Научная статья на тему 'Особые экономические зоны как инструмент экономического роста и развития промышленного потенциала России'

Особые экономические зоны как инструмент экономического роста и развития промышленного потенциала России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
861
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / ОЭЗ / ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ОЭЗ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ОЭЗ / ТИПЫ ОЭЗ / SPECIAL ECONOMIC ZONES / SEZ / BENEFITS FOR SEZ RESIDENTS / TAX INCENTIVES / SEZ MANAGEMENT COMPANY / SEZ TYPES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радыгина Светлана Владимировна, Суворова Валерия Владимировна

Рассматривается инструмент воздействия на экономическое развитие и стимулирование роста промышленного производства Российской Федерации в виде создания особых экономических зон. Описывается текущее состояние предприятий России со стороны подхода теории о технологических укладах. Выявляется проблема технологической модернизации предприятий России. В связи с этим авторы рассматривают особые экономические зоны как двигатель развития Российской Федерации. Описываются принципы функционирования данных зон, перечисляются льготы для предприятий, зарегистрированных на территории особых экономических зон. Также характеризуются типы зон, среди которых законодательством России выделяются четыре: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Приводятся примеры по каждому из типов особых экономических зон. Рассмотрены этапы строительства данных зон, и законодательство, которое определяет их функционирование. Приведен пример особой экономической зоны «Иннополис»: ее специализация, какие льготы она дает резидентам и что находится на ее территории. В выводе статьи предоставляется список преимуществ, на которые может рассчитывать предприятие в случае регистрации как резидента на территории особой экономической зоны. Также доказывается наличие прямой зависимости между эффективным функционированием особых экономических зон и ускорением экономического развития государства, что позволяет ему вступить в следующий технологический уклад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Радыгина Светлана Владимировна, Суворова Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ECONOMIC ZONES AS AN INSTRUMENT OF ECONOMIC GROWTH AND DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL POTENTIAL OF RUSSIA

The article considers an instrument of influence on the economic development of the Russian Federation in the form of creating special economic zones. The current state of Russian enterprises is described in terms of the theory of techno-economic paradigm. The problem of technological backwardness of Russia is revealed. In this regard, the authors consider special economic zones as an engine for the development of the Russian Federation. The principles of functioning of these zones are described, privileges for enterprises registered in the territory of special economic zones are listed. The types of zones are also characterized, among which four are distinguished by the legislation of Russia: industrial-production, technical-innovative, tourist-recreational and port. Examples are given for each type of special economic zone. The authors examined the stages of construction of these zones, and the legislation that determines their functioning. The article also provides an example of the Innopolis special economic zone: its specialization, what benefits it gives residents and what is located on its territory. The article’s conclusion provides a list of benefits that an enterprise can count on if it is registered as a resident in the territory of a special economic zone. It also proves the existence of a direct relationship between the effective functioning of special economic zones and the acceleration of the economic development of the state, which allows it to enter the next techno-economic paradigm.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны как инструмент экономического роста и развития промышленного потенциала России»

УДК 338.45.01

С.В. Радыгина, В.В. Суворова

ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ

Рассматривается инструмент воздействия на экономическое развитие и стимулирование роста промышленного производства Российской Федерации в виде создания особых экономических зон. Описывается текущее состояние предприятий России со стороны подхода теории о технологических укладах. Выявляется проблема технологической модернизации предприятий России. В связи с этим авторы рассматривают особые экономические зоны как двигатель развития Российской Федерации. Описываются принципы функционирования данных зон, перечисляются льготы для предприятий, зарегистрированных на территории особых экономических зон. Также характеризуются типы зон, среди которых законодательством России выделяются четыре: промышлен-но-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Приводятся примеры по каждому из типов особых экономических зон. Рассмотрены этапы строительства данных зон, и законодательство, которое определяет их функционирование. Приведен пример особой экономической зоны «Иннополис»: ее специализация, какие льготы она дает резидентам и что находится на ее территории. В выводе статьи предоставляется список преимуществ, на которые может рассчитывать предприятие в случае регистрации как резидента на территории особой экономической зоны. Также доказывается наличие прямой зависимости между эффективным функционированием особых экономических зон и ускорением экономического развития государства, что позволяет ему вступить в следующий технологический уклад.

Ключевые слова: особые экономические зоны, ОЭЗ, льготы для резидентов ОЭЗ, налоговые льготы, управляющая компания ОЭЗ, типы ОЭЗ.

DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-3-346-353

С точки зрения мировой эволюции прогнозировалось [2], что, начиная с 2018 г., должен был наступить новый виток развития мировой экономики, ознаменованный переходом к шестому технологическому укладу. Характерными чертами шестого технологического уклада определяли ориентацию на развитие нано- и биотехнологии, наноэнергетики, молекулярной, клеточной и ядерной технологии, NBIC-конвергенции и системы искусственного интеллекта [1]. Данная теория, в совокупности с исследованиями Николая Дмитриевича Кондратьева о циклах конъюнктуры, описывает переход большинства стран мира в 2018 г. к началу освоения высокотехнологического производства, робототехники и инновационной промышленности.

По факту, полный переход к шестому технологическому укладу не осуществили и передовые европейские государства. Что касается Российской Федерации, показатели состояния российской экономики дают право утверждать, что большинство предприятий остаются на третьей, либо четвертой ступенях развития технологических укладов, и только небольшая часть освоили пятую [10]. В связи с этим на данный момент во многих странах мира активно поддерживаются современные методы развития экономики, а также проводятся научные исследования, которые могут вывести государство в лидеры [9].

Так, относительно новым для России инструментом стимулирования экономического роста и промышленного развития считаются особые экономические зоны (ОЭЗ). Стремление России сохранить и усилить свои позиции в мировой экономике порождает актуальность применения акселераци-онных методов поддержки промышленного производства и инновационной деятельности на территории отдельных регионов России.

ОЭЗ начали активно формироваться на территории нашего государства с 2005 г., когда был утвержден Федеральный закон об особых экономических зонах №116-ФЗ. В мировой практике первые индустриальные особые экономические зоны стали открываться, еще начиная с 1950-х гг. [5]. Прогресс их развития является мощным толчком для экономического подъема государства, в частности, данные зоны обеспечивают приток иностранных инвестиций, повышают долю валового внутреннего продукта, открывают новые рабочие места и способствуют промышленной и инновационной революции. Именно поэтому проблема развития ОЭЗ, а также их способ воздействия на подъем экономики государства считается достаточно актуальной в современной «гонке» стран мира по праву первыми полностью перейти в так называемый шестой технологический уклад.

Если обратиться к Федеральному закону №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», то особой экономической зоной называется часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны. К названиям ОЭЗ в России относятся такие наименования, как «Алабуга», «Иннополис», «Дубна», «Титановая долина». Эти названия являются наиболее узнаваемыми в России и известны большинству населения.

Особая экономическая зона - это разграниченная территория, на которой предприниматель освобождается от части налогов, таможенных пошлин, получает дополнительные меры поддержки в ведении своей деятельности и иные преференции. Ниже приведен более подробный список льгот, которые предоставляются предприятиям, зарегистрированным на территории ОЭЗ:

1) сниженная арендная плата за пользование землей и помещениями по сравнению с рыночными ценами на аналогичные услуги;

2) пониженная ставка налога на прибыль (данный пункт зависит от управляющей компании ОЭЗ, обычно для предприятий в течение первых пяти лет ОЭЗ оставляет обязательной уплату налога в бюджет федерального уровня, а часть налога в бюджет регионального уровня оставляет равной нулю);

3) отсутствие налога на имущество, транспортного и земельного налогов (срок преференции -пять-десять лет с начала деятельности на территории ОЭЗ);

4) сниженные размеры страховых взносов, которые должен уплачивать с заработной платы сотрудников работодатель;

5) применение режима свободной таможенной зоны, когда товары без уплаты таможенных пошлин размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ, также не уплачивается налог на добавленную стоимость;

6) готовая производственная и коммунальная инфраструктура (производственные помещения, офисы, предназначенные для аренды, оборудованы всей необходимой мебелью и техникой, земля под аренду сдается с подведенными коммуникациями);

7) гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Помимо общероссийских преференций, предусмотренных федеральным законодательством для ОЭЗ, отдельные регионы вводят дополнительные меры поддержки резидентов для особых экономических зон на своей территории.

Например, за счет поддержки Правительства Республики Татарстан резиденты ОЭЗ «Алабуга» получают бесплатно технологическое подключение к сетям электроэнергии до 35 МВт, стоимость электроэнергии субсидируется и составляет 3 руб/Квт.

На территории ОЭЗ «Алабуга» развивается социальная инфраструктура, в частности для удобства резидентов им предоставляется на территории ОЭЗ в аренду жилье, создана Международная школа и детский сад для детей сотрудников резидентов.

Обобщение представленных данных в части налоговой политики, а также сравнение их показателей со значениями, принятыми на территории России [6], отражено в табл. 1.

Таблица 1

Налоговые льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ

Налоги ОЭЗ Россия Срок действия

Налог на прибыль, % 0-15,5 20 На период действия ОЭЗ

Налог на имущество, % 0 2,2 10 лет

Налог на землю, % 0 1,5 5 лет (10 лет)

Транспортный налог (евро/л.с.) 0 0,01-0,7 10 лет

Социальные налоги и платежи 28 30 До 01.01.2020

14 (для 1Т компаний) До 01.01.2024

Стоимость приобретения земли 4-50 % кадастровой стоимости земли 100 % рыночная цена На период действия ОЭЗ

Режим свободной таможенной 0 % таможенных На период действия ОЭЗ

зоны пошлин, 0 % НДС

Так, особая экономическая зона «Алабуга» предоставляет своим резидентам множество налоговых преференций. Например, компании получают право не уплачивать в бюджеты разных уровней в течение 10 лет земельный, имущественный и транспортный налоги. Предприятия получают налоговые каникулы с момента появления налоговой базы. Для резидентов действуют льготные налоговые ставки на прибыль, а именно: 2 % первые 5 лет, 7 % - следующие 5 лет, затем ставка налога на прибыль определяется на уровне 15,5 % до 2055 г.; освобождение от НДС.

Налогоплательщики - резиденты ОЭЗ «Алабуга» могут пользоваться ускоренной схемой амортизации с коэффициентом 2. Кроме того, на территории ОЭЗ «Алабуга» действует самостоятельный таможенный пост, который в 2014 г. получил звание «Лучший таможенный пост России». Работа таможенного поста заключается в обслуживании резидентов ОЭЗ, растаможивание происходит не более 3 часов.

К преимуществам использования свободной таможенной зоны в ОЭЗ также относится следующая льгота: предприятия, которые ввозят иностранное оборудование на территорию свободной экономической зоны, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и/или налогов на данное оборудование на период его нахождения в ОЭЗ до окончания сроков действия соглашения о ведении деятельности. В результате предприятие на входе в ОЭЗ получает целый комплекс налоговых льгот и иных преимуществ, а точнее - до 30 % экономии от первоначальных инвестиций [6]. Данные меры направлены на то, чтобы ослабить налоговую нагрузку на резидентов и дать им дополнительные рыночные преимущества для развития промышленного производства. Также эти меры поддержки позволяют бизнесу увеличивать свои затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, что является одной из целей ОЭЗ. Именно поэтому государство, с одной стороны, жертвует частью налоговых отчислений с резидентов ОЭЗ, но, с другой стороны, стимулирует предприятия на увеличение выпуска продукции, проведение научных исследований, привлечение иностранных инвестиций в экономику, а также поддержку политики импортозамещения.

В то же время ОЭЗ выдвигают к резидентам ряд требований. Например, ОЭЗ «Алабуга» выдвигает к компаниям - потенциальным резидентам следующие требования:

- регистрация филиала на территории Республики Татарстан;

- 120 млн руб. инвестиций в течение 3 лет.

Целевые показатели ОЭЗ «Алабуга» на 2019 г.: 66 резидентов; 128,3 млрд руб. инвестиций в форме капитальных вложений резидентов и создание резидентами не менее 8041 рабочих мест.

Цели для особых экономических зон и общее управление ими осуществляет управляющая компания - акционерное общество, подконтрольное государству. Так, согласно Федеральному закону №116-ФЗ, полный пакет акций (100% акций) ОЭЗ должен принадлежать государству. Так, например, акционерное общество «Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабу-га» подведомственна Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

Характерными целями управляющих компаний ОЭЗ являются [8]:

1) вовлечение передовых технологий производства и управления;

2) привлечение на территорию ОЭЗ иностранных компаний, реализующих проекты и обладающих компетенциями в стратегических отраслях экономики для России;

3) формирование территорий интенсивного экономического роста;

4) запуск производства продукции и услуг, высоко конкурентоспособных на внешних рынках.

Как правило, на территории ОЭЗ часто используются передовые технологии производства и

управления, так как иностранные резиденты имеют различное видение эффективных способов осуществления деятельности компаний. Данные привлекаемые технологии сначала оцениваются на территории особой экономической зоны, а далее их приспосабливают на региональном и федеральном уровнях.

Управляющая компания должна, помимо постановки целей для ОЭЗ, заниматься ее функционированием, а на этапе начального строительства зоны - ее обустройством и подготовкой к заезду резидентов. На рисунке представлены основные этапы создания особой экономической зоны.

Всего выделено 6 укрупненных этапов создания ОЭЗ:

1 этап: создается управляющая компания зоны (для каждой ОЭЗ должна быть создана отдельная управляющая компания, подведомственная Правительству региона, в котором находится ОЭЗ).

2 этап: определяются масштабы ОЭЗ, ее площадь.

3 этап: определяется будущее местоположение ОЭЗ (важно, чтобы ОЭЗ находилась на пересечении транспортной инфраструктуры: автомагистрали, железнодорожные пути, близость к аэропорту и морскому (речному) порту).

1 этап

Учреждается УК

2 этап

Определяются масштабы ОЭЗ

3 этап

Определяется местоположение ОЭЗ

4 этап

Осуществляется строительство инфраструктуры

5 этап

Привлекаются известные предприятия

6 этап

Осуществляется строительство жилищного фонда

3 Э Е! Р1| Ни _ 1 =1 1 N1

I

Условные обозначения:

УК - управляющая компания

| | - объекты инфраструктуры (ТЭЦ, водо- и газораспределительные пункты, склады, пожарная часть)

- асфальт

крупные известные предприятия

Рис. Этапы создания особой экономической зоны (ОЭЗ) в России

4 этап: управляющая компания занимается строительством инфраструктуры, в том числе инженерной (провод газопровода, водопровода, канализации, строительство складов, ТЭЦ, пожарного депо, кафе, контрольно-пропускного пункта, контейнерной площадки).

5 этап: управляющая компания привлекает на территорию ОЭЗ известные фирмы, которые бы служили имиджем для зоны (так, в ОЭЗ «Алабуга» располагается международная фирма Ford, в ОЭЗ «Титановая долина» - Ural Boeing).

6 этап: осуществляется строительство жилищного фонда для сотрудников предприятий-резидентов (важно, чтобы данный фонд включал объекты социальной инфраструктуры - детский сад, школа, магазины, больницы).

Таблица 2

Типы ОЭЗ в России

Тип ОЭЗ Характеристика Примеры ОЭЗ Количества ОЭЗ данного типа в России, ед.

Промышленно-производственный тип (ППТ) Данные ОЭЗ располагаются, как правило, в крупных промышленных регионах страны, имеют обширные территории. Отличительными чертами данной ОЭЗ являются: инфраструктура, готовая к выработке больших объемов электроэнергии, воды и связи, доступ к ресурсам для предприятий, близкая расположенность к основным транспортным артериям. В ОЭЗ ППТ в основном функционируют промышленные предприятия. ОЭЗ ППТ «Алабуга» ОЭЗ ППТ «Липецк» ОЭЗ ППТ «Моглино» ОЭЗ ППТ «Тольятти» ОЭЗ ППТ «Калуга» ОЭЗ ППТ «Титановая долина» ОЭЗ ППТ «Узловая» ОЭЗ ППТ «Лотос» ОЭЗ ППТ «Ступино Квадрат» 13

Технико- внедренческий тип (ТВТ) ОЭЗ ТВТ функционируют в регионах, которые обладают лучшими в стране научно-образовательными центрами. Данный тип ОЭЗ предназначен для помощи инновационному бизнесу и организации производства наукоемкой продукции. ОЭЗ ТВТ «Иннополис» ОЭЗ «Технополис «Москва»» ОЭЗ ТВТ «Дубна» ОЭЗ ТВТ «Исток» ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» ОЭЗ ТВТ «Томск» 6

Туристско-рекреационный тип(ТРТ) Данные ОЭЗ размещаются в живописных регионах России с высокими туристическими потоками. В ОЭЗ функционируют туристический, спортивный, рекреационный виды бизнеса. ОЭЗ ТРТ предоставляют услуги санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан. Также на территории не запрещается деятельность по разработке месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов. ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» ОЭЗ ТРТ «Ворота-Байкала» Северокавказский туристический кластер - Курорты Северного Кавказа ОЭЗ ТРТ «Завидово» Тверская область 5

Портовые особые экономические зоны (ПОЭЗ) Расположены поблизости от основных транспортных путей. В данной ОЭЗ функционирует судостроительная и судоремонтная деятельность, предоставляются логистические услуги. ПОЭЗ «Ульяновск» 1

ВСЕГО ОЭЗ 25

Строительство и обустройство ОЭЗ очень трудозатратный процесс, требует больших финансовых и временных вложений. Например, управляющая компания ОЭЗ «Иннополис» начала строительство зоны в 2012 г., и только в 2014 г. было закончено обустройство всех коммуникаций. Далее началось возведение зданий и сооружений [4]. На длительность строительства ОЭЗ также влияет ее тип.

Если ОЭЗ нацелена на производство большого объема промышленных товаров, то управляющей компании необходимо выделить для своих резидентов большие площади земли, но в то же время, если ОЭЗ специализируется на инновационных разработках, то в большинстве случаев компаниям-разработчикам не нужны земли под аренду, им необходимы офисы средних размеров.

Обзор типов особых экономических зон, выделенных в Федеральном законе об ОЭЗ [11], представлен в табл. 2.

Таким образом, на территории ОЭЗ может располагаться только то предприятие, которое подходит зоне по виду своей деятельности. По состоянию на начало 2020 г. в России функционируют 25 особых экономических зон, среди которых Постановлениями Правительства РФ две ОЭЗ были созданы в конце 2019 г. (ОЭЗ ППП «Грозный» [12] и ОЭЗ ППТ «Орел» [13]).

Особый интерес среди описанных ОЭЗ представляет ОЭЗ ТВТ «Иннополис». Строительство зоны началось в 2012 г., а в 2014 г. - на карте России официально появился город Иннополис. Это первый российский город для специалистов информационных технологий. Считается самым молодым городом России. В Иннополисе ежедневно находятся более 3500 человек. Зарегистрировано 290 компаний, среди которых «МТС» и «Яндекс». Иннополис стал первым в Европе городом, где можно воспользоваться беспилотниками Яндекс.Такси для повседневных поездок [4]. В результате целый город Иннополис считается особой экономической зоной.

Ставка аренды офисных помещений ОЭЗ «Иннополис» - 640 руб. за 1 м2 в месяц на помещение до 700 м2 (цена включает в себя стоимость коммунальных услуг). Если арендуемое помещение больше 700 м2, стоимость аренды снижается. Ставка аренды земельных участков - около 53 000 руб. за 1 га в год. В каждый последующий год ставка увеличивается [7].

В Иннополисе функционирует Университет, который обучает студентов в сфере информационных технологий. Средний проходной балл для студентов для поступления в Университет Иннополис - 90,4 балла. Образование открыто в следующих институтах: Институт информационных систем, Институт технологий и разработки программного обеспечения, Институт робототехники. В 2018/2019 учебном году Университет выпустил всего 639 студентов, при этом в этом же учебном году было подано более 11 000 заявок на обучение. Заявки на обучение приходили со всего мира, в том числе из азиатских стран, а также из Германии, Франции, Австралии и США. Всего было проведено 13 отборов студентов. Среди преподавателей Университета профессора из России, Италии, Кореи, Хорватии, Франции, Великобритании и Канады [3].

Социальная инфраструктура ОЭЗ ТВТ «Иннополис» включает в себя жилищный фонд, спорткомплекс, детские игровые площадки, языковую школу, детский сад, учреждения здравоохранении и общественного питания, магазины.

Иннополис - это уникальный IT-город России, на территории которого можно получить высшее образование в сфере информационных технологий, а также построить бизнес на льготных условиях.

С 2005 по 2019 г. в особые экономические зоны России пришло около 670 компаний-резидентов из 35 стран, среди которых более 100 иностранных инвесторов. Общая сумма осуществленных инвестиций компаниями-резидентами - более 4,5 млрд долл. США. Лидеры по объему инвестиций - Китай, США, Турция, Япония. Создано более 25 000 рабочих мест [6]. Среди известных компаний-резидентов выделяются следующие: Ford, Boeing, Rockwool, Viessmann, Yokohama, Kastamonu, 3M, Sibur, Sollers.

Бесспорно, что функционирование бизнеса на территории ОЭЗ дает ему ощутимые льготы: у предпринимателя снижаются затраты на операционную деятельность компании, что позволяет ему получить большую долю прибыли и направить ее на развитие дела, в том числе на научные разработки. Со стороны предприятия - работа в ОЭЗ приносит ему только положительные привилегии. Но со стороны управляющей компании зоны и со стороны государства функционирование ОЭЗ приносит стране и региону отрицательные поступления, такие как: бюджет теряет часть налоговых отчислений, строительство зоны требует огромных финансовых вложений, срок окупаемости ОЭЗ исчисляется десятками лет. Но все данные затраты оправдывают себя. За счет льгот бизнес направляет свои средства на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводит исследования и внедряет новые технологии, что является неотъемлемой частью экономического развития любого государства, которое позволяет ему еще ближе приблизиться к вступлению в новый шестой технологический уклад.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авербух В.М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестн. Ставропольского гос. ун-та. Ставрополь, 2010. С. 159-165.

2. Вздорова Л.П. Шестой технологический уклад: последний цикл Кондратьева // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LV междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК, 2016. № 3(52). Часть II. С. 140-148.

3. Годовой отчет за 2018 год Университета Иннополис // Официальный сайт Университета Иннополис, 2020. URL: https://university.innopolis.ru/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Иннополис. История города // Иннополис, 2020. URL: http://www.innopolis.com/city/history/.

5. Кузнецова Е.Г. Свободная экономическая зона Шеннон: опыт создания и путь к успеху // Региональная экономика: теория и практика. М.: Изд. дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2013. С. 57-60.

6. Особые экономические зоны // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. URL: https://economy.gov.ru/material/directions/regionalnoe_razvitie/instrumenty_razvitiya_territoriy/ osobye_ekonomicheskie_zony/.

7. ОЭЗ «Иннополис» // Иннополис, 2020. URL: http://innopolis.ru/business/sez-innopolis/.

8. Россия. Особые экономические зоны // АО «Особые экономические зоны», 2007-2020. URL: http://www.russez.ru/faq/.

9. Суворова В.В., Матвеева И.В. Анализ инфраструктурной поддержки инновационного предпринимательства в Удмуртской Республике // Социально-экономическое управление: теория и практика. Ижевск: Изд-во Иж-ГТУ им. М.Т. Калашникова, 2017. № 2(31). С. 81-85.

10. Сулоева С.Б., Гульцева О.Б. Роль и место инноваций в экономике России в период мирового кризиса // Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб, 2017. С. 129-139.

11. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» // СПС «КонсультантПлюс».

12. Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1809 «О создании на территории муниципального образования городской округ «Город Грозный» Чеченской Республики особой экономической зоны промышлен-но-производственного типа «Грозный» // СПС «КонсультантПлюс».

13. Постановление Правительства РФ от 24.09.2019 № 1241 «О создании на территории муниципального образования Мценский район Орловской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа» // СПС «КонсультантПлюс».

Поступила в редакцию 25.02.2020

Радыгина Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории и предпринимательства E-mail: rsv_prepod@mail.ru Валерия Владимировна Суворова, магистрант E-mail: galina@inem.uni.udm.ru

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

S.V. Radygina, V. V. Suvorova

SPECIAL ECONOMIC ZONES AS AN INSTRUMENT OF ECONOMIC GROWTH AND DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL POTENTIAL OF RUSSIA

DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-3-346-353

The article considers an instrument of influence on the economic development of the Russian Federation in the form of creating special economic zones. The current state of Russian enterprises is described in terms of the theory of techno-economic paradigm. The problem of technological backwardness of Russia is revealed. In this regard, the authors consider special economic zones as an engine for the development of the Russian Federation. The principles of functioning of these zones are described, privileges for enterprises registered in the territory of special economic zones are listed. The types of zones are also characterized, among which four are distinguished by the legislation of Russia: industrial-production, technical-innovative, tourist-recreational and port. Examples are given for each type of special economic zone. The authors examined the stages of construction of these zones, and the legislation that determines their functioning. The article also provides an example of the Innopolis special economic zone: its specialization, what benefits it gives residents and what is located on its territory. The article's conclusion provides a list of benefits that an enterprise can count on if it is registered as a resident in the territory of a special economic zone. It also proves the existence of a

direct relationship between the effective functioning of special economic zones and the acceleration of the economic development of the state, which allows it to enter the next techno-economic paradigm.

Keywords: Special economic zones, SEZ, benefits for SEZ residents, tax incentives, SEZ management company, SEZ types.

Received 25.02.2020

Radygina S.V., Associate Professor, Candidate of Economics, Head of Department of the economic theory and business E-mail: rsv_prepod@mail.ru Suvorova V.V., postgraduate student Email: galina@inem.uni.udm.ru

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/4, Izhevsk, Russia, 426034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.