УДК 37.01 ББК 74.00
Егорова Юлия Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
г. Чистополь Egorova Yulia Aleksandrovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Humanities and Socio-Economic Disciplines The Branch of "Kazan (Volga Region) Federal University"
Chistopol [email protected] Проблема формирования способности к целеполаганию у обучающихся
и подходы к ее решению The Problem of Learners’ Ability to Goal-Setting Forming and Approaches to
Its Solution
В статье показана необходимость формирования способности к целеполаганию у обучающихся как основы конкурентоспособности личности. Анализируется проблема формирования способности к целеполаганию у обучающихся и подходы к ее решению. Обобщен имеющийся опыт формирования способности к целеполаганию у обучающихся.
The article shows the necessity of the learners’ ability to goal-setting forming as a basis for competitiveness of the personality. The problem of the learners’ ability to goal-setting forming and approaches to its solution are analyzed. The experience of the learners’ ability to goal-setting forming is generalized.
Ключевые слова: конкурентоспособность, цель, целеполагание, способность к целеполаганию, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, студент, аспирант, игра, мультипликационный фильм, тренировка, тренинг, учебный курс.
Key words: competitiveness, goal, goal-setting, the ability to the goal-setting, preschool child, junior school pupil, teenager, high school student, an undergraduate, a postgraduate, game, animated cartoon, workout, training, training course.
Признание целеполагания основополагающей характеристикой любого
вида деятельности, в том числе и учебной, существенно влияющей, благодаря своим функциям (ориентирующей, смыслообразующей, конструктивно-проективной, рефлексивно-оценочной, регулятивной) [6], на развитие сознания и личности в целом, обусловливает необходимость формирования у обучаю-
щихся способности к целеполаганию. Субъект целеполагания - это человек, обладающий развитой способностью к целеполаганию, т.е. способностью самостоятельно ставить цели, создавать «древо целей», выбирать оптимальные средства достижения, достигать качественных результатов жизнедеятельности. Человек как субъект целеполагания ставит цели, планирует, оценивает, взаимодействует с реальностью и реализует их [4, с. 66]. Развитая способность к целе-полаганию обеспечивает четкое видение перспектив и возможностей личной и профессиональной самореализации субъекта [4, с. 3]. Важность развития способности к целеполаганию обосновывается и тем, что именно целеполагание является инструментом конструктивной самореализации личности [4, с. 27], основой ее конкурентоспособности [1, с. 1].
Под конкурентоспособностью А.Ф. Бурухина понимает социально ориентированную систему способностей, свойств и качеств личности, характеризующую ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и непрофессиональной жизнедеятельности), определяющую адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях [1, с. 1]. Сегодня чрезвычайно важно научить обучающихся умениям самостоятельного целеполагания, поскольку конкурентоспособность - это способность наиболее эффективно достигать цели [1, с. 2].
По мнению И.А. Дмитриевой, целеполагание можно формировать, ему можно обучать, но в случае развития, развивать можно целеполагание как способность, подразумевающую совокупность психологических особенностей, способствующих постановке реализуемых целей и эффективному осуществлению целеполагания [4, с. 74]. Целеполагание как способность формируется на основе задатков и развивается в соответствующих условиях (в ходе деятельности, обучения, тренинга) [4, с. 41].
Диагностика, осуществленная учеными, выявила необходимость развития способности к целеполаганию у обучающихся. Однако, содержательные и технологические аспекты развития способности к целеполаганию в прикладных
исследованиях раскрыты недостаточно. Следовательно, необходимо сосредоточить усилия на поиске средств и методов развития данной способности.
Но вначале целесообразно обобщение имеющегося опыта развития способности к целеполаганию у обучающихся, необходимое для дальнейших исследований по данной проблеме. Такое обобщение и является целью статьи.
Разработке проблемы формирования (развития) способности к целепола-ганию у обучающихся посвящены педагогические и психологические исследования следующих авторов: И.Н. Воробьевой [2], И.А. Дмитриевой [4], Л.Ю. Ерохиной [5], И.С. Сивовой [6], И.Ф. Смирновой [7], А.Е. Фомина [8] и др.
Прежде чем раскрыть суть предлагаемых ими подходов, необходимо ответить на следующие вопросы: 1) на какой методологической основе необходимо строить деятельность по формированию способности к целеполаганию?; 2) каковы критерии развития способности к целеполаганию?; 3) с какого возраста можно начинать формирование способности к целеполаганию?
1. По мнению И.Н. Воробьевой, наиболее эффективная интерпретация проблем развития способности к целеполаганию как акмеологического феномена возможна при использовании аксиологического, культурологического, синергетического, системного и деятельностного подходов, в качестве интегрирующего по отношению к которым выступает акмеологический подход [2, с. 55].
2. Автором выделен акмеологический (внешний и внутренний) критерий развития способности к целеполаганию. Внешним критерием является эффективность процесса целеполагания, то есть продуктивное решение задач по определению, построению и достижению цели при минимальных психических, физических и временных затратах; внутренним критерием - сформированность ее компонентов [2, с. 53]. Показателями внешнего критерия являются интеллектуальная инициативность, креативность, рациональные прогностические стратегии [2, с. 53], внутреннего - экзистенциальный (осмысленность существования и ответственность за жизненный выбор), когнитивный (стратегичность мышления), аффективный (использование эмоций как инструмента оценки про-
дуктивности процесса постановки и достижения целей), субъектный (позиция субъекта целеполагания) [2, с. 53].
3. Логично предположить, что понятия «целеполагание», «цель», «средства» - достаточно сложные, и вводить их нужно в школьном возрасте, подростковом или старшем, когда молодой человек вступает во взрослую жизнь, - тогда эти понятия будут наиболее актуальны. Однако очевидно, что цели или их зачатки возникают у детей намного раньше [1, с. 2]. Следовательно, начинать формирование способности к целеполаганию надо с дошкольного возраста.
Осуществим анализ подходов к формированию способности к целепола-ганию у обучающихся разных возрастных категорий: дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов, аспирантов.
Формирование способности к целеполаганию у дошкольников
А.Ф. Бурухина считает, что дошкольный возраст - подходящее время для ознакомления ребенка с основами целеполагания [1, с. 3]. И.С. Сивова определяет целеполагание детей этого возраста как зарождающееся [6, с. 62]. Собственного осмысленного целеполагания у детей дошкольного возраста нет, но у них есть свои маленькие цели-желания, а, следовательно, нужно учить детей определять их, выбирать, оценивать их качество, уметь правильно и самостоятельно их добиваться [1, с.2].
По мнению И.С. Сивовой, целеполагание развивается в процессе освоения ребенком деятельности во всех ее структурных компонентах [6, с. 58].
А.Ф. Бурухина считает, что существующие способы формирования навыков целеполагания у дошкольников растворены в учебной, игровой, трудовой, физической деятельности ребенка [1, с. 3] и рекомендует начать с игр, в каждой из которых нужно либо объявлять цель, либо выявлять ее вместе с детьми [1, с. 3]. Признаками проявления функции целеполагания ребенка в игре являются самостоятельный выбор им темы игры, планирование ее хода, выбор средств для осуществления игрового замысла, проявлений усилий в преодолении трудностей при достижении игровой цели [6, с. 59].
Еще один эффективный способ достичь цели - тренировка. Ребенок должен понять, зачем ему эта цель нужна и какое средство непременно приведет его к успеху. Поэтому тренировка должна быть систематической и осмысленной. Постоянная осмысленная тренировка способствует достижению не только спортивных, но и многих других целей: учебных, трудовых и т.д., что в конечном итоге обеспечивает развитие конкурентоспособности [1, с. 3].
Для того, чтобы сформировать у детей представления о целеполагании, показать непростой путь к достижению цели и воодушевить на него, можно использовать такое педагогическое средство, как мультипликационный фильм [1, с. 4]. Тема диссертации А.Ф. Бурухиной - «Формирование целеполагания у детей дошкольного возраста средствами анимационных фильмов» [1, с. 1].
Формирование способности к целеполаганию у младших школьников
По утверждению И.С. Сивовой, младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для развития целеполагания у ребенка [6, с. 167].
Автором построена модель процесса поэтапного развития целеполагания у младших школьников в учебной деятельности (этот процесс был расчленен на две стадии: стадию развития у учащихся способности к самостоятельному це-леобразованию и стадию развития у них способности к целереализации).
Так же разработано и апробировано в условиях экспериментального обучения технологическое обеспечение процесса (система педагогических средств, направленных на развитие целеполагания у младших школьников) [6, с. 164].
На первой стадии процесса система педагогических средств ориентирована на развитие у младших школьников способности к самостоятельной постановке учебных целей (установление учебного сотрудничества учителя и учащихся в процессе постановки учебной цели, использование различных типов ситуаций свободы выбора цели, совместное планирование школьниками содержания уроков и перспективное планирование учебного материала на четверть, организация личностно ориентированных педагогических ситуаций, по-
средством которых дети самостоятельно осуществляют формулировку учебных задач). На второй стадии центр тяжести перенесен на развитие у младших школьников умений, связанных с целереализацией (совместное составление учащимися обобщённой программы действий, связанных с достижением учебной цели, проведение коллективных творческих дел, позволяющих каждому ребёнку реально становиться субъектом целеполагания) [6, с. 169].
Формирование способности к целеполаганию у подростков
По мнению Л.Ю. Ерохиной, продуктивным периодом для формирования деятельности целеполагания является подростковый возраст [5, с. 3].
Процесс становления готовности к целеполаганию в учебной деятельности включает формирование: потребности в осуществлении самостоятельного систематического целеполагания в учебной и практической деятельности; системы знаний целеполагания; умений целереализации и субъективного опыта целеполагания; умений целерефлексии и целекоррекции; личностных качеств -инициативности, собранности, мобильности, ответственности [5, с. 97].
Реализация разработанной Л.Ю. Ерохиной модели формирования готовности подростков к целеполаганию в учебной деятельности на организационноориентировочном, проектировочно-исполнительном и аналитико-корректи-рующем этапах с использованием методики, включающей комплекс методов (эмпатии, смыслового видения, показа действий целеполагания, анализа действий целеполагания, вероятностного прогнозирования, эксперимента), средств (задания, ориентированные на формирование структурных компонентов целе-полагания: целепорождения, целеобразования, целереализации, целерефлексии, целекоррекции, примерные алгоритмы целеполагания, памятки мысленного моделирования тактики целедостижения, матрицы действий целерефлексии, технологические карты) и организационных форм (лекция-проблематизация, лекция-диалог, урок-семинар, дискуссия, учебный эксперимент), свидетельствует об эффективности и целесообразности ее использования для становления мотивационной основы целеполагания, формирования умений целепорождения, целе-
образования, целереализации, целерефлексии и целекоррекции [5, с. 125].
Условиями формирования готовности подростков к целеполаганию являются обязательный постепенный переход от целеполагания, осуществляемого под руководством учителя, через совместные действия целеполагания на паритетной основе к самостоятельному целеполаганию; использование комплекса заданий, ориентированных на формирование умений целепорождения, целеоб-разования, целереализации, целерефлексии и целекоррекции; разработка заданий, формирующих умения целеполагания, на учебном материале (например, химии, биологии, физики) [5, с. 126].
Л.Ю. Ерохина считает, что все элементы целеполагания (целепорожде-ние, целеобразование, целереализация, целерефлексия, целекоррекция) должны быть пооперационально и поэтапно отработаны [5, с. 126].
Специальный акцент необходимо сделать на учете психолого-педагогиче-ских механизмов формирования готовности к целеполаганию (интерпретации, реинтерпретации, интериоризации) [5, с. 126].
Важно использовать комплекс современных методов и средств, ориентированных на формирование целепорождения, целеобразования, целереализа-ции, целерефлексии и целекоррекции [5, с. 127].
Содержание процесса формирования готовности подростков к целепола-ганию в учебной деятельности должно основываться на обеспечении единства мотивационно-эмоционального, когнитивного, деятельностно-технологического и рефлексивного её аспектов и развития у подростков инициативности, собранности, мобильности и ответственности [5, с. 126].
Работу по формированию готовности подростков к целеполаганию в учебной деятельности необходимо включить в деятельность учителя любого школьного предмета [5, с. 126].
Формирование способности к целеполаганию у старшеклассников
По мнению И.Ф. Смирновой, целеполагание личности приобретает особый смысл и актуальность в период окончания школы [7, с. 4]. Относительно
установившиеся, привычные годы обучения в школе заканчиваются, и старшеклассник оказывается перед выбором ориентиров, целей самостоятельной жизни за порогом школы. Только при наличии соответствующих умений он может успешно определить свои жизненные цели в подобной ситуации [7, с. 73].
По мнению большинства исследователей, юность - решающий этап становления жизненных целей старшеклассников (Л.И. Божович, И.В. Дубровина и др.) [7, с. 63]. И.В. Дубровина считает, что в старшем школьном возрасте не обязательно происходит самоопределение и определение жизненных целей, но непременно формируется соответствующая психологическая готовность [7, с. 63]. Поэтому именно 15-17 лет И.Ф. Смирнова считает наиболее благоприятным возрастом для активизации деятельности внутреннего механизма целеполагания [7, с. 72].
Старшеклассники должны понимать и принимать цель деятельности, предвидеть возможные результаты, их значимость для других людей и самого себя [7, с. 93]. Однако, результаты диагностики показывают наличие проблем с определением жизненных целей: неумение совместить дальнюю и ближнюю перспективу, отобрать необходимые средства достижения и т.д. [7, с. 124]. И.Ф. Смирнова утверждает, что уровень становления жизненных целей старшеклассников недостаточно высок в силу того, что используются не в полной мере педагогические возможности, недооценивается значение системности и координации действий субъектов образования в решении данной проблемы [7, с. 189].
Для успешного личностного целеполагания требуется постепенное увеличение самостоятельности старшеклассников, усилия педагога по превращению инициативных действий в способность личности: постановка цели и планирование с помощью взрослого; совместная со взрослыми постановка цели, но самостоятельный отбор средств и реализация цели; задание педагога, а постановка цели, отбор средств достижения, реализация осуществляется самостоятельно; самостоятельная работа по собственной инициативе, когда ученик сам определяет содержание работы, ее цель, отбор средств, выполнение и анализ результатов [7, с. 93-94]. То есть, педагог должен использовать прием посте-
пенно убывающей педагогической помощи учащимся в определении целей, в отборе средств для их достижения [7, с. 98].
Учеными отмечается необходимость активной, заинтересованной позиции обучающихся в развитии способности к целеполаганию.
Обучение старшеклассников базисным основам целеполагания было осуществлено И.Ф. Смирновой посредством организации учебно-тренингового курса «Человек и его жизненные цели», в котором максимально использованы возможности социально-психологического тренинга, деловых и ролевых игр, проблемных задач, тестов и опросников [7, с. 130, 132], оказания организационно-консультативной помощи старшеклассникам [7, с. 126], цель которой заключалась в убеждении их в необходимости сознательного определения своих целей в жизни [7, с. 128], проведения семинара и индивидуальных консультаций для учителей, целью которых было ознакомление педагогов с проблемой целеполагания старшеклассников и педагогическими условиями успешного протекания процесса целеполагания в юношеском возрасте [7, с. 127], проведения собраний и консультаций для родителей, цель которых состояла в получении их поддержки и формировании заинтересованного отношения к проводимой работе [7, с. 128].
Логика курса «Человек и его жизненные цели», включающего 8 занятий («Цель в жизни человека», «Жизненные цели. Как их определить?», «Цель и пути ее достижения» и др.), предусматривает последовательное овладение необходимыми знаниями, их присвоение, применение в реальной практике, что способствует образованию стабильных навыков выдвижения жизненных целей, определения возможных путей их достижения и анализа полученных результатов [7, с. 130].
В логике системного подхода И.Ф. Смирнова предполагает, что для успешного становления жизненных целей старшеклассников нужны не единичные методы и приемы, а их использование в логической взаимосвязи, обеспечивающей функционирование всех компонентов системы [7, с. 97]. То же самое
можно сказать и в отношении формирования способности к целеполаганию.
Формирование способности к целеполаганию у студентов и аспирантов
Н.Л. Гумерова считает, что способность к осуществлению осознанного целеполагания во многом зависит от богатства того опыта, который приобретается студентом в учебной деятельности в вузе. Это обусловлено возможностью студентов проявить себя как личность в процессе постановки и реализации цели в учебной деятельности. Студенческий возраст обладает глубокими потенциальными возможностями для развития профессионального целеполага-ния, исходя из социально-экономических проблем общества [3, с. 16].
По мнению И.А. Дмитриевой, поскольку цель придает жизни смысл, временную перспективу, создает определенное направление в жизни, реализация в учебно-воспитательном процессе ВУЗа программы развития способности к це-леполаганию у студентов и аспирантов должна способствовать формированию специалистов, готовых к самообразованию и самосовершенствованию в образовании и профессиональной деятельности [4, с. 3].
И.А. Дмитриевой установлена и описана специфика развития способности к целеполаганию на разных этапах обучения в вузе [4, с. 141].
Автор предлагает формировать способность к целеполаганию у студентов и аспирантов как интеллектуально-деятельностную характеристику личности путем специально организованного тренинга (технология представлена в диссертации), опирающегося на психологические механизмы саморазвития субъекта учебной деятельности [4, с. 4] и направленного на интеллектуальный, личностный (развитие самоуважения, ответственности, мотивации достижения, осмысленности жизни и др.) и деятельностный (упражнения, ориентированные на актуализацию активности, направленной на достижение целей, развитие решительности, инициативности, энергичности, внимательности, целеустремленности) компоненты способности к целеполаганию [4, с. 93, 100, 140]. Тренинг включает шесть этапов, акцентирован на постановке целей, работе над их достижением [4, с. 9] и способствует конструктивной самореализации личности [4, с. 140]. В процессе тренинга
студенты работают с ценностной структурой, ставят новые цели, систематизируют их по значимости, временной перспективе, вырабатывают свои способы достижения целей, опираясь на внешние и внутренние ресурсы [4, с. 140]. В результате эксперимента автором установлен статистически достоверный рост таких проявлений способности к целеполаганию, как «цели в жизни», «планирование», «мотивация достижения успеха» [4, с. 7] и доказана эффективность тренинга. Важным практическим результатом тренинга явилось развитие способности студентов к постановке жизненных целей, планированию их достижения, распределению их не только по времени, но и по значимости, основным сферам жизни, совершению конкретных действий в направлении достижения целей и получению реальных результатов в учебной и внеучебной деятельности [4, с. 136, 141]. Автор рекомендует применять тренинг или его отдельные этапы в учебной и внеучебной деятельности студентов и аспирантов. Для достижения максимального эффекта проводить тренинг, не исключая его основных этапов [4, с. 140]. Особенно значим тренинг для студентов I, III и V курсов в силу особенностей переходного периода, переживаемого студентами этих курсов [4, с. 101].
По мнению И.А. Дмитриевой, способствовать развитию способности к целеполаганию можно через развитие умения человека быть решительным и действовать в ситуациях, требующих активных действий, т.к. решительные люди имеют в жизни четкие цели, ясное представление о средствах и способах их достижения. В результате они имеют в жизни объективный результат в виде реализованных целей [4, с. 90].
Еще один автор, предложивший в качестве инструмента формирования способности к целеполаганию у студентов тренинг, является А.Е. Фомин [8].
По мнению А.Е. Фомина, самой серьезной сложностью в целеполагании у студентов-педагогов (а также психологов, социальных педагогов и социальных работников) является расчленение общих, глобальных целей на более конкретные (студенты стремятся создавать слишком глобальные цели, демонстрируя ошибку недостаточной декомпозиции целей). Причиной ученый считает то, что
студенты не выделяют этап целеполагания как специальную мыслительную задачу [8]. Это мнение подтверждается результатами исследования И.Ф. Смирновой, установившей, что учителя в своем большинстве не воспринимают становление жизненных целей обучающихся как педагогическую задачу [7, с. 124]. Для решения проблемы А.Е. Фоминым разработан тренинг, направленный на обучение студентов навыкам преобразования глобальных учебно-воспитательных целей в конкретные. Программа тренинга представлена лекционными, практическими занятиями и контрольным тестированием. Весь эксперимент длился 2,5 месяца. В результате испытуемые из экспериментальной группы стали выделять этап целеполагания как самостоятельную мыслительную задачу, требующую решения, и показали значительно более высокий уровень преобразования глобальных целей в специфические. На основании этого, автором сделано заключение об эффективности тренинга как инструмента развития навыков конкретизации учебно-воспитательных целей [8].
В заключении отметим, что в рамках данной статьи проанализированы лишь некоторые аспекты имеющегося опыта формирования способности к це-леполаганию у обучающихся. Этот опыт может использоваться педагогами образовательных учреждений разных уровней, практическими психологами в процессе индивидуального консультирования, организации и проведения тренингов. Педагоги должны быть готовы к такого рода деятельности и должны понимать, что развитие способности к целеполаганию у обучающихся не самоцель, а всего лишь одно из средств развития их личности в целом.
Библиографический список
1. Бурухина, А. Ф. Развитие умений целеполагания у детей дошкольного возраста / А. Ф. Бурухина // Начальная школа. - 2012. - № 4. -http://www.school2100.ru/upload/iblock/331/33152660864b5a3a95cc82dd63bd3637. pdf
2. Воробьева, И. Н. Эффективность развития способности к целеполага-нию у менеджеров : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 [Текст] / Воробьева Ирина Николаевна. - М., 2009. - 168 с.
3. Гумерова, Н. Л. Развитие педагогического целеполагания у учителей общеобразовательных школ : аксиологический подход : дис. ... канд. пед. наук :
13.00.01 [Текст] / Гумерова Назира Латыповна. - М., 2008. - 200 с.
4. Дмитриева, И. А. Развитие способности к целеполаганию у студентов и аспирантов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 [Текст] / Дмитриева Инна Александровна. - Казань, 2011. - 190 с.
5. Ерохина, Л. Ю. Формирование готовности подростков к целеполаганию в учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Ерохина Людмила Юрьевна. - Тюмень, 2011. - 149 с.
6. Сивова, И. С. Развитие целеполагания младших школьников в учебной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Сивова Ирина Станиславовна. - Волгоград, 1999. - 207 с.
7. Смирнова, И. Ф. Педагогические условия становления жизненных целей старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 [Текст] / Смирнова Ирина Федоровна. - Пенза, 1998. - 203 с.
8. Фомин, А. Е. Развитие навыков целеполагания средствами тренинга конкретизации целей / А.Е. Фомин // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2011. - № 3. - http://psyedu.ru/journal/2011/3/2463.рМт!.
Bibliography
1. Burukhina, A. F. Development of Goal-Setting Skills at Preschool Children [Electronic Resource] / A. F. Burukhina // Primary School. - 2012. - № 4. - Access Mode: http://www.school2100. ru/upload/ibloc k/331/33152660864b5a3a95cc82dd63bd3637.pdf
2. Dmitrieva, I. A. Development of the Ability to Goal-Setting at the Undergraduate and Postgraduate Students: Dis. ... Candidate of Psychol.: 19.00.13 [Text] / Dmitrieva Inna Aleksandrovna. - Kazan, 2011. - 190 p.
3. Fomin, A. E. Development of Goal-Setting Skills Through the Training of Objectives Concretization [Electronic Resource] / A. E. Fomin // Electronic Journal "Psychological Science and Education." - 2011. - № 3. - Access Mode: http://psyedu.ru/journal/2011/3/2463.phtml.
4. Gumerova, N. L. Development of Pedagogical Goal-Setting at Secondary School Teachers : Axiological Approach : Dis. ... Candidate of Ped.: 13.00.01 [Text] / Gumerova Nazira Latypovna. - Moscow, 2008. - 200 p.
5. Sivova, I. S. Development of Goal-Setting at Younger Schoolchildren in Studying : Dis. ... Candidate of Ped.: 13.00.01 [Text] / Sivova Irina Stanislavovna. -Volgograd, 1999. - 207 p.
6. Smirnova, I. F. Pedagogical Conditions of Life Goals Formation at Senior Pupils: Dis. ... Candidate of Ped.: 13.00.01 [Text] / Smirnova Irina Fedorovna. - Penza, 1998. - 203 p.
7. Vorobyova, I. N. Effectiveness of the Ability to Goal Setting Developing at Managers : Dis. ... Candidate of Psychol.: 19.00.13 [Text] / Vorobyova Irina Nikolaevna. - Moscow, 2009. - 168 p.
8. Yerokhina, L. Yu. Teenagers’ Readiness Forming to Goal-Setting in Studying: Dis. ... Candidate of Ped.: 13.00.01 [Text] / Yerokhina Ludmila Yurievna. -Tyumen, 2011. - 149 p.