Научная статья на тему 'Формирование представлений о целеполагании'

Формирование представлений о целеполагании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТФИЛЬМЫ / КРИТЕРИИ ОТБОРА / МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Людмила Владимировна, Бурухина Анна Федеровна

В основных образовательных программах дошкольного образования, разработанных с учетом ФГОС ДО, прописаны планируемые результаты, связанные с частичным освоением умений определения и достижения целей: "ребёнок к окончанию дошкольного возраста должен уметь ставить цель, планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели" (программы «Радуга», «От рождения до школы», «Тропинки»), "использовать различные средства для достижения целей", "проявлять настойчивость, доводить начатое дело до конца" (программы «Диалог», «Успех»), "оценивать результаты своей деятельности" (программа «ОткрытиЯ»). [7] Отсутствие в современной педагогической теории фундаментальных научных исследований о формировании целеполагания у детей младшего возраста свидетельствует о том, что многие исследователи не рассматривают возможность формирования целеполагания в дошкольном возрасте, считая это преждевременным. В современной психологии цель признается важнейшей составляющей человеческой деятельности благодаря деятельностному подходу к анализу активности человека (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Однако в психологической литературе чаще употребляется термин «целеобразование» как «субъективное выделение», «конкретизация цели» (А.Н. Леонтьев). [1] В педагогической и психологической литературе существуют исследования особенностей целеполагания в школьном возрасте (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, О.К. Тихомиров, Д.Б. Эльконин), гораздо меньше исследований особенностей целеполагания у детей дошкольного возраста (В.К. Котырло, Н.Н. Поддъяков, С.В. Зорина и др.). [2] На основе обобщения теоретического и эмпирического материала были отобраны диагностические методики; выявлены критерии, показатели и уровни сформированности целеполагания у детей младшего возраста и разработана методика формирования представлений о целеполагании средствами мультфильмов. Систематическое обучение целеполаганию возможно начинать в дошкольном возрасте с формирования представлений об элементах целеполагания через систему образов и наглядных примеров, содержащихся в мультфильмах. Сформировать данное образное представление можно средствами мультипликационных фильмов, на примере которых, через анализ действий героев мультфильма, можно объяснить ребенку, что такое цель и средства ее достижения. Однако, не все мультфильмы пригодны для этих целей. Предлагается группа критериев отбора мультипликационных фильмов, подходящих для формирования представлений о целеполагании у детей: критерий соответствия принципам отбора произведений искусства; формальные критерии; содержательные критерии (качество цели, выбранной мультипликационным героем; особенности средств ее достижения; а также наличие у героев качеств, способствующих или препятствующих достижению цели).[5] Сегодня в системе дошкольного образования отсутствуют методики формирования представлений о целеполагании. Методика формирования представлений о целеполагании состоит из представлений о цели, о средствах достижения цели и о качествах личности, 774 способствующих или препятствующим достижению цели. Разработанная методика позволяет сформировать целостное представление о целеполагании и включает первичную диагностику уровня сформированности представлений о целеполагании, три этапа формирования представлений и повторную диагностику.[4] Согласно нашим опросам, большая часть родителей, работников ДОО не видят в мультфильмах педагогического средства (более 60%) и просто не знают, как их можно использовать в педагогических целях. При этом заведующие, методисты, воспитатели ДОО, большинство родителей (65%) видят необходимость в формировании у детей представлений о целеполагании на материале советских мультфильмов и положительно относятся к таким занятиям в детском саду (78% родителей). Проект «Внимание! Мультфильм!», заключающийся в реализации методики формирования представлений о целеполагании у детей дошкольного возраста, победил в конкурсе молодёжных проектов Законодательного Собрания Челябинской области в номинации «Лучший социальный проект» (2012 г.).[1] Проведён педагогический эксперимент, в ходе которого апробирована разработанная методика. Исследование проводилось на базе МБДОУ № 407, 40, 301, 465 г. Екатеринбурга; частного детского сада «Колыбелька» г. Екатеринбурга; учреждений дополнительного образования для детей дошкольного возраста: культурно-образовательного и психолого-логопедического центра «Кристаллик» г. Екатеринбурга, Центра индивидуального развития «Позитив» г. Верхней Сысерти Свердловской области. В педагогическом эксперименте принимали участие 142 ребенка старшего дошкольного возраста, 10 воспитателей, 4 методиста, 5 руководителей дошкольных образовательных учреждений, 60 родителей. Осуществлена обработка полученных результатов. [4] Формирование представлений о целеполагании проходило через личностное восприятие и оценивание деятельности героев мультфильмов по достижению цели. В процессе занятий дети эмоционально переживали происходящее на экране. Отмечены следующие особенности восприятия мультфильмов детьми: желание включиться в деятельность героя мультфильма и дать совет в выборе цели («Цветик-семицветик») и средств ее достижения («Кот-рыболов»), искреннее переживание за героев при неудаче в процессе достижения цели («Хлеб»); смех в ситуациях выбора героями неправильных средств достижения цели («Приключения Хомы»); радость детей при достижении героем мультфильма цели («Чемпион»). Такие особенности восприятия мультфильмов способствовали формированию и закреплению представлений о целеполагании.[3] Так, в экспериментальной группе количество детей с низким уровнем сформированности целеполагания уменьшилось с 79% на констатирующем этапе до 34%, а количество детей со средним уровнем увеличилось с 20% до 32%. Высоким уровнем овладело 34% детей. Разница в результатах экспериментальной и контрольных групп убедительно свидетельствует об эффективности предложенной методики формирования представлений о целеполагании у детей младшего возраста средствами мультфильмов. [6] Методика формирования представлений о целеполагании средствами мультипликационных фильмов, опубликована в методическом пособии «Внимание! Мультфильм!: Книга для родителей и педагогов». Проведены семинары-практикумы для педагогов начальной школы «Современный анимационный фильм в работе учителя начальных классов». [1] Перспективой дальнейшего исследования является разработка многоступенчатой системы обучения целеполаганию. На следующей стадии предполагается работа с детьми младшего школьного возраста по образно-содержательному, и эмоционально-мотивационному критерию. И далее обучение целеполаганию необходимо проводить по действенно-практическому критерию с детьми среднего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование представлений о целеполагании»

Формирование представлений о целеполагании

Моисеева Людмила Владимировна, Бурухина Анна Федеровна

ФГБОУ ВПО "Уральский государственный педагогический университет"г.Екатеринбург

Ключевые слова:

мультфильмы, критерии отбора, методика формирования целеполагания

В основных образовательных программах дошкольного образования, разработанных с учетом ФГОС ДО, прописаны планируемые результаты, связанные с частичным освоением умений определения и достижения целей: "ребёнок к окончанию дошкольного возраста должен уметь ставить цель, планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели" (программы «Радуга», «От рождения до школы», «Тропинки»), "использовать различные средства для достижения целей", "проявлять настойчивость, доводить начатое дело до конца" (программы «Диалог», «Успех»), "оценивать результаты своей деятельности" (программа «ОткрытиЯ»). [7]

Отсутствие в современной педагогической теории фундаментальных научных исследований о формировании целеполагания у детей младшего возраста свидетельствует о том, что многие исследователи не рассматривают возможность формирования целеполагания в дошкольном возрасте, считая это преждевременным.

В современной психологии цель признается важнейшей составляющей человеческой деятельности благодаря деятельностному подходу к анализу активности человека (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Однако в психологической литературе чаще употребляется термин «целеобразование» как «субъективное выделение», «конкретизация цели» (А.Н. Леонтьев). [1]

В педагогической и психологической литературе существуют исследования особенностей целеполагания в школьном возрасте (В.Г. Асеев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, О.К. Тихомиров, Д.Б. Эльконин), гораздо меньше исследований особенностей целеполагания у детей дошкольного возраста (В.К. Котырло, Н.Н. Поддъяков, С.В. Зорина и др.). [2]

На основе обобщения теоретического и эмпирического материала были отобраны диагностические методики; выявлены критерии, показатели и уровни сформированности целеполагания у детей младшего возраста и разработана методика формирования представлений о целеполагании средствами мультфильмов.

Систематическое обучение целеполаганию возможно начинать в дошкольном возрасте с формирования представлений об элементах целеполагания через систему образов и наглядных примеров, содержащихся в мультфильмах. Сформировать данное образное представление можно средствами мультипликационных фильмов, на примере которых, через анализ действий героев мультфильма, можно объяснить ребенку, что такое цель и средства ее достижения.

Однако, не все мультфильмы пригодны для этих целей. Предлагается группа критериев отбора мультипликационных фильмов, подходящих для формирования представлений о целеполагании у детей: критерий соответствия принципам отбора произведений искусства; формальные критерии; содержательные критерии (качество цели, выбранной мультипликационным героем; особенности средств ее достижения; а также наличие у героев качеств, способствующих или препятствующих достижению цели).[5]

Сегодня в системе дошкольного образования отсутствуют методики формирования представлений о целеполагании. Методика формирования представлений о целеполагании состоит из представлений о цели, о средствах достижения цели и о качествах личности,

способствующих или препятствующим достижению цели. Разработанная методика позволяет сформировать целостное представление о целеполагании и включает первичную диагностику уровня сформированности представлений о целеполагании, три этапа формирования представлений и повторную диагностику.[4]

Согласно нашим опросам, большая часть родителей, работников ДОО не видят в мультфильмах педагогического средства (более 60%) и просто не знают, как их можно использовать в педагогических целях. При этом заведующие, методисты, воспитатели ДОО, большинство родителей (65%) видят необходимость в формировании у детей представлений о целеполагании на материале советских мультфильмов и положительно относятся к таким занятиям в детском саду (78% родителей).

Проект «Внимание! Мультфильм!», заключающийся в реализации методики формирования представлений о целеполагании у детей дошкольного возраста, победил в конкурсе молодёжных проектов Законодательного Собрания Челябинской области в номинации «Лучший социальный проект» (2012 г.).[1]

Проведён педагогический эксперимент, в ходе которого апробирована разработанная методика. Исследование проводилось на базе МБДОУ № 407, 40, 301, 465 г. Екатеринбурга; частного детского сада «Колыбелька» г. Екатеринбурга; учреждений дополнительного образования для детей дошкольного возраста: культурно-образовательного и психолого-логопедического центра «Кристаллик» г. Екатеринбурга, Центра индивидуального развития «Позитив» г. Верхней Сысерти Свердловской области. В педагогическом эксперименте принимали участие 142 ребенка старшего дошкольного возраста, 10 воспитателей, 4 методиста, 5 руководителей дошкольных образовательных учреждений, 60 родителей. Осуществлена обработка полученных результатов. [4]

Формирование представлений о целеполагании проходило через личностное восприятие и оценивание деятельности героев мультфильмов по достижению цели. В процессе занятий дети эмоционально переживали происходящее на экране. Отмечены следующие особенности восприятия мультфильмов детьми: желание включиться в деятельность героя мультфильма и дать совет в выборе цели («Цветик-семицветик») и средств ее достижения («Кот-рыболов»), искреннее переживание за героев при неудаче в процессе достижения цели («Хлеб»); смех в ситуациях выбора героями неправильных средств достижения цели («Приключения Хомы»); радость детей при достижении героем мультфильма цели («Чемпион»). Такие особенности восприятия мультфильмов способствовали формированию и закреплению представлений о целеполагании.[3]

Так, в экспериментальной группе количество детей с низким уровнем сформированности целеполагания уменьшилось с 79% на констатирующем этапе до 34%, а количество детей со средним уровнем увеличилось с 20% до 32%. Высоким уровнем овладело 34% детей. Разница в результатах экспериментальной и контрольных групп убедительно свидетельствует об эффективности предложенной методики формирования представлений о целеполагании у детей младшего возраста средствами мультфильмов. [6]

Методика формирования представлений о целеполагании средствами мультипликационных фильмов, опубликована в методическом пособии «Внимание! Мультфильм!: Книга для родителей и педагогов». Проведены семинары-практикумы для педагогов начальной школы «Современный анимационный фильм в работе учителя начальных классов». [1]

Перспективой дальнейшего исследования является разработка многоступенчатой системы обучения целеполаганию. На следующей стадии предполагается работа с детьми младшего школьного возраста по образно-содержательному, и эмоционально-мотивационному критерию. И далее обучение целеполаганию необходимо проводить по действенно-практическому критерию с детьми среднего школьного возраста.

Список литературы:

1.Бурухина А. Ф. «Внимание! Мультфильм!: книга для родителей и педагогов: методика использования мультфильмов для воспитания и обучения детей дошкольного возраста: [методическое пособие]». - Челябинск, 2011. - 92 с.

2.Бурухина А.Ф. К проблеме формирования представлений о цели у детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. 2015. №4. - С. 51-56.

3.Бурухина А.Ф. Мультфильмы в педагогическом процессе: угрозы и возможности // Монография. Германия, Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. -141 c.

4.Бурухина А.Ф. Развитие умений целеполагания у детей дошкольного возраста // Начальная школа Плюс До и После. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. №4, 2012. Издательство: ООО «Баласс». □ С. 75-78.

5.Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов // Начальная школа плюс До и После. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. №8, 2010. Издательство: ООО «Баласс». □ С. 82-87.

6.Немова О.А., Бурухина А.Ф. Мультипликационные фильмы как средство формирования семейных духовно-нравственных ценностей. // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2014. №1. - С. 152-173.

7.ФГОС ДО "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" № 6241 от 25 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.