Научная статья на тему 'Культурообразующее значение мультипликации'

Культурообразующее значение мультипликации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9972
842
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТФИЛЬМ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕБЕНОК / CARTOON / CULTURAL VALUES / CHILD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лалетина А. Ф.

Мультфильмы являются носителями культуры, через которые ребенок познает мир, общается с ним и развивается сам. Поэтому создатели мультфильмов должны ответственно подходить к своей работе, осознавая, какие ценности они провозглашают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURAL MEANING OF ANIMATION

Cartoons are a medium of culture, which help children learn the world, communicate and develop. Creators of cartoons should take responsibility of what they are producing, being aware of the values they proclaim.

Текст научной работы на тему «Культурообразующее значение мультипликации»

УДК 130.2

ББК Ч411 ГСНТИ 13.11.28 КОД ВАК 24.00.01

Лалетина А.Ф.

Екатеринбург, Россия

КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ

Аннотация. Мультфильмы являются носителями культуры, через которые ребенок познает мир, общается с ним и развивается сам. Поэтому создатели мультфильмов должны ответственно подходить к своей работе, осознавая, какие ценности они провозглашают.

Ключевые слова: мультфильм, культурные ценности, ребенок.

Laletina A.F.

Ekaterinburg, Russia

CULTURAL MEANING OF ANIMATION

Abstract. Cartoons are a medium of culture, which help children learn the world, communicate and develop. Creators of cartoons should take responsibility of what they are producing, being aware of the values they proclaim.

Key words: cartoon, cultural values, child.

Существует много определений понятия «культура». Данное понятие происходит от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие. Культура - это «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [Педагогический энциклопедический словарь 2003: 130]. И там же читаем: «Ядро культуры составляют общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения. Но выступая как всеобщее явление, культура воспринимается, осваивается и воспроизводится каждым человеком индивидуально, обуславливая его становление как личности» [там же]. Из определения культуры можно выделить следующие ее сущностные составляющие: человеческие ценности, способы деятельности людей, их взаимоотношения. На основе того, как человек воспринимает, осваивает и воспро-

изводит эти элементы культуры и каково их содержание, можно судить о «культуре» человека.

Искусство является частью культуры, ее носителем. Искусство, как известно, отражает ценности той эпохи, в которую создается, по этой причине искусство разное в разных цивилизациях и в разные эпохи. С другой стороны, искусство является проводником ценностей от автора (создателя, заказчика) до человека, то есть обладает несомненной воспитательной функцией. «Искусство, в силу своей эмоциональности, многомерности и полифункциональности позволяют особенно действенно формировать первичные образы. При этом искусство является воплощением духовных ценностей людей и выражает отношение человека ко всем в мире» [Адам 2005: 35]. Искусство в данный исторический момент весьма разнообразно и многолико. Одним из популярных видов массового современного искусства являются мультипликационные фильмы (мультфильмы). Мультипликационные фильмы, мультфильмы (от лат. multiplication - умножение) - «область киноискусства, представленная фильмами, которые создаются путем покадровой съемки последовательных фаз движения рисованных, живописных (графическая мультипликация) или объемно-кукольных (объемная мультипликация) образов» [Педагогический энциклопедический словарь 2003: 153]. Мы подразумеваем под мультфильмами не только созданные таким способом фильмы, но и другие фильмы, созданные путем анимации, компьютерной графики и т.д. Мультфильм -отражение современной культуры. Совершенно очевидно, что мультфильмы, как и другие виды искусства, отражают ценности той или иной и цивилизации: так, например, можно разделить мультфильмы по группам (мультфильмы советского периода, современные западные и Российские мультфильмы; японские мультфильмы и т.д.). Поэтому мультфильм, безусловно, обобщенно выражает ценности того сообщества и того времени, в котором создается. Но мультфильм - не просто носитель культуры, это активный носитель культуры, формирующий культуру подрастающего поколения.

Культуру, ценности, образцы поведения у ребенка с самого рождения начинают закладывать в большей или меньшей степени практически все факторы, с которыми ребенок соприкасается. Мультфильм - один из самых первых друзей ребенка из области искусства. Конечно, книги тоже очень важны. Но существенное отличие мультфильма от книги в том, что для «соеди-

нения» с книгой нужен другой человек (поскольку ребенок еще не умеет самостоятельно читать), а для «дружбы» с мультфильмом зачастую не нужен никто. Ребенок способен самостоятельно с ним взаимодействовать (работать).

Воспитательный культурообразующий потенциал содержания мультфильмов можно условно разделить на следующие группы: элементарные знания и представления о мире; новые слова и предметы, явления; модели поведения и взаимоотношений между людьми; человеческие ценности, эстетический компонент. Мультфильмы передают ребенку в доступной (!) форме общечеловеческий опыт, культуру, традиции и историю народа.

Чтобы понять, какие культурные ценности несет (а значит и способствует формированию в своих зрителях) мультфильм, необходимо понять, а какие цели ставили его создатели. Так, например, в Советском Союзе заказчиком мультфильмов было государство, задачей которого было воспитание граждан с необходимыми ему качествами. Многие носили морализаторский характер и были просты для восприятия: в конце ясно и просто проговаривалась мораль. Они имели четкие воспитательные цели и похожие между собой схемы сюжетов, «советские мультипликаторы утверждали мультипликационное кино как политически активное искусство, обладающее большими воспитательными возможностями, основанное на высокой графической культуре» [там же]. Они ставили целью воспитание в маленьком человеке конкретных качеств, таких как патриотизм, смелость, способность трудиться, умение подчиняться старшему, быть солдатом, способным отдать жизнь за Родину и др. Сейчас в эпоху свободы такого директивного заказа нет, но у создателей мультфильмов цели остались. И цели эти зачастую имеют мало общего с воспитательными задачами: самая важная цель - прибыль, выраженная в денежных знаках, полученных с проката, продажи дисков, рекламы, сопутствующих товаров с символами из мультфильма. А чтобы достичь цели максимальной прибыли, необходимо, чтобы продукт был потреблен массово, а для этого он должен быть рассчитан на максимально разновозрастного зрителя. Отсюда и недетские темы, и сальный юмор, и жаргонные словечки. Но независимо от целей создателей мультфильмы способствуют формированию той или иной культуры в детях. И если мультфильм не содержит общечеловеческих культурных ценностей, он содержит другие ценности, которые не способные

к фильтрации дети впитывают в себя, как губка. Сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские темы: драки, насилие, смерть, убийство, похороны, гонки, скачки, долги, разборки, месть.

Таким образом, мультфильм, являясь носителем культуры, может выполнять совершенно разные задачи: прибыль для создателей и окультуривание для потребителей. Но поскольку качество мультфильмов определяют его создатели, то культурообразующие ценности закладывают тоже они. Проблема потребления некачественного культуронесущего продукта усугубляется тем, что родители, воспитатели и другие ответственные за становление личности ребенка люди в большинстве не знают, как работать с мультфильмами, как их оценивать. Следует признаться, что для родителей мультфильм - это чуть ли не единственный способ высвободить время для своих дел: посадить чадо перед мигающим экраном и заняться стиркой, уборкой, готовкой, а то и просто поболтать по телефону с подругой или даже сходить покурить. Для этой цели мультфильму не обязательно воспитывать ребенка, мультфильм должен быть занимательным и увлекательным, чтобы ни на секунду не потерять внимание пытливого детского взгляда. Недооценка культурообразующего потенциала мультфильмов приводит к тому, что родители не задаются вопросом: каким образом мультфильмы, которые смотрит ребенок, влияют на становление его личности, фундамент каких культурных ценностей закладывают?

Нет сомнений, что «мультфильм для ребенка - авторитет, пример для подражания» [Адам 2005: 36]. Мультфильм для ребенка - это целый, единый мир, в нем существуют свои правила, которые ребенок невольно транслирует на реальность. Через мультфильмы дети узнают и понимают, что такое «хорошо» и что такое «плохо», к чему приводят те или иные действия. Через мультфильм дети познают мир. Дети начинают применять в жизни знания, полученные из мультфильмов (например, начинают использовать лексику героев), подражают героям мультфильмов. Начинают играть в героев, жить в их мире, говорить их языком. Для детей искусство (сказки, стихи, мультипликация) -это форма познания и освоения мира (а значит и воспитания). Дети социализируются, учась у героев мультфильмов, как себя вести. Дети изначально учатся, подражая. Ребенок через мультфильмы учится, поэтому от качества мультфильма зависит и то, чему ребенок научится.

Зачастую в современных мультфильмах главный герой, обладающий положительными качествами и воспринимаемый ребенком «как хороший» вместе с тем несет в себе и отрицательные аморальные, антикультурные ценности (например, главный герой мультфильмов «Шрек-1,2,3» не просто добрый и смелый, но и невоспитанный, грубый, использующий оскорбительные слова, агрессивный, неэтично и неэстетично ведущий себя и др.). Дети без объяснения взрослого не разделяют положительные и отрицательные стороны своего любимого героя, не разграничивая вымысел и реальность, они принимают за образец любимого героя полностью, целиком. Об этом точно писал Ш.А. Амонашвили: «Разве вас должно удивить, если я скажу, что папа-алкоголик, курящий отец не могут стать полноценными воспитателями? Но если у вас доброе сердце и порой вы балуете своего сынишку прогулками, подарками и если ваш ребенок принимает вас как такого человека, каким сам хочет стать, то он без особых усилий может воспринять вашу доброту вместе с вашим пристрастием к курению, алкоголю, праздности. Так вот давайте воспитывать наших детей не столько словами, сколько примером, достойным всяческого подражания» [Амонашвили 1991: 83].

Мультфильмы также закладывают в ребенке уровень эстетической культуры, способность любить и ценить искусство. Мультфильм является плодом художественного творчества, несущим в себе в качестве образцов картинки, эмоции, музыку, песни, игру голосом и т.д. Поэтому также важно в мультфильме уметь увидеть: произведение искусства это или штамповка жанра. Современные мультфильмы, сделанные в основном с помощью техники, больше похожи на шаблоны: одинаковые голоса озвучивающих, одинаковый смех, одинаковые шутки и даже музыка. Такая одинаковость не может способствовать эмоциональному и эстетическому развитию ребенка, а наоборот, приучает к стандартам, шаблонам, однообразию.

Еще один элемент культуры - язык. Именно в дошкольный период речь развивается наиболее интенсивно. Ребенку важно слышать правильную, красивую родную речь, слышать все интонации, чувства, передаваемые речью. В переведенных мультиках передача всей гаммы чувств невозможна. Недостаток насыщенной, правильной речи может привести к отставанию в развитии речи (так как речь большинства западных мультфильмов не обращена к ребенку и не требует ответа). Совре-

менные мультфильмы содержат лексику низкого уровня речевой культуры. «Безусловно положительные» герои используют грубую, жаргонную лексику, недопустимые для детей слова («сопляк», «тупой», «хана», «прикольно», «шизовое местечко» и др.). Дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, нормальной. Именно эта лексика может лечь в основу культуры речи детей.

Таким образом, мультфильм как популярный современный вид искусства является носителем человеческих ценностей, знаний и представлений о мире, моделей поведения, эстетических образцов и разнообразных примеров для подражания. Получается, что мультфильм как носитель культуры становится активным формирующим эту культуру у детей, особенно у тех, кто уделяет просмотру мультфильмов достаточное количество времени. Недооценка культурообразующего значения мультипликации приводит к тому, что дети часто поглощают некачественный культурный продукт, тем самым принимая сомнительные ценности. Таким образом, недооценка мультиликационного культурного потенциала приводит к тому, что уровень культуры подрастающего поколения снижается вслед за изменением ценностей, которые проповедует современная мультиндустрия. Это требует качественной, тщательной и профессиональной работы с культуроносящими продуктами мультипликации.

ЛИТЕРАТУРА

Адам Д.А. Формирование у дошкольников представлений о мире природы как духовной ценности средствами современного искусства // Экологическая педагогика: сборник научных статей по материалам XI Международной конференции. Екатеринбург. 19-20 апреля 2005 г. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. 396 с. С. 34-43.

Амонашвили Ш.А., «Как живете, дети?» : книга для учителя, 2-е издание. - М., «Просвещение», 1991. 175 с.

Педагогический энциклопедический словарь / гл.ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528с.

© Лалетина А.Ф., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.