УДК 796.011
ТРАЕКТОРИИ ОСВОЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
БАКАЛАВРАМИ
С.Н. Чернякова
Проблема исследования связана с разработкой особенностей формирования физкультурных компетенций у бакалавров, траекториями их освоения, а также педагогическими условиями их формирования. Показаны типичные траектории освоения физкультурных компетенций бакалаврами в физкультурно-спортивной среде образовательного учреждения.
Ключевые слова: физическое воспитание бакалавров, физкультурно-спортивная среда, траектории формирования физкультурных компетенций.
Студенческая молодежь - это самые активные и динамичные представители гражданского сообщества России, носители передовых идей, защитники Отечества, трудовой резерв и будущие родители, их здоровье и благополучие определяют качество жизни россиян и уровень социально-экономического развития страны.
Однако, как показывает практика, состояние здоровья молодежи не в полной мере соответствует вызовам сегодняшнего дня. 65 % студентов российских вузов имеют хронические заболевания [5]. К четвертому курсу состояние здоровья студентов ухудшается на 43 %, растет количество студентов с ослабленным здоровьем (достигает 30-40 % в некоторых вузах) и освобожденных от физической культуры по состоянию здоровья (до 10 %) [4]. По данным Всемирной организации здравоохранения насчитывается 70 видов «студенческих заболеваний», связанных с нездоровым образом жизни и дефицитом двигательной активности, в частности [1].
У современной молодежи не сформирована должным образом потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, что ведет к снижению уровня их физической подготовленности, физической и умственной работоспособности, и как следствие, негативно сказывается на состоянии их здоровья. В связи с этим большое значение приобретает необходимость формирования у бакалавров осознанного и ответственного отношения к своему здоровью, жизненно-важной, профессионально-значимой устойчивой потребности в двигательной активности как качестве личности, что возможно в системе вузовского физического воспитания.
Поскольку с позиции личностно-деятельностного подхода физическая культура личности - это процесс непрерывного преобразования физического и духовного потенциала человека, то личная
заинтересованность в саморазвитии, должный уровень знаний о физической культуре, наличие практических умений и двигательного опыта, являются основными опорными позициями в совершенствовании процесса физического воспитания бакалавров и поиске способов формирования их физкультурных компетенций в период обучения в вузе [2].
Формирование компетенций процесс непрерывный, предполагающий интеграцию учебной, научной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, проектирование и обогащение физкультурно-спортивной среды [3].
В структуру готовности бакалавра к формированию физкультурных компетенций, опираясь на данные А.Г. Асмолова, М.Я. Виленского, А.Н. Леонтьева и др., мы включаем следующие компоненты: ценностно-мотивационный (потребности и мотивы физкультурно-спортивной деятельности, ценности и убеждения, интересы, эмоции и волевые усилия); когнитивно-кондиционный (психофизическая подготовленность, физическое здоровье, физкультурно-спортивные знания и умения); рефлексивно-деятельностный (самостоятельность, инициативность, личностный опыт физкультурно-спортивной деятельности). В результате взаимодействия их между собой и возникают необходимые интегративные связи для успешного освоения физкультурных компетенций.
В ходе теоретических и эмпирических исследований нами выявлено, что типичными траекториями освоения физкультурных компетенций бакалаврами, которые задаются в системе координат вектором «принуждение-свобода» как механизм включения в физкультурно-спортивную деятельность и вектором «репродуктивная -продуктивная деятельность» как способ ее реализации: оперантно-директивная, консультативно-алгоритмическая, программно-
инструктивная и проектно-конструктивная. В таблице приведены основные характеристики типичных траекторий освоения физкультурных компетенций бакалаврами в физкультурно-спортивной среде образовательного учреждения.
Оперантно-директивная траектория формирования физкультурных компетенций у бакалавров регламентируется преподавателем (навязывание ценностно-смыслового значения) и необходимостью аттестации бакалавра по дисциплине «Физическая культура», основным мотивом физкультурно-спортивной деятельности студента является мотив «долженствование», поскольку процесс формирования физкультурных компетенций и физкультурно-спортивной деятельности не имеет для бакалавра личностного смысла («зачем, что это даст мне лично»), либо процесс недостаточно обеспечен инструментально (не знает как), либо в среде
образовательного учреждения недостаточно стимулов. Бакалавр внутренне пассивен и выполняет учебные задания по образцу согласно указаниям преподавателя и под его контролем (оперативным, текущим и итоговым) в стандартных учебных ситуациях на занятиях по дисциплине «Физическая культура» («зачетники» по необходимости).
Характеристики типичных траекторий освоения физкультурных
компетенций бакалаврами
Параметры
Типы траекторий освоения физкультурных компетенций
Оперантно-директивная
Консультативно-алгоритмическая
Программно-инструктивная
Проектно-конструктивная
Целевые ориентиры
Обучение действиям по образцу
Освоение алгоритмов
Обучение сотворчеству
Творческая самореализация
Характер взаимодействия
Авторитарно-подавляющий
Авторитарно-развивающий
Стимулирующий
Сопровождающий
Степень самостоятельности
Безинициатив-ный (под контролем)
Инициативный (по алгоритму)
Исполнительный (по заданию)
Творчески активный (сам)
Механизмы активности студента
«должен-могу»
«должен-хочу»
«могу-хочу»
«хочу-буду»
Механизм взаимодействия: преподаватель / бакалавр
Команда, требование / исполнение
Наставление, убеждение / добровольно-принудительный
Обсуждение, поддержка / добровольность
Предложение, консультация / поисково-творческий
Обратная связь
Односторонняя, неадекватная
Двухсторонняя, адекватная
Двухсторонняя, оперативная
Двухсторонняя, рефлексивная
Области проявления активности
Академические занятия физической культурой
Физическая культура и спорт как культурно-
досуговые мероприятия
Физическая культура и спорт как
дополнительное образование
Физическая культура и спорт как стиль жизни
Консультативно-алгоритмическая траектория также регламентируется преподавателем и необходимостью аттестации студента по дисциплине «Физическая культура», формирование физкультурных компетенций для бакалавра имеет личностный смысл («есть желание, но не знаю как его реализовать»). Он проявляет внутреннюю активность, но у него недостаточно сформирован опыт двигательной активности, в том числе и довузовской, двигательные умения и навыки низкого уровня, но бакалавр включается также и во внеучебную работу (соревнования, конкурсы, фестивали и др.) по физкультурно-спортивному совершенствованию. Бакалавр обучается по заданию преподавателя не
только в стандартных ситуациях элективного курса по дисциплине «Физическая культура», но и в заданных им самим условиях (зачетники по желанию).
Программно-инструктивная траектория предполагает продуктивное обучение и воспитание двигательных способностей у бакалавра при содействии или поддержке преподавателем его начинаний. Студент дополнительно к основным учебным занятиям по дисциплине «Физическая культура» добровольно посещает другие формы внеучебных занятий двигательной активностью, предлагаемые ему в среде образовательного учреждения. Преподаватель подводит занимающегося к самостоятельному решению его познавательно-практической деятельности («знаю зачем, знаю как, но делаю это не регулярно»). У него почти достаточно сформирован опыт двигательной активности, в том числе и довузовской, двигательные умения и навыки уровня выше среднего. Бакалавр активно включается во внеучебную работу (соревнования, конкурсы, фестивали и др.) по физкультурно-спортивному совершенствованию в заданных им самим условиях. Бакалавр самостоятелен в проявлении физкультурно-спортивной деятельности и готов к решению задач физкультурного совершенствования в заданных условиях (зачетники по желанию). Преподаватель осуществляет инструктивно-консультативную помощь бакалавру при самостоятельном планировании его физкультурно-спортивной деятельности и проводит итоговый контроль.
Проектно-конструктивная траектория характеризуется
включенностью процессов продуктивного самообучения и самовоспитания бакалавра (сотворчество с преподавателем). Формирование физкультурных компетенций имеет для студента личностный смысл («знаю зачем, знаю как, хочу и буду заниматься»), он внутренне и внешне активен, у него достаточно сформированы не только ценностно-мотивационный компонент личности, но и инструментальный (выше среднего и высокий уровень физической подготовленности), и рефлексивно-деятельностный компоненты готовности личности к физкультурно-спортивной деятельности. Студент находится в условиях свободного (добровольного) посещения учебных занятий по дисциплине «Физическая культура», активно участвует во внеучебной работе (курсы спортивного совершенствования или спортивного мастерства), самостоятельно занимается физкультурно-спортивной деятельностью и творчески подходит к решению задач в нестандартных ситуациях познавательно-практической деятельности (зачетники по определению). Преподаватель проводит только итоговый контроль успешности его обучения по дисциплине «Физическая культура».
Следует отметить, что более эффективное формирование физкультурных компетенций у бакалавров осуществляется при реализации программно-инструктивной и проектно-консультативных траекторий их обучения по дисциплине «Физическая культура» через разнообразные формы учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию, а также участие в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, рекреативных и других мероприятиях, организованных по собственному почину занимающихся.
Список литературы
1. Вайник Г. А. Анализ физического состояния студентов специальной медицинской группы в период обучения в вузе // Физическая культура и здоровье студентов вузов: мат. X Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: СПбГУП, 2014. С. 94-95.
2. Манжелей И.В. Выявление педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. № 9. С. 63-71.
3. Манжелей И.В., Симонова Е.А. Физическая культура: компетентностный подход: учеб. пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. 184 с.
4. Физическая культура: учебник / под ред. М.Я. Виленского. М.: Кнорус, 2012. 424 с.
5. Шамозова С.Ш., Хаббиев Ш.З. Организация физической культуры и спорта в классическом университете // Теория и практика физической культуры. 2013. № 9. С. 94-100.
Чернякова Светлана Николаевна, ст. тренер-преп., 4er_sn@,mail. ru, Россия, Тюмень, Тюменский государственный университет
DEVELOPMENT TRAJECTORIES BACHELOR'S PHYSICAL CULTURE COMPETENCES
S.N. Cherhyakova
The subject of the research is connected with development of features of formation of physical culture competences at bachelors, trajectories of their development, and also pedagogical conditions of their formation. The author showed typical trajectories of development of physical culture competences by bachelors in the physical culture and sporting environment of educational institution.
Key words: physical education of bachelors, physical culture and sporting environment, trajectories of formation of physical culture competences
Chernyakova Svetlana Nikolaevna, senior coach-teacher, 4er_sn@,mail.ru, Russia, Tyumen, Tyumen State University