УДК 796.011.1
ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ ВУЗА
И.В. Манжелей, С.Н. Чернякова
Представлены теоретические и прикладные аспекты формирования физкультурной компетентности бакалавров в информационно-образовательной среде вуза, предложена структурная модель и описаны условия их формирования через информатизацию, интеграцию учебного и внеучебного процессов, спиральное структурирование по модулям учебного материала и рейтинговую оценку учебных достижений студентов.
Ключевые слова: физкультурная компетентность, элективная среда физического воспитания, индивидуальный физкультурно-образовательный маршрут, информационные ресурсы.
Актуальность. Переход отечественного образования на платформу компетентностного подхода, развитие идеи вариативности, воспитания человека культуры, рефлексивности и ценностного отношения к личности, а главное непрерывности образования в течение всей жизни [1, 3, 6 и др.] в последние десятилетия сопровождаются идеями здоровьеформирующей педагогики и самосохранительного поведения, формирования культуры здоровья и физической культуры личности [2, 5], что не могло не отразиться на содержании и организации современного физического воспитания студенческой молодежи.
Компетентностный подход к образованию требует повышения качества образовательного процесса, ориентирами которого сегодня являются обучаемость, самоопределение, самоактуализация, развитие индивидуальности личности, ее социализация, что отражено в общекультурных и профессиональных компетенциях, выступающих в роли базовых целей как элементов образования [5, 6]. Но это все желаемое, потребное будущее, которое при построении должно опираться на позитивный опыт прошлого.
Анализ массовой практики физического воспитания студентов (Лотоненко А.В., Лубышева Л.И. и др.) и собственный опыт показали наличие таких проблем, как невысокий уровень здоровья (до 5 % освобождены от практических занятий и до 20 % занимаются в специальной медицинской группе) и общей выносливости (20-30 % сдают контрольные нормативы), слабая мотивация занятий физической культурой (для 25 % ведущий мотив «необходимость аттестации») и низкая теоретическая подготовленность студентов (около 65 % первокурсников не могут сдать теоретический зачет). Кроме того, у 60 % преподавателей физического воспитания, долгие годы работавших в условиях строгой регламентации деятельности, довольно часто выявляются отсутствие навыков работы с
информацией и недостаток творческого подхода. Поиск путей решения указанных проблем позволил нам сделать вывод о том, что в рамках компетентностного образования чрезвычайно актуальным является построение элективной среды физического воспитания на основе информатизации и дифференциации учебно-воспитательного процесса, интеграции учебной и внеучебной работы, встроенной в информационно-образовательную среду вуза.
Педагогическая значимость проблемы создания условий в среде физического воспитания для становления физически активной и ответственной за свое здоровье, готовой к саморазвитию на любом этапе жизненного пути личности бакалавра определила цель нашего исследования: выявить структуру универсальных физкультурных компетенций бакалавров, теоретически и экспериментально обосновать содержание и процедуру построения элективной среды физического воспитания образовательного учреждения, способствующей формированию физкультурной компетентности бакалавров.
Под элективной средой физического воспитания мы понимаем совокупность благоприятных предметно-пространственных,
информационно-технологических и социально-интерактивных условий и возможностей, созданных в образовательном учреждении для реализации индивидуального физкультурно-образовательного маршрута и самовыражения бакалавра средствами физической культуры и массового спорта [5].
Методы и организация исследования. Методы: педагогическое моделирование и проектирование, анкетирование и тестирование, метод экспертных оценок и опытно-поисковая работа (ОПР). В ходе констатирующего этапа ОПР у первокурсников Тюменского государственного университета (ТюмГУ - 500 чел.) и Сибирского федерального университета (СФУ - 100 чел.) было выявлено, что уровень физического здоровья «низкий» и «ниже среднего» имели 62 % юношей и 55 % девушек, физическая подготовленность соответствовала уровню «ниже среднего» и «низкому» у 46 % юношей и 53 % девушек, у 65 % первокурсников был выявлен «низкий» уровень физкультурной грамотности. В то же время в добровольную (дополнительную к академическим занятиям) физкультурно-спортивную деятельность (ФСД) были включены не более 22 % молодых людей при том, что «здоровье» являлось для первокурсников значимой жизненной ценностью (1-3 ранг), а предпочитаемыми для занятий видами ФСД были названы «утренняя гимнастика» (1-2 ранг) и «секции по видам спорта» (1-3 ранг).
Результаты исследования. Опираясь на идеи В.А. Ясвина о содержании образовательной среды и И.В. Манжелей о структуре физкультурно-спортивной среды вуза, В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой о многообразии видов физкультурно-спортивной деятельности, В.В. Серикова, А.В. Хуторского о структуре компетенций, мы разработали
модель формирования физкультурной компетентности в информационно-образовательной среде вуза (рис. 1).
Рис. 1. Модель формирования физкультурной компетентности в информационно-образовательной среде вуза:
ЭК - элективные курсы (баскетбол, волейбол, легкая атлетика, аэробика и т.д.); СЗ - самостоятельные занятия; АГ - абонементные группы; .ДЗ - дни здоровья; Ф -фестивали; К - конкурсы; П - проекты; ДОУ - дополнительные образовательные услуги; С - соревнования; СС - группы спортивного совершенствования; ВМ - высшее спортивное мастерство; ПК - курсы повышения квалификации; В, С - волонтерство, судейство.
В качестве структурных компонентов данная модель включает в себя субъектов (студента и педагога), цель (формирование компетенций), условия (предметно-пространственные; информационно-технологические и социально-интерактивные) и критерии достижения результата (рефлексивный, когнитивный, двигательно-кондиционный, соматический).
Особенностью авторской модели являются структура и содержание элективной среды физического воспитания, которая построена на основе интеграции учебной и внеучебной работы и насыщена различными практико-ориентированными микросредами (оздоровительной, спортивно-ориентированной, кондиционно-развивающей, профессионально-прикладной, рекреативной, образовательной, реабилитационно-восстановительной направленности), стимулирующими познавательную и двигательную активность бакалавров, показаны функции преподавателя (тьютора, фасилитатора, консультанта) и описаны обязательные информационно-технологические условия ее реализации (модульное структурирование учебного материала, дифференциация по интересам, информатизация и др.).
Модель дополняется рис. 2, на котором показано как студент реализует возможность выбора элективного физкультурно-образовательного маршрута, определяемого нами как осуществляемый на основе свободы выбора путь бакалавра в информационно-образовательной среде вуза по освоению физкультурных компетенций через осознание социокультурных ценностей, овладение знаниями, умениями и опытом физкультурно-спортивной деятельности.
Рис. 2. Структура элективной среды физического воспитания и уровни ее освоения студентами:
а - безынициативный студент; б - активный и исполнительный студент; в - творчески активный студент).
В процессе информатизации элективной среды физического воспитания были разработаны и встроены в информационно-образовательную среду вуза следующие информационные ресурсы: а) организационно-контрольные, ориентированные на совершенствование управления учебно-воспитательным процессом (УВП) (компьютерные программы: база данных «Мониторинг физического состояния студентов» (авторское свидетельство № 2008612389); «Информационно-аналитический комплекс ГТО» (авторское свидетельство № 2015612698)); б) программно-информационные, ориентированные на совершенствование содержания УВП (УМК по дисциплине «Физическая культура», программа «Университет здорового образа жизни», пособия, презентации и лекции, видеолекции и видеогимнастика, выставленные в сети); в) обучающие, ориентированные на дифференциацию и персонификацию УВП («Карта здоровья» и «Физкультурно-спортивное портфолио»); г) рекламно-информационные, ориентированные на создание позитивного отношения к физкультурно-спортивной деятельности и стимулирование физкультурно-спортивной активности студентов (рекламно-информационные блоки на страничках сайта).
Поскольку дисциплина «Физическая культура» в новых стандартах по всем направлениям подготовки ориентирована на формирование унифицированных компетенций ОК-7 и ОК-8, имеющих контурный характер, и разделена на два раздела (базовая часть - 72 часа теоретическая и методическая подготовка (2 зач.ед.), вариативная - 328 часов элективные курсы по видам спорта), то для конкретизации целей и средств учебной работы со студентами нами были выделены универсальные детализированные компетенции: адаптивно-оздоровительная; коррекци-онно-оздоровительная; кондиционно-двигательная; профессионально-прикладная; рекреативно-спортивная. Учебный материал структурирован на пять модулей и направлен на формирование определенных физкультурных компетенций:
• общефизическая подготовка бакалавра (с I по IV семестр);
• занятия избранным видом спорта (с I по IV семестр);
• профессионально-прикладная физическая подготовка бакалавра (с I по VI семестр);
• социально-биологические и организационно-педагогические основы физической культуры и здорового образа жизни (V и VI семестры);
• оздоровительные системы (V и VI семестры).
Учебно-воспитательный процесс по дисциплине «Физическая культура» у бакалавров осуществлялся с учетом их физкультурно-спортивных интересов (выбор элективных курсов: баскетбол, бокс, волейбол, дзюдо, настольный теннис, общефизическая подготовка, оздоровительная аэробика, оздоровительная гимнастика, спортивная хореография, спортивный туризм, тхеквондо, футбол). Студенту предоставлялась возможность на учебный год самостоятельно выбрать,
исходя из своих целевых установок, уровня здоровья и двигательной подготовленности, наиболее целесообразный «маршрут» обучения по дисциплине. В начале учебного года сведения о студентах заносились в компьютерную «Базу данных». Студенты основной и подготовительной групп выбирали элективный курс. Студенты с ослабленным здоровьем занимались в специальных медицинских группах с учетом диагноза заболеваний и разрабатывали собственный физкультурно-образовательный маршрут с помощью «Карты здоровья». Спортивно одаренные студенты занимались в группах спортивного совершенствования и заполняли «Физкультурно-спортивное портфолио», разработанное как рефлексивная карта бакалавра. Для аттестации все студенты набирали рейтинговую оценку успеваемости по дисциплине (61-100 баллов), не только посещая учебные занятия, но и активно участвуя в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой жизни вуза. Причем для зачета необходимо было набрать 61 балл, а дополнительные баллы позволяли участвовать в конкурсе на лучшего студента института, который давал право на получение стипендиальных надбавок.
В формирующем этапе ОПР приняли участие 83 студента СФУ (53 девушки и 30 юношей) очной формы обучения (КГ) и 150 студентов ТюмГУ (110 девушек и 40 юношей) очной формы обучения (ЭГ-1); 94 студента ТюмГУ (63 девушки и 31 юноша) заочной формы обучения (ЭГ-2). Процесс физического воспитания во всех группах составлял одинаковое количество часов (400 часов). В КГ и ЭГ-1 все часы учебных занятий были аудиторными, а в ЭГ-2 объем аудиторных занятий составлял 10-12 часов (не более 3 %). В ТюмГУ была построена элективная среда физического воспитания, создающая условия и возможности для реализации индивидуальных физкультурно-образовательных маршрутов бакалавров.
В итоге после проведения опытно-поисковой работы выявлено уменьшение числа бакалавров во всех группах с пороговым уровнем сформированности физкультурной компетентности (табл.).
Динамика сформированности физкультурной компетентности (в %)
Уровни юноши девушки
КГ ЭГ-1 ЭГ-2 КГ ЭГ-1 ЭГ-2
до эксперимента 45,0 40,0 58,1 60,0 58,2 47,6
Пороговый после эксперимента 30,0 10,0 29,0 48,6 30,9 33,4
прирост -15,0 -30,0 -29,1 -11,4 -27,3 -14,2
до эксперимента 55,0 60,0 41,9 40,0 41,8 52,4
Базовый после эксперимента 70,0 75,0 67,8 51,4 61,8 60,3
прирост 15,0 15,0 25,9 11,4 20,0 7,9
до эксперимента 0 0 0 0 0 0
Повышенный после эксперимента 0 15,0 3,2 0 7,3 6,3
прирост 0 15,0 3,2 0 7,3 6,3
Показатели базового уровня увеличились во всех группах, повышенный уровень сформированности компетенций выявлен только у 15,0 % юношей и 7,3 % девушек ЭГ-1 и у 3,2 % юношей и 6,3 % девушек ЭГ-2. Причем, в 2014 году в регулярные занятия физкультурно-спортивной деятельностью, как дополнительные к учебным, было включено 39,3 % бакалавров ТюмГУ, а в СФУ составило 28,5 %.
Выводы. Согласно компетентностному подходу образовательный процесс в вузе должен быть направлен на формирование у бакалавров общекультурных (в том числе физкультурных) и профессиональных компетенций, способности к самообразованию, самосовершенствованию в течение всей жизни, а бакалавры должны иметь возможность выбора своего образовательного пути, что в рамках физического воспитания требует создания широкого спектра информационно-образовательных ресурсов и построения практико-ориентированных сред оздоровительной, спортивно-ориентированной, кондиционно-развивающей, профес-сионально-прикладной, рекреативной, образовательной, реабилитационно-восстановительной направленности для организации личностно-значимой учебной и внеучебной физкультурно-спортивной деятельности студенческой молодежи.
Разработана процедура проектирования элективной среды физического воспитания образовательного учреждения, которая предполагает: проработку требований стандарта высшего образования, нормативно-правовых основ физического воспитания и образовательной программы по направлению подготовки бакалавра; изучение специфики контингента бакалавров и их реальных физкультурно-спортивных интересов и способностей; выявление реальных условий и расчет необходимой наполняемости содержания компонентов среды физического воспитания с учетом физкультурно-спортивных потребностей бакалавров; разработку соответствующего содержания информационно-технологического компонента среды; проектирование предметно-пространственной и социально-интерактивной организации среды; проведение экспертизы разработанного проекта элективной среды физического воспитания.
В ходе исследования доказана эффективность формирования у бакалавров физкультурной компетентности в информационно-образовательной среде вуза, что проявилось в повышении показателя индекса их активности в физкультурно-спортивной деятельности (с «ниже среднего» до «среднего» уровня), в повышении индексов мотивов и потребностей занятиями физической культурой (ЭГ-1 - Р<0,05), в достоверном повышении физкультурной грамотности во всех группах (Р<0,001) и позитивной динамике их физического состояния (улучшение физического здоровья в ЭГ-1 (Р<0,01) и ЭГ-2 (Р<0,05) и физической подготовленности в ЭГ-1 (Р<0,05)). Выявлено, что организация поточных занятий по элективным курсами (видам спорта) расширяет диапазон
социальных контактов бакалавров и стимулирует их физкультурно-спортивную активность.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования // Образовательная политика. М., 2007. С. 4-9.
2. Загвязинский В.И., Манжелей И.В. Возможно ли в России здоровьеформирующее образование? // Теория и практика физической культуры. 2015. № 11. С. 94-96.
3. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. URL: http :// минобрнауки.рф /документы/4952 (дата обращения: 15.01.2016).
4. Манжелей И.В. Метод проектов в формировании физкультурных компетенций у бакалавров // Теория и практика физической культуры. 2015. № 12. С. 16-18.
5. Манжелей И.В. Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 4. С. 2-4.
6. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2013. 73 с.
Манжелей Ирина Владимировна, д-р пед. наук, проф., mangeley60@mail.ru, Россия, Тюмень, Тюменский государственный университет,
Чернякова Светлана Николаевна, старший тренер-преподаватель, 4er_sn@,mail. ru, Россия, Тюмень, Тюменский государственный университет
DEVELOPMENT BACHELOR'S PHYSICAL CULTURE COMPETENCE
OF THE INFORMA TION AND EDUCA TIONENVIRONMENT OF HIGHER
EDUCATION INSTITUTION
I. V. Mangeley, S.N. Cherhyakova
The paper presents a theoretical and applied aspects offormation of physical culture competence of bachelors in the information and education environment of higher education institution, the structural model is offered and conditions of their formation are described through informatization, integration of educational and out of learning processes, spiral structuring on modules of a educational material and rating assessment of educational achievements of students.
Key words: physical culture competence, elective environment of physical education, individual physical educational route, information resources.
Mangeley Irina Vladimirovna, doctor of pedagogical Sciences, professor, mangeley60@ mail. ru, Russia, Tyumen, Tyumen State University,
Chernyakova Svetlana Nikolaevna, senior coach-teacher, 4er snaimail. ru, Russia, Tyumen, Tyumen State University