DOI 10.24411/1813-145X-2019-10377
Д. В. Назарова https://orcid.org/0000-0001-9452-0880
Мультфильмы как культурологический феномен современности
Настоящая статья посвящена изучению восприятия мультипликационных фильмов детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста по материалам анкетирования родителей и бесед с детьми, проведенных в онкологическом отделении одной из московских больниц, а также в детском саду города Красногорска. Автор статьи, будучи профессиональным терапевтическим клоуном, в процессе работы неоднократно наблюдала большую привязанность детей к телевидению и гаджетам во время пребывания в больнице. Это и дало импульс к осуществлению представленного исследования. Автор высказывает свои предположения касательно роли мультипликации в жизни современного ребенка, анализирует творческий потенциал мультфильмов для использования в образовательных и воспитательных целях, проводит сравнение количества часов, потраченных на просмотр мультфильмов воспитанниками детского сада и пациентами медицинских учреждений одной возрастной группы. Посредством мультфильма детям передаются социокультурные нормы, представления о морали и нравственности, обозначается необходимость совершать хорошие поступки, проявлять сочувствие и сопереживать. Автор обращает внимание на то, что важно разумно, ответственно выбирать мультфильмы для работы с детьми, рекомендует предварительно отобрать и просмотреть отечественные мультфильмы с гуманно-эстетическим содержанием и художественными изобразительно-выразительными средствами, доступными для детского восприятия. Автор ставит вопрос о разработке рекомендаций для родителей, в которых в доступной форме будут разъяснены психолого-педагогические основы общения ребенка с гаджетом, приведены конкретные примеры и составлен список, рекомендованных к просмотру мультипликационных фильмов.
Ключевые слова: мультипликация, мультфильм, культура, ребенок, дети, терапевтическая клоунада, арт-терапия, творчество, развитие.
УДК 008.009
D. V. Nazarova
Cartoons as a Culturological Phenomenon of the Present
This article is devoted to the study of the number and quality of watching animated films by children of preschool and primary school age, on the example of the survey of parents and conversations with children held in the Oncology Department of one of Moscow hospitals, as well as in the kindergarten of the city of Krasnogorsk. The author of the article, being a professional therapeutic clown, in the experience of visiting hospitals has repeatedly observed a great attachment of children to television and gadgets during their stay in the hospital. This gave impetus to the development of this study. The author makes his assumptions about the role of the art of animation in the life of a modern child, analyzes the creative potential of cartoons for use in educational and upbringing purposes, compares the number of hours spent on watching cartoons in kindergarten by pupils and patients in medical institutions of the same age group. Through the cartoon, children are informed of sociocultural norms of society, such important concepts as morality, good deeds, sympathy and empathy. But the author draws attention to the fact that it is important to choose cartoons wisely, responsibly to work with children, and recommends pre-selecting and viewing domestic cartoons with humane and aesthetic content and artistic visual and expressive means available to children. The author raises the question of the creation and implementation of a memo for parents, which will be explained in an accessible form of psychological and pedagogical bases of communication of the child with the gadget for parents, given specific examples and a list recommended for viewing cartoons.
Keywords: animation, cartoon, culture, child, children, therapeutic clownery, art therapy, creativity, development.
В XXI в. мультфильмы - одна из самых доступных, любимая детьми и поистине массовая наглядная форма получения информация для детей разного возраста. Мультипликационные фильмы тесно связаны с литературой для детей, с книгами, которые зачастую наполнены замечательными иллюстрациями и фотографиями. Существует более 100 экранизированных детских произведений, доступных для детей: это и «Снежная Королева», «Гадкий утенок» (Г. Х. Андерсон), и «Бременские музыканты» (Братья Гримм), и «Кот в сапогах» (Ш. Перро) и др.
При совместном с ребенком чтении книг и просмотре мультипликационного фильма, являющегося экранизацией данной книги, при обсуждении увиденного в фантазии ребенка возникает разница восприятия одного и того же персонажа. Впоследствии
мы можем наблюдать проявления этой разницы в многообразии изобразительной деятельности детей.
Под влиянием целенаправленного обучения после просмотра мультфильмов у детей повышается заинтересованность к героям, создается положительный эмоциональный настрой на творчество. Исходя из этого, можно предположить, что мультипликационные фильмы - это современное наглядное средство обучения, которое способствует развитию умственных способностей детей, а также стимулирует их к творческой деятельности. В наше время внимание ученых и практиков обращается на поиски инновационных педагогических систем воспитания и развития ребенка уже с дошкольного детства, большое внимание уделяется разработке новых методик развития фантазии, воображения, раскрытию
© Назарова Д. В., 2019
творческого потенциала личности, таким средством воспитания и обучения дошкольников и младших школьников становится мультипликация. Посредством мультфильма дети могут приобщаться к социокультурным нормам общества, осознавать такие важные понятия, как мораль и нравственность, хорошие поступки, сочувствие и сопереживание. В ряде трудов изучено влияние мультфильмов на нравственное поведение детей (О. В. Куниченко); на формирование зрительной культуры в процессе просмотра мультипликационных фильмов (Е. А. Тупичкина, Н. В. Олейник), в ряде статей обращается внимание на развитие лексико-грамматических средств языка и связного высказывания (А. А. Гуськова) [2]. Мультипликация влияет на развитие изобразительного творчества у старших дошкольников (на это указывает Ж. В. Мацкевич и другие исследователи).
Еще в XX в. опыт использования художественного творчества для преодоления недугов и ускорения процессов восстановления и реабилитации описан в книге А. Хилла «Изобразительное искусство против болезни» [8]. Хилл ввел в европейскую науку и практику термин «арт-терапия» по отношению к изобразительному искусству как средству лечебного воздействия. В наше время этот термин применяется намного шире, относясь к целому ряду понятийных структур, включающих в себя совокупность целительного воздействия искусства на человека. Теперь термин «арт-терапия» является своеобразным корел-лятом для всех видов искусств, применяемых в процессе лечения души и тела.
В опыте терапевтической клоунады довольно часто приходится сталкиваться с проблемой длительного просмотра маленькими пациентами телевидения и мультипликации. Зачастую терапевтический клоун, приходя в больничную палату, застает пациента занятым всевозможными гаджетами и предпринимает значительные усилия, проявляя все свое мастерство, чтобы оторвать потенциального зрителя от экрана, поиграть и пообщаться.
Но терапевтическая клоунада как благотворительная деятельность не только полезна для общества в плане реализации социально значимой работы, но и позволяет актерам реализовать себя, проявить доброту и человечность, а не только практиковать свои актерские навыки, чтобы не просто постоянно находиться в рабочем состоянии, но и чувствовать себя нужным: помогая другим, помогать себе. Психотерапия - это лечение души и лечение душой, а терапевтическая клоунада - лечение души душой [6]. Л. С. Киселева упоминает рассуждение Ю. М. Лотмана о том, что ученики оценивают не только сказанное учителем, а всю его личность, и именно своей личностью, человеческим обликом учитель оказывает основное воспитательное воздействие на учеников [5]. В нынешней ситуации мы сталкиваемся с тем, что основным «педагогом» ре-
бенка, запертого болезнью в палате, способом получения информации и восполнения недостатка в общения для него является гаджет и поток всевозможного рода мультипликации. В этом случае очень важно то, какие ценности несет в себе мультипликационный фильм, чему он учит.
В рамках беседы с детьми, воспитанниками детского сада, проведенной Т. А. Авдеевой, было выявлено, что 18 % опрошенных (6 человек из 33) характеризуют длительность просмотра мультфильмов в день как «Всегда». В то же время пристрастием к ежедневному многочасовому просмотру мультипликации страдают 33 % пациентов больницы (8 человек из 24), что на 15 % больше.
Ведущим видом деятельности дошкольника на протяжении долгого времени по праву считалась игра. Но что происходит в данный момент с желанием ребенка играть, с его интересом к живому общению? Т. С. Злотникова понимает популяризацию «массовок» - молодежных реалити-шоу, прежде всего, как результат дефицита общения [3], вследствие чего рождаются сериалы из мультипликаций для детей.
Сегодня отмечается, что просмотр мультипликационных фильмов у детей занимает много времени, поэтому важно научить их правильно выбирать мультипликационные фильмы, привить хороший вкус. Следует предположить, что важной задачей в данном случае будет создание методических рекомендаций для родителей, в доступной форме разъясняющих психолого-педагогические основы общения ребенка с гаджетом, содержащих конкретные примеры и список рекомендованных к просмотру мультипликационных фильмов. Очень точно отражено состояние архетипа ребенка в современной массовой культуре в статье Т. С. Злотниковой и О. В. Гороховой, авторы которой говорят том, что в постоянно движущемся, неспокойном, охваченном процессами глобализации современном мире архетип ребенка в массовой культуре искажен, утеряны героизм, мечтательность, желание исследовать, умение дружить. Под влиянием мультфильмов, где герой - «пародийный боец в скафандре и с пистолетом», исчезает «полный любопытства и радости от встречи с миром ребенок (воплощение архетипа)», а на его месте появляется «существо флегматичное, напуганное и равнодушное (воплощение взрослых «комплексов») [4].
При анкетировании родителей, дети которых проходят длительное лечение в стационаре НПЦ специализированной медицинской помощи детям имени В. Ф. Войно-Ясенецкого, на вопрос «Как много смотрит ваш ребенок телевизор?» были получены следующие данные: о том, что просмотр телепередач занимает не более 1 часа в день, сообщили 10 % родителей; 12 % ответили, что до двух часов за день; 23 % -около 3 часов в день; 55 % - более 3 часов в день.
230
Д. В. Назарова
В то же время в результате анкетирования родителей воспитанников детского сада были получены следующие данные: 16 % отметили, что просмотр телепередач занимает не более 1 часа в день; 32 % -что до двух часов за день; 20 % указали около 3 часов в день; 1 2 % ответили, что более 3 часов в день. На основе полученных данных можно сделать вывод, что воспитанники детского сада смотрят телевизор в среднем 2,5 часа в день. Количество часов просмотра телевизора у маленьких пациентов на порядок выше - больше половины из них уделяют просмотру телевизора более 3 часов в день.
Как отмечает В. М. Бехтерев, «ребенок после первоначальных попыток к рисованию простых штрихов и каракуль, прежде всего, старается рисовать то, что видит вокруг себя. Поэтому в его рисунках как бы отражаются впечатления его детства!» [1]. В стационаре, в ситуации частичной изоляции ребенок лишен привычного общения, и ему требуется как-то компенсировать этот дефицит. В связи с этим полагаем, что дальнейшее развитие и распространение терапевтической клоунады необходимо для гармонизации жизни маленьких пациентов в клинике. А также нужно акцентировать внимание на том, чем окружены дети, что они видят на экранах телевизоров и гаджетов каждый день, чем напитываются. Наглядный образец твердости духа и альтруизма дает нам Платон: «Не надо ни отвечать на несправедливость несправедливостью, ни делать, кому бы то ни было зла, даже если пришлось от кого-то пострадать... никогда не будет правильным поступать несправедливо, отвечать на несправедливость несправедливостью и воздавать злом за претерпеваемое зло.» [7]. Поэтому нужно предъявлять высокие требования к содержанию мультипликационного фильма.
Подводя итоги, отметим: поскольку дети регулярно проводят достаточно много времени за просмотром мультфильмов, они, соответственно, оказывают значительное влияние. А значит, использование мультфильмов как средства формирования правильных ценностей, воздействия на фантазию, способствующего развитию, имеет большой потенциал. Таким образом, следует составить методические рекомендации по подбору мультипликационных фильмов, для чего отобрать отечественные мультфильмы с гуманно-эстетическим содержанием и художественными изобразительно-выразительными средствами, доступными для детей.
Библиографический список
1. Бехтерев, В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении [Текст] / В. М. Бехтерев // Проблемы развития и воспитания человека : избранные психологические труды / В. М. Бехтерев. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - С. 167-224. - (Психологи России).
2. Гуськова, А. А. Мультфильмы в детском саду. Работа по лексическим темам с детьми 5-7 лет [Текст] / А. А. Гуськова. - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 176 с.
3. Злотникова, Т. С. Массовая культура - детерминанта имитации и симуляции художественных и социальных ценностей [Текст] / Т. С. Злотникова // Коды массовой культуры: российский дискурс : коллективная монография / под науч. ред. Т. С. Злотниковой, Т. И. Ерохиной. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015 - 239 с.
4. Злотникова, Т. С., Горохова, О. В. Отечественная анимация в модусе архетипа ребенка [Текст] / Т. С. Злотникова, О. В. Горохова // Обсерватория культуры. - 2016. -Т. 1. - № 2. - С. 160-166.
5. Киселева, Л. Н. Ю. М. Лотман - заведующий кафедрой русской литературы Тартуского университета [Текст] / Л. Н. Киселева // Slavica Tartuensia. V: 200 лет русско-славянской филологии в Тарту. - Тарту, 2003. - С. 336-349.
6. Назарова, Д. В. Творческая личность «за кадром»: трансформация и самореализация [Текст] / Д. В. Назарова // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 1. -391 с.
7. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 1 / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса ; пер. с древнегреч. -СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 632 с.
8. Hill A. (1945). Art Versus Illness. - London : George Allen and Unwin. - 100pages.
Reference List
1. Behterev, V. M. Pervonachal'naja jevoljucija detskogo risunka v ob#ektivnom izuchenii = Initial evolution of the children's drawing in objective studying [Tekst] / V. M. Behterev // Problemy razvitija i vospitanija cheloveka : Problems of development and education of the person: izbrannye psihologicheskie trudy / V. M. Behterev. - M. : Moskovskij psihologo-social'nyj institut ; Voronezh : MODJeK, 2010. - S. 167-224. - (Psihologi Rossii).
2. Gus'kova, A. A. Mul'tfil'my v detskom sadu. Rabota po leksicheskim temam s det'mi 5-7 let = Animated films in kindergarten. Work on lexical subjects with 5-7 year-old children [Tekst] / A. A. Gus'kova. - M. : TC Sfera, 2017. - 176 s.
3. Zlotnikova, T. S. Massovaja kul'tura. - determinanta imi-tacii i simuljacii hudozhestvennyh i social'nyh cennostej = Mass culture. - a determinant of imitation and simulation of art and social values [Tekst] / T. S. Zlotnikova // Kody massovoj kul'tury: rossijskij diskurs : Codes of mass culture: Russian discourse : kollektivnaja monografija / pod nauch. red. T. S. Zlotnikovoj, T. I. Erohinoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2015. - 239 s.
4. Zlotnikova, T. S., Gorohova, O. V. Otechestvennaja ani-macija v moduse arhetipa rebenka = Domestic animation in the mode of the child's archetype [Tekst] / T. S. Zlotnikova, O. V. Gorohova // Observatorija kul'tury. - 2016. - T. 1. -№ 2. - S. 160-166.
5. Kiseleva, L. N. Ju. M. Lotman. - zavedujushhij kafedroj russkoj literatury Tartuskogo universiteta = Lotman is the head of the Russian literature department of Tartu university [Tekst] / L. N. Kiseleva // Slavica Tartuensia. V: 200 let russko-slavjanskoj filologii v Tartu. - Tartu, 2003. - S. 336-349.
6. Nazarova, D. V. Tvorcheskaja lichnost' «za kadrom»: transformacija i samorealizacija = Creative person «off-screen»: transformation and self-realization [Tekst] / D. V. Nazarova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2017. - № 1. - 391 s.
7. Platon. Sochinenija v chetyreh tomah. T. 1 = Platon. Compositions in four volumes. V. 1 / pod obshh. red. A. F. Loseva i V. F. Asmusa ; per. s drevnegrech. - SPb. : Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2006. - 632 s.
8. Hill A. (1945). Art Versus Illness. - London : George Allen and Unwin. - 100pages.