Научная статья на тему 'Работа с семьей для подготовки детей к школе'

Работа с семьей для подготовки детей к школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1537
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РЕБЕНОК / РОДИТЕЛИ / ШКОЛА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селюкова Екатерина Алексеевна, Угрюмова Ирина Ивановна

В статье раскрывается активное включение родителей и педагогов в совместный процесс воспитания и подготовки ребенка к школе, семья и дошкольное учреждение способны сообща решить задачу преодоления разного рода трудностей ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с семьей для подготовки детей к школе»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 373

Селюкова Екатерина Алексеевна

канд. пед. наук, доцент Угрюмова Ирина Ивановна

студентка 5 курса,

ГБОУ ВО «Ставропольского государственного педагогического института»,

г. Ставрополь, РФ E-mail: [email protected]

РАБОТА С СЕМЬЕЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Аннотация

В статье раскрывается активное включение родителей и педагогов в совместный процесс воспитания и подготовки ребенка к школе, семья и дошкольное учреждение способны сообща решить задачу преодоления разного рода трудностей ребенка.

Ключевые слова

Семья, ребенок, родители, школа, дошкольное образовательное учреждение, воспитание, взаимодействие.

Большое количество разнообразных исследований однозначно показывают, что для повышения эффективности подготовки детей к школе необходимо преодолеть возникшую дистанцию между родителями и детским садом. Возникшую задачу можно осуществить путем осознанного, активного включения родителей и педагогов в совместный процесс воспитания ребенка. Таким образом, в период подготовки детей к школе особенно обостряется актуальность интеграции образовательных задач ДОУ и семьи.

С давних пор ведется спор о том, что же играет главную роль в становлении личности ребенка: семья или общественное воспитание. Под общественным воспитанием здесь понимаются различные образовательные учреждения, например: детский сад, школа. Мнения педагогов, занимающихся этой темой, неоднозначны. Часть педагогов высказывались в пользу семьи, другие выдвигали на первый план общественные учреждения. Так, педагог-гуманист И.Г. Песталоцци считал, что «семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление». [2, с. 167].

А социалист-утопист Роберт Оуэн в противоположность предыдущей точки зрения выдвигал теорию о том, что семья является одним из главных зол на пути формирования личности человека. Изложенная им идея о необходимости преимущественно общественного воспитания ребенка с самых ранних лет имела популярность в нашей стране. В течение многих лет она активно воплощалась, подчеркивая доминирующую роль общественного воспитания над семейным в процессе формировании личности ребенка.

Данная тематика отражена в трудах великого педагога А.С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». А. С. Макаренко подчеркивал необходимость изучения жизни детей в семье педагогическими коллективами, выполнение этой задачи открывало не только возможность улучшения быта и воспитания детей, но и возможность влияния на родителей. [3, с. 78].

Позднее, в 40-60-е годы, тенденция доминирования дошкольного учреждения над семьей сохранялась, но проблема «борьбы» семейного и общественного воспитания уже не ставилась так остро. Как и ранее семья не являлась субъектом сотрудничества, а рассматривалась в большей степени как объект воздействия со стороны дошкольного учреждения.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Примером может служить текст, взятый из Устава детского сада, утвержденного 15 декабря 1944 г. в котором говорилось: «Детский сад... должен служить примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь родителям в воспитании ребенка в семье», а так же текст из Временного положения о дошкольном детском учреждении, утвержденном 8 марта 1960 г.: «Дошкольное детское учреждение - ясли-сад - создается в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста».

Уже в 60-70-е годы XX в. годы стало уделяться больше внимания, чем прежде сочетанию общественного и семейного воспитания. В этот период проводились педагогические исследования, с целью научного обоснования путей и средств, которые могли бы обеспечить работу системы «школа-семья-общественность». Результаты данных исследований отражены в работах И.В. Гребенникова, А.М. Низовой, Г.И. Легенького, Н.П. Харитоновой и других авторов, именно в них начали использоваться такие понятия как: «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда», «органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей», «взаимодействие семейного и общественного воспитания» и др.

Значительный вклад в развитие взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей, в вопрос оказания помощи родителям внесен В.И. Безлюдной в труде «Взаимодействие детского сада и семьи в педагогической коррекции отношений дошкольников со сверстниками». Данная работа с научной точки зрения обосновывает следующую мысль: семья и дошкольное учреждение не способны изолированно решить задачу преодоления разного рода трудностей ребенка.

В том же ключе развивалась мысль в работах В.А. Сухомлинского, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Следовательно, успешное решение задачи воспитания возможно лишь в случае, когда образовательное учреждение поддерживает связь с семьей и между воспитателями и родителями удалось установить отношения доверия и сотрудничества [1, с. 125].

Наиболее значительные изменения в системе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Связано это с реформой образования, которая не могла не отразиться на системе дошкольного воспитания, что повлекло за собой принятие положительной роли семьи в процессе воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.

В Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на некоторых принципах, одним из которых является: «демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями». [6]

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, теперь центром этой системы является гуманизация и деидеологизация педагогического процесса, целью которого теперь становится не воспитание ребенка как члена общества, а свободное развитие личности [4, с. 43].

В связи с вышеизложенным, хотелось бы уделить внимание современным методам и формам взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросе подготовки детей к школе.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе - одно из важнейших направлений работы в ДОУ.

У большинства родителей присутствует заблуждение о том, что готовность ребенка к обучению в школе складывается из ряда умений и навыков, таких как: чтение, счет, письмо. Но главная задача воспитателя донести до родителей, что интерес к школе может успешно формироваться и в случае отсутствия этих умений.

Понятие «подготовка к школе» рассматривается как комплексный, а так же достаточно длительный процесс дошкольного образования ребенка, отличающийся своей систематичностью в условиях детского сада или семьи. Если рассматривать компоненты готовности ребенка к школе, то можно говорить о том, что она включает в себя сформированность предпосылок к учебной деятельности таких как умение ребенка

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х

действовать согласно системе определенных правил в работе, слушать и выполнять инструкции взрослого, выполнять задание по образцу. Подобные умения характеризуют переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Родителям не всегда знакомы подобные составляющие готовности ребенка к учебной деятельности, поэтому воспитателю подготовительной к школе группе необходимо информировать родителей о подобных возрастных особенностях.

ДОО в данном случае выступает в качестве учреждения, адаптирующего детей к их новому социальному статусу, который им предстоит принять в скором времени. Одной из наиболее значимых задач, стоящих перед ДОО становится необходимость научить родителей поддерживать и сопровождать ребенка в условиях поступления в школу. Воспитателям следует проводить консультации для родителей будущих первоклассников, включающие материал с информацией о способах сохранения таких способностей ребенка как наглядно-образное видение мира, способности к моделированию в познавательной деятельности, продуктивность воображения и др.

Воспитателям детских садов рекомендуется проводить ряд мероприятий, в которые, как правило, входят консультации для родителей, оформляются папки-передвижки, собираются родительские собрания. Тематика этих родительских собраний и консультаций достаточно разнообразна, но обязательно включает в себя информацию о работе с родителями в процессе подготовки детей к школе, что в свою очередь способно оказать им педагогическую и психологическую помощь.

Успешное формирование этих качеств находит свое отражение в устойчивом стремлении овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточное количество усилий.

Работа с родителями ведется по нескольким стандартным направлениям: оказание работниками ДОО необходимой помощи семье в вопросах воспитания ребенка; включение всех членов семьи в образовательный процесс; культурно-просветительская работа с родителями; совместная работа с родителями по созданию условий для реализации творческого потенциала ребёнка. [ 5.с. 197] Список использованной литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. - 423 с.

2. Волков, Б.С. Психология младшего школьника: учебное пособие. - М.: Академический Проект: Альма Мастер, 2006. - 321 с.

3. Выготский, Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2008. - 1008 с.

4. Выготский, Л.С. Мышление речи. - М.: Педагогика, 2007. - 432 с.

5. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. / Г.А. Урунтаева. - М.: Academ А. - 1997. -236 с.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

© Селюкова Е.А., Угрюмова И.И., 2016

УДК 37.014.53

Смолькова Елена Викторовна, магистрант Тольяттинский государственный Университет, г.Тольятти, Российская Федерация E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с новым подходом к образованию с позиций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.