МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х
Казахстане наблюдается некоторое отставание от названных мировых тенденций. Поэтому развитие казахстанского дизайн-образования требуют постоянного поиска его совершенствования, в том числе и реализация резервов в методике преподавания ведущих дисциплин. Одной из таких дисциплин является рисунок, составляющий одну из сущностных основ практической подготовки специалиста художественно -творческого профиля.
Список использованной литературы:
1. Плешкова И.С.Концептуальное направление в дизайне одежды ХХ - начала XXI вв.: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, Санкт-Петербург, 2010. - 27 с.
2. Аврамов А. Дизайн-образование в Великобритании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studyart.ru. Дата обращения 15 ноября 2015 года.
3. Гассио-Талабо Ж. В книге Анри де Моран: История декоративно-прикладного искусства: От древнейших до наших дней: С прил. ст.: Ж. Гассио-Талабо о дизайне. Издательство: М.В. Шевчук.- 2012. - 672 с.
4. Дизайн: очерки теории системного проектирования//под ред. Л.А. Соловьева. Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. - 184 с.
5. Мосорова Н.Н. Методология и методы дизайна. // Рефлексия в науке и обучении: тез. научно-методической конф. Новосибирск, 1984. С. 37 - 43.
© Досмаганбетов Е. С., 2016
УДК 373
Ежкова Нина Сергеевна
доктор. пед. наук, проф.ТГПУ им.Л.Н.Толстого, г.Тула, РФ
E-mail: [email protected] Лымарева Мария Викторовна магистрант, ТГПУ им.Л.Н.Толстого, г.Тула, РФ E-mail: [email protected]
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И ПРОБЛЕМА ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье освещается проблема свободного времени дошкольников. Раскрываются содержательные характеристики самостоятельной деятельности, рассматриваются ее виды и компоненты; направления педагогической поддержки.
Ключевые слова
Свободное время, свободная самостоятельная деятельность, виды деятельности дошкольников, компоненты деятельности
Всё возрастающий интерес ученых и практиков к вопросам организации свободного времени детей явление объективное. Реалиями современной жизни стали распространение дестабилизирующих общество факторов и, прежде всего, потребительское отношение к свободному времени. Современные дети предпочитают проводить свободное время за компьютером, пассивно воспринимать телевизионные передачи, зачастую адресованные не их возрасту. Незаметно уходят в прошлое многие народные игры, семейные традиции и праздники, дающие ребенку исполненную глубокого смысла содержательную жизнь.
Организация свободного времени подрастающего поколения - важнейшая социально-педагогическая проблема, охватывающая большой круг вопросов, связанных с культурой общения, развитием творческих способностей личности, формированием поисково-познавательного и эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Целенаправленное руководство досугом детей важно начинать до того,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
как бессмысленное времяпрепровождение и «пустые», а порой, и антигуманные забавы и шалости войдут в устойчивые привычки, разовьют их интеллектуальную лень, деструктивное поведение. Остановимся на характеристике свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Такая деятельность отличается разнообразием, её видами выступают: игровая (сюжетно-ролевые, режиссёрские, развивающие и др.); изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (игра на детских музыкальных инструментах, исполнение песен, хороводов, танцев, организация музыкально-дидактических игр и т.д.); художественно -речевая (рассматривание книг, иллюстраций, рассказывание и сочинение сказок, стихотворений, создание альбомов типа «Любимые сказочные герои» и т.п.); трудовая (работа с природным материалом, бумагой, картоном, вышивка, вязание, макраме, выпиливание, выжигание и др.); конструирование (создание построек с использованием конструкторов и строительных наборов, т.д.); двигательная (выполнение упражнений с использованием физкультурного оборудования: обручей, скакалок, мячей, использование самокатов, лыж; организация подвижных, спортивных игр и др.).
Для того чтобы педагогическая поддержка и управление самостоятельной деятельностью детей в свободное время носили практикозначимый, эффективный характер, необходимо хорошо ориентироваться в сущностных сторонах этой деятельности, знать её структуру. В дошкольной педагогике термин «самостоятельная деятельность» впервые находит содержательное раскрытие в работах Н.А. Ветлугиной. Известный отечественный учёный отмечает, что деятельность как самостоятельную можно рассматривать тогда, когда индивид способен выполнять новые, все усложняющиеся задачи или действовать в незнакомых ситуациях, ориентируясь в них без посторонней помощи. Ссылаясь на теоретические труды А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, раскроем содержательную сторону всех компонентов, входящих в свободную самостоятельную деятельность: Юриентировочный компонент включает в себя мотив, цель, опорные знания и представления, а также планирование. У детей-дошкольников доминирующим мотивом выступают интересы. Ребёнок выбирает лишь те игры, досуговые занятия, которые являются для него привлекательными и желанными, пробуждают радость творчества. Цель направляет и регулирует личностную активность, поведение детей. Цели подчиняются все компоненты деятельности. Опорные знания и представления включают в себя: 1- знания и представления о специфике выполнения разных видов деятельности (рисования, конструирования, ручного труда и др., и 2 - знания и представления о процессе организации деятельности. Планирование — определение средств и последовательности этапов, действий, необходимых для достижения поставленной цели. II. «Исполнительский компонент включает выполнение двух видов — организационных и действий, обусловленных спецификой конкретного выбранного дошкольниками досугового дела, игры» [2, с. 29]. III. «Контрольно-корректировочный компонент включает в себя контроль за способами действий, сопоставление полученного результата с поставленной целью» [2, с. 30].
Г.А. Урунтаева утверждает, что «старшие дошкольники уже могут самостоятельно планировать деятельность», содержащую все три компонента, но такая деятельность формируется в старшем дошкольном возрасте только при продуманной педагогической поддержке взрослого [3, с. 39].
Педагогическая поддержка свободной самостоятельной деятельностью реализуется в два этапа. На первом, подготовительном этапе, осуществляется развивающее направление (обучение детей эффективной организации деятельности, обогащение их положительного опыта в различных видах деятельности, воспитание культуре общения) и стимулирующее направление поддержки (организация активизирующей интерес предметно-развивающей среды, обеспечение необходимыми материалами и образцами для различных видов деятельности).
Второй этап педагогической поддержки осуществляется непосредственно во время свободной самостоятельной деятельности, по трем направлениям: настраивающее, стимулирующее и регулирующее. Для того чтобы активность детей носила продуктивный характер, педагогу необходимо возбуждать интерес детей к самостоятельной деятельности, предлагая каждому ребенку выбрать вид деятельности; поддерживать его при помощи наводящих вопросов, регулировать отношения в случае возникновения межличностных конфликтов.
Проблема организации свободного времени дошкольников входит в круг научных интересов ученых и практиков все чаще, и продолжает быть актуальной. Ведь интересно и с пользой проведенное свободное
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_
время дошкольников - есть результат продуманной и тщательно организованной работы педагогического коллектива.
Список использованной литературы
1. Бочарова, Н. И. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. - М. : AcademiA, 2001. - 203с.
2. Ежкова, Н.С.Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников. /Н.С.Ежкова. - СПб: Изд-во Детство-Пресс, 2015. - 144 с.
3. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип / Г.А. Урунтаева - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
© Ежкова Н.С., Лымарева М.В., 2016
УДК 371.2
Ефремов Роман Васильевич
Магистрант кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ, г. Омск, РФ
E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ШКОЛЫ
Аннотация
В статье отражены цель программно-целевого управления, его роль в систематизации управления и развития школы, стратегии развития школы. Рассмотрены главные признаки программно-целевого управления, виды программ в современной теории образования
Ключевые слова
Программно-целевое управление, системный подход, средняя школа, управление развитием школы.
Управление школой предстает как совокупность сложных процессов, эффективная реализация которых возможна лишь на научной основе. Современным научным основанием описания и реализации управления представляется системный подход. Его осуществление производится в соответствии с программно-целевым принципом управления. Функциональное назначение принципа - целевая ориентация управления и придание ему характера системы в соответствии с основной целью. Реализация программно-целевого принципа управления образованием - один из основополагающих приоритетов развития образовательной системы.
В настоящее время системные исследования проводятся по широкому кругу управленческих проблем. Одной из таких областей применения системных исследований является программно-целевое управление.
Главными признаками программно-целевого управления большинство ученых называет наличие цели и программы ее достижения.
В то же время любое управленческое действие характеризуется наличием цели и выработкой управляющих воздействий по ее достижению. Все это говорит о том, что программно-целевое управление не является чем-то принципиально новым.
Исходя из анализа особенностей программно-целевого управления некоторые авторы выделяют два подхода к трактовке данного понятия: расширенное и узкое (Е.П. Голубков, Л.С. Пекарский, Б.А. Райзберг). Программно-целевое управление в широком смысле - это «воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии системного анализа. При этом средства достижения целей управления (план, целевая комплексная программа, оргструктура и др.) определяются, исходя из этих