Научная статья на тему 'Физическая культура студента в образовательном процессе вуза'

Физическая культура студента в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алёна Леонидовна Жгилёва, Татьяна Александровна Мартиросова

Данная статья посвящена развитию физической культуры студентов в образовательном процессе вуза. В работе представлено наиболее эффективное направление повышения физической подготовленности и двигательной активности студентов в образовательном процессе вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алёна Леонидовна Жгилёва, Татьяна Александровна Мартиросова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура студента в образовательном процессе вуза»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

ответственности за состояние окружающей среды, в современных исследованиях все отчетливей прослеживается нравственный аспект в понимании сущности экологической культуры как части общей культуры личности. В ее основе лежит, прежде всего, ценностное отношение человека к явлениям окружающего мира.

Развитая экологическая культура учителя является неотъемлемым элементом его готовности к осуществлению экологического воспитания, которую можно определить как его интегративное профессиональное качество, которое характеризует степень сформированности экологического мировоззрения, сознания, мышления и включает в себя эколого-аксиологический, эколого-поведенческий (деятельностный) и эколого-педагогический компоненты. Эти компоненты находятся в диалектическом единстве. Экологическая культура учителя формируется в контексте его общей и профессионально-педагогической культуры (Гусарова С.Е., 2005).

В подготовке будущих учителей к экологическому воспитанию обучающихся необходимо учитывать развитие активных позиций: гражданской (наличие знаний, осознанного отношения и реальных действий в области экологических проблем планеты, страны, территории своего места проживания); родительской (понимание, насколько значимым является привитие любви и бережного отношения к природе у своих собственных детей); профессионально-педагогической (владение методиками и конкретными технологиями экологического воспитания) [3; с. 37].

Уровень подготовки будущих учителей к экологическому воспитанию обучающихся зависит от того, насколько будущий учитель осведомлен об экологических проблемах, какой пассивной или активной позиции он придерживается в их решении, осознает ли значимость своей роли, насколько глубоко владеет знаниями по основам экологии, методики экологического воспитания, а также каков уровень его педагогических умений направленных на формирование экологической культуры обучающихся в образовательном процессе.

Список использованной литературы:

1. Чурин Г.Ю. Экологическое воспитание как одна из основных форм воспитательной работы // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи». - Барнаул, - 2000. - С. 97-102.

2. Дистервег А. Избранные педагогические произведения. - М., 1956. - 480 с.

3. Зыкова О.А. Развитие экологической культуры педагогов дошкольного образования // Социальное воспитание . - 2013 - № 2. - С. 31-39.

© Демчук А.В., 2017

УДК 378.147.88

Алёна Леонидовна Жгилёва

ст-ка 2 курса,

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика Решетнева,

г. Красноярск, РФ E-mail: [email protected] Татьяна Александровна Мартиросова К.П.Н., доцент кафедры физической культуры и валеологии, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика Решетнева,

г. Красноярск, РФ E-mail:[email protected]

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация

Данная статья посвящена развитию физической культуры студентов в образовательном процессе вуза.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

В работе представлено наиболее эффективное направление повышения физической подготовленности и двигательной активности студентов в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова

Физическая культура, студенты, спортивный комплекс «Готов к труду и обороне».

В нашей стране роль физической культуры всегда занимала лидирующие позиции. Во все времена во всех учебных учреждениях разрабатывались программы занятий физической культурой и спортом, для подготовки достойных кадров Российской федерации. История развития и последующие изменения физической культуры и спорта в вузах страны тесно связаны с социальными изменениями в обществе. В настоящее время большинство студентов нацелены на здоровый образ жизни, на занятия физической культурой и спортом. Открылось достаточное количество спортивных клубов и фитнес-центров, среди молодёжи стало популярным иметь красивое спортивное тело. Стало понятным, что физическая культура необходима для поддержания здоровья, поднятия иммунитета и даже для выработки тестостерона - гормона счастья, что положительно влияет на психоэмоциональное состояние студента. В образовательном процессе вуза наиболее продуктивным направлением повышения физической подготовленности и двигательной активности, укрепления здоровья студентов является конверсия спортивных технологий. Для этого введены законы государственного значения. Например, в декабре 2011 года был подготовлен, рассмотрен и одобрен на заседании Правительства РФ проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации. В том числе и Федеральный закон «О физической культуре и спорте Российской Федерации». Он включает понятие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее - комплекс ГТО) как программно - нормативная основа системы физической культуры в вузе, предусматривающая подготовку к выполнению установленных государственных нормативов комплекса ГТО и определяющая физическую подготовленность студентов в вузах. Комплекс ГТО включает виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, навыков ведения здорового образа жизни, двигательных умений и навыков, предусматривает подготовку к выполнению установленных нормативов населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше), в том числе и студентов в вузе. Значит, целью внедрения Комплекса ГТО в образовательный процесс вуза является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности, улучшении качества жизни молодого поколения Российской Федерации. Комплекс ГТО направлен на обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания молодежи России. Его задачами выступают:

увеличение числа студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом; повышение уровня физической подготовленности;

формирование осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни;

повышение общего уровня знаний о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий по физической культуре, в том числе с использованием современных информационных технологий;

модернизация системы физического воспитания и системы развития массового студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов [1].

В соответствии с уровнем подготовленности студента в образовательном процессе вуза единицы физической культуры могут интегрироваться по различным схемам. Нами разработана модель, определяющая физическую готовность студентов по дисциплине «Физическая культура» в образовательном процессе вуза, которая включает в себя следующие блоки: теоретический, методический и практический [2].

Данная модель отражает, определение физической готовности студентов по дисциплине «Физическая культура» в образовательном процессе вуза, включающая в себя три блока: теоретический, методический, практический.

Теоретический блок направлен на овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, формирование адаптивных, творческих умений, необходимых для понимания

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 ISSN 2410-700Х_

природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности; накопление знаний для разработки проекта индивидуальных программ и их внедрения в учебную и профессиональную деятельность.

Содержание методического блока включает: теоретические сведения, которые дополняются, углубляются и конкретизируются в ходе учебной деятельности. Блок направлен: на овладение диагностикой и самодиагностикой физического развития и управление им; формирование методических знаний и умений в сфере физической культуры, способностей к анализу, сравнению собственных результатов с нормой, оценивание и коррекцию результатов своих действий и видов физкультурной деятельности; овладение организаторскими и проектировочными умениями; разработку и презентацию личностных проектов с учетом индивидуальных особенностей, мотивации, интереса к видам двигательной деятельности. Рассматриваемый блок состоит из трех базовых, а также элективных структурных единиц. Они обладают возможностями структурироваться как укрупненные дидактические единицы с учетом мотивации, состояния здоровья, уровня теоретической, методической, практической подготовленности к будущей профессиональной деятельности студента.

Практический блок включает элективные курсы на базе различных видов спорта или систем физических упражнений. Каждый базовый практический курс направлен на повышение уровня физической и профессионально-прикладной подготовленности, а элективный - на повышение уровня специальной физической и технической подготовленности по избранным видам двигательной деятельности. Учебно-тренировочные занятия проводятся по таким практическим элективным курсам как «Фитнес», «Баскетбол», «Мини-футбол», «Волейбол», «Гандбол», «Регби» и др. Для эффективной организации предложенной модульно-проектной технологии необходимо соблюдать ряд педагогических условий.

К таким условиям мы относим: организационно-функциональные, процессуально-содержательные, управленческие и информационные. Одним из актуальных условий является обеспечение учебного процесса авторским информационно-методическим программным комплексом, который способствует овладению умениями самодиагностики, прогнозированию, конструированию личностного проекта здорового стиля жизни, обеспечивающего индивидуальную траекторию физической подготовленности студентов к выполнению требований нормативов комплекса ГТО [3].

Таким образом, разработанная модель может использоваться как эффективное средство определения физической готовности студентов по дисциплине «Физическая культура» в образовательном процессе вуза. Она обеспечивает получение должного уровня теоретической, методической и практической подготовленности студентов в образовательном процессе вуза. По нашему мнению такой объем педагогических средств является достаточным для формирования конкурентоспособного специалиста будущей производственной деятельности.

И так, реализация на практике разработанной модели способствовала формированию у студентов: самостоятельно переходить от принятия учебной задачи к ее решению, от ее постановки к определению адекватных учебных действий, от действий по реализации программы к действиям самоконтроля и самокоррекции, а также овладения ими не только приемами логики и решения различных задач привычными способами, но и умения находить свою, наиболее оптимальную траекторию решения задач по проектированию личностных программ на основе выбранного вида спорта. Физическая культура - учебная дисциплина, которая обучает студентов сохранять и укреплять своё здоровье, повышать физическую подготовленность, совершенствовать способности, необходимые в будущей профессиональной деятельности. Для формирования готовности студентов по дисциплине «Физическая культура» в образовательном процессе вуза необходимо внедрять новые методы физической подготовки, разрабатывать новые программы, ввести информационную и мотивационную политику здорового образа жизни среди студентов. Такой подход обеспечит воспитание достойных кадров Российской Федерации.

Список использованной литературы:

1. Кудрявцев М.Д., Либарова Л.А. «Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов»

2. Арнст Н.В.,Сидорова Н.И. «Личностные проекты как способ определения индивидуальной траектории физического развития студентов к выполнению требований и норм ВФСК ГТО»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 01-1/2017 2410-700Х

3. Кудрявцев М.Д., Либарова Л.А. «Комплекс ГТО в системе физического воспитания студентов»

© Жгилёва А.Л., Мартиросова Т.А., 2017

УДК 037

Забусова Елена Ивановна

учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ Е - тай:е1епа11^@гатЫег.т Толмачева Виолетта Викторовна

учитель МБОУ «Гимназия №12» г. Белгород. РФ Е - тай:уюМу31@тай.ги

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО МАТЕРИАЛА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В созданных русским народом приметах, пословицах и поговорках заключено огромное нравственное богатство и глубокая народная мудрость.

Ключевые слова

Педагогическая значимость, традиции, этнокультурологические тексты, кругозор школьника, интерес и любовь к народной культуре, педагогика.

Введение

При выявлении педагогической значимости краеведческого материала можно увидеть, что необходимым также является включение песен в образовательный процесс. Это дает возможность открыть перед детьми целый поэтический и философский мир, огромный пласт нашей культуры. В песнях душа народа. Песня в ряду многообразных средств народной педагогики занимает особое место, так как не столько развлекает, сколько учит уму-разуму, оказывает действенное влияние на чувства учащихся, их сознание и поведение [1, 20-24] .

На уроках русского языка можно познакомить учащихся с тем, как жили наши далекие предки, о чем мечтали, что пели, рассказывали, что передавали своим детям и внукам. Такие сведения содержатся в русском земледельческом календаре. Ведь именно он является своеобразным дневником и энциклопедией крестьянского быта с его буднями и праздниками.

Мы, взрослые, понимаем, что детство - особый период постижения мира. Все в этот период воспринимается остро и оставляет глубокий след в структуре личности, а в последствии становится основой для ее формирования [2, 27].

В созданных русским народом приметах, пословицах и поговорках заключено огромное нравственное богатство и глубокая народная мудрость. Еще К.Д. Ушинский утверждал, что народная мудрость по силе наблюдательности, точности мысли, идейному содержанию настолько оригинальна, что "никто не в состоянии тягаться с педагогическим чтением народа".

Потребность измерять время возникла у всех народов, и поэтому календари создавались в различных уголках Земли. А так как главным занятием наших предков было земледелие, поэтому появился русский земледельческий календарь. Наш далекий предок находился в полной зависимости от превратностей природы, что заставляло земледельца тщательным образом изучать окружающий мир, примечать "мельчайшие подробности случайностей природы", улавливать закономерности и связи одних явлений с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.