Научная статья на тему 'Применение программно-целевого подхода для управления развитием школы'

Применение программно-целевого подхода для управления развитием школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефремов Роман Васильевич

В статье отражены цель программно-целевого управления, его роль в систематизации управления и развития школы, стратегии развития школы. Рассмотрены главные признаки программно-целевого управления, виды программ в современной теории образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение программно-целевого подхода для управления развитием школы»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

время дошкольников - есть результат продуманной и тщательно организованной работы педагогического коллектива.

Список использованной литературы

1. Бочарова, Н. И. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. - М. : AcademiA, 2001. - 203с.

2. Ежкова, Н.С.Руководство самостоятельной деятельностью старших дошкольников. /Н.С.Ежкова. - СПб: Изд-во Детство-Пресс, 2015. - 144 с.

3. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип / Г.А. Урунтаева - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

© Ежкова Н.С., Лымарева М.В., 2016

УДК 371.2

Ефремов Роман Васильевич

Магистрант кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления ОмГПУ, г. Омск, РФ

E-mail: roman_vasilich@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПОДХОДА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

РАЗВИТИЕМ ШКОЛЫ

Аннотация

В статье отражены цель программно-целевого управления, его роль в систематизации управления и развития школы, стратегии развития школы. Рассмотрены главные признаки программно-целевого управления, виды программ в современной теории образования

Ключевые слова

Программно-целевое управление, системный подход, средняя школа, управление развитием школы.

Управление школой предстает как совокупность сложных процессов, эффективная реализация которых возможна лишь на научной основе. Современным научным основанием описания и реализации управления представляется системный подход. Его осуществление производится в соответствии с программно-целевым принципом управления. Функциональное назначение принципа - целевая ориентация управления и придание ему характера системы в соответствии с основной целью. Реализация программно-целевого принципа управления образованием - один из основополагающих приоритетов развития образовательной системы.

В настоящее время системные исследования проводятся по широкому кругу управленческих проблем. Одной из таких областей применения системных исследований является программно-целевое управление.

Главными признаками программно-целевого управления большинство ученых называет наличие цели и программы ее достижения.

В то же время любое управленческое действие характеризуется наличием цели и выработкой управляющих воздействий по ее достижению. Все это говорит о том, что программно-целевое управление не является чем-то принципиально новым.

Исходя из анализа особенностей программно-целевого управления некоторые авторы выделяют два подхода к трактовке данного понятия: расширенное и узкое (Е.П. Голубков, Л.С. Пекарский, Б.А. Райзберг). Программно-целевое управление в широком смысле - это «воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии системного анализа. При этом средства достижения целей управления (план, целевая комплексная программа, оргструктура и др.) определяются, исходя из этих

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

целей и охвата всех стадий воспроизводственного процесса (жизненного цикла)».

Из этого определения следует, что на стадии выработки управленческого воздействия сущность системного анализа и сущность программно-целевого управления практически совпадают. Однако программно-целевое управление в отличие от системного анализа включает и реализацию принятого решения. Целью же системного анализа является только выработка рекомендаций руководителю для подготовки любого решения.

В узком смысле «сущность программно-целевого управления сводится только к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа, являющихся единым плановым документом, в котором отражены все особенности данного подхода».

В современной теории образования находят отражение два основных вида программ. Это программы развития образовательных систем и образовательные программы. И те, и другие могут выступать в качестве целевых.

Образовательные программы обладают признаками целевых программ лишь в случае их взаимосвязанности с программами развития образовательных систем и согласованности с ними.

Итак, программно-целевое управление в образовании:

- системно;

- подчинено глобальным образовательным целям;

- осуществимо при помощи программ развития образования или согласованных с ними образовательных программ.

Таким образом, программно-целевое управление предполагает наличие цели, причем четко осознаваемой, и разработку программы по достижению этой цели. Поэтому при рассмотрении программно-целевого управления образованием особую роль играет единая программа развития образовательного учреждения или образовательной системы.

На наш взгляд, программно-целевое управление образовательной системой состоит в управлении ее развитием и функционированием в единстве.

В центре программно-целевого управления находится человек. Цель программно-целевого управления обуславливается целями образования, личными целями, потребностями, способностями субъектов образования и заинтересованных субъектов из образовательного пространства. В этом состоит гуманистическая направленность программно-целевого управления образованием.

На наш взгляд, роль программно-целевого принципа состоит в том, чтобы способствовать систематизации управления. Суть же программно-целевого принципа, по нашему мнению, и состоит в синтезе системного подхода к управлению, целевого подхода и целевых программ управления.

В.С.Лазарев, М.М.Поташник утверждают, что «обобщенный замысел перехода к новой школе, определяющий этапы этого перехода, приоритетные направления действий на каждом этапе, их взаимосвязи и распределение ресурсов между ними, в менеджменте называют стратегией программы». Далее эти авторы указывают, что «обобщенный замысел новой школы - это концепция, а обобщенный замысел перехода к новой школе - стратегия». Выработка стратегии понимается как установление сроков, определение промежутков реализации концепции и установление основных направлений деятельности.

На основании анализа практики образования выведено три основные стратегии развития школы:

- стратегия локальных изменений (предусматривает параллельное улучшение, рационализацию, обновление деятельности каких-то отдельных участков жизни школы);

- стратегия модульных изменений (осуществление нескольких комплексных нововведений, не связанных между собой);

- стратегия системных изменений (полная реконструкция школы как образовательного учреждения, затрагивающая все компоненты деятельности).

Таким образом, одним из основных направлений управления в школе может стать реализация управления развитием общеобразовательной школы через развитие ценностных ориентаций педагогов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы

1. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. - М., МГУ, 2013. - С. 3-18.

2. Ломов Б.Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М.: Наука, 2012. - С. 6-23

3. Мясищев В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности// Психология личности. Тексты/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. - М.: МГУ, 2014. - С. 35-38.

4. Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психол. журн. — 2007. — Т. 3. — № 5. — С. 135-145.

© Ефремов Р.В., 2016

УДК 378

Жуков Николай Николаевич

канд. биол. наук, доцент ТГПУ им. Л.Н. Толстого E-mail: z.nikolay87@mail.ru Иванищев Виктор Васильевич док. биол. наук, зав. кафедрой ТГПУ им. Л.Н. Толстого

E-mail: avdey_VV@mail.ru Бойкова Ольга Ивановна канд. хим. наук, доцент ТГПУ им. Л.Н. Толстого

E-mail: benosi@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИФИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ДИСЦИПЛИН ЭЛЕКТИВНОГО

МОДУЛЬНОГО БЛОКА «ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН»

Аннотация

В статье рассматриваются методические аспекты преподавания отдельных дисциплин элективного модульного блока «Ландшафтный дизайн».

Ключевые слова

Элективный модульный блок, зачетная единица, компетентностный подход в обучении.

Важной чертой современного образовательного процесса являются динамичное развитие и значительные преобразования как в структуре и содержании образования, так и в его концептуальных основах. Причиной этого является переход системы высшего профессионального образования к федеральным государственным образовательным стандартам очередного (3+)-поколения, который предоставляет широкие возможности для разработки различных оригинальных программ подготовки специалистов. Реализация базовой части учебных планов обеспечивает формирование профессиональной культуры личности студентов, создают условия для осознанного выбора сферы будущей профессиональной деятельности. При этом вариативные части учебных планов предполагают организацию обучения на основе тех дисциплин, которые способствуют формированию профессиональных компетенций реализуемых направлений подготовки. Разработка и реализация основных образовательных программ на компетентностной основе позволяет существенно углубить специализированные компоненты путем включения дисциплин, объединенных в единый элективный модельный блок (ЭМБ). Этим достигается большая глубина и специализация направления подготовки бакалавра, причем такие дисциплины выступают в роли отдельного интегрирующего и направляющего звена в рамках конкретного направления подготовки по соответствующему профилю. [2, с. 165]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.