Научная статья на тему 'К проблеме формирования представлений о цели у детей старшего дошкольного возраста'

К проблеме формирования представлений о цели у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1007
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕЛЬ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЦЕЛИ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕЛИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ / THEORY OF ACTIVITY / GOAL / THE NOTION OF GOAL / SENIOR PRESCHOOL CHILDREN / POSSIBILITIES OF FORMATION OF THE NOTION OF GOAL IN PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурухина Анна Федоровна

В статье доказывается актуальность формирования представлений о цели у детей старшего дошкольного возраста. Научной основой статьи является теория деятельности (А. Н. Леонтьев), в которой цель признается важнейшим элементом структуры деятельности. Показано, что во многих примерных основных образовательных программах дошкольного образования, разработанных согласно ФГОС, прописаны задачи, связанные с частичным умением ребенка определять и достигать цели к окончанию дошкольного возраста в различных видах деятельности. Рассмотрены особенности развития целеполагания у детей на разных возрастных этапах дошкольного детства. Формирование умений ставить и удерживать цель является важным для учебной деятельности. Поэтому старший дошкольный возраст является оптимальным для формирования представлений о целях. Формировать представления о цели эффективно через перцептивные образы, оптимальным средством для этого являются мультипликационные фильмы в силу своей наглядности и доступности для понимания детей данного возраста. На примере мультфильмов, содержание которых дети воспринимают образно-эмоционально, можно объяснить детям в доступной форме, что такое цель и какие бывают цели. Просмотр мультфильмов сопровождается беседой по вопросам и продуктивно-творческой деятельностью. Автором разработана методика, позволяющая сформировать представления о цели у детей старшего дошкольного возраста средствами мультфильмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF FORMATION OF THE NOTION OF GOAL IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

The article argues the urgency of a comprehensive study of formation of the notion of goal in senior preschool children. The author works in the framework of the scientific theory of activity (A. N. Leontyev), in which the goal is recognized as the essential element of activity structure. It is shown in the article that many draft educational programs of preschool education, developed in accordance with the Federal State Educational Standards incorporate tasks associated with a child's partial ability to set and achieve goals by the end of preschool age in various activities. The article also describes the features of goal setting on different stages of early childhood. Formation of skills of goal setting and pursuing its achievement is important for education activity. Therefore senior preschool age is optimal for the formation of the notion of goal. The notion of goal may be effectively formed through perceptible images and cartoons which are an optimal way in this direction, due to their visual character and accessibility for children of this age. By the example of cartoons, which children perceive visually and emotionally, the teacher can explain to the children in a clear form the essence of the notion of goal and what kinds of goals exist in our life. Watching cartoons is accompanied by a conversation supported by questions and by productive-creative activity. The developed methodology facilitates the formation of the notion of goal in senior preschool children by means of cartoons.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования представлений о цели у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 159.922.736.3 ББК Ю941.4-72

ГСНТИ 14.23.С

Код ВАК 13.00.02

Бурухина Анна Федоровна,

аспирант, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов. д. 26; e-mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЦЕЛИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: теория деятельности; цель; представление о цели; дети старшего дошкольного возраста; возможности формирования представлений о цели в дошкольном детстве.

АННОТАЦИЯ. В статье доказывается актуальность формирования представлений о цели у детей старшего дошкольного возраста. Научной основой статьи является теория деятельности (А. Н. Леонтьев), в которой цель признается важнейшим элементом структуры деятельности. Показано, что во многих примерных основных образовательных программах дошкольного образования, разработанных согласно ФГОС, прописаны задачи, связанные с частичным умением ребенка определять и достигать цели к окончанию дошкольного возраста в различных видах деятельности. Рассмотрены особенности развития целеполагания у детей на разных возрастных этапах дошкольного детства. Формирование умений ставить и удерживать цель является важным для учебной деятельности. Поэтому старший дошкольный возраст является оптимальным для формирования представлений о целях. Формировать представления о цели эффективно через перцептивные образы, оптимальным средством для этого являются мультипликационные фильмы в силу своей наглядности и доступности для понимания детей данного возраста. На примере мультфильмов, содержание которых дети воспринимают образно-эмоционально, можно объяснить детям в доступной форме, что такое цель и какие бывают цели. Просмотр мультфильмов сопровождается беседой по вопросам и продуктивно-творческой деятельностью. Автором разработана методика, позволяющая сформировать представления о цели у детей старшего дошкольного возраста средствами мультфильмов.

Burukhina Anna Fyodorovna,

Post-graduate Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

ON THE PROBLEM OF FORMATION OF THE NOTION OF GOAL IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

KEY WORDS: theory of activity; goal; the notion of goal; senior preschool children; possibilities of formation of the notion of goal in preschool children.

ABSTRACT. The article argues the urgency of a comprehensive study of formation of the notion of goal in senior preschool children. The author works in the framework of the scientific theory of activity (A. N. Leontyev), in which the goal is recognized as the essential element of activity structure. It is shown in the article that many draft educational programs of preschool education, developed in accordance with the Federal State Educational Standards incorporate tasks associated with a child's partial ability to set and achieve goals by the end of preschool age in various activities. The article also describes the features of goal setting on different stages of early childhood. Formation of skills of goal setting and pursuing its achievement is important for education activity. Therefore senior preschool age is optimal for the formation of the notion of goal. The notion of goal may be effectively formed through perceptible images and cartoons which are an optimal way in this direction, due to their visual character and accessibility for children of this age. By the example of cartoons, which children perceive visually and emotionally, the teacher can explain to the children in a clear form the essence of the notion of goal and what kinds of goals exist in our life. Watching cartoons is accompanied by a conversation supported by questions and by productive-creative activity. The developed methodology facilitates the formation of the notion of goal in senior preschool children by means of cartoons.

С

Чогласно Федеральному государст-/венному образовательному стандарту дошкольного образования, требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования определяют следующие целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; может контролировать свои движения и управлять ими, способен к волевым усилиям [10].

Инициатива, самостоятельность, саморегуляция собственных действий предполагают определение ребенком целей и их достижение в различных видах деятельности. Это положение государственного образовательного стандарта подтверждает актуальность в современной педагогической науке и практике проблемы формирования у детей умений определять и достигать цель в различных видах деятельности.

В современной психологии цель признается важнейшей составляющей человеческой деятельности благодаря деятельност-

© Бурухина А. Ф., 2015

ному подходу к анализу активности человека (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). В теории деятельности центральной категорией выступает категория деятельности, характер организации которой определяет развитие детей. Ребенок проявляется как субъект не только определенной деятельности, но и собственного развития. Любая деятельность имеет следующие структурные компоненты: мотив, цель, действия, результат.

Одной из центральных категорий деятельности является категория цели. Цель -это осознанный образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность человека [7, с. 213]. Цель детерминирована потребностями и мотивами субъекта и всегда личностно значима для человека. А. Н. Леонтьев выделял «личностные смыслы», которые отражают мотивы человека [5, с. 14] и по сути являются отношением мотива к цели.

Сущностными характеристиками цели являются осознанность и результативность (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, О. К. Тихомиров). Осознание цели - важная ее характеристика, поскольку потребности и мотивы не всегда могут осознаваться, а формирование цели всегда протекает в сознании. Результативность цели предполагает возможность ее достичь, реальность цели, в отличие, например, от мечты.

На общепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева базируются примерные основные образовательные программы дошкольного образования «Радуга», «Успех», «Мозаика» и др.

В примерных основных образовательных программах дошкольного образования прописаны планируемые результаты освоения данных программ, связанные с частичным освоением умений определения и достижения целей: ребенок к окончанию дошкольного возраста должен уметь ставить цель, планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели («Радуга», «От рождения до школы», «Тропинки»), использовать различные средства для достижения целей, проявлять настойчивость, доводить начатое дело до конца («Диалог», «Успех»), оценивать результаты своей деятельности («Открытия»). Таким образом, к окончанию дошкольного возраста ребенок должен обладать определенными умениями целеполагания.

Во многих образовательных программах дошкольного образования в соответствии с ФГОС заявлено, что одной из задач ДОУ является воспитание в ребенке самостоятельности, инициативности, целеустремленности («Открытия», «Тропинки», «Диалог» и др.) начиная со среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Инициатив-

ность предполагает «самостоятельную постановку целей, организацию действий, направленных на достижение этих целей и реализацию действий» [15, с. 6]. В качестве критериев самостоятельности авторы выделяют готовность к осуществлению выбора (целей, средств), а также достижение их собственными силами.

В рамках программы «Миры детства» дошкольное образование понимается как «осуществление ребенком различных форм активности совместно со взрослым и самостоятельно», при этом взрослый выполняет роль партнера. Возможны два варианта реализации отношений партнерства: «партнер-модель» (взрослый ставит для себя цель и начинает действовать, предоставляя детям возможность подключиться к этой деятельности) и «партнер-сотрудник» (взрослый предлагает цель: «Давайте сделаем...», - оставляя детям возможность выбора, и участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер) [11, с. 7]. Таким образом, дети либо получают цель извне, либо выбирают ее сами.

Определять цель ребенок дошкольного возраста начинает в различных видах деятельности: физической, трудовой, игровой, продуктивной (рисование, лепка, конструирование и т. д.).

Наиболее успешно дошкольник определяет цель и достигает ее в игровой деятельности, в которой решает задачи соотношения целей и средств при помощи освоенных действий относительно всех доступных предметов. Дети дошкольного возраста способны выделять не только индивидуальную, но и групповую игровую цель, а также планировать основные этапы деятельности и выбирать средства достижения цели.

Особенностью продуктивной деятельности является наличие предметного результата, оформленного в соответствии с поставленной целью. Авторы программы «Успех» выделяют новообразование 4-5 лет - «продуктивное целеполагание» [16, с. 31], которое «означает, что до начала действия у ребенка появляется представление о том, что он хочет сделать и что должно стать результатом его усилий» [16, с. 31]. Именно в этом виде деятельности активно развивается способность к целеполаганию и продолжительным волевым усилиям, направленным на достижение результата. Цель в продуктивной деятельности может быть конкретна - сделать по образцу или сформулирована в общем виде («Давайте сделаем украшения»). Последнее предполагает конкретизацию цели ребенком. В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) в продуктивной деятельности ребенка появ-

ляется конкретная цель-замысел. Познавательная активность ребенка смещается с непосредственного окружения к отвлеченным предметам и явлениям. Особую роль в познании начинает играть словесный анализ-рассуждение. Именно продуктивная деятельность способствует развитию у ребенка таких качеств, как «способность к длительным волевым усилиям, направленным на достижение результата в соответствии с заданными извне стандартами качества» [11, с. 22].

По мнению авторов примерных основных образовательных программ дошкольного образования, до 3 лет желания, мотивы ребенка импульсивны и зависят от ситуации, в 3-4 года дети ориентируются на взрослого и на операционное действие. В возрасте 4-5 лет ребенок способен к постановке несложных целей, поиску средств достижения целей и выбору необходимого средства из нескольких вариантов, может активно действовать в направлении достижения результата. Собственные замыслы ребенка начинают влиять на развертывание всех видов детской деятельности. У ребенка возникает потребность согласовывать свои действия с действиями сверстников, стремиться к общей цели.

С 5-6 лет дети начинают ориентироваться на результат, при этом в данном возрасте дети способны удерживать цель только в течение короткого времени. Дети дошкольного возраста испытывают трудности при удержании цели, намерения в течение длительного времени, а способность к отсроченному целеполаганию формируется у человека к 12-14 годам. Даже целеполага-ние, рассчитанное на три дня, вызывает у детей сложность его удержания, что показано в эксперименте В. Г. Асеева [1].

К 5-6 годам ребенок способен к достижению отсроченной на относительно небольшой временной период цели, обеспеченной смысловыми структурами; поиску нескольких способов решения задач; целе-образованию при предъявлении неопределенной задачи; многоступенчатому предварительному планированию. К концу дошкольного возраста ребенок уже может отделить мотив от цели.

Психологи В. В. Давыдов, Д. Б. Элько-нин считают, что важнейшим видом деятельности, в ходе которой может начинаться целенаправленное обучение процессу самостоятельного формирования цели, является учебная деятельность. Устойчивое выделение учебных целей и способность к их достижению оформляется к 6-7 годам (Н. Н. Поддъяков). Специфика целеполага-ния как постановки учебной задачи заключается в ориентации детей не столько на ре-

зультат, сколько на освоение общего способа действия.

Современная ситуация такова, что ребенка начинают готовить к школе часто с 5 лет и ранее, поэтому интеллектуальный труд (пусть не такой насыщенный и систематизированный) начинается у современных детей раньше. Следовательно, задача ставить и удерживать учебную цель в современной педагогической практике актуализируется уже в дошкольных образовательных учреждениях.

По мнению М. В. Матюхиной, «цель обладает большой мотивационной силой» [6, с. 123], прежде всего речь идет о мотивации к учебной деятельности, это еще одна причина необходимости формирования основ целеполагания в предшкольном возрасте. Существует противоречие между становлением у ребенка субъектной позиции в учебном процессе и отсутствием у него опыта участия в определении собственных учебных целей. Это противоречие свидетельствует о том, что к школе у ребенка должен быть уже сформирован опыт самостоятельного целеполагания и решения учебных задач.

Однако еще до начала учебной деятельности у детей дошкольного возраста есть свои цели, которые на данном этапе развития определяются как желания, как многочисленные «хочу». Среди направлен-ностей личности выделяют влечения, желания, интерес как формы направленности личности. Желаемое человек осознает как то, к чему он стремится (цель). Интерес обеспечивает направленность личности на осознание целей деятельности. Таким образом, желание и интерес являются предпосылкой образования цели.

Существует точка зрения, что в дошкольном возрасте рано знакомить ребенка с таким сложным понятием, как цель. В период дошкольного детства у ребенка более актуальны такие понятия, как мечта, желание. Но между этими понятиями и целью есть принципиальная разница: желания и мечты практически всегда удовлетворяются другими людьми, либо исполняются, сбываются. На что указывают и устойчивые словосочетания: «Мое желание исполнилось», «Моя мечта сбылась» (субъект пассивен). О цели говорят «Я достиг своей цели», где «я» выступает как однозначно активное начало.

Дошкольный возраст - период осознания собственных желаний и способов их достижения (действий), которые связаны с формированием у ребенка представления о цели и способностью достичь ее.

Дети шести лет способны успешно выстраивать целевую иерархию, выделять

главную и промежуточную цель. В. К. Ко-тырло в ходе экспериментов установила, что к 7 годам 40% детей способны к стойкой целенаправленности, характеризующейся ростом помехоустойчивости, сохранению цели в условиях психического насыщения, уменьшению склонности к побочной деятельности, приводящей к утрате или подмене задачи [4, с. 103-108].

В программах «Успех» и «Радуга» значительное внимание уделено задачам, связанным с целеполаганием. Например, в программе «Радуга» - научить детей формулировать свою цель, формировать у ребенка продуктивное целеполагание или образ цели, расширять круг «знаемых мотивов и целей человеческой деятельности», а также представлений детей о «целях и способах трудовой деятельности», «помогать ребенку овладеть различными способами достижения собственных целей» [14, с. 56-76].

В разделе «Познавательное развитие» программы «Успех» среди педагогических задач, направленных на развитие детей 5-6 лет, авторы выделяют «формирование первичных представлений ... в том числе о замысле и целостном планировании своей деятельности», а в возрасте 6-8 лет - «формирование первичных представлений . о замысле и целенаправленном, целостном планировании, выстраивании плана до начала действий и последовательности его реализации» [16, с. 60-63]. Таким образом, можно говорить о формировании представлений о цели в старшем дошкольном возрасте.

Также в программе «Успех» (раздел «Речевое развитие») в работе с детьми 5-6 лет обозначена задача создания условий для «понимания и употребления в собственной речи лексики, позволяющей осуществлять детские виды деятельности (высказываться о своих желаниях и интересах, о целях - результатах деятельности, планировать деятельность, комментировать действия и др.)» [16, с. 71].

В программе «Миры детства» авторы выделяют 4 основных сферы инициативы, одна из которых называется «инициатива как целеполагание и волевое усилие». Эта сфера инициативы предполагает включенность в разные виды продуктивной деятельности - рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи. По мнению авторов программы, высокий уровень развития инициативы как целеполагания у детей дошкольного возраста имеет следующие показатели: ребенок обозначает конкретную цель, удерживает ее во время работы; фиксирует конеч-

ный результат, стремится достичь хорошего качества; возвращается к прерванной работе, доводит ее до конца [11, с. 66-68].

При этом в современных программах нет конкретных методик по обучению детей основам определения целей. В большинстве случаев цель «выдают» извне. Вместе с тем гораздо важнее, чтобы выбор цели был внутренне мотивирован, а значит, определен изнутри. В тех случаях, когда ребенку предоставляется возможность самостоятельного определения цели, не предполагается обучение этому. Формирование умений целеполагания цели актуально начинать, с нашей точки зрения, с формирования образных представлений о цели.

Представления имеют большое значение в жизни человека, однако до сих пор в науке ведется спор о правомерности рассмотрения представлений как самостоятельного психического процесса. В рамках данной работы мы будем рассматривать представления как процесс, который соединяет восприятие и мышление.

В настоящее время существует несколько подходов к классификации представлений. Основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные представления и т. д.).

Следует отметить, что данный подход к классификации представлений не единственный. Мы основываемся на позиции Б. М. Теплова, который предлагал осуществлять классификацию представлений также по их содержанию. С этой точки зрения, можно говорить о представлениях математических, пространственных, нравственных и т. д. В рамках данной классификации правомерно говорить и о возможности формирования представлений о цели.

Формировать представления о целепо-лагании у детей дошкольного возраста необходимо доступными их возрасту средствами, то есть с опорой на перцептивные образы. Именно такими средствами являются мультипликационные фильмы.

Мультфильмы способствуют воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, поскольку являются одним из наиболее близких и понятных для ребенка видов искусства, который в доступной форме знакомит с миром, транслирует ценности и модели поведения, показывает причинно-следственные связи, последствия тех или иных действий, побуждает ребенка мыслить и отвечать на важные вопросы. Мультфильмы как вид искусства позволяют особенно действенно формировать образные представления в силу своей эмоциональности, многомерности и полифункциональности. Осо-

бенность мультипликации состоит в том, что с ее помощью можно изобразить любое пластическое явление, в любой комбинации, с любыми героями, с любой мимикой и т. д. Таким образом, мультфильмы идеально подходят для формирования у дошкольников представлений о цели.

Мы разработали методику формирования представлений о цели у детей старшего дошкольного возраста средствами мультипликационных фильмов с учетом принципов культуросообразности и природосооб-разности.

Содержательная часть методики состоит из программы «Внимание! Мультфильм!», включающей три модуля: «Цель», «Средства достижения цели», «Качества, способствующие или препятствующие достижению цели». Содержание каждого модуля разделено на тематические блоки.

Остановимся более подробно на первом модуле, направленном на формирование у детей представлений о цели и о трех разновидностях целей. Для работы с детьми мы принимаем следующее упрощенное определение цели: цель - это то, чего ты хочешь добиться. Правильными в программе называются цели, которые осознаны и продуманы. Непродуманные, импульсивные цели и цели, приводящие к проблемам, объединены в категорию «ложные цели». Кроме того, мы знакомим дошкольников с целями, возникающими в результате ошибки, то есть являющимися вынужденными.

Базовый вариант программы «Внимание! Мультфильм», предназначенной для формирования представлений о целепола-гании у детей старшего дошкольного возраста, состоит из 20 занятий. С полным вариантом программы можно ознакомиться в методическом пособии А. Бурухиной «Внимание! Мультфильм!» [2].

Для формирования представлений о цели у детей старшего дошкольного возраста посредством мультфильмов недостаточно их простого просмотра. Многие педагоги считают, и мы с ними согласны, что необходимо помочь ребенку осознать свои впечатления, поскольку из-за особенностей детского восприятия эмоции, пережитые ребенком во время просмотра мультфильмов, часто остаются неосмысленными. Мультфильмы предлагается использовать не как самостоятельное средство, а в совокупности с беседами, обсуждением и практической деятельностью. На каждом занятии используется метод беседы, поскольку именно он позволяет выявить личностные смыслы, собрать ценные сведения о наличии еще мало осознаваемых дошкольником представлений о цели.

Таким образом, очевидна актуальность формирования представлений о цели у детей старшего дошкольного возраста, и наилучшим средством для этого являются мультипликационные фильмы, позволяющие через образно-эмоциональное переживание ребенком увиденного сформировать представления о цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. : Мысль, 1976.

2. Бурухина А. «Внимание! Мультфильм! : книга для родителей и педагогов : методика использования мультфильмов для воспитания и обучения детей дошкольного возраста : [методическое пособие]». Челябинск, 2011.

3. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М. : Педагогика, 1986.

4. Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев: Радянська школа, 1972.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975.

6. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М. : Педагогика, 1984.

7. Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М. : Просвещение, 1986.

8. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов н/Д. : Феникс, 1996.

9. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М. : Педагогика, 1977.

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http: //www.rg.ru/ 2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 20.04.2015).

11. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Миры детства» / научный руководитель А. Г. Асмолов. М. : ФГАУ ФИРО, 2014.

12. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост.

B. Ю. Белькович, Н. В. Гребенкина, И. А. Кильдышева. М. : ООО «Русское слово - учебник», 2014.

13. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / науч. руководитель А. Г. Асмолов. М., 2014.

14. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга» (проект) /

C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е. А. Екжакова; науч. рук. Е. В. Соловьева. М. : Просвещение, 2014.

15. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В. Т. Кудрявцева. М. : Вентана-Граф. 2014.

16. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» (проект) / рук. авт. коллектива Н. В. Федина. М. : Просвещение, 2015.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. [и др.] : Питер, 2013.

18. Теплов Б. М. Избранные труды : в 2-х т. Т. 1. М. : Педагогика, 1985.

19. Тихомиров О. К. Психологические механизмы целеобразования. М. : Наука, 1977-

LITERATURE

1. Aseev V. G. Motivatsiya povedeniya i formirovanie lichnosti. M. : Mysl', -1976.

2. Burukhina A. «Vnimanie! Mul'tfil'm! : kniga dlya roditeley i pedagogov : metodika ispol'zova-niya muTtffl'mov dlya vospitaniya i obucheniya detey doshkol'nogo vozrasta : [metodicheskoe posobie] ». Chelyabinsk, 2011.

3. Davydov V. V. Problemy razvivayushchego obucheniya: Opyt teoreticheskogo i eksperimental'nogo psikhologi-cheskogo issledovaniya. M. : Pedagogika, 1986.

4. Kotyrlo V. K. Razvitie volevogo povedeniya u doshkol'nikov. Kiev: Radyans'ka shkola, 1972.

5. Leont'ev A. N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M. : Politizdat, 1975.

6. Matyukhina M. V. Motivatsiya ucheniya mladshikh shkol'nikov. M. : Pedagogika, 1984.

7. Obshchaya psikhologiya / pod red. A. V. Petrovskogo. M. : Prosveshchenie, 1986.

8. Petrovskiy A. V. Lichnost' v psikhologii: paradigma sub"ektivnosti. Rostov n/D. : Feniks, 1996.

9. Podd'yakov N. N. Myshlenie doshkol'nika. M. : Pedagogika, 1977.

10. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya 2013 g. N 1155 g. Moskva «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya». URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (data obrashcheniya 20.04.2015).

11. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Miry detstva» / nauchnyy ru-kovoditel' A. G. Asmolov. M. : FGAU FIRO, 2014.

12. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Mozaika» / avt.-sost. V. Yu. Bel'kovich, N. V. Grebenkina, I. A. Kil'dysheva. M. : OOO «Russkoe slovo - uchebnik», 2014.

13. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «OtkrytiYa» / nauch. ruko-voditel' A. G. Asmolov. M., 2014.

14. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Raduga» (proekt) / S. G. Ya-kobson, T. I. Grizik, T. N. Doronova, E. V. Solov'eva, E. A. Ekzhakova; nauch. ruk. E. V. SoloVeva. M. : Prosveshchenie, 2014.

15. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Tropinki» / pod red. V. T. Ku-dryavtseva. M. : Ventana-Graf. 2014.

16. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya «Uspekh» (proekt) / ruk. avt. kollektiva N. V. Fedina. M. : Prosveshchenie, 2015.

17. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchey psikhologii. SPb. [i dr.] : Piter, 2013.

18. Teplov B. M. Izbrannye trudy : v 2-kh t. T. 1. M. : Pedagogika, 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Tikhomirov O. K. Psikhologicheskie mekhanizmy tseleobrazovaniya. M. : Nauka, 1977.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. В. Коротаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.