Научная статья на тему 'К вопросу развития целеполагания у детей в ДОО'

К вопросу развития целеполагания у детей в ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1356
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЦЕЛЬ / СРЕДСТВА / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрущева Ю.Н.

В статье показана необходимость развития целеполагания как основы конкурентоспособности личности. Кратко представлены педагогические средства развития целеполагания у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу развития целеполагания у детей в ДОО»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

2. Мингазова Р.Г., Тулумгужина А.Д., Хизбуллина Р.З. Особенности формирования экологических знаний первоклассников // Организация территории: статика, динамика, управление: материалы XI междунар. научно-практической конф. - Уфа: Изд. БГПУ им. М. Акмуллы, 2014 - С.191-192

© Файзуллина Д.Д., Идрисова Ю.Р., Меховникова И.В., 2017

УДК 373

Ю. Н. Хрущева

Магистрант 2 курса магистерская программа «Управление в образовании» Высшая школа психологии и педагогического образования Северного (Арктического) федерального

университета имени М.В. Ломоносова Научный руководитель: Г. Н. Голоухова К.б.н., доцент кафедры «Педагогика и психология детства» Высшая школа психологии и педагогического образования Северного (Арктического) федерального

университета имени М.В. Ломоносова г. Архангельск, Российская Федерация

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У ДЕТЕЙ В ДОО

Аннотация

В статье показана необходимость развития целеполагания как основы конкурентоспособности личности. Кратко представлены педагогические средства развития целеполагания у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова

Дошкольник, конкурентоспособность личности, цель, средства, целеполагание

Личность человека формируется и развивается под влиянием следующих факторов: природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей и многих других. Поэтому формирование и развитие детей необходимо осуществлять научно организованным воспитанием [5]. Дошкольная образовательная организация (далее - ДОО) оказывает главное влияние на такое воспитание и развитие.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 [9] дошкольное образование относится к уровню общего образования так же, как и начальное общее, основное общее и среднее общее образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [6] (далее - ФГОС ДО) развитие мотивации, целеустремленности, самостоятельности, любознательности, творческой активности, способностей в различных видах деятельности является важнейшим результатом воспитания и развития дошкольника. Следовательно, ДОО должна сохранить уникальность и самоценность дошкольного детства ребенка для дальнейшего овладения многообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, а также для содействия развития различных форм активности дошкольника.

В современном мире на рынке труда высоким спросом обладает конкурентоспособный работник. Если человек не обладает такой способностью, значит, он не обладает главным профессиональным качеством - возможностью достижения успеха в профессиональной жизнедеятельности при изменяющихся условиях. Главной задачей педагогов является развить у детей конкурентоспособность личности.

Конкурентоспособность личности - это личность, которая обладает более эффективными способностями, чем другие, то есть способностью к умению ставить перед собой цели и эффективно

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

добиваться их, стремлению сделать свою профессиональную деятельность высококачественной [1]. Отсюда следует, что педагогам необходимо формировать и развивать целеполагание у детей в ДОО, так как навыкам целеполагания учат с раннего детства.

Российские психологи - П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие - изучали значение целеопределения и целедостижения как качественных характеристик существования человека. В исследованиях В.С. Агеевой, Г.В. Акоповой, А.К. Белоусовой, А.А. Грачевой, Р.С. Немовой, Ю.П. Платонова и других развивался социально-психологический подход к изучению целеполагания [4].

Деятельность ребенка - это определенный вид его действий, который направлен на познание окружающего мира, в том числе самого себя [2]. Цель - один из структурных компонентов данной деятельности.

Цель - это осознанный образ будущего результата, который достигается с помощью направленной деятельности человека. Таким образом, цель - это то, к чему стремится человек и то, что необходимо ему осуществить. Для осуществления цели нужны средства. Средства - это инструменты, с помощью которых достигается заданная цель. Если цель достигается, то это называется успехом. Успех помогает личности развиваться с помощью полученной личной радости через стремления к этому же состоянию путем становление новых целей перед собой.

Целеполагание представляет собой умение принимать и ставить цели деятельности, отбирать эффективные средства ее осуществления для достижения результата, при этом контролируя свою деятельность [8]. Развитие целеполагания относится к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в данном возрасте формируется самостоятельная, творчески активная, целеустремленная и любознательная личность.

Существуют два типа целеполагания: целеобразование и целепорождение [1]. Целеобразование предполагает принятие и достижение цели под влиянием внешних воздействий. Целепорождение подразумевает самостоятельную постановку цели. Также в педагогике выделяют два вида целеполагания: педагогическое целеполагание и целеполагание обучающихся. Выработка педагогом целей воспитания и обучения, путей их достижения в образовательной деятельности называется педагогическим целеполаганием. Это считается целеобразованием. Обучение детей знаниям и умениям самостоятельно ставить цели называется целеполаганием. Можно считать это целепорождением [10].

Педагогическое целеполагание необходимо для обучения и воспитание детей, так как без цели это невозможно. Но данная цель педагога не всегда понятна ребенку, так как он ставит цель тогда, когда собственная цель ребенка ещё не сформировалась. Дети часто не понимают, зачем им нужно делать то или иное, учиться тому или иному [1]. Воспитатель должен объяснить дошкольникам, что, он сумеет поставить и реализовать собственные цели только тогда, когда он научиться достигать цели, поставленные другими людьми. На сегодняшний день очень важно развить у детей целеполагание, поскольку конкурентоспособность - это способность наиболее эффективно достигать цели.

Целеполагание у детей возникают уже на третьем году жизни в рамках предметных действий. Л.Г. Лысюк [2] указывал, что цель таких действий связана с предметом и способом его использования. Ребенок задаёт вопросы «Почему?» и «Зачем?» и получает ответы на них путем объяснения взрослых всего того, что происходит вокруг.

Таким образом, дети дошкольного возраста не имеют собственного осмысленного целеполагания. Но у них есть желания, определяющие словом «хочу». То есть цель - то, чего хочет добиться дошкольник. Значит, у них есть свои маленькие цели, следовательно, нужно педагогу научить формулировать их, правильно и самостоятельно добиваться успешного результата.

Развить у ребенка способность к целеполаганию педагог сможет с помощью выбранной им программы обучения и воспитания детей в ДОО. Данная программа должна соответствовать требованиям ФГОС ДО. Для построения непосредственной образовательной деятельности дошкольников воспитателю необходимо ориентироваться на интересы и возможности каждого ребенка, при этом учитывая социализацию его развития [7]. Также обязательно предоставлять право свободного выбора различных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

инструментов для становления и достижения поставленной цели. Для постановления темы занятия педагог должен показать детям значимость темы, подтолкнуть к ощущению радости от новых возможностей проявить себя, повысив чувство уверенности к себе. Дать время для самостоятельного поиска предположений, оказать поддержку [7], а также проявить уважение к вопросительной их активности [10] и совместно с ними определить тему занятия, выступая в этом процессе партнером для поддержания и развития их мотивации. Цель может потребовать определенных действий, необходимых усилий. А дошкольники должны сформулировать ее сами, даже если им трудно ее понять. Именно в таком случае при свободе выбора доступных средств ребенок самостоятельно начинает думать, а это способствует принятию собственного решения для достижения успешного результата с методической помощью педагога, при этом контролируя полученный результат. Умение ребенка управлять эмоциями, деятельностью и своим поведением - это ключевая роль развития целеполагания у детей.

Существуют несколько способов формирования и развития целеполагания у детей.

Во-первых, в игровой деятельности дошкольников можно провести игры с правилами [1], а также создать проблемную ситуацию в строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых игр. Например, игра «Утки и охотники» предполагает цель у «уток» - убегать, выворачиваться от мяча, а у «охотников» -попасть мячом в «утку».

Во-вторых, с помощью чтения художественной литературы, просмотров мультфильмов [3] можно обсудить с детьми пути достижения определенных целей персонажами. Например, мультфильмы: «Как утенок-музыкант стал футболистом», «Цветик-семицветик» и т.д., художественные произведения: «Репка», «Колобок», «Красная Шапочка».

В-третьих, организация исследовательской деятельности детей. Например, провести опыт с картошкой на наличие крахмала.

В-четвертых, с помощью организации продуктивных видов деятельности таких, как лепки, рисования, аппликации и др., поставить цель и достигнуть ее путем интеграции. Например, нарисовать и слепить снеговика. Целью является снеговик, средства достижения цели - карандаши, краски, баночка-непроливайка, кисточки, альбом, пластилин различных цветов, доска для работы с пластилином. Таким образом, результатом будет снеговик из различных материалов.

В-пятых, использование пооперационных карт (поэтапное описание достижение определенной цели). Использовать их можно в раздевалке (например, в какой последовательности надевать верхнюю одежду), умывальной комнате (как правильно мыть руки), спальне (как правильно заправлять кровать), в самой группе для дежурных детей (как накрывать на стол).

В-шестых, ребенку необходимо предоставить наглядный пример с помощью тренировки [1] для того, чтобы он увидел, что цель может достигаться не сразу, а через несколько систематических занятий. Например, в спортивной деятельности (показ систематической спортивной тренировки на лыжах для того, чтобы победить на соревнованиях).

Таким образом, развитие целеполагания у детей в ДОО необходимо осуществлять в старшем дошкольном возрасте. В данном возрасте формируется самостоятельная, творчески активная, целеустремленная, конкурентоспособная личность.

Поэтому для них важной задачей в обучении является научиться ставить цели и успешно достигать их с помощью различных действий, при этом испытывать чувство радости. Педагог должен учитывать уровень знаний и опыта дошкольников; выслушать все их правильные и неправильные точки зрения и предположения; осуществлять доступность для использования способов целеполагания [8]. Существуют разнообразные способы формирования и развития целеполагания у детей (игровая деятельность, чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов, исследовательская и продуктивные виды деятельности, использование пооперационных карт, наглядный метод - тренировка).

Педагог должен тщательно организовать непосредственную образовательную деятельность с детьми для постановки ими темы, цели и пути ее достижения так, чтобы дети понимали значимость данной темы и необходимость ее решения. Поэтому в ДОО особый акцент ставится на развитие самостоятельной деятельности ребенка, в которой осознанно ставится цель, выбираются пути решения и реализуются в

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070

своих действиях для успешного достижения результата. Список использованной литературы:

1. Бурухина, А.Ф. Развитие умений целеполагания у детей дошкольного возраста / А.Ф. Бурухина // Начальная школа. - 2012. - №4. - С.1-4.

2. Вербианова, О.М., Сидоркина, Т.Ю. Особенности развития целеполагающей деятельности у детей 4-5 лет // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2006. - №1. - С. 148-153.

3. Егорова, Ю.А. Проблема формирования способности к целеполаганию у обучающихся и подходы к её решению // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - №4. - С. 6577.

4. Зорина, С.В. Исследование социально-психологических условий целеполагания в старшем дошкольном возрасте : Дис. канд. психол. наук. - Самара, 1999 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/121874.html (дата обращения: 29.01.2017).

5. Изучение. Эксперимент. Практика: сборник статей. Вып. 5 / И 395 сост. Л.В. Вохминова, отв. ред. А.П. Савченко; Поморский гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: Поморский университет, 2010. - 256 с.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". - 20 с.

7. Проект Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/11/Projekt_POOP-1.pdf (дата обращения: 29.01.2017).

8. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://fusionpiter.ru/articles/strong-willed (дата обращения: 29.01.2017).

9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). - 117 с.

10. Чернокова, Т.Е. Развитие способности к постановке познавательных целей в дошкольном возрасте // Nauka-rastudent.ru. - 2015. - N 10 (22) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://nauka-rastudent.ru/22/2961/ (дата обращения: 29.01.2017).

© Хрущева Ю. Н., 2017

УДК 623

Д.Н. Черников

преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, ВИ МВД России, г. Воронеж, РФ

К.А. Мельник преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, ВИ МВД России, г. Воронеж, РФ

С.В. Орленко старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, ВИ МВД России, г. Воронеж, РФ

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МВД В УСЛОВИЯХ ГОРНО-ЛЕСИСТОЙ МЕСТНОСТИ ПРИ СОВЕРШЕНИИ МАРША

Аннотация

Действия подразделений МВД при совершении марша в условиях горно-лесистой местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.