МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
Системно - структурно - функциональные модели фрагментов природной и технической действительности [4], изучаемые и выполняемые учащимися средней общеобразовательной школы на занятиях по естественно - математическим дисциплинам и черчению посредством графического моделирования, являются связующим звеном между средним и высшим звеном системы непрерывного образования при ознакомлении школьников и студентов актуальными задачами научно - технического прогресса нашей страны.
Использование компьютерных графических систем AutoCAD и MathCAD [5] в учебном процессе, проектируемом и реализуемом в современной средней общеобразовательной школе, позволяет повысить уровень графического моделирования действительности учащейся молодежью.
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, сводится к положению о том, что учет особенностей учебного графического моделирования действительности на занятиях во всех классах средней общеобразовательной школы позволяет осуществить успешный переход учащейся молодежи в высшую профессиональную школу. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
2. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Компьютер в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55 - 57.
3. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.
4. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. -№ 2. - С. 59- 63.
5. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - №3. - С. 107 - 111.
© Каримов М.Ф., Шишкина Н.В., 2016
УДК 372.8
Ю.Ф. Катханова
д.п.н., профессор
Московский педагогический государственный университет
г. Москва, Российская Федерация е-шай: [email protected]
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ОТ РАЗРАБОТКИ ДО ПРИМЕНЕНИЯ
Аннотация
В статье показана важность использования в учебном процессе школы и вуза электронных образовательных ресурсов (ЭОР), а также рассматриваются возможности использования мультимедийных интерактивных образовательных курсов (МИОК) в информационной образовательной среде школы и вуза.
Ключевые слова
Информационное и коммуникационное образовательное пространство, электронные образовательные ресурсы, мультимедийные интерактивные образовательные ресурсы.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
Повсеместное проникновение компьютера в повседневную жизнь предполагает постановку вопросов перед системой образования о расширении информационного и коммуникационного образовательного пространства за счет внедрения в процесс обучения современных электронных ресурсов, адекватных новой социокультурной парадигме. К важнейшему направлению развития образовательной среды в настоящее время относится создание различных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). При этом процесс обучения с использованием этих ресурсов часто осуществляется под управлением системы LMS. В любом случае эффективность усвоения обучающимися учебного материала во многом зависит от качественных ЭОР. Наша многолетняя практика разработки ЭОР показала, что создание их силами только преподавателей, точнее авторами-предметниками задача нереальная. Получаются милые системы по отдельным темам учебного материала, часто не соответствующие никаким дидактическим требованиям. Не всегда их можно назвать образовательными ресурсами. Отсюда на сегодня для реализации современных инновационных образовательных программ, соответствующих ФГОС, тотально не хватает ЭОР, соответствующих требованиям электронных образовательных ресурсов. По сути, информатизация образования тормозится из-за отсутствия этих ресурсов по многим учебным дисциплинам, как для средней школы, так и для высшей [1]. При этом большинство обучающихся имеет персональный компьютер подключенный Интернет, а мы не можем предложить комплект образовательных ресурсов, чтобы они могли использовать их в школе, в университете или дома.
Посмотрите - что творится в Интернет. Электронные образовательные ресурсы, чаще всего, представлены гипертекстовыми материалами, сопровождаемые текстами и иллюстративным рядом из учебников или учебных пособий. По сути, такие ресурсы дискредитируют идею дистанционного или смешанного обучения. Ведь чем сложнее компьютерные технологии, тем больше требований предъявляется к ЭОР. Наряду с этим - чем больше развиваются программные платформы и языки программирования, тем проблематичнее становится создание образовательных ресурсов силами педагогов независимо от того, насколько они продвинуты в информационно-коммуникационных технологиях. Однако каждый ЭОР - это авторский продукт, который, в первую очередь, создается автором-преподавателем. Без его опыта, без знаний учебной дисциплины, методики преподавания, творческого его участия нельзя создать грамотное средство обучения на электронном носителе.
Можно констатировать, что за 10-15 лет существования разнообразных Центров Новых Информационных Технологий, созданных во многих высших учебных заведениях не дали практического выхода продукции на образовательный рынок. В противовес этому, все ЭОР для образовательной среды, прошедшие экспертизу и закупленные Минобрнауки для школ России, были созданы в программных оболочках определенных компанией, специально разрабатывающих эти средства обучения. Отсюда -тесное сотрудничество педагогов-предметников и специализированных компаний, профессионально работающих в области разработки ЭОР, может дать достаточно эффективный для обучающихся продукт. Примером может служить компания «Мультимедиа технологии», создавшая серию мультимедийных учебников по иностранным языкам, по офисным компьютерным программам, полного комплекта учебно-методических комплексов для школ, включающих WEB-версии, соответствующие стандарту SCORM, совместно с Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ).
Процесс создания ЭОР силами студентов, аспирантов и преподавателей МПГУ в некоторой степени пришел в движение после включения в учебный план будущих учителей специального курса «Педагогический дизайн электронных образовательных ресурсов». Только хороший диалог, когда профессиональные компьютерщики, разбирающиеся в педагогике, предлагают свои решения, а преподаватели, понимающие возможности ИКТ в учебном процессе, совместно направляют их в нужное русло и воплощают в ЭОР программные решения.
Если говорить о системах, основанных на реализации возможностей технологии мультимедиа, то именно они позволяют сделать реальный выбор пользователем необходимой для него линии развития обучения [2]. На наш взгляд, наиболее эффективно это происходит в виде дистанционного изучения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
предметной области с помощью Интернет. Разумеется, не для всех категорий обучающихся и ступеней получения образования, например, при получении первого профессионального образования. Сложность реализации дистанционного обучения заключается, прежде всего, в отсутствии контента и специальных систем, регулирующих обучение в интерактивном режиме.
Актуальной задачей системы образования на сегодняшний день является разработка мультимедийных интерактивных образовательных ресурсов (МИОК), которые открывают новые возможности для реализации как продуктивных, так и репродуктивных методов обучения. Суть репродуктивных методов заключается в воспроизведении учащимися учебных действий по заранее определенному алгоритму. Продуктивные методы обучения лучше реализуются с помощью мультимедийных интерактивных образовательных ресурсов за счет предоставления информации в различных формах: текстовой, звуковой и иллюстративной с использованием видео или анимации.
Отметим, что в Рособразовании разработана классификация ЭОР по уровням эффективности. К высшему уровню (четвертый) отнесены МИОК - мощные и интересные для образования продукты, как виртуальная реальность в качестве мультимедийных компонентов. При этом важной характеристикой этих ресурсов является интерактивность, способствующая реализации концепции деятельностного подхода к обучению, при котором учащемуся необходимо выполнять практические задания, отвечать на вопросы, решать задачи, непосредственно работая с имитационной средой.
Обладая большим заделом учебно-методических видео материалов по различным общим и специальным дисциплинам, специальное электронное издательство имеет возможность обновить и развить их методически, адаптируя их к системе дистанционного обучения. Такие работы можно вести по самым различным учебным дисциплинам. Причем, МИОК должны быть модульными, гибкими и способными к совершенствованию на основе любого обновления учебного материала учителями или преподавателями на основе реализации обратной связи, как источник развития. Современные МИОК должны предусмотреть параллельное использование Интернет технологий, позволяющих расширить диапазон учебной деятельности обучающихся за счет дополнительного поиска необходимой информации по той или иной учебной теме, представляя себя и свое творчество на форумах, телеконференциях и др. [3]. Для организации дистанционного обучения необходима система управления учебным процессом - LMS. Чтобы МИОК интегрировались в LMS-систему, они должны соответствовать стандарту SCORM.
Таким образом, создаваемые МИОК должны быть - мультимедийными, интерактивными и модульными и соответствовать международному стандарту SCORM. К сожалению, большинство ЭОР представляют собой гипертекстовые HTML системы, которые редко используют звук, видео, графику, модели и т.д. Такие обучающие средства полностью изжили себя. Перспектива за МИОК в виде имитационной модели виртуальной среды изучаемых программ, базирующихся на мультимедийных, интерактивных технологиях в WEB-среде.
Наконец, информационные и коммуникационные технологии, как средство доступности информации способствуют формированию целостного мировоззрения человека, оказывают влияние на развитие творческого потенциала личности, предоставляют новые возможности для ее самовыражения, результативно применяя свои знания в образовательном пространстве.
Список использованной литературы:
1. Аветисян, Д.Д., Катханова, Ю.Ф. О перспективах развития школьного образования [Текст] /Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности. Сборник статей. Выпуск 5. - М.: МПГУ, 2011, - С. 5-7.
2. Гудилина, С.И. «Восхождение на гору» медиаобразования [Текст]. "Climbing the Mountain" of Media Education // Российско-американский форум образования: электронный журнал. Russian-American Education Forum. Volume: 6, Issue: 1. 1/05/2014.
3. Хортон К., Хортон У. Электронное обучение: инструменты и технологии: Пер. с анг. М.: Кудиц-образ, 2005.- 640 с.
© Катханова Ю.Ф., 2016