Научная статья на тему 'Искусство мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста'

Искусство мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2762
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Светлана Викентиевна

В статье представлен авторский опыт инновационного использования искусства мультипликации в работе с детьми 5-7 лет. Технология включения мультфильмов в образовательный процесс отработана в рамках «технологии блочно-тематического планирования и моделирования образовательных процессов ДОУ» и «технологии обогащения художественно-эстетических компетенций детей старшего дошкольного возраста».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипова Светлана Викентиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусство мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста»

раздел VII

наши дебютанты: педагоги дошкольных образовательных организаций - центров инновационного опыта

УДК 371.335:373.2 Шарипова С.В.

искусство мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста

В статье представлен авторский опыт инновационного использования искусства мультипликации в работе с детьми 5-7 лет. Технология включения мультфильмов в образовательный процесс отработана в рамках «технологии блочно-тематического планирования и моделирования образовательных процессов ДОУ» и «технологии обогащения художественно-эстетических компетенций детей старшего дошкольного возраста».

Ключевые слова: мультипликация, эмоциональная сфера, интеллектуальное развитие, социализация.

Современный ребенок - информационный «полиглот»: с детства знаком с цифровыми технологиями; получает огромное количество разнообразной информации; на «ты» с информационными бытовыми приборами. Задача современного педагога -использовать эти умения, но придать им «природосообразную» целевую установку, т. е. извлечь из этого максимум пользы для развития и становления личности дошкольника. В период дошкольного детства ребенок активно «осваивает» окружающий мир: расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности и способы познания, возникает совместная со сверстниками деятельность.

Мультфильмы играют важную роль в жизни детей, их эмоциональном и интеллектуальном развитии. Они привлекают, развлекают, учат детей добру и злу, решению сложных этических и нравственных ситуаций, честности и осторожности, целесообразности и хитрости; учат приёмам различения вымысла и реальности, выразительности, образности и жизненной досто-

верности героев, обогащают ассоциативные ряды, побуждают к размышлениям. Мир мультипликации - особый мир культурного наследия, наполненный педагогическим потенциалом. Целесообразное использование воспитательно-развивающих возможностей мультфильмов позволяет решать ряд образовательных задач:

- обогащает представления детей об окружающем мире, знакомит с новыми словами, явлениями, ситуациями;

- демонстрирует примеры (модели) поведения, что способствует социализации детей и переносу сюжетов мультфильмов сначала в игры, позже - в жизнь;

- формирует оценочное отношение к миру, развивает мышление, понимание причинно-следственных связей;

- развивает эстетический вкус, чувство юмора;

- помогает реализовать эмоциональные потребности.

Правильно выбранный мультфильм -оптимальный «воспитатель», поскольку сочетает в себе и мудрое слово, и его иллюстрацию, т. е. включает два вида восприятия:

Пермский педагогический журнал (№ 7/2015)

зрение и слух. Совместный анализ увиденного может стать мощным воспитательным инструментом, а также эффективным наглядным материалом.

Использование мультфильмов в образовательном процессе ДОУ осуществляется в рамках медиапроекта «Смотрим, учимся, играем». Цель медиапроекта: создать условия становления информационной культуры детей старшего возраста посредством просмотра мультипликационных фильмов и интеграции вариативных видов деятельности в рамках темы познания (смотрю, учусь, играю).

Задачи медиапроекта:

- организовать целенаправленную воспитательно-познавательную содеятель-ность с детьми старшего дошкольного возраста посредством просмотра мультфильмов (в рамках темы недели);

- разработать и апробировать модель организации вариативных форм содеятельно-сти с детьми старшего дошкольного возраста, используя медиаматериалы в рамках темы недели и интеграцию продуктивных, игровых и познавательных видов деятельности;

- подобрать и систематизировать комплекс игровых упражнений и прочих средств психолого-педагогической сопровождения работы с детьми в обозначенном направлении.

Работа по проекту ведется с сентября 2013 года. Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Мы понимаем, что в выборе мультфильма надо быть даже осторожнее, чем в выборе книги, потому что интегрированные, красочные, зрительно-вербальные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее, чем слово. Стараемся брать советские мультфильмы т. к. они хороши тем, что в них отражается нормальная, правильная для ребенка картина мира. Потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж,

который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, ему никто не сочувствовал. Очень важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям - они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

Переход на технологию блочно-тематического планирования образовательного процесса под руководством М.В. Грибановой (канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ПГГПУ) позволил нам определить новые подходы к отбору мультипликационного медиаматериала. Тематика мультфильмов определяется темой недельного проекта, где совместный просмотр становится неотъемлемой частью образовательного процесса, опосредующей выбор форм и содержания образовательной содеятельности детей и педагога. Показ подобранного к теме мультфильма проводится раз в неделю. Целевая установка дня направлена на «выделение социального значения и определение субъективных смыслов, отношений детей к содержанию темы». Формы достижения цели дня - вариативные приемы коммуникаций, которые осуществляются через совместную беседу, обсуждение, сотворчество, содеятельность, в т.ч. и в рамках содержания просмотренного мультфильма. Работа над мультфильмом продолжается в другие дни недели посредством театрализованных игр и продуктивных видов деятельности.

За период реализации инновационного проекта собрана фильмотека, которая насчитывает порядка ста мультфильмов разнообразного тематического содержания. Данная работа ведется в тесном сотрудничестве

Раздел VII. Наши дебютанты: педагоги дошкольных образовательных организаций - Центров инновационного опыта

с родителями воспитанников: в индивидуальных беседах мы обговариваем тематику просмотренных мультфильмов; во время вечернего общения детей, родителей и педагогов создаем условия для обсуждения темы недели и содержания просмотренного мультфильма (задаем активизирующие вопросы, предлагаем детям поделиться впечатлениями об увиденном, высказать свое мнение о том, что особенно заинтересовало и т. д.). Чтобы еще раз посмотреть мультфильм в домашних условиях, родители приносят информационные носители. Рекомендации родителям по просмотру мультфильмов мы даем на собраниях, круглых столах и т. д.

В рамках работы над медиапроектом «Смотрим, учимся, играем» проведен мониторинг. В качестве средств мониторинга были

список ЛИТЕРАТУРЫ

использованы следующие методы и приемы: наблюдение, вопросы, беседы, анализ активности детей в самостоятельной продуктивной и творческой деятельности.

По результатам мониторинга у детей сформированы навыки культурного просмотра; умение формулировать суждения художественно-эстетического характера; умения выслушивать собеседника; навыки диалогового общения, творческой содеятельно-сти в создании мультфильмов и организации творческих театрализованных игр в рамках их содержания. В своих высказываниях воспитанники оперируют такими фразами, как: «Я так думаю...», «Я считаю, что...», «Я чувствую, что...» и т. п., что свидетельствует о формировании субъективной позиции детей в обозначенной культурной практике.

1. Грибанова М.В. Познание мира детьми дошкольного возраста средствами художественных образов искусства // Мир детства и образование: сб. матер. VIII очно-заочной Всерос. науч.-практ. конф. с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск, 2014.

2. Грибанова М.В. Интеграция содержания приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста средствами технологии блочно-тематического планирования целостного образовательного процесса ДОО // Методическое сопровождение подготовки к введению ФГОС ДО в дошкольных образовательных учреждениях: сб. матер. 1-й Открытой конф. пед. работников дошкольного образования Пермского муниципального района. Пермь, 2014.

3. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993.

4. Бурухина А.Ф. Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» // Журнал «Воспитатель ДОУ». 2012. №10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.