Научная статья на тему 'СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕФЕРЕНЦИЯ / РОССИЯ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валентир Н.В.

В статье рассматриваются свободные экономические зоны как инструмент стимулирования экономического развития России. Несмотря на то, что первоначально у таких зон была плохая репутация, с 2005 г. Россия начала их использовать для привлечения инвестиций. В результате к 2022 г. в России действует 43 экономические зоны, принеся за 2005-2021 гг. почти 1,5 трлн руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Валентир Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREE ECONOMIC ZONES AS A TOOL TO STIMULATE THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers free economic zones as a tool for stimulating the economic development of Russia. Even though such zones initially had a bad reputation, since 2005 Russia began to use them to attract investment. As a result, by 2022, 43 economic zones operate in Russia, bringing in 2005-2021 almost 1,5 trillion rubles.

Текст научной работы на тему «СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.В. Валентир, студент

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-4-1-54-57

Аннотация. В статье рассматриваются свободные экономические зоны как инструмент стимулирования экономического развития России. Несмотря на то, что первоначально у таких зон была плохая репутация, с 2005 г. Россия начала их использовать для привлечения инвестиций. В результате к 2022 г. в России действует 43 экономические зоны, принеся за 2005-2021 гг. почти 1,5 трлн руб.

Ключевые слова: свободная экономическая зона, экономическое развитие, преференция, Россия, инвестиции.

Вопрос экономического развития является одним из самых важных в жизни любого государства. Инструменты для развития национальной экономики могут быть разные. Одним из таких инструментов является создание свободных экономических зон (СЭЗ) для привлечения прямых иностранных инвестиций. В контексте обострившейся в начале 2022 г. геополитической ситуации актуальным представляется анализ функционирования СЭЗ в России. Благодаря работе СЭЗ российская экономика может оставаться привлекательной для иностранных инвестиций, даже в условиях экономической турбулентности.

Повышенный интерес к развитию СЭЗ в России возник давно. Связано это с попыткой минимизировать последствия отставания страны в технологическом плане. С 2018 г. мировая экономика перешла на шестой технологический уклад [1, с. 346], в то время в России подавляющая доля технологий приходится на четвертую ступень развития [2, с. 130].

Свободные экономические зоны, или особые экономические зоны (ОЭЗ), часто используются в мировой практике для привлечения иностранных инвестиций. Однако в России СЭЗ обладают неоднозначной репутацией. До начала 2000-х гг. свободные экономические зоны воспринимались как внутренние офшоры с сопутствующими негативными последствиями для экономики страны. С 2005 г., по-

сле утверждения закона об особых экономических зонах № 116-ФЗ, началось активное создание и формирование ОЭЗ на территории Российской Федерации (РФ). Создание и развитие свободных экономических зон могут быть драйвером роста, в частности, в таких направлениях, как привлечение иностранных инвестиций увеличение внутреннего валового продукта (ВВП) страны, модернизация национального производства, рост рабочих мест, переход раннее отсталых регионов в динамично развивающиеся. Именно поэтому СЭЗ интересны странам по всему миру, включая Россию.

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [3].

По состоянию на март 2022 г. в Российской Федерации функционирует 43 СЭЗ, из них наиболее инвестиционно-привлекательные такие зоны, как «Алабу-га», «Технополис «Москва», «Ульяновск». Данные зоны объединяет наличие преференций, таких как:

- льготы по страховым платежам, налогам и коммунальным платежам;

- возможность получения земельных участков по более выгодным ценам;

- готовая производственная и коммунальная инфраструктура;

- ускоренная амортизация и пр. [4].

Свободная экономическая зона - это

разграниченная территория, которая имеет особое юридическое положение по отношению к другим территориям внутри страны и на которой предприниматель освобождается от таможенных пошлин, некоторых налогов и получает дополнительные меры поддержки от государства. В целом предприятия, зарегистрированные на территории СЭЗ, получают дополнительные преимущества, такие как:

1. Пониженная ставка налога на прибыль и сниженный размер страховых взносов.

2. Отсутствие налога на имущество резидента, а также земельного налога.

3. Административные льготы.

4. Ввоз товара на территорию особой таможенной зоны без уплаты таможенного налога и НДС.

5. Готовая бизнес-инфраструктура.

Кроме общероссийских преференций,

которые предусмотрены федеральным законодательством для ОЭЗ, некоторые регионы устанавливают дополнительные меры поддержки резидентов для свободных экономических зон на своей территории. В Российской Федерации одновременно функционирует несколько типов зон, их деятельность регламентируется различными нормативно-правовыми актами.

Ярким примером регионального развития СЭЗ в России является «Технополис «Москва». Это особая экономическая зона в г. Москва, которая была создана в целях стимулирования поддержки высокотехнологичных производственных компаний. Московская ОЭЗ была создана еще в 2006 г. Но по-настоящему серьёзное развитие этот проект получил после 2016 г., когда управление особой экономической зоной было передано Правительству Москвы. Сегодня ОЭЗ «Технополис «Москва» - флагман новой московской промышленности, в состав которого входит пять производственных площадок общей площадью 554 тыс. м2: одна в Печатниках и четыре в Зеленограде - «Алабу-шево», «Микрон», «МИЭТ» и «Ангстрем». На ее территории функционирует 91 компания-резидент, создавших более 8,2 тыс. рабочих мест для инженеров и других высококвалифицированных профессионалов [5].

За счет поддержки Правительства г. Москвы резиденты ОЭЗ «Технополис «Москва» получают бесплатное подключение в срок на 30 дней к инженерным сетям (водоснабжению, электроснабжению, теплоснабжению, водоотведению). Кроме того, в ОЭЗ имеется центр подготовки кадров. Стоит отметить, что около 4 тыс. студентов Национального исследовательского университета «Московский институт электронной техники» проходят профессиональную подготовку по теории и практике на базе этого технополиса [5].

Таблица. Налоговые льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ в России [4]

Налоги ОЭЗ Россия Срок действия

Налог на прибыль, % 2 20 До 2028 года

Налог на имущество, % 0 2,2 10 лет

Налог на землю, % 0 1,5 10 лет

Транспортный налог (евро/л.с.) 0 0,01-0,7 10 лет

Социальные налоги и платежи 30 30 на период действия ОЭЗ

Стоимость приобретения земли 1 % от кадастровой стоимости 100 % рыночная цена на период действия ОЭЗ

Режим свободной таможенной зоны 0 % таможенных пошлин, 0 % НДС - на период действия ОЭЗ

Как было отмечено, ОЭЗ предоставляют множество льгот, в том числе в налоговой сфере. В табл. обобщены данные в части налоговой политики. Представленные в табл. данные свидетельствуют о том, что ОЭЗ действительно являются привлекательными для компаний с точки зрения налоговых льгот. Причем по многим направлениям разница между стандартными и льготными налоговыми ставками существенна.

За 2005-2021 гг. в ОЭЗ зарегистрировано 967 резидентов, из которых более 140 компаний с участием иностранного капитала из 42 стран. За эти годы общий объем заявленных инвестиций составил более 1,43 трлн руб., вложенных инвестиций -более 632,3 млрд руб., было создано более 48 тыс. рабочих мест, уплачено порядка 229,7 млрд руб. налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов. Лидерами по объему инвестиций являются Китай, США, Турция и Япония [10]. Среди известных компаний-резидентов можно выделить Hayat, Kastamonu, Ford, Sollers, Air Liquide и

др. [5].

Таким образом, функционирование бизнеса на территории ОЭЗ дает ей ряд уникальных преференций, благодаря чему у резидента снижаются затраты на операционную деятельность компании. В результате это дает возможность получить большую долю прибыли, направленную на активное развитие дела и на научные разработки. Для резидента работа в ОЭЗ приносит ему только положительные привилегии. Однако для страны функционирование ОЭЗ не так однозначно. К числу негативных последствий можно отнести сокращение налоговых поступлений в бюджет, существенные финансовые вложения на строительство зоны, длительный срок окупаемости ОЭЗ. Тем не менее, преимущества, которые получает страна в результате работы ОЭЗ, перевешивают недостатки. Так, у бизнеса появляется возможность вкладывать средства в научно-исследовательские и опытно-

конструкторские разработки, что, в конечном итоге, будет способствовать инновационному развитию страны в целом и повышать ее конкурентоспособность на мировой арене.

Библиографический список

1. Радыгина С.В. Особые экономические зоны как инструмент экономического роста и развития промышленного потенциала России / С.В. Радыгина, В.В. Суворова // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». - 2020. - Т. 30. - № 3. - С. 346353.

2. Сулоева С.Б. Роль и место инноваций в экономике России в период мирового кризиса / С.Б. Сулоева, О.Б. Гульцева // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. Экономические науки. - 2017. - Т. 10. - № 1. - С. 129139.

3. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 26.03.2022) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения: 05.04.2022).

4. Особые экономические зоны // Министерство экономического развития Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_terr itoriy/osobye_ekonomicheskie_zony/ (дата обращения: 06.04.2022).

5. Особая экономическая зона «Технополис «Москва». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://technomoscow.ru/ (дата обращения: 08.04.2022).

FREE ECONOMIC ZONES AS A TOOL TO STIMULATE THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

N.V. Valentir, Student

St. Petersburg named after V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy (Russia, St.-Petersburg)

Abstract. The article considers free economic zones as a tool for stimulating the economic development of Russia. Even though such zones initially had a bad reputation, since 2005 Russia began to use them to attract investment. As a result, by 2022, 43 economic zones operate in Russia, bringing in 2005-2021 almost 1,5 trillion rubles.

Keywords: free economic zone, economic development, preference, Russia, investments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.