Научная статья на тему 'Теоретические подходы к технологии формирования зрительской культуры у детей посредством мультипликации'

Теоретические подходы к технологии формирования зрительской культуры у детей посредством мультипликации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1447
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗРИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / МУЛЬТФИЛЬМ / ВОСПРИЯТИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ / ПОНИМАНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ / AUDIENCE CULTURE / CARTOON / PERCEPTION / UNDERSTANDING OF CARTOONS / COGNITIVE COMPONENT OF AUDIENCE CULTURE / EMOTIONAL COMPONENT / BEHAVIORAL COMPONENT / TECHNOLOGY FORMING THE AUDIENCE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейник Надежда Васильевна

Автором статьи обоснованно сформулированы понятия «зрительская культура», «технология формирования зрительской культуры». В статье доказывается потребность и возможность использования различных методов и приемов формирования зрительской культуры у детей посредством мультипликации. Особое внимание уделяется раскрытию задач и педагогических условий технологии формирования зрительской культуры детей в процессе просмотра мультфильмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE TECHNOLOGY FORMING AUDIENCE CULTURE OF CHILDREN BY MEANS OF ANIMATED CARTOONS

The author defines such concepts as audience culture and technology of audience culture formation. The article proves the need and the possibility of application of various methods and techniques helping to form the audience culture of children by means of animated cartoons. Particular attention is paid to the discussion of tasks and educational conditions of the technology developing the audience culture of children in the process of cartoons watching.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к технологии формирования зрительской культуры у детей посредством мультипликации»

УДК 37

Олейник Надежда Васильевна

заведующий отделением дополнительного образования

Ленинградского социально-педагогического колледжа Краснодарского края

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

Аннотация:

Автором статьи обоснованно сформулированы понятия «зрительская культура», «технология формирования зрительской культуры». В статье доказывается потребность и возможность использования различных методов и приемов формирования зрительской культуры у детей посредством мультипликации. Особое внимание уделяется раскрытию задач и педагогических условий технологии формирования зрительской культуры детей в процессе просмотра мультфильмов.

Ключевые слова:

зрительская культура, мультфильм, восприятие мультфильмов, понимание мультфильмов, когнитивный компонент зрительской культуры, эмоциональный компонент, поведенческий компонент, технология формирования зрительской культуры.

Oleynik Nadezhda Vasilyevna

Head of the Supplementary Education Subdepartment, Leningradskiy College for Social and Educational Sciences, Krasnodar Krai

THEORETICAL APPROACHES TO THE TECHNOLOGY FORMING AUDIENCE CULTURE OF CHILDREN BY MEANS OF ANIMATED CARTOONS

Summary:

The author defines such concepts as audience culture and technology of audience culture formation. The article proves the need and the possibility of application of various methods and techniques helping to form the audience culture of children by means of animated cartoons. Particular attention is paid to the discussion of tasks and educational conditions of the technology developing the audience culture of children in the process of cartoons watching.

Keywords:

audience culture, cartoon, cartoon, perception, understanding of cartoons, cognitive component of audience culture, emotional component, behavioral component, technology forming the audience culture.

Массовый и бурный рассвет экранных искусств позволил детям смотреть мультипликационные фильмы как дома, так и в дошкольном учреждении. Искусство мультипликации, как и любой другой вид искусства, имеет свои особенности восприятия, которые своеобразно отражаются на понимании смысла увиденного. Проблема восприятия и понимания мультфильмов составляет одну из наименее разработанных проблем психологии и педагогики. На сегодняшний день процессы восприятия, понимания детьми мультфильмов изучены недостаточно, а теоретических и экспериментально обоснованных положений об особенностях протекания данных процессов, достаточных для построения действующей модели, нет.

Актуальность настоящего исследования определена важностью и необходимостью педагогического обеспечения процесса формирования основ зрительской культуры у детей, ориентированного на психическое, социальное и личностное развития ребенка старшего дошкольного возраста, и потребностью практики в разработке педагогически обоснованной технологии формирования зрительской культуры детей посредством мультипликации.

Под «зрительской культурой» мы понимаем, умение зрителя оценивать нравственно-этическое содержание просмотренного фрагмента, это умение самостоятельно выбирать нужную ему экранную информацию и разумно ею пользоваться. В основу зрительской культуры входит процесс восприятия детьми мультфильмов, состоящий из нескольких этапов: осмысление, понимание и интерпретация.

В целях определения понятия «технология» нами проанализированы основные подходы. Научное сообщество раскрывает понятие «технология» следующим образом:

- это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь);

- совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств;

- организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев);

- описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков);

- содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько);

- искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М. Шепель);

- продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов);

- системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);

- системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин) [1].

На основе данных понятий мы определяем, что технология формирования зрительской культуры детей - это совокупность форм, методов, способов, приемов привития детям навыков зрительской культуры, это модель совместной деятельности педагога и ребенка по овладению этапами правильного восприятия мультипликационных фильмов (восприятие, осмысление, понимание).

Следуя классификации педагогических технологий Г.К. Селевко, отметим сущностные характеристики технологии формирования зрительской культуры у детей. Эту технологию посредством мультипликации мы относим к локальному (модульному) уровню, так как она представляет собой методику отдельной части учебно-воспитательного процесса с решением частных дидактических и воспитательных задач. По уровню применения технология формирования зрительской культуры у детей выступает как общепедагогическая, по философской основе - гуманистическая, по научной концепции передачи и освоения опыта - это технология развивающего обучения и воспитания.

По позиции ребенка в образовательном процессе, отношению к ребенку со стороны взрослых наша технология выступает как личностно-ориентированная и технология сотрудничества. Личностно-ориентированный подход ставит в центр воспитательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий его развития. Принцип сотрудничества реализуется через демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Основа технологии формирования зрительской культуры детей -педагог и ребенок совместно вырабатывают цели, содержание деятельности, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

На наш взгляд, основной целью технологии формирования зрительской культуры у детей является выработка у них ценностного отношения к мультфильму; развитие представлений о мультфильме и его назначении; формирование умений воспринимать, понимать, осмысливать увиденное, выбирать мультфильм по интересующему содержанию; адекватно и эмоционально реагировать на увиденное; эстетически воспринимать мультипликационное кино.

На основе теоретико-методологического анализа проблемы восприятия мультфильмов детьми старшего дошкольного возраста нами сформулированы задачи формирования зрительской культуры, которые просматриваются через призму трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого.

На основании когнитивного компонента мы предусматриваем образовательные задачи, содержащие дидактические принципы обучения детей пониманию сюжета мультфильма, замысла автора, места и действия события, оценки художественных и технических средств, используемых мультипликатором.

Эмоциональный компонент предполагает постановку развивающих задач, которые отражают глубину понимания сюжета, дифференцирование отношения к мультипликационным героям, сопереживание или осуждение их поступков.

Поведенческий компонент раскрывается через постановку воспитательных задач, которые направлены на эмоционально-личностное развитие ребенка, на воспитание нравственно-этических качеств (дружелюбие, взаимопомощь, взаимовыручка), на отработку и формирование поведенческих умений действовать в различных жизненных ситуациях.

В качестве методов формирования зрительской культуры детей могут выступать как традиционные (словесные, наглядные, игровые, репродуктивные), так и нетрадиционные методы (проблемные, прогнозированные ситуации, моделирование).

В качестве условий эффективности формирования зрительской культуры у детей можно выделить следующие:

1. Материально-технические - это создание соответствующей предметно-развивающей среды для творческой активности и самовыражения детей.

2. Научно-методические условия - это педагогический отбор мультфильмов с гуманнонравственным содержанием, ясность изображения замысла и композиции, красочность, простота и доступность речи героев; учет возрастных и индивидуальных особенностей восприятия и понимания детьми содержания мультфильмов.

3. Психологические условия - это проведение запланированных мероприятий в эмоционально доброжелательной обстановке, в специально организованном развивающем пространстве, в благоприятное время, при сочетании и использовании дидактических методов и приемов.

В качестве наполняемости предметно-развивающей среды можно выделить следующее составные: техническое оборудование (телевизор, видеоплеер, кассеты и диски с записями мультфильмов), игрушки, предметы, иллюстрации, картины, дидактический материал, отражающий содержание мультфильмов, уголок для театрализованной деятельности и материалы для продуктивной деятельности детей.

Мы разделяем убеждение ученого Ю.Н. Усова в том, что квалифицированный педагог может научить детей видеть мысль, запечатленную в динамике звукозрительного образа кино [2], и соотносим это и к воспитателю, задача которого объяснить детям дошкольного возраста, как правильно воспринимать и оценивать мультфильмы.

Нами разработана и апробирована технология формирования зрительской культуры детей, которая осуществлялась в образовательном процессе дошкольного учреждения на основе дополненного содержания образования и нашла свое отражение в трех формах: мультклуб, проектная деятельность и мультпесочница [3; 4].

Поводя итог, следует отметить, что:

- под технологией формирования зрительской культуры мы понимаем совокупность форм, методов, способов, приемов воздействия на детей с целью привития им навыков правильного просмотра и восприятия мультипликационных фильмов;

- технология формирования зрительской культуры является воспитательным механизмом, в ходе которого успешно решаются задачи формирования зрительской культуры дошкольника, а также происходит полноценное развитие ребенка (умственное, нравственное, социальное, психическое) на базе личностно-ориентированного подхода и обогащение эмоциональнотворческого опыта (эстетический вкус и чувства, художественно-творческие способности).

Ссылки:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998. С. 14-15.

2. Усов Ю.Н. Экранные искусства - новый вид мышления // Искусство и образование. 2000. № 3.

3. Олейник Н.В., Тупичкина Е.А. Мультклуб как форма организации интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста // Проблемы интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Армавир, 2009. Ч. 1. С. 77-81.

4. Олейник Н.В., Тупичкина Е.А. Педагогические возможности использования видео в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика: научно-методический журнал. М., 2011. № 6. С. 42-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.