_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Шишкина Наталья Викторовна
директор СОШ № 2 г. Судак Республики Крым, РФ
ОСОБЕННОСТИ ГРАФИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделены особенности учебного графического моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности учащимися младших и старших классов средней общеобразовательной школы и рассмотрено их влияние на результат обучения в системе непрерывного образования.
Ключевые слова
Моделирование, рисование, каллиграфия, география, черчение
Среди основных разновидностей учебного и научного познания действительности субъектом деятельности выделяются словесное, графическое и математическое моделирование объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности, состоящие из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
Элементарное графическое моделирование фрагментов действительности, выполняемое детьми на занятиях рисования и каллиграфии, проектируется и реализуются в подготовительной к школе группе детского сада [2].
В младших классах средней общеобразовательной школы на занятиях по рисованию в решаемых детьми учебных задачах увеличивается количественный состав элементов, усиливаются структурные связи между ними и усложняются реализуемые ими функции.
На учебных занятиях по письму для младшеклассников важным является успешное решение таких каллиграфических задач, как многократное, регулярное и систематическое выполнение простого и сложного письма при наличии четких ориентиров в виде вспомогательных линий на бумаге, формирование правильного наклона, ширины и высоты букв письма при отсутствии очевидных направляющих действия ученика ориентиров.
Учитель, исходя из того, что каллиграфия - это искусство декоративного письма, обращает внимание учащихся на информацию - красивое письмо учебного текста на занятиях по всем школьным дисциплинам при установлении формальных и содержательных связей между словесным и графическим моделированиями объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности
[3].
При изучении учащимися школьных дисциплин «Окружающий мир», «География», «Физика», «Химия» и «Биология» происходит для них возрастание роли учебного графического моделирования объектов неживой и живой природы в познании действительности.
Учителя географии постоянно отмечают, что систематическое обращение учащихся к графическим контурным картам играет важную роль в формировании у детей географических знаний. Дидактический опыт показывает, что регулярное использование контурных карт на занятиях по географии позволяет развивать чувство у учащихся пространства, их умение определять на географической основе взаиморасположение объектов, особенности конкретной территории.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2016 ISSN 2410-700Х
Системно - структурно - функциональные модели фрагментов природной и технической действительности [4], изучаемые и выполняемые учащимися средней общеобразовательной школы на занятиях по естественно - математическим дисциплинам и черчению посредством графического моделирования, являются связующим звеном между средним и высшим звеном системы непрерывного образования при ознакомлении школьников и студентов актуальными задачами научно - технического прогресса нашей страны.
Использование компьютерных графических систем AutoCAD и MathCAD [5] в учебном процессе, проектируемом и реализуемом в современной средней общеобразовательной школе, позволяет повысить уровень графического моделирования действительности учащейся молодежью.
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, сводится к положению о том, что учет особенностей учебного графического моделирования действительности на занятиях во всех классах средней общеобразовательной школы позволяет осуществить успешный переход учащейся молодежи в высшую профессиональную школу. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
2. Каримов М.Ф., Габдулисламова Л.М. Компьютер в подготовительной к школе группе // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 10. - С. 55 - 57.
3. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.
4. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. -№ 2. - С. 59- 63.
5. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - №3. - С. 107 - 111.
© Каримов М.Ф., Шишкина Н.В., 2016
УДК 372.8
Ю.Ф. Катханова
д.п.н., профессор
Московский педагогический государственный университет
г. Москва, Российская Федерация е-шай: [email protected]
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ОТ РАЗРАБОТКИ ДО ПРИМЕНЕНИЯ
Аннотация
В статье показана важность использования в учебном процессе школы и вуза электронных образовательных ресурсов (ЭОР), а также рассматриваются возможности использования мультимедийных интерактивных образовательных курсов (МИОК) в информационной образовательной среде школы и вуза.
Ключевые слова
Информационное и коммуникационное образовательное пространство, электронные образовательные ресурсы, мультимедийные интерактивные образовательные ресурсы.