характерных особенностей ОЭЗ, описания процессов, происходящих в рамках зоны особого режима, и эффектов от внедрения. Систематизированы индикаторы официальных и авторских методик оценки эффективности функционирования ОЭЗ, что позволило выявить отсутствие сбалансированной системы оценки, включающей показатели результативности зоны и пространственных эффектов. Проводится оценка эффективности функционирования ОЭЗ в регионах за 2018-2020 гг., которая выявила, с одной стороны, позитивное влияние создание зоны на инвестиционный климат региона, с другой стороны, замедленность развития зон технико-внедренческого типа. Авторами выделены проблемы развития ОЭЗ и определены направления совершенствования механизма функционирования ОЭЗ.
Ключевые слова: особые экономические зоны, эффекты влияния, полиса роста.
Введение
Решение проблемы ускорения социально-экономического развития регионов требует применения разнообразных инструментов: формата промышленных зон, индустриальных парков, кластеров и других элементов территориальной организации экономической деятельности. Одним из таких эффективных инструментов являются особые экономические зоны (ОЭЗ), к отличительным характеристикам которых относится направленность на стимулирование инвестиционной активности регионов, в том числе на основе применения особых режимов предпринимательской активности, что привлекает иностранных и отечественных инвесторов, создает условия для структурных преобразований в региональной экономике. В соответствие с Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [3] для прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России необходимы меры по улучшению инвестиционного климата за счет создания стабильных регулятор-ных условий и предсказуемой тарифной политики; обеспечению территорий инфраструктурой; увеличение доступности ресурсов финансирования инвестиций. Достижение перечисленных целей невозможно без значительного притока инвестиций в реальный сектор экономики, а инвестиционный аспект и реализация долгосрочных инвестиционных проектов является ключевыми в развитии свободных экономических зон.
В мировой экономике существует большое разнообразие моделей свободных экономических зон с различным пакетом льгот и преференций, и Россия не стала исключением. В то же время, если на первом этапе создания ОЭЗ подобный формат территориальной организации был нацелен на развитие производства высокотехнологичной экспортной продукции, то в настоящее время наблюдается отраслевая диверсификация, то есть появление зон с широким спектром целей (внедренческих, портовых, туристско-рекреационных) [16], что, безусловно, вызывает интерес к оценке результативности их функционирования.
Теория и методы
В качестве методологической базы были применены общенаучные методы: системный, статистический, сравнительный и контент-анализ. Статистический использован для определения динамики и структуры параметров, характеризующих развитие свободных экономических зон (СЭЗ), сравнительный - для идентификации особенностей условий функционирования зон в разных регионах.
Теоретически особые экономические зоны в зарубежных и российских публикациях позиционируются как специфический организационно-управленческий механизм, стимулирующий локальные «точки роста» экономики, обеспечивающий создание пространств с преимуществами в темпах роста. Исследователи акцентируют внимание на неравенстве возможностей и поляризации, которые способны выступить драйвером и зоной притяжения предпринимательской активности
[21], и в таком контексте рассматривают ОЭЗ как один из факторов развития регионов. Сам факт существования экономических лидеров и периферии, создание «полюса роста» (предприятие, отрасль, регион в целом) или совокупности комплекса «полюсов роста», например, в том числе территория опережающего развития, способно подтолкнуть экономику к новому качеству воспроизводства [15]. В этом контексте вполне применима аналогия действием эффектов распространения нововведений («диффузии нововведений») Й. Шумпе-тера [18], которая в территориальной интерпретации представлена как стихийное распространение инновационного процесса в экономическом пространстве (Т. Хегерстранда «Диффузия инноваций как пространственный процесс» [20]): распространение экономического роста в направлении от лидирующих экономических районов в районы периферии (на примере инноваций). Это, на наш взгляд, применимо к ОЭЗ, как формату, кардинально отличающемуся от традиционных «рутинных» алгоритмов функционирования регионов.
В этом плане интересна позиция А.И. Татар-кина, который анализирует развитие особых экономических зон как потребность в создании конкурентного преимущества территорий с целевой доминантой создания нового драйвера развития в условиях ограниченности ресурсов, изменения внешних и внутренних факторов; необходимости конкурировать за инвестиции, бизнес, кадры. Создание ОЭЗ рассматривается как повышение адаптационного потенциала к восстановлению после неблагоприятных событий за счет активизации внутренних ресурсов и активов [17]. Сапир Е.В. отмечает два подхода к оценке ОЭЗ: а) традиционный, согласно которому в центре внимания территория, как зона с преференциальным режимом обеспечивающая развитие локальных пространств; б) промышленно-ориентированный подход, фокусирующий внимание на стимулировании опережающего промышленного роста регионов [13].
Обзор литературы позволяет выделить разнообразие акцентов в исследовании процессов в рамках ОЭЗ. Так, П. Данько и Э.М. Окрут [14] обращают внимание на зону как структурный компонент хозяйственного комплекса страны, где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования производства и способных к диффузному расширению экономических границ по созданию преимуществ. Е.В. Вранович [6], отмечает, что зона относится к сложноорганизованной комплексной экономической системе, представляет ограниченную территорию, обладающую особым
статусом для взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса, инновационного развития экономики.
Законодательные акты Российской Федерации определяют особую экономическую зону как часть территории РФ, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности, может применяться процедура свободной таможенной зоны [1].
Особый статус зон как территорий роста, активизирующих локальные преимущества территориальных ареалов, определяет необходимость ответа на вопрос об эффективности функционирования особых экономических зон. В России мониторинг функционирования ОЭЗ осуществляет Министерство экономического развития РФ [2], помимо этого в экономических публикациях очевиден интерес к этой проблеме, обобщение параметров анализа представлено в табл. 1.
Особенно интересна позиция П. Цижкович, М. Цижкович-Пекала, А. Рзонца, М. Блахуцяк [19], которые выделяют индуцированные эффекты функционирования зоны (помимо прямых эффектов на структурные компоненты экономики регионов), а именно: последствия деятельности компаний как в регионе расположения ОЭЗ, так и вне территории зоны, как пространственно индуцированные эффекты, материализуемые за пределами региона; а также обратная индукция влияния (из соседних регионов в регион ОЭЗ). В то же время необходимо расширение методических подходов к оценке как результативности зоны, так и эффектов влияния в экономическом пространстве, что усилит информационные инструменты эффективного управления регионом.
Результат
Оценка состояния эффективности функционирования особых экономических зон проводится на основе ежегодно публикуемого издания «Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России». В число зон с высокой инвестиционной привлекательностью стабильно входят: ОЭЗ ППТ «Алабуга», ОЭЗ ТВТ «Дубна», ОЭЗ ТВТ «Технополис «Москва», ОЭЗ ППТ «Липецк», ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург»; наблюдается рост параметров, характеризующих деятельность особых экономических зон. Авторы представили на основе официальной информации комплекс показателей, которые с разных направлений (инвестиционных, инновационных, инфраструктурных и т. д.) позволяют на основе предложенной группировки показателей определить параметры результативности ОЭЗ для экономики регионов, в качестве объекта анализа выделены промышленно-производствен-ные и внедренческие зоны (табл. 2).
Таблица 1
Методики оценки эффективности функционирования ОЭЗ
Авторы Показатели оценки
Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 № 643 «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон» [2] 16 абсолютных показателей (например, количество резидентов и рабочих мест, созданных резидентами; объем инвестиций и объем средств федерального бюджета, на создание объектов инфраструктуры; количество объектов инженерной и иной инфраструктуры ОЭЗ); 4 расчетных показателя (эффективность деятельности резидентов; рентабельность вложения средств бюджетов всех уровней в создание объектов инфраструктуры ОЭЗ; эффективность органов управления; сводный показатель эффективности). Шкала оценки: эффективно/достаточно эффективно/неэффективно функционирующие ОЭЗ
Ассоциация кластеров и технопарков России (АКИТ) 30 показателей, объединенных в 6 групп: инвестиционная привлекательность региона; благоприятные условия для предпринимательской деятельности в ОЭЗ; обеспеченность ОЭЗ инфраструктурой; земельные ресурсы (и объекты капитального строительства); инвестиционная (инновационная) активность резидентов ОЭЗ информационная открытость интернет-сайта ОЭЗ. Шкала оценки: Оценка с позиции высокая/ достаточная инвестиционная/ умеренная привлекательность
A.Е.Зубарев, B.А. Федорова [8] Показатели доли объема реализации товаров и услуг резидентов ОЭЗ в ВРП субъекта РФ, количество созданных резидентами ОЭЗ рабочих мест; среднемесячная начисленная заработная плата в компаниях-резидентах ОЭЗ и по региону; численность зарегистрированных безработных.
Д.Л. Богдановский, Д.А. Донской [5] Показатели: эффективность системы управления, активность в производственной сфере ОЭЗ, инвестиционная активность резидентов ОЭЗ, темпы инфраструктурного строительства и обновления (в перспективе), инновационная активность резидентов, использование ресурсов резидентами, социально-экономическая активность резидентов, активность финансовой сферы резидентов, предпринимательская активность резидентов, обеспечение экологической безопасности территории ОЭЗ
А.С. Громова, С.В. Кускова [7] Показатели: степень освоения вложенных средств; удельный вес объектов, введенных в эксплуатацию; степень использования мощностей объектов инфраструктуры; экономический эффект для государства и др. Шкала оценки: Успешные/неуспешные/критичные
Т.С. Новикова, Н.В. Чухломин [12] Показатели: коммерческая эффективность; общественная эффективность; бюджетная эффективность. Рассчитываются на основе денежных потоков
Е.В. Крюкова [9] Индикаторы количественной оценки эффективности бюджетных расходов всех уровней в создание объектов транспортно-логистической, энергетической, социальной, научной и иной инфраструктуры ОЭЗ; индикаторы, отображающие вклад деятельности ОЭЗ на региональное социально-экономическое развитие или на территории, где она организована; а также результативность административного аппарата по исполнению функций по управлению ОЭЗ и созданию объектов инфраструктуры в соответствии с планом развития зоны. Шкала оценки: Эффективно/достаточно эффективно /условно - эффективно/низкий уровень эффективности/ неэффективно функционирующая
Оцениваемые показатели не имеют ярко выраженной позитивной или негативной тенденции. Можно отметить, что преобладание промышлен-но-производственных зон прямо влияет на рост параметров улучшения предпринимательских условий, активность со стороны региона в обеспеченности ОЭЗ инфраструктурой, что безусловно отражается на снижении затрат на создание одного дополнительного рабочего места, как следствие, объемах производства и бюджетной отдаче (соотношения полученных налогов и предоставленных
льгот, как выгод и издержек политики преференций). Негативным считаем заторможенность развития зон технико-внедренческого типа, что, безусловно, связано с более высокими рисками такой деятельности, более длительным циклом отдачи на инвестиции.
Следует заметить, что развитие инфраструктуры региона, насыщение индустриальным бизнесом во многом определяет инвестиционную привлекательность региона в целом, и в этом плане может играть роль центра роста региона. Мы со-
Таблица 2
Показатели эффективности функционирования ОЭЗ в регионах за 2018-2020 гг. [4]
Показатели 2018 2019 2020
1. Технологические изменения в регионах на основе ОЭЗ: измене-
ние соотношения между зонами промышленно-производственного 9/6 11/6 17/7
(ППТ) и технико-внедренческого типа (ТВТ) , то есть ППТ /ТВТ
2. Эффекты для экономики территории (сравнение между промыш-ленно-производственными и внедренческими зонами):
2.1 Региональные инвестиционные условия по показателям инвестиционной привлекательности*
2,36 1,52 1,01
.2 Региональные условия ведения предпринимательской деятель-ости
2 1,32 0,95 1,94
н
2.3 Региональные инфраструктурные условия 1,91 0,94 1,92
3. Локализация инвестиций: соотношение между отечественными и иностранными инвестициями
1,67:1 1,81:1 1,84:1
- Объем частных инвестиций резидентов (млрд руб.) 292,1 369,4 447,6
- Объем иностранных инвестиций (млрд руб.) 174,8 203,9 243,3
4. Результативность с позиции стимулирования занятости: стоимость одного созданного рабочего места (млн руб. на чел.) (Объем частных инвестиций резидентов/Созданные рабочие места) 10,3 5,5 5,8
- Созданные рабочие места 28421 36839 42120
5. Соотношение между уплаченными налогами и полученными налоговыми льготами
1,9 1,6 2,2
- Объем уплаченных резидентами налогов и таможенных платежей (млрд руб.) 67,3 79,3 137,9
- Объем полученных налоговых и таможенных льгот (млрд руб.) 35,0 49,7 63,3
* Расчеты показателей 2-4 приведены по двум зонам промышленно-производственного типа: ОЭЗ ППТ «Алабуга», ОЭЗ ППТ «Липецк» и по трем зонам технико-внедренческого типа: ОЭЗ ТВТ «Дубна», ОЭЗ ТВТ «Технополис «Москва»», ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург», осуществляются на основе показателей методики АКИТ России).
гласны с мнением Морошкина М.В., Мяки С.А., что многообразие факторов стимулирования зоны не позволяет определить зависимость между льготным режимом предпринимательской деятельности и стабильным приростом инвестиций в основной капитал, и все больше акцентирует внимание на относительно большем влиянии других факторов, таких как инфраструктурная составляющая, наличие рынков сбыта производимой продукции, развитость финансового и банковского сектора, наличие природных, производственных и трудовых ресурсов для развития ОЭЗ [11].
Неоспоримым является тот факт, что имеют место положительные социально-экономические последствия создания особых зон в долгосрочном периоде с момента поступления первых инвестиций. В силу этого 15 лет функционирования самых первых особых экономических зон в России не позволяют сделать однозначный вывод об эффективности или неэффективности всех зон, созданных позднее. Глубокий демографический кризис отдельных регионов с особым режимом (отрицательные значения миграционного сальдо, квалификация въезжающих и выезжающих, старение населения) даже при максимальном снижении ста-
вок по всем налогам не позволяет стимулировать рост экономики субъектов РФ. В этой связи при исследовании проблемы эффективности функционирования ОЭЗ необходимо анализировать и демографическую составляющую, поскольку территории с особым режимом теоретически нацелены на повышение компетентного уровня трудовых ресурсов, адекватного предприятиям с инновационной направленностью.
Обсуждение и выводы
При анализе функционирования особых экономических зон можно выделить ряд проблем, решение которых позволит особым территориям быть эффективнее. Одна из проблем - это несовершенство действующего законодательства, определяющего порядок функционирования ОЭЗ с учетом территориальных особенностей зон.
Другая проблема - это критерии отбора территорий для создания ОЭЗ, которые отличаются от принятых в мире, и критерии оценки эффективности зон.
Важен также вопрос об инфраструктурной обеспеченности СЭЗ и финансировании затрат на создание инфраструктуры.
Отсутствие систематизированной и своевре-
менной информации о функционировании и результатах деятельности особых зон также, на наш взгляд, препятствует выявлению недостатков их работы. По-прежнему инвестиционный климат РФ недостаточно привлекателен для иностранных инвесторов, что негативно сказывается на функционировании особых экономических зон. Решение указанных проблем будет способствовать более эффективному использованию ОЭЗ в России. Региональные, местные и национальные органы власти должны создавать благоприятную среду в ОЭЗ, инвестировать в инфраструктуру региона, чтобы привлекать туда инвесторов. Это позволит регионам развивать экономическую деятельность и создавать больший потенциал для регионального развития.
Развитие особых экономических зон требует стратегического планирования и последовательной государственной поддержки реализуемых программ. Но зачастую степень проработки программ и их взаимоувязка с другими документами стратегического территориального развития оставляют желать лучшего. Проблемой является также отсутствие координации между различными органами власти (муниципалитетами, региональными, федеральными), управляющими компаниями и даже самими резидентами при реализации проектов на преференциальной основе [10].
Литература
1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2020). - http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599
2. Постановление Правительства РФ от 07.07.2016 № 643 «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон» (ред. от 24.06.2020.). - https://base.ga-rant.ru/71442538/
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». - http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_297432
4. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России: Ассоциация развития кластеров и технопарков России. - М.: АКИТ РФ, 20182020.
5. Богдановский, Д.Л Оценка эффективности управления особой экономической зоной про-мышленно-производственного типа с помощью критериальных показателей / Д.Л. Богдановский, Д.А. Донской // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т. 16. - № 20 (Т.16). - С. 326-330.
6. Вранович, Е.В. Инвестиции в особые экономические зоны как механизм привлечения венчурного капитала / Е.В. Вранович // Вестник АГТУ, Сер. Экономика. - 2015. - № 3. - С. 83- 89.
7. Громова, А.С. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации / А.С. Громова, С.В. Кускова // Вестник науки Сибири. Серия Экономика и менеджмент. - 2013. - № 3 (9). -С. 132-139.
8. Зубарев, А.Е. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон в Российской Федерации / А.Е. Зубарев, В.А. Федорова // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2014. - № 4. -С. 153-160.
9. Крюкова, Е.В. Концептуальные основы анализа механизма функционирования свободных экономических зон / Е.В. Крюкова // Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики: материалы III Междунар. науч. конф., г. Астрахань, 19 апр. 2012 г. - Астрахань: Сорокин Р.В. - 2012. - С. 135-140.
10. Кулик, И. Не время собирать камни / И. Кулик // Российская газета - Экономика Дальнего Востока. - 2020. - № 120 (8174). -https ://^. ru/2020/06/04/reg-dfo/pochemu-schetnaia-palata-ne-vyiavila-effekta-ot-osobyh-ekonomicheskih-zon.html
11. Морошкина, М.В. Результаты инвестиционного развития регионов, на территориях которых функционируют технико-внедренческие особые экономические зоны / М.В. Морошкина, С.А. Мяки // Российское предпринимательство. - 2019.
- № 20 (Т. 1). - С. 239 - 252.
12. Новикова, Т.С. Оценка эффективности государственно-частного партнерства при создании особых экономических зон / Т.С. Новикова, Н.В. Чухломин // Вестник НГУ. Серия: социально-экономические науки. - 2010. - Т. 10, № 4. - С. 180-192.
13. Сапир, Е.А. Мировой опыт создания и функционирования специальных экономических зон / Е.А. Сапир, И.А. Карачев // Вестник Самарского государственного экономического университет. - 2020. - № 4. - С. 36-45.
14. Данько, Т.П. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве: учеб. пособие / Т.П. Данько, З.М. Окрут. - М.: Изд. дом «ИНФРА-М».
- 1998. - 168 с.
15. Севек, В.К. Исследование сценария развития Республики Тыва в системе территории опережающего развития / В.К. Севек, Х.Б. Бадарчи, Р.М. Севек, Ч.С. Манчык-Сат, А.Э. Чульдум // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2016. - № 6. -С. 44-57.
16. Сиразетдинов, Р.М. Особые экономические зоны как инструмент инновационного развития национальной экономики: эффективность, тенденции, проблемы и пути их решения / Р.М. Сиразетдинов, Л.Р. Салахиева // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 21. -С. 2827-2836.
17. Татаркин, А.И. Проблемы экономической и политической целостности постсоветского про-
странства / А.И. Татаркин // Региональные проблемы преобразования экономики: материалы I Международного форума. - М., 2012.
18. Шумпетер, Й. Теория экономического развития: пер. с нем. / Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. - С. 156.
19. Cizkowicz, P. The effects of special economic zones on employment and investment: a spatial panel modeling perspective / P. Cizkowicz, M. Cizkowicz-P^kala, P. P^kala, A. Rzonca // Journal
of Economic Geography. - 2017. - T. 17. - №. 3. -P. 571-605.
20. Hagerstrand, T. Innovation Diffusion as a Spatial Process / T. Hagerstrand. - Chicago: The Univer. of Chicago Press, 1967.
21. Nazarczuk, J. M. Do operations in SEZs improve a firm's productivity? Evidence from Poland / J.M. Nazarczuk // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. - 2017. -№ 4(10). - P. 256-264.
Кабытова Лариса Борисовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, региональной экономики, государственного и муниципального управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), kabytovalb@susu.ru
Богданова Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, региональной экономики, государственного и муниципального управления, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), tcimmermanoa@susu.ru
Поступила в редакцию 19 мая 2021 г.
DOI: 10.14529/em210222
SEZ IN THE SYSTEM OF EFFICIENT ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
L.B. Kabytova, O.A. Bogdanova
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
The scientific and public interest in researching the topic is due to the fact that the introduction of special economic zones can have positive effects similar to the effects of the diffusion of innovations ("diffusion of innovations"), which becomes a driver of economic growth and innovative development of territories, as well as an adaptation regulator of external adverse shocks. The article focuses on a review of theoretical approaches to the SEZ in terms of identifying the characteristic features of the SEZ, describing the processes occurring within the special regime zone, and the effects of implementation. The indicators of official and author's methods for assessing the efficiency of the functioning of the SEZ have been systematized, which makes it possible to identify the absence of a balanced assessment system, including indicators of the efficiency of the zone and spatial effects. An assessment of the efficiency of the functioning of the SEZ in the regions for 2018-2020 is carried out, on the one hand, it reveals the positive impact of the creation of the zone on the investment climate of the region, and on the other hand, it shows the slowness of the development of zones of technology-innovative type. The authors highlight the problems of SEZ development and determine the methods to improve the mechanism of the SEZ functioning.
Keywords: special economic zones, influence effects, growth policy.
References
1. Federal'nyy zakon ot 22.07.2005 № 116-FZ «Ob osobykh ekonomicheskikh zonakh v Rossiyskoy Federatsii» (red. Ot 30.12.2020) [Federal Law of 22.07.2005 No. 116-FZ "On Special Economic Zones in the Russian Federation" (as amended on 30.12.2020)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_54599
2. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 07.07.2016 № 643 «O poryadke otsenki effektivnosti funktsionirovaniya osobykh ekonomicheskikh zon» (red. ot 24.06.2020.) [Resolution of the Government of the Russian Federation of 07.07.2016 No. 643 "On the procedure for assessing the effectiveness of the functioning of special economic zones" (as amended on 24.06.2020.)]. Available at: https://base.garant.ru/71442538/
3. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432
4. Biznes-navigator po osobym ekonomicheskim zonam Rossii: Assotsiatsiya razvitiya klasterov i tekhnoparkov Rossii [Business Navigator for Special Economic Zones of Russia: Association for the Development of Clusters and Technoparks of Russia]. Moscow, 2018-2020.
5. Bogdanovskiy D.L., Donskoy D.A. Evaluation of the effectiveness of management of a special economic zone of industrial-production type using criterion indicators. Bulletin of Kazan Technological University [Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta], 2013, vol. 16, no.20, pp. 326-330. (in Russ.)
6. Vranovich E.V. Investments in special economic zones as a mechanism for attracting venture capital. Bulletin of ASTU, Ser. Economy [Vestnik AGTU, Ser. Ekonomika], 2015, no. 3, pp. 83-89. (in Russ.)
7. Gromova A.S., Kuskova S.V. Assessment of the effectiveness of the functioning of special economic zones in the Russian Federation. Bulletin of Science of Siberia. Series Economics and Management [Vestnik nauki Sibiri. Seriya Ekonomika i menedzhment], 2013, no. 3 (9), pp.132-139. (in Russ.)
8. Zubarev A.E., Fedorova V.A. Assessment of the effectiveness of the functioning of special economic zones in the Russian Federation. Bulletin of the Pacific State University [Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta], 2014, no. 4, pp. 153-160. (in Russ.)
9. Kryukova E.V. Conceptual bases of analysis of the mechanism of functioning of free economic zones. Regional'naya spetsifika i rossiyskiy opyt razvitiya biznesa i ekonomiki. Materialy III Mezhdunar. nauch. konf., g. Astrakhan', 19 apr. 2012g. [Regional specificity and Russian experience in business and economic development. Materials of the III Intern. scientific. Conf., Astrakhan, 19 Apr. 2012]. Astrakhan, 2012, pp. 135-140. (in Russ.)
10. Kulik I. Ne vremya sobirat' kamni [Not the time to collect stones]. [Rossiyskaya gazeta - Ekonomika Dal'nego Vostoka [Rossiyskaya Gazeta - Economy of the Far East], 2020, no. 120 (8174). Available at.: https://rg.ru/2020/06/04/reg-dfo/pochemu-schetnaia-palata-ne-vyiavila-effekta-ot-osobyh-ekonomicheskih-zon.html
11. Moroshkina M.V., Myaki S.A. The results of the investment development of the regions in the territories of which technology-innovative special economic zones operate. Rossiyskoye predprinimatel'stvo [Russian Journal of Entrepreneurship], 2019, no. 20 (vol. 1), pp. 239-252. (in Russ.)
12. Novikova T.S., Chukhlomin N.V. Evaluation of the effectiveness of public-private partnership in the creation of special economic zones. Vestnik NGU. Seriya: sotsial'no-ekonomicheskiye nauki [Vestnik NSU. Series: socio-economic sciences], 2010, vol. 10, no. 4, pp. 180-192. (in Russ.)
13. Sapir E.A., Karachev I.A. World experience in the creation and functioning of special economic zones. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universitet [Bulletin of the Samara State University of Economics], 2020, no. 4, pp. 36-45. (in Russ.)
14. Danko T.P., Okrut Z.M. Svobodnyye ekonomicheskiye zony v mirovom khozyaystve [Free economic zones in the world economy]. Moscow, 1998. 168 p.
15. Sevek V.K., Badarchi Kh.V., Sevek R.M., Manchyk-Sat Ch.S., Chuldum A.E. Study of the development scenario of the Republic of Tyva in the system of the territory of advanced development. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economy: yesterday, today, tomorrow], 2016, no. 6, pp. 44-57. (in Russ.)
16. Sirazetdinov R.M., Salakhieva L.R. Special economic zones as a tool for innovative development of the national economy: efficiency, trends, problems and solutions. Rossiyskoye predprinimatel'stvo [Russian Journal of Entrepreneurship], 2016, vol. 17, no. 21, pp. 2827-2836. (in Russ.)
17. Tatarkin A.I. Problems of the Economic and Political Integrity of the Post-Soviet Space. Regional'nyye problemy preobrazovaniya ekonomiki: Materialy I Mezhdunarodnogo foruma [Regional problems of economic transformation: Materials of the I International Forum]. Moscow, 2012. (in Russ.)
18. Schumpeter J. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Perevod s nemetskogo [The theory of economic development. Translated from German]. Moscow, 1982, p. 156.
19. Cizkowicz P., Cizkowicz-P^kala M., P^kala P., Rzonca A. The effects of special economic zones on employment and investment: a spatial panel modeling perspective. Journal of Economic Geography, 2017 vol. 17, no. 3, pp. 571-605.
20. Hagerstrand T. Innovation Diffusion as a Spatial Process. Chicago, The Univer. of Chicago Press, 1967.
21. Nazarczuk J. M. Do operations in SEZs improve a firm's productivity? Evidence from Poland. New
Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences, 2017, no. 4(10), pp. 256-264.
Larisa B. Kabytova, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor at the Department of Economic Theory, Regional Economics, and State and Municipal Management, South Ural State University, Chelyabinsk, kabytovalb@susu.ru
Olga A. Bogdanova, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor at the Department of Economic Theory, Regional Economics, and State and Municipal Management, South Ural State University, Chelyabinsk, tcimmermanoa@susu.ru
Received May 19, 2021
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Кабытова, Л.Б. ОЭЗ в системе эффективного экономического развития регионов РФ / Л.Б. Кабытова, О.А. Богданова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». - 2021. - Т. 15, № 2. - С. 194-201. Б01: 10.14529/ет2102022
Kabytova L.B., Bogdanova O.A. Sez in the System of Efficient Economic Development of the Regions of the Russian Federation. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management, 2021, vol. 15, no. 2, pp. 194-201. (in Russ.). DOI: 10.14529/ em21022