Научная статья на тему 'Совершенствование гуманистически ориентированного физического воспитания студентов на основе результатов мониторинга'

Совершенствование гуманистически ориентированного физического воспитания студентов на основе результатов мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
145
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ И ПРОЦЕДУРА МОНИТОРИНГА ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Екатерина Александровна

Автором разработано содержание и процедура мониторинга гуманистически ориентированного физического воспитания студентов, а также условия совершенствования учебно-воспитательного процесса, способствующие развитию и саморазвитию личности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование гуманистически ориентированного физического воспитания студентов на основе результатов мониторинга»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.016:796 ББК 74.58 +75.1

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГА

Е. А. Симонова

Ключевые слова: качество образования, содержание и процедура мониторинга гуманистически ориентированного физического воспитания, дифференциация учебновоспитательного процесса.

Резюме: Автором разработано содержание и процедура мониторинга гуманистически ориентированного физического воспитания студентов, а также условия совершенствования учебно-воспитательного процесса, способствующие развитию и саморазвитию личности студентов.

Изменение ценностно-целевых ориентиров современного образования в плане постановки человека в центр учебного процесса оказало существенное влияние на содержание и организацию гуманистически ориентированного физического воспитания студентов и повысило требования к его качеству.

Разделяя точку зрения М. Я. Виленского, Л. И. Лубышевой, И. В. Манже-лей, под гуманистически ориентированным физическим воспитанием мы понимаем педагогический процесс, ориентированный на разностороннее формирование человека, развитие и гармонизацию его физического и духовного потенциала через культурологическое обогащение содержания образовательной области «Физическая культура», организацию конструктивного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса и дифференциацию его условий в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся.

«Качество образования - это системная характеристика, отраженная в критериях и показателях оценки процесса и/или результата образовательной деятельности, на основе которых осуществляется оценка степени соответствия реального процесса и/ или результата образовательной деятельности в сравнении с идеальной моделью, образовательным стандартом или ожидаемым результатом» [1]. Качество образования определяется совокупностью его свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека и отвечающих интересам общества и государства. В широком смысле качество образования предполагает следующие составляющие: качество реализации

образовательного процесса через уровень мастерства преподавателя и уровень достижений учащихся в образовательном процессе, качество условий реализации образовательного процесса и качество управления системой образования в регионе [5].

В ныне действующей федеральной программе высшей школы по дисциплине «Физическая культура» цель физического воспитания определена как формирование физической культуры личности. Структура физической культуры личности включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный (убеждения, потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, волевые усилия), операциональный (знания, двигательные умения и навыки, физическое развитие) и практико-деятельностный (виды физкультурно-спортивной деятельности1, опыт) (М. Я. Виленский, В. И. Ильинич). Однако в реальной практике качество физического воспитания традиционно, оценивается только по показателям уровня физической подготовленности и, в отдельных случаях, - по степени овладения физкультурно-спортивной грамотностью. Следует отметить, что в учебно-воспитательном процессе2 не уделяется должного внимания изучению и формированию мотивационно-ценностного компонента физической культуры личности студентов, который, согласно А. Н. Леонтьеву и др., является определяющим в любой деятельности.

Опыт показал, что для проектирования и реализации современного физического воспитания требуется целенаправленное и систематическое отслеживание динамики их состояния и его коррекция в контексте решения всего комплекса задач УВП.

Таким образом, проблема совершенствования физического воспитания студентов связана с необходимостью постоянного отслеживания, оценки, анализа его процесса (мониторинг) и результатов, с целью проектирования и реализации УВП, создающего условия для развития и самореализации личности студентов.

Вслед за Э. Ф. Зеером и другими исследователями мониторинг мы рассматриваем как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых критериев и показателей [3].

Нами выделены критерии качества гуманистически ориентированного физического воспитания студентов, которые включают критерии качества организации УВП: выполнение требований стандарта по дисциплине «Физическая культура», укомплектованность кадрами и их качественные характеристики, обеспеченность учебно-методической литературой, спортсооружения-ми, оборудованием и инвентарем, применение инновационных технологий, организация внеурочной физкультурно-спортивной работы; и критерии его результатов: физкультурно-спортивные потребности студентов, физкультурно-спортивные мотивы, реальная физкультурно-спортивная активность, физ-

1 Далее - ФСД.

2 Далее - УВП.

культурно-спортивная грамотность, физическое развитие, физическая подготовленность.

Мониторинг физического воспитания включает несколько этапов: изучение и диагностика с целью первичного накопления информации и ее переработки; оценка и анализ с целью сравнения полученных результатов с нормативными таблицами, выявления причин их отклонения от норм для информирования и стимулирования участников образовательного процесса, прогнозирование с целью постановки ближайшего, актуального и перспективного прогноза; проектирование с целью создания идеальной «модели», которая способна решить конкретизированные задачи УВП, исходя из реального состояния его субъектов.

Традиционными функциями мониторинга являются: информационная, аналитико-оценочная, контролирующая, прогностическая, корректирующая, адаптационная, диагностическая, интегративная, компаративистская, прагматическая, формирующая, системообразующая (В. И. Андреев, А. С. Белкин, Г. Т. Емельянова, А. А. Орлов, В. Г. Попов, С. Н. Силина, Т. А. Строкова и др.). Применительно к нашему исследованию мониторинг выполняет еще и фасилитативную (стимулирующую) функцию, связанную со стимуляцией физкультурно-спортивной активности студентов на основе рефлексии данных о себе, полученных в ходе диагностических процедур, осознания своего «Я» и с разработкой стратегий физкультурного самосовершенствования [3].

При реализации педагогического мониторинга общепринятыми являются принципы целенаправленности, непрерывности, целостности, согласованности, адресности, гласности (их выделяют, например, А. С. Белкин, Д. Ш. Матрос, Л. Д. Назарова, Т. А. Строкова). В рамках нашего подхода при реализации мониторинга следует также опираться на принцип гуманности, который предполагает признание «самоценности» личности, обеспечение педагогической поддержки и создания оптимальных условий для ее самореализации, а также принцип диалогичности - или постоянного функционирования каналов двухсторонней обратной связи, обеспечивающей срочную коррекцию условий УВП. К специфическим принципам мониторинга физического воспитания исследователи (в частности, П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак) относят: принцип сочетания количественных и качественных подходов, принцип многокритериальности и полноты системы оценок и контроля, принцип унификации оценок и контроля и принцип непрерывного развития системы оценок и контроля [2].

В ходе исследования нами разработана авторская модель совершенствования физического воспитания на основе результатов мониторинга (см. рисунок), особенностями, которой являются:

• рассмотрение мониторинга как части УВП, как средства и метода эффективного управления и соуправления УВП через расширение поля диагностируемых параметров: от диагностики физической подготовленности и физкультурно-спортивной грамотности к постоянному отслеживанию, оценке,

анализу ценностных ориентаций, физкультурно-спортивных потребностей, мотивации занятий, физкультурно-спортивной активности, а также условий протекания УВП в плане материально-технического, кадрового, учебно-методического обеспечения, применения инновационных технологий и организации внеурочной физкультурно-спортивной работы и изменение позиции студента с объекта диагностики - на субъекта;

• постепенный переход педагогического мониторинга результатов физического воспитания в самомониторинг студента через организацию самодиагностики в ходе взаимодействия (педагог - студент; студент - студент) и стимуляцию физкультурно-спортивной активности студентов на основе рефлексии данных о себе;

• проектирование, конструирование и коррекция УВП на основе результатов мониторинга через изменение условий как применение профильной и уровневой дифференциации, рефлексии собственного «Я» и поиска ценностно-смыслового содержания ФСД.

Контрольно-измерительный инструментарий мониторинга результатов физического воспитания студентов представлен комплексом методик, диагностирующих физкультурно-спортивные потребности и мотивы (В. И. Трапни-ков, В. А. Ядов, И. В. Манжелей), физкультурно-спортивную грамотность (И. В. Манжелей, Е. А. Симонова), физическое развитие и физическую подготовленность (рекомендации Всероссийского мониторинга и требования Программы), отношение к занятиям ФК (О. Н. Мазуров, А. С. Корнеев), волевые качества (Н. Б. Стамбулова) и реальную активность студентов (В. И. Трапников, В. А. Ядов, И. В. Манжелей). Для диагностики условий УВП нами были разработаны контрольно-измерительные м^атериалы1, в которых ряд показателей оценивается по количественным параметрам в соотношении к контингенту обучающихся (например, обеспеченность спортсоору-жениями и учебно-методической литературой), а ряд - по качественным параметрам (например, качество рабочей программы: 1) соответствует стандарту; 2) цели конкретизированы; 3) сформулированы принципы построения курса; 4) прописано содержание учебного материала всех разделов программы: теоретического, методико-практического, учебно-тренировочного и контрольного; 5) выделен базовый и вариативный материал; 6) показана структура деятельности студента; 7) задания для самостоятельной работы студентов носят исследовательский характер; 8) КИМы соответствуют конкретизированным целям; 9) КИМы дифференцированы (обязательные и дополнительные; по приросту показателей); 10) предлагаемая литература включает основной и дополнительный список).

Указанный комплекс КИИ в полном объеме рекомендуется применять два раза в год (в сентябре-октябре и апреле-мае). Однако, контроль и оперативная коррекция мотивации занятий, методической и физической подготовленности студентов необходимо проводить при изучении каждой новой темы.

1 Далее - КИМы.

Контрольно-измерительный инструментарий мониторинга (КИИ)

1. Степень реализации стандарта по дисциплине «Физическая культура».

2. Укомплектованность штатами их квали-фикация.

3. Количество и качество учебнометодической литературы.

4. Общая площадь спортсоору-жений.

5. Обеспеченность оборудованием и инвентарем.

6. Количество инновационных технологий, применяемых в УВП.

7. Количество физкультурноспортивных мероприятий их участников

Модель совершенствования физического воспитания на основе процесса и результатов мониторинга

1. Физкультурно-спортивные потребности и мотивы.

2. Физкультурно-спортивная грамотность.

3. Физическое развитие.

4. Физическая подготовленность.

5. Отношение к занятиям физической культурой.

6. Волевые качества.

7. Реальная физкультурно-спортивная активность

Процедура совершенствования физического воспитания студентов на основе результатов мониторинга предполагает реализацию четырех этапов: диагностического, аналитико-проектировочного, учебно-воспитательного, контрольно-коррекционного.

Мониторинг результатов физического воспитания студентов Тюменского госуниверситета (ТюмГУ) в период 2001-2005 гг. показал, что физкультурноспортивные потребности первокурсников соответствуют среднему уровню и значительно выше, чем их физкультурно-спортивная активность (низкий уровень), мотивы посещения занятий физической культурой соответствуют среднему уровню, а физкультурная грамотность - низкому, так же как и показатели скоростных качеств и общей выносливости. Сопоставление показателей физического развития студентов с оценочными таблицами Ю. А. Ямпольской (1984 г.), П. Г. Койносова (1991 г.) позволяет заключить, что параметры массы тела студентов соответствуют среднему уровню, длины тела и окружности грудной клетки - уровню выше среднего, а динамометрии кисти и жизненной емкости легких - уровню ниже среднего, что свидетельствует о дисгармоничности физического развития и подтверждается результатами тестирования общей выносливости, которая коррелирует с физической работоспособностью и состоянием здоровья человека.

В тоже время условия УВП год от года улучшаются, так в 2004/05 уч. г. общий объем часов занятий по дисциплине «Физическая культура» увеличился по сравнению с 2001/02 уч. г. в 2 раза и стал соответствовать требованиям стандарта; штат сотрудников кафедры физического воспитания, которая была преобразована в Центр оздоровительной физической культуры, увеличился в 2 раза; в УВП были введены «Элективные курсы» по 16 видам спорта; значительно улучшились учебно-методическое обеспечение УВП, имеются программы по всем элективным курсам; общая площадь спортсооружений увеличилась в 2 раза и составляет сегодня 1 м2 пола на каждого студента; обеспеченность оборудованием и инвентарем возросла в 1,6 раза. Количество соревнований, проводимых ежегодно в ТюмГУ, увеличилось более чем в 2 раза, а число их участников - более чем в 3 раза.

Результаты, показателей потребностно-мотивационной сферы, физкультурно-спортивной грамотности и физического состояния существенно не улучшились.

Для совершенствования УВП на начало опытно-экспериментальной работы (2003-2005 гг.) нами было выделено три экспериментальных группы (ЭГ): студенты ТюмГУ (п = 110) и студенты Тюменского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) (п = 60). В ЭГ-1 вошли студенты ТГАСУ (40 девушек и 20 юношей), занятия у которых проводились по традиционной программе, но дополнительно был организован мониторинг результатов физического воспитания с использованием разработанного нами КИИ. ЭГ-2 составили студенты ТюмГУ (50 девушек и 20 юношей), у которых на основе результатов мониторинга были изменены условия учебно-воспитательного процесса (введена профильная и уровневая дифференциация).

В ЭГ-3 вошли также студенты ТюмГУ (40 девушек), которым дополнительно к организации мониторинга и дифференциации УВП, давалась установка на самодиагностику, рефлексию собственного «Я» и физкультурно-спортивной деятельности.

Совершенствование УВП нами проводилась через осуществление профильной (занятия в секциях по видам спорта) и уровневой (выделение коррекционной, базовой и продвинутой микрогрупп) дифференциации по следующим основаниям: уровень сформированности мотивации занятий, методической и физической подготовленности, а также развития рефлексии собственного «Я» и поиск ценностно-смыслового содержания ФСД.

В ходе работы мы, во-первых, в каждой секции по видам спорта выделили три микрогруппы студентов с разным уровнем мотивации занятий, методической и физической подготовленности (коррекционная - уровень низкий и ниже среднего, базовая - средний и выше среднего, продвинутая - высокий).

Во-вторых, опираясь на данные диагностики и самодиагностики в зависимости от направленности учебных занятий (теоретическая, методическая, учебно-тренировочная), мы конкретизировали задачи для коррекционной, базовой и продвинутой групп студентов.

В-третьих, подбирали различные методы (рассказ, лекция, демонстрация, упражнение, игровое моделирование, микропреподавание) для решения учебно-воспитательных задач.

Формирование мотивации занятий осуществлялась через развитие рефлексии собственного «Я» (самодиагностика, самооценка, самоанализ, самоконтроль), поиск ценностно-смыслового содержания ФСД (диалог контактирующих сторон для прояснения собственного смыслового значения и их согласование со смысловыми значениями иных субъектов), включение в значимые виды ФСД, использование соревновательного метода и составление пар студентов с разным уровнем мотивации.

Методическая подготовка студентов реализовывалась через конкретизацию учебных задач для каждой микрогруппы, применение творческого, алгоритмического и ознакомительного уровней усвоения материала (выполнение заданий в проблемных ситуациях, в вариативных и облегченных условиях) и использование различных видов контроля.

Совершенствование физической подготовки осуществлялось на основе варьирования физической нагрузки (ЧСС, интервал отдыха), изменение условий (усложненные, стандартные, облегченные) и способов выполнения упражнений (самостоятельное выполнение, взаимопомощь, помощь преподавателя) (см. таблицу).

Результаты опытно-экспериментальной работы по совершенствованию физического воспитания студентов на основе результатов мониторинга показали, что за период с 2003 по 2005 гг. на фоне более благоприятного эмоционального состояния физкультурно-спортивные потребности студентов ЭГ-2 увеличились на 15,6 и 17,2%, ЭГ-3 на 21,9%, а в ЭГ-1 - только на 4,5 и 8,2%,

оставаясь в пределах среднего уровня. Наиболее значимыми потребностями в ФСД у студентов всех экспериментальных групп были - «занятия в секциях по видам спорта», «занятия массажем» и «занятия по индивидуальной системе тренировки».

Содержание работы по уровневой дифференциации учебно-воспитательного процесса на основе данных мониторинга

Группы Признаки дифференциации

Мотивация Методическая подготовленность Физическая подготовленность

1 2 3 4

Продвинутая группа Привлечение к спортивно-массовым мероприятиям в качестве соведущих; Стимулирование самостоятельного принятия и реализации ответственных решений; Помощь преподавателю в формировании мотивации у других групп студентов через совместный поиск ценностно-смыслового содержания ФСД, обмен и перестройку смыслов (по Д. А. Леонтьеву) Самостоятельный выбор темы ФС проекта и составление плана его реализации; Выполнение заданий в проблемных ситуациях; Осуществление взаимоконтроля и самоконтроля; Помощь преподавателю в освоении ме-тодико-практичес-ких умений у других групп студентов Интенсивность работы (ЧСС 150-180 уд./мин, интервал отдыха (уменьшение ЧСС до 120-130 уд./мин), характер отдыха (активный); Повышение интереса к изучению новых, более сложных упражнений за счет игрового и соревновательного метода и показа видеофильмов; Совершенствование двигательных навыков и умений в усложненных условиях; Формирование умений и навыков организации самостоятельных занятий; Привлечение к соревнованиям в качестве участников и судей

Базовая группа Поддержание интереса к ФСД; Создание проблемных ситуаций и помощь в принятии и исполнении ответственных решений; Формирование значимой и действенной мотивации занятий физической Самостоятельное составление плана работы на заданную тему; Выполнение заданий при консультативной эпизодической помощи преподавателя; Выполнение заданий в вариативных условиях; Интенсивность работы (ЧСС 130-150 уд./мин, интервал отдыха (уменьшение ЧСС до 120-130 уд./мин), характер отдыха (пассивный); Развитие двигательных навыков и умений в стандартных условиях; Приобщение к са-

Окончание таблицы

1 2 3 4

культурой через поиск ценностно-смыслового содержания Ф-С деятельности Осуществление эпизодического педагогического контроля и взаимоконтроля мостоятельным занятиям физическими упражнениями и использования приобретенных знаний в жизненных ситуациях

Коррек- ционная группа Формирование интереса к занятиям физической культурой на основе обмена смыслами ФСД; Формирование ответственности в регулярных занятиях физическими упражнениями; Создание ситуаций успеха в процессе учебной деятельности Выполнение заданий по заданным преподавателем алгоритмам; Выполнение заданий после разъяснения и показа преподавателя в облегченных условиях; Осуществление постоянного педагогического и врачебнопедагогического контроля Интенсивность работы (ЧСС до 130 уд./мин, интервал отдыха (уменьшение ЧСС до 110-120 уд./мин), характер отдыха (пассивный); Выполнение физических упражнений в облегченных условиях; Устранение недостатков в развитии физических качеств

Достоверно повысились показатели мотивации занятий физической культурой у студентов ЭГ-2 (24,4 и 17,1%) и ЭГ-3 (31,2%). Причем у студентов ЭГ-2 и ЭГ-3 ведущими мотивами посещения занятий по дисциплине «Физическая культура» были «совершенствование телосложения», «укрепление здоровья» и «повышение физической подготовленности», а у ЭГ-1 - «общение с товарищами», «желание подвигаться» и «необходимость получения зачета».

Во всех группах улучшилась физкультурно-спортивная грамотность, однако наибольший прирост отмечен у девушек ЭГ-3 (19,1%) и юношей ЭГ-2 (7,2%).

Результаты оценки физической подготовленности свидетельствуют о ее положительной динамике у студентов ЭГ-2 (с уровня «ниже среднего» на «средний») и ЭГ-3 (со «среднего» уровня на «высокий»). Наибольший прирост отмечен в скоростных качествах у девушек ЭГ-2 (5,4%), в скоростно-силовых качествах, силовой выносливости и общей выносливости в ЭГ-3 (4,8, 2,8 и 7,1%), силовой выносливости и гибкости у юношей ЭГ-2 (24,4 и 15%).

И если реальная физкультурно-спортивная активность девушек ЭГ-1 уменьшилась на 7,8%, а у юношей увеличилась на 19,2%, то во ЭГ-2 она стала больше на 28,2% и 32,4%, а в ЭГ-3 - на 45,5%.

Кроме того, у студенток ЭГ-3 выявлена достоверная позитивная динамика генерализованности волевых качеств «настойчивости и упорства».

Позитивные изменения в мотивации занятий, методической и физической подготовленности студентов ЭГ-2 и ЭГ-3 произошли вследствие организа-

ции дифференцированного УВП и его коррекции на основе анализа информации, полученной в ходе мониторингового исследования. Однако в ЭГ-3 они были несколько выше за счет обучения студентов самодиагностике, совместного поиска ценностно-смыслового содержания ФСД и актуализации мотива деятельности.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Переход массовой педагогической практики от традиционной технократической к современной гуманистической модели физического воспитания студентов, ориентированной на формирование физической культуры личности, а не только на утилитарную физическую подготовку, актуализировал совершенствование физического воспитания на основе результатов мониторинговых исследований, дающих целостное представление о субъектах и условиях протекания УВП.

2. Отличительными особенностями авторской модели совершенствования физического воспитания на основе мониторинга является рассмотрение мониторинга как части УВП; постепенный переход педагогического мониторинга физического воспитания в самомониторинг физкультурного самосовершенствования студента; возможность изменения условий УВП, стимулирующих физкультурное самосовершенствование студентов, на основе анализа результатов мониторинга.

3. Анализ результатов мониторинга физического воспитания студентов позволил наметить основные линии работы по совершенствованию УВП: выделение микрогрупп студентов с разным уровнем мотивации занятий, методической и физической подготовленности; конкретизация задач для выделенных микрогрупп; подбор методов решения задач и развития рефлексии студентов.

Литература

1. Андреев В. И. Проблемы педагогического мониторинга качества образования // Изв. РАО. - 2001. - № 1. С. 35-42.

2. Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. Основы физической культуры и здорового образа жизни: Учеб. пособие. - М.: Сов. спорт, 1996. -592 с.

3. Зеер Э. Ф., Водяников В. А. Мониторинг как информационная основа профессионального становления обучаемых. - М.: Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2000. - № 2 (4). - С. 112-121.

4. Манжелей И. В. Педагогические модели физического воспитания: Учеб. пособие. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2005. -185 с.

5. Талых А. Предмет мониторинга - качество образования // Директор школы. - 1999. - № 3. - С. 13-20.

Статья рекомендована академиком РАО В. И. Загвязинским

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.