Научная статья на тему 'Физкультурные компетенции бакалавров: содержание и формирование'

Физкультурные компетенции бакалавров: содержание и формирование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE BUILDING APPROACH / ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / FORMATION OF PHYSICAL CULTURE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернякова С.Н.

Проблема исследования связана с разработкой структуры и содержания унифицированных физкультурных компетенций и критериально-измерительного инструментария для их оценки, а также педагогических условий формирования физкультурных компетенций бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE COMPETENCES OF BACHELORS: CONTENTS AND FORMATION

The subject of the research is to develop a structure and content of the unified physical culture competences and criterion-evaluating tools for their assessment as well as due pedagogical environment for the development of bachelor`s physical culture competences.

Текст научной работы на тему «Физкультурные компетенции бакалавров: содержание и формирование»

УДК 796.011

С.Н. Чернякова, S.N. Chernyakova, e-mail: 4er_sn@mail.ru Тюменский государственный университет, г. Тюмень, Россия Tyumen State University, Tyumen, Russia

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ: СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ

PHYSICAL CULTURE COMPETENCES OF BACHELORS: CONTENTS AND FORMATION

Проблема исследования связана с разработкой структуры и содержания унифицированных физкультурных компетенций и критериально-измерительного инструментария для их оценки, а также педагогических условий формирования физкультурных компетенций бакалавров.

The subject of the research is to develop a structure and content of the unified physical culture competences and criterion-evaluating tools for their assessment as well as due pedagogical environment for the development of bachelor's physical culture competences.

Ключевые слова: физическое воспитание, компетентностный подход, формирование физкультурной компетентности.

Keywords: physical education, competence building approach, formation of physical culture competence.

Сегодня перед системой профессионального образования ставятся задачи подготовки не только социально и профессионально компетентных, мобильных, конкурентоспособных выпускников, способных творчески подходить к решению нестандартных задач, но и людей культурных, инициативных, обладающих необходимой психофизической готовностью к жизни в динамично изменяющемся мире.

Как известно, компетентностный подход положен в основу федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, предполагающий существенную реконструкцию содержания и организацию системы образования, в том числе и физкультурного.

Проблема формирования компетенции в рамках компетентностного подхода имеет особую актуальность и находит свое отражение в трудах многих исследователей (В.Н. Введенский, И.А. Зимняя, В.А. Сластенин, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской), однако показывает свою сложность и неоднозначность, как в трактовке основных понятий, так и подходов к их формированию и оцениванию.

Физкультурную компетенцию, вслед за А.В. Хуторским [4], мы понимаем как требуемую готовность личности для осуществления разного рода физкультурно-спортивной деятельности (заданное требование к образовательной подготовке бакалавра), а физкультурную компетентность - как способность реализовать эту готовность на практике (состоявшееся личностное качество - характеристика). В широком смысле компетентность способствует личностной самореализации, определению студентами своего места в социуме.

Физкультурная компетентность характеризует не только уровень освоенных знаний, умений и способов действий, но и отражает направленность и готовность субъекта осуществлять активную физкультурно-спортивную деятельность, способность глубоко анализировать и выбирать из большого числа вариантов программ двигательной активности наиболее целесообразный и эффективный в данных условиях способ решения двигательных задач.

Изучение стандартов по различным направлениям подготовки (в Тюменском государственном университете их 47 без учета профилей подготовки) показало наличие различных формулировок общекультурных компетенций, имеющих отношение к физической культуре. При составлении карт компетенций в учебно-методических комплексах по разделу «Физическая культура» различных направлений подготовки бакалавров нами была поставлена задача: разработать структуру, содержание ключевых унифицированных физкультурных компетенций, наиболее полно отражающие человеко-творческий потенциал физической культуры, а также педагогический инструментарий для их формирования и оценки: оздоровительно-адаптивная; оздоровительно-коррекционная; двигательно-кондиционная; двигательно-прикладная; спортивно-рекреативная, каждая из них имеет интегратив-ную природу и представляет собой сплав физкультурно-спортивных ценностных ориентаций, знаний и умений, психофизических кондиций и физкультурно-спортивного опыта бакалавра [3].

Общая логика составления карты компетенции универсальна для практико-ориентированных предметных областей и основывается на психологических закономерностях освоения знаний и умений.

Нами были составлены карты физкультурных компетенций, одна из которых приведена в таблице 1.

При формировании компетенций максимум внимания необходимо уделять формированию личностного опыта физкультурно-спортивной деятельности через интеграцию учебной, научной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Кроме того, как отмечает И.В. Манжелей, необходима организация различного рода физкультурно-спортивных сред и практик на основе интегративных связей с учреждениями дополнительного образования и с социокультурной средой города [1].

Формирование компетенций процесс непрерывный, предполагающий интеграцию учебной, научной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, проектирование и обогащение физкультурно-спортивных сред [2].

Формулировки, содержание и оценочные средства унифицированных ключевых физкультурных компетенций приведены в таблице 2.

Таблица 1

Карта оздоровительно-коррекционной компетенции

Ф ормулировка Результаты Уровень сформированности компетенции Виды занятий Оценочные

компетенции обучения в целом минимальный базовый продвинутый средства

Владеет Знает о средствах, и - знает методики - понимает сеязг между - оценивает роль ОзФК лекция- тесты;

средствами и методах ОзФК оздоровительной здоровьем человека и в формировании презентация; реферат;

методами Осознает роль ОзФК в физической возможностями ОзФК!; здоровья: методико- контрольная

оздоровительной формировании культуры; - осознает роль ОзФК в - интерпретирует лрактические работа и доклад

физической здоровья - знает методы формировании и показатели оценки занятия

культуры (ОзФК). оценки коррекции показателей телосложения и

Осознанно телосложения и здоровья функциональных

относится к функциональных в озможно стей

здоровью, возможностей организма

использует организма;

различные Умеет использовать - умеет - умеет изучать влияние - способен методико- по сещаемо стъ;

системы различные системы формировать и ОзФК на интерпретировать практические тесты;

физических физических корректировать функциональные опыт использования занятия; контрольные

упражнений для упражнений для функциональные в озможно ста современных учебно- нормативы;

коррекции коррекции возможности организма и технологий ОзФК в трениров очные реферат;

функциональных. функциональных организма телосложения формировании здоровья занятия контрольная

возможностей возможностей средствами и человека работа;

организму организма и методами ОзФК портфолио;

телосложения и телосложения участие в днях

отклонений е "зож

состоянии здоровья Владеет различными -владеет - владеет методиками - способен учебно- по сещаемо стъ;

современными методиками ОзФК и технологиями организовать трениров очные тесты;

средствами и оздоровления и оценки их исследование влияния занятия контрольные

методами коррекции эффективности ОзФК на здоровье нормативы;

оздоровительной функциональных человека реферат;

физической возможностей контрольная

культуры организма работа; портфолио; участие в днях зож|

Таблица 2

Матрица оценочных средств физкультурных компетенций

Название Содержание Оценочные средства

Оздоровительно -адаптивная владеет знаниями и умениями здорового образа жизни, способами сохранения и укрепления здоровья; способен следовать социально-значимым представлениям о здоровом образе жизни, придерживаться здорового образа жизни Электронные тесты по методическим основам здорового образа жизни; экспресс-оценка соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко

Оздоровительно-коррекционная владеет средствами и методами оздоровительной физической культуры; осознанно относится к здоровью, использует различные системы физических упражнений для коррекции функциональных возможностей организма, телосложения и отклонений в состоянии здоровья Анализ электронных ресурсов по оздоровительной физической культуре; метод проектов или методическая разработка по самодиагностике и коррекции состояния здоровья и телосложения

Двигательно-кондиционная владеет средствами освоения основных двигательных действий; способен самостоятельно совершенствовать основные физические качества, развивать психические качества в процессе физического воспитания Портфолио; экспертная оценка физических кондиций

Двигательно-прикладная владеет основами профессионально-прикладной физической подготовки и методикой организации самостоятельных занятий; может контролировать психофизическую готовность к условиям профессиональной деятельности, осуществлять профилактику профессиональных деформаций здоровья средствами физической культуры и массового спорта Ситуационные задания или методическая разработка по специальной профессионально-прикладной физической подготовленности; контрольные упражнения и тесты профессионально-значимых двигательных умений и психофизической готовности

Спортивно-рекреативная владеет основами общей физической и специальной подготовки в системе физического воспитания и спортивной тренировки; способен самостоятельно выбирать виды спорта или систему физических упражнений для укрепления здоровья, поддержания работоспособности и активного отдыха Кейс-метод по оценке физкультурно-спортивных потребностей и мотивации; разработка методико-практи-ческой модели развития физической и технико -тактической подготовленно -сти в избранном виде спорта

При организации процесса физического воспитания в Тюменском государственном университете для эффективного формирования физкультурных компетенций у бакалавров создана интегра-тивно-динамическая среда, в которой количество микросред и соотношение компонентов (пространственно-предметного, технологического и социального) может изменяться в зависимости от потребностей субъектов и направленности образовательного процесса, внедрена блочно-модульная система структурирования учебного материала и рейтинговая оценка учебных достижений студентов. Много внимания уделяется развитию физкультурно-спортивных ценностей, идеалов и традиций. Каждый студент имеет возможность выбрать для себя траекторию самореализации в физкультурно-спортивной среде вуза.

Библиографический список

1. Манжелей, И. В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды : дис. ... д-ра пед. наук / И. В. Манжелей. - Тюмень, 2005. - 441 с.

2. Манжелей, И. В. Выявление педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения / И. В. Манжелей // Вестник Тюменского государственного университета. - 2011. - № 9. - С. 63-71.

3. Манжелей, И. В. Физическая культура: компетентностный подход : учебное пособие / И. В. Манжелей, Е. А. Симонова. - Тюмень : Изд-во ТюмГУ, 2011. - 184 с.

4. Хуторской, А. В. Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. - СПб. : Питер, 2001. - 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.